Когда-то давным-давно на юго-восточной оконечности Европы проживали племена славян, наших предков. У них был свой, славянский язык, своя культура и свои, конечно же, имена. Эти имена у них были очень разные, но их смысл окружающим был вполне понятен, поскольку составлялись они на основе собственных словесных смыслов. Например, мужчины именовали друг друга так: Бажен, Балуй, Блоха, Влад, Второй, Гуляй, Дуда, Томило, Сила, Некрас, Чёрт, Шиш, Явул, Ярой... Среди властьимущего сословия преобладали двусоставные имена: Гостомысл, Владимир, Мстислав, Изяслав, Святополк, Боривой, Доброгнев и прочие. А у женщины имена были следующие: Бая, Белика, Берёза, Вера, Веселина, Вишня, Годица, Грида, Дана, Дарёна, Завида, Ива, Квета, Лепа, Любиша, Милолика, Нежа, Первуня, Ракита, Цветана, Чаруша, Яра, Ясена и многие-многие им подобные, взятые из окружающей жизни и всем понятные безо всякого перевода.
Но потом восточным славянам пришло время объединяться в большое и сильное государство. Как это нередко бывает, одним из мощных объединяющих факторов данного процесса послужила религия. И опять, как это нередко бывает, главной религией стала не своя исконная вера, а религия другая, со стороны, которая оказалась более сильной на тот момент и более подходящей для объединения разнородных племён и языков в одну общенародную государственную систему.
У европейцев такой мощной локомотивной религией оказалось христианство, в основе которой находилась иудейская древняя мифология. Позже эту мифологию творчески развили греки, самый передовой и прогрессивный народ древности. Греки подробно разработали культ богослужения, дав его действиям и предметам греческие названия и - породили традицию называть всех обращённых в христианскую веру греческими же, в своём большинстве, именами. Позже в государственные лидеры юго-запада Европы, запада Азии и севера Африки вышли римляне, которые внесли свою лепту в имянаречение христиан. И, конечно же, в христианстве осталось немало иудейских имён, лишь несколько видоизменённых по своему написанию и произношению в новой для них языковой среде.
Наши же предки восточные славяне стали называться русскими по названию ведущего государствообразующего народа, русов, а их держава прозвалась от тех русов Русью. Христианство они приняли позже латинян и большинства германцев - в самом конце 10 века нашей эры, и приняли его из восточной части расколовшегося на две части римского мира, из государства Византии или Ромеи. Государственным, как сейчас сказали бы, языком Византии был греческий язык, и там исповедовалась ортодоксальная версия христианской веры. На Руси эту веру позже прозвали православием, а вначале называли правой верой, а себя - правоверными.
Кроме Руси, православными-правоверными сделались и другие соседние им народы, многие из них даже раньше русских. К примеру, болгары, сербы, румыны, осетины, а ранее всех грузины. Так получилось, что в Русском государстве первые века всю верхушку священства-жречества составляли пришлые греки. Наверное поэтому у русских их славянские имена оказались с течением времени далеко на периферии имянаречения, а количество новых христианских имён оказалось несоразмерно большим по сравнению с остальными православными народами (кроме греков, где эти имена были родными). Хотя в первые века существования Киевской Руси бытовало так называемое двойное имянаречение. То есть наряду со славянским привычным именем, младенец при крещении получал вдобавок, причём как официально основное, ещё и христианское имя. Об этом прямо писал один из выдающихся русских князей той поры Владимир Мономах (конец 11 - начало 12 века н.э), которого по христианскому обычаю звали, оказывается, Василием.
Позже исконно славянские имена оказались почти полностью вытесненными из жизни наших предков, кроме небольшой их части, связанных с именем признанных церковью древних славянских святых. И греческие по своему значению и происхождению имена стали занимать у русских - и занимают сейчас - первое место по количеству имяносителей. Причём первое с большим отрывом от остальных. На вторых и третьих местах оказались имена иудейские и римские, лишь на четвёртом славянские, и есть также немногочисленные имена, взятые от других народов, как-то: арамейцев, персов, сирийцев, египтян и проч.
Попав в новую для них культурно-языковую славянскую среду, греко-римско-иудейские имена несколько видоизменились, как бы подладились под славянское произношение. Славяне отбросили свистящие греческие окончания ОС и ЕС, и новые имена в их устах сделались более твёрдыми и основательными, чем прежде. Из большого числа христианско-греческих имён, предложенных новыми духовными властями своей пастве, осталось со временем лишь часть из них, наиболее подходящих для русского уха, а самые неудобопроизносимые имена, хотя они и были занесены в списки для обязательного наречения (так называемые святцы), в широкое использование и хождение не были приняты из-за своей сложности и непонятности. Многие из этих не вошедших в обиход имён были весьма смешными и странными для славянского сознания, как например вот такие у мужчин: Варипсав, Генофлий, Гонорат, Дезидерий, Екзуперанций, Иегудиил, Иперихий, Калюмниоз, Лупп, Пуплий, Примитив, Сатир, Тихик, Фафуил, Фуксик, Худион и другие. А из среды неблагозвучных женских греческих имён назову следующие: Гаафа, Голиндуха, Денегатия, Дракона, Нунехия, Перпетуя, Плакилла, Препедигна, Синферуза, Яздундокта...
Да уж, такие имечки иметь было, как говорится, не приведи Господи!
Кроме того, русские люди склонны называть друг друга уменьшительными именами, что значительно упрощает общение. И ещё. Многие мужские христианские имена звучали и звучат весьма мощно и сильно. Таких имён в принципе большинство. К примеру, имена Андрон, Герасим, Дормидонт, Егор, Евграф, Кронид, Лавр, Мартемьян, Назар, Никандр, Панкрат, Прохор, Фирс, Фрол и другие очень по своей энергетике - сиречь, звуковой волне - крутые и могучие. А женские имена, как например такие: Аксинья, Анастасия, Евлалия, Елена, Ия, Калиса, Ксения, Наталья, Таисия или Юлия - нежные и мягкие.
Это нормально. Так и должно быть: среди мужских имён должны преобладать сильные и твёрдые имена, а среди женских красивые и мягкие. Потому что главная мужская природная суть есть сила и воля, а главная женская природная суть есть нежность и любовь. Поэтому наши предки вполне подстролись под чужие им христианские имена и за века буквально сжились с ними. Эти имена теперь неразрывно связаны с нашей историей и нашей прежней культурой. Правда, времена неизбежно меняются, и ныне у нас в обиходе масса совсем других имён, но всё же основу нынешнего русского именослова составляют и теперь христианские привычные всем имена.
Автору удалось собрать большое количество старинных русских имён христианского происхождения. Большинство из этого собрания широко использовались и в народной среде, и в среде правящего сословия, а также в среде монашеской и священнической. В нижеприведённом списке собраны как раз такие имена, а имена неудобопроизносимые и редко используемые автор старался туда не вносить, хотя некоторое число и таких имён в списке представлены тоже.
Итак - вот этот список старинных православных русских имён:
АВЕЛЬ - (евр) - лёгкое дуновение
АРОН (ААРОН) - (евр) - горный, высокий
АВВАКУМ (АБАКУМ) - (евр) - объятие божие
АВГУСТИН - (лат) - священный, величественный
АВДЕЙ - (евр.) - слуга
АВЕНИР - (евр) - Отец-светоч (в смысле Бог-светоч)
АВЕРКИЙ - (лат) - удерживающий
АВЕРЬЯН - (лат) - прогоняющий (врагов)
АВИЛ - от Вавила (евр) - вавилонский
АВСЕЙ - от Евсевий (греч) - благочестивый
АКСЁН - от Авксентий (греч) - растущий
АВРААМ (АБРАМ) - (евр) - отец множества (народов)
АВРЕЛИЙ - (лат) - золотой)
АВТОНОМ - (греч) - самостоятельный
АГАП - (греч) - любимый
АГАПИТ - (греч) - возлюбленный
АГАФАНГЕЛ - (греч) - вестник любви
АГАФОН (ГАПОН) - (греч) - благой
АГЕЙ (АГГЕЙ) - (евр) - торжественный
АГНИЙ - (греч) - чистый, непорочный
АДАМ - (евр) - человек из глины
АЗИЙ - от Аза (евр) - мощный, сильный
АЗАР - от Азария (евр) - помощь божия
АКАКИЙ - (греч) - незлобивый
АКИЛА - (лат) - орёл
АКИМ - от Иоаким (евр) - Бог утверждает
АКСЁН - (греч) - приумножение
АНДРИЯН (АДРИАН) - (лат) - из Адрии
АНКУДИН - от Акиндин (греч) - безопасный
АЛИФАН - от Алвиан (лат) - белый
АЛЕКСАНДР - (греч) - защитник мужей
АЛЕКСЕЙ - (греч) - защитник
АЛИМ - (греч) - помазанный
АЛИПИЙ - (греч) - беспечальный
АЛОНИЙ - неизвестно
АЛФЕЙ - (греч) - в честь бога одноименной реки
АЛФЁР - (греч) - достойный быть свободным
АЛФИМ - от Евфимий (греч) - благожелательный
АМВРОСИЙ (АБРОСИМ) - (греч) - бессмертный
АМОС - (евр) - несущий тяжесть
АМФИЛ - (греч) - из Амфилии
АНАНИЙ - (евр) - благодать божия
АНАСТАСИЙ (АНАСТАС) - (греч) - воскресший
АНАТОЛИЙ - (греч) - восточный, восходящий, или из Анатолии
АНГЕЛ (АНГЕЛИЙ) - (греч) - Божий вестник
АНДРЕЙ (АНДРОН) - (греч) - мужественный
АНДРОНИК - (греч) - победитель мужей
АНИКА - (греч) - непобедимый
АНИСИМ - (греч) - полезный
АНТИП - (греч) - упрямый
АНТИПАТР - (греч) - заместитель отца
АНТОН (АНТОНИЙ)- (лат) - большой
АНТРОП (АНДРОП) - от Евтроп (греч) - благонравный
АНФИМ (АНФИР) - (греч) - цветущий
АНУФРИЙ - (греч) - священный бык
АНЦИФЕР - (греч) - приносящий пользу
АПЕЛЛЕС - (греч) - собиратель
АПОЛЛОН (АПОЛЛОНИЙ) - (греч) - в честь бога Аполлона