Данный сборник аналитических материалов составлен на основе деятельности рабочей группы КПФ "История Западной России". Рабочая группа была создана для анализа эксперимента по введению с сентября 2006 года в школах региона курса "История Западной России. Калининградская область: история края". Эксперименты Министерства образования Калининградской области начали привлекать к себе внимания после попытки введения в школах региона занятий по половому просвещению учащихся. Имеется в виду скандальная история с деятельностью в школах Калининградской области екатеринбургского центра "Холис" и сотрудничество Министерства образования области со Шведской ассоциацией сексуального образования (ШАСО). Стало ясно, что не всякий эксперимент, проводимый Министерством образования области, имеет положительный эффект. Некоторые эксперименты, эффективность которых ещё не ясна, уже вызвали социальную напряжённость в регионе, например, перевод школ на подушевое финансирование и реструктуризация школ. Выяснилось, что далеко не всегда чиновники Министерства способны грамотно просчитать результаты своей деятельности для общества, для региона в целом.
Вышесказанное стало причиной, обратившей внимание КПФ на эксперимент по введению в школах области курса "История Западной России". Курс этот имеет ярко выраженный мировоззренческий характер. Он будет формировать мировоззрение сегодняшних школьников, завтрашних взрослых. Естественно, эта работа по формированию мировоззрения не может быть нам безразлична. Кого воспитает калининградская школа? Патриотов России? Или сепаратистов? Мы уже были свидетелями того, как воспитанные советской школой граждане СССР разрушили своё государство. Для себя, для России подобной судьбы не желаем.
Сборник включил в себя аналитические материалы по курсу "История Западной России", по его программе и по учебному пособию для учителей. Данная работа является предварительной, она будет продолжена. Естественно, издание сборника направлено на активизацию дальнейшего обсуждения данной темы. Калининградский Патриотический Форум хочет выявить объективную картину ситуации, поэтому важны разные мнения, разные взгляды на проблему. Они будут в дальнейшем анализироваться и обсуждаться.