Корвин Алексей : другие произведения.

История Западной России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.35*22  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В школы Калининградской области вводится курс ћИстория западной России. Калининградская область. История краяЋ. Эксперимент начался 1.09.2006 г. в каком-то авральном порядке, причины которого не совсем ясны.


   В школы Калининградской области вводится курс "История западной России. Калининградская область. История края". Эксперимент начался 1.09.2006 г. в каком-то авральном порядке, причины которого не совсем ясны. Учебно-методического комплекса по истории края в школах области на сегодня нет. Заявлено, что он только "будет создан в ближайшее время" и включит в себя "программное обеспечение, учебное пособие (учебник) для учащихся и учебное пособие для учителей, методические рекомендации по календарно-тематическому планированию, рабочие тетради и комплекс информационно-справочных материалов на мультимедийных носителях". В связи с дефицитом времени "было признано целесообразным подготовить, утвердить и издать программу по истории края и учебное пособие для учителей" из нескольких частей. Несмотря на отсутствие учебно-методического комплекса в эксперимент с сентября 2006 года включено 36 школ области (в каждом муниципальном образовании есть хоть одна такая школа). В эксперименте участвуют 55 учителей и 2250 детей.
  
   С чем Министерство образования Калининградской области начало очередной эксперимент? Что было предложено школам к началу учебного года?
   1). "Программа общего образования по истории края" (авторы-составители Г.В. Кретинин, Н.А. Строганова, - Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2006. - 59 с., тираж 300 экз.)
   2). Кретинин Г.В. "История западной России. Калининградская область: история края. Часть I. С древнейших времён до начала XIX века". (учебное пособие для учителей общеобразовательных школ, Калининград: издательство РГУ им. И. Канта, 2006. - 217 с. тираж 200 экз.)
   3). Клемешев А.П., Федоров Г.М., Зверев Ю.М. "История западной России. Калининградская область: история края. 1991-2006 годы". (предназначено для учителей истории общеобразовательных школ, может быть использовано преподавателями, студентами, специалистами, интересующимся развитием Калининградской области. Калининград: издательство РГУ им. И. Канта, 2006. - 120 с. тираж 150 экз.)
   Следует предположить, что должны существовать учебные пособия для учителей на период с начала XIX века до 1945 года, и с 1945 по 1991 гг. Однако, о наличии этих пособий пока сведений нет. Возможно, эти учебные пособия находятся в стадии написания.
  
   Нет сомнения, что разработанные и изданные в условиях дефицита времени программа и учебные пособия обязаны иметь определённые недостатки. Есть серьёзные сомнения, что программа и учебные пособия не несут на себе отпечатка субъективных идей, мировоззрения авторов. Ведь "история - это политика, обращённая в прошлое". Пользу или вред принесёт столь поспешное введение данного курса? Имеет смысл проанализировать программу и учебные пособия.
  
   Программу разрабатывали вроде бы специалисты, знающие требования к подобным разработкам. Поэтому мы не будем анализировать её структуру и т.д. Прежде всего посмотрим на распределение учебного времени. Программа (основное общее образование) рассчитана на 136 часов (в VI, VII, VIII, IX классах - по 34 часа из расчёта один учебный час в неделю). Резерва свободного времени не предусмотрено. Для реализации авторских подходов, использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий предлагается воспользоваться резервом свободного времени за счёт предмета "История" по базисному учебному плану. Это означает, что по усмотрению учителя к 34 часам учебного времени учитель на своё усмотрение может добавить 2, 4 а то и 25 часов резерва.
   Следует учесть, что федеральный компонент включает в себя "Историю России" и "Всеобщую историю". Общая картина вырисовывается следующая: для VI класса, например: "История России" - 30 часов, "Всеобщая история" - не менее 75 часов, "Древнейшее прошлое края, древняя история и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики - не менее 34 часов. (Введение в учебную дисциплину - 1 час; древнейшая история края - 2 часа; древняя история края - 2 часа; пруссы - 3 часа; начало христианизации и проникновение немецких орденов в Юго-Восточную и Восточную Прибалтику - 4 часа; Тевтонский орден в Пруссии - 22 часа). Таким образом, наблюдается удивительная картина: даже не учитывая "Всеобщую историю", обнаруживаем, что на изучение истории конкретного чужого государства школьникам отводится больше учебного времени (34 часа) чем на изучение истории России (30 часов)! А если учитель воспользуется ещё и резервом свободного времени в пользу Тевтонского ордена? Подобная картина распределения учебного времени наблюдается и в других классах.
   Предварительный вывод:
   Внедрение "Истории Западной России" в качестве регионального компонента в нынешнем объёме (34 часа в год) неизбежно будет способствовать воспитанию у учащихся сепаратизма и прогерманской ориентации.
   Такую ли цель ставили авторы-составители программы Г.В. Кретинин и Н.А. Строганова? Вроде бы нет. На стр. 9 программы ими указано: "Изучение истории края направлено на воспитание у детей чувства патриотизма (? - и для этого в VI классе нужно 22 часа посвятить изучению истории Тевтонского ордена в Пруссии - ?! а в VII классе 8 часов посвятить теме "Герцогство Пруссия", и 10 часов - теме "Превращение Пруссии в провинцию Бранденбургско-Прусского государства" и т.д.!?), воспитания у них понимания необходимости исторической преемственности поколений (фраза возвышенно-туманная и непонятная); убеждённости в том, что Калининградская область была, есть и останется неотъемлемой частью Российской Федерации (22-мя часами истории Тевтонского ордена эту убеждённость не воспитаешь, скорее наоборот), а также понимания основ культуры межгосударственных отношений (как в "Семнадцати мгновениях весны" - главная фраза произносится в последний момент)".
   Достижение этих целей авторы-составители Г.В. Кретинин и Н.А. Строганова считают возможным при решении следующих задач (стр.9):
  -- приобщение во время изучения курса истории края к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона; (Задача сформулирована замечательно. Но, к каким конкретно духовным традициям региона хотят составители приобщить учащихся? К традициям Тевтонского католического ордена, "огнём и мечом", по выражению Петра из Дусбурга, покорившего эту землю? К традициям лютеран и реформатов? К традициям миссионерского кёнигсбергского университета, созданного именно с целью распространения протестантизма в соседних православных и католических регионах? К политике "Культуркампф" Бисмарка? К агрессивно-воинственным традициям прусской армии, проявившимся в войнах XIX-XX веков? И это при упорном бойкотировании министерством образования курса ОПК! Можно уверенно сказать, что в случае внедрения в школы области курса "История Западной России" учащиеся будут приобщены к культурным традициям чужого государства, и, соответственно, оторваны от культурных традиций России. Успешное решение этой задачи вызовет усиление сепаратизма прогерманской ориентации).
  -- формирование патриотической убеждённости учащихся, воспитание в их сознании нравственных идеалов; (даже беглый взгляд на распределение учебного времени показывает, что вместо патриотизма будет воспитываться сепаратизм и германофильство. Содержание программы противоречит поставленной задаче).
  -- сохранение исторической памяти, воспитание уважения к прошлому своего и других народов, несмотря на отсутствие глубоких исторических корней на этой земле; (а зачем так настойчиво программировать себя и учащихся в отсутствии глубоких исторических корней на этой земле, тем более, что это не совсем верно?)
  -- изучение учащимися основных принципов межгосударственного, международного общения;
  -- формирование навыков использования полученных знаний и представлений об исторически сложившейся региональной социальной системе в реальной общественной жизни. (проговорились: внедрение в систему образования курса "История Западной России" служит решению конкретной задачи: взращенные на школьной скамье сепаратисты и германофилы свои знания и представления неизбежно будут использовать в реальной общественной жизни. Как можно использовать эти взгляды и представления? Только одним способом: способствовать отделению Калининградской области от России!)
   Предварительный вывод:
   Заявленные составителями цели и задачи программы курса "История Западной России" недостижимы. В случае реализации программы результат может быть прямо противоположный целям и задачам программы.
  
   Нам неизвестно, чтобы ещё в какой либо области России ввели в качестве регионального компонента углубленное краеведение с 6 по 11 класс в объёме, превышающем или сопоставимым с "Историей России". Это и понятно: преподавание в таком объёме местной истории, например, в Ростовской области, в Волгоградской области, в Ставропольском или Краснодарском краях неизбежно вызовет в соответствующих регионах рост казачьего сепаратизма, антимосковские настроения. То же самое произойдёт в областях Сибири и Дальнего Востока. Даже в коренных российских областях, бывших некогда удельными княжествами (Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Смоленск) усиленное преподавание краеведения вызовет антимосковские настроения. Преступность этой идеи, разрушительность её для России понимают везде, в том числе и в национальных республиках. Даже в Татарстане не стали вводить в качестве регионального компонента "Историю Татарии", а ограничились углубленным изучением татарского языка.
   Есть смысл проанализировать "Программу общего образования по истории края", а затем и те учебные пособия, которые уже изданы и получили гриф "Утверждено министерством образования Калининградской области в качестве учебного пособия для учителей общеобразовательных школ". Прежде всего - программу.
  
   Важнейшим техническим недостатком программы видится то, что она составлена с "использованием программы для студентов исторического факультета РГУ им. Канта "История края с основами исторического краеведения" (составители - М.А. Клемешева и В.Н. Маслов)". Дело не только в том, что университет имени Канта прославился германофильством. По сути, школьников, начиная с VI класса (вариант - с V класса), авторы-составители предлагают учить по программе, предназначенной для студентов университета, либо мало от неё отличающейся! По крайней мере, отведение 22 часов на изучение Тевтонского ордена в VI (или даже в V) классе - это из университетской программы, это явная перегрузка для школьника. Более того, студентам на изучение этого материала отводится меньшее время. Авторы-составители явно не в ладах с действительностью. Нет уверенности, что Кретинин, например, работал в школе учителем истории. Впечатление такое, что он немного не представляет, что и в каком объёме можно дать ученику VI класса, поэтому и загружает в программу темы, достойные студентов университета. Причём, студентов-историков, т.е. узких специалистов. Не филологов, не правоведов, не экологов, не студентов иной специализации. Некоторое изумление вызывает утверждение подобной программы Министерством образования Калининградской области. Изумление, конечно, самим Министерством образования, утвердившим такую программу. Но, повторим, речь пока идёт о техническом недостатке программы.
   Предварительный вывод:
   Программа курса "История Западной России", разработанная на основе программы для студентов исторического факультета РГУ им. Канта, излишне сложна для школьников.
  
   Более важным представляется следующее... Историю региона можно изучать с разных точек зрения. И, соответственно, воспитывать у учащихся разные варианты мировоззрения. Выделим три возможных точки зрения.
   - Во-первых, можно акцентировать культурно-историческую связь этого региона с Россией, использовав для этого все возможные события, все возможные исторические даты, всех возможных исторических лиц. Такой подход способствовал бы в максимальной степени достижению декларированных в программе целей: воспитание у учащихся "чувства патриотизма" и "убеждённости в том, что Калининградская область была, есть и будет неотъемлемой частью Российской Федерации"
   - Второй вариант: можно сделать акцент на российско-германские связи на примере истории данного региона. Такой подход позволил бы достичь цели "понимания учащимися основ культуры межгосударственных отношений". Впрочем, первый и второй варианты отнюдь не исключают друг друга. Их можно и нужно было использовать одновременно.
   - Но возможен и третий вариант - упор на преподавание истории Восточной Пруссии вне связи региона с Россией, не рассматривая особо примеры российско-германского сотрудничества, намеренно замалчивая некоторые темы. Преподавание по третьему варианту не позволяет достичь декларированных в программе целей, зато позволит усилить в регионе сепаратистские настроения. Естественно, важно выяснить, по какому варианту составлялись программа и учебные пособия.
   Следует учесть, что программа устанавливает распределение учебного времени в рамках трёх этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы). Эти этапы соответственно: "Древнейшая история, древняя история и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики", "Новая история края (XVI-начало XX вв.)" и "Новейшая история региона. Создание и развитие Калининградской области. Калининградская область на рубеже XX-XXI вв. - российский эксклав". Львиную долю третьего этапа, составляет материал, касающийся Калининградской области в составе Российской Федерации (32 часа). Несмотря на существующие определённые замечания по темам, в него включенным, подробный его анализ оставим на будущее.
Оценка: 3.35*22  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"