Коростелёв Владимир Васильевич : другие произведения.

Фанам и не фанам "Левиафана". Рецензия на фильм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Фильм изрядный. Из ряда вон то есть выходящий. Спорогенный - вызывающий споры. В общем и целом либералы его хвалят, а патриоты хают.
   Но не всё так однозначно.
   Фильм сделан технически безупречно. Звягинцев действительно талантливый режиссёр. Мастер! Образ картины цельный, не хаотический, и детали сюжета встроены в сюжет вполне мозаично. Повествование неторопливо, кадры меняются не часто, без модного ныне дёрганья и излишней суеты. Музыка звучит тогда, когда надо, не навязчиво. Очень умелая работа оператора с чередованием по преимуществу близких и средних планов. Это помогает лучше понять чувства героев.
   Создаётся впечатление подлинности происходящего. Даже мат в диалогах не нарочитый, а к месту, как в жизни.
   Отлично подобраны актёры. Превосходно играет Серебряков, даже не играет - живёт в кадре. Полное перевоплощение в простого русского мужика со взрывным и боевитым характером. Его герой человек сильный, но недалёкий, не слишком развитый. Человек, каких очень много - каких большинство. Хорош и Мадянов в роли антигероя. Это волк даже не в овечьей, а в своей, волчьей шкуре. И маскироваться под верного вышестоящим начальникам полкана ему неохота и не надо - он тут сам по себе, в естественном своём виде обитает. Также толково сыграны и другие роли, фактура подобрана тщательно, в лучших советских традициях.
   О чём фильм?
   Это вечная тема. И больная...
   Вечно короче больная - власть и народ. О взаимоотношениях переходящей рамки дозволенного власти и терпящего этот беспредел народа.
   Поэтому фильм и интересен. Интересен не только русским - он общечеловеческий.
   На этом краешке земли до Бога высоко, а до царя далеко. Здесь вольготно дышат и творят свой извечный произвол наместники Того и другого. Этакие властители, светские и духовные, местного пошиба. Они самовластны и бесконтрольны, поэтому проявления низкой человеческой природы в них расцветают пышным и дурнопахнущим цветом.
   А народ, как почти всегда, практически бессилен. Он разделён, опоен наркозельем, и его права нагло попираются не ведающей укорота властью. Поэтому народ в лице главных героев фильма становится жалко. Дурная же власть вызывает справедливое возмущение и гнев.
   В этом и есть главная идея фильма! Его основная цель.
   Некоторые рьяные критики называют его пасквилем российской действительности, очерняющим и опоганивающим реалии. На самом деле, мол, всё совсем не так или не совсем так, а гораздо лучше и краше. Один наш молодой писатель даже определил суть этого действа как критику Хищника со стороны Чужого. Здесь Хищник - это, конечно же, всякие оборотни в погонах и без, а Чужой - это враги России, с восторгом поддерживающие и награждающие любые на неё нападки.
   С этим можно согласиться. Но лишь отчасти. Причём в небольшой части. А большая часть - это критика Хищника со стороны не Чужого, а Своего. Это наш, чисто русский взгляд на наши же с вами общие язвы. Образного Чужого в этом фильме вообще нет. Нет ничего иностранного, что можно было бы противопоставить происходящему как положительный пример некоей правильности. Чтобы этой якобы правильности можно было подражать.
   Хотя концентрация негатива в фильме безусловно утяжелена. Ибо собраны там практически одни проблемные личности, как-то: мэр-самодур, лицемер епископ, продажные прокурор, судья и начальник полиции, пьяница главный герой, его жена-блудодейка, его друг, тоже блудодей, его сын-неврастеник, и вдобавок к ним батюшка священник, живущий вполне себе мещанской жизнью, но произносящий при этом как будто бы верные слова, которые до ума и сердца простого запутавшегося мужика почему-то так и не доходят...
   Вроде бы явный тут перебор.
   Однако не будем спешить с выводами. И заглянем в нашу литературную классику. А что, Грибоедов в "Горе от ума" разве не перебарщивает? Или разве не сгущает краски Гоголь в "Ревизоре" и в "Мёртвых душах"? Может быть, не мажет действительность в тёмные тона Салтыков-Щедрин или Островский?.. Достоевский и Чехов?.. Горький?.. Булгаков в "Мастере и Маргарите"?..
   Ещё как наши великие сгущают.
   Но без этого сгущения, без искусственной концентрации зла в произведении, это самое зло часто и не видно невооружённому глазу. Оно умело и привычно прячется за невзрачной маской обыденности. Или ловко гримируется в личину добра, святости и блага. Это пресловутое зло редко нам показывается откровенно, безо всяких прикрас. Лишь на изломах истории или в миг случайного разоблачения, когда его неожиданно заносит в кювет невезухи, зло являет нам своё истинное рыло. Лицезрение которого не доставляет нам положительных эмоций.
   Кстати в голливудских фильмах часто обыгрывается подобный сюжет, живописующий столкновение оголтелого босса, хозяина всего и вся и простого доброго боя, грудью встающего за справедливость и закон. Просто американцы это показывают в крутых боевиках, и всем сразу становится ясно, что это как бы сказка такая, вымышленная неправда.
   У Звягинцева вообще-то тоже сказка. Он ведь вдохновился идеей фильма, почерпнув её именно из американской действительности, не из российской. Да и любой фильм без единого исключения, как и любая книга, есть тоже сказка, этакая фантазия автора или авторов на основе реальности. Ибо чувства и в сказке, и в яви одни и те же, поскольку мы, люди, чувствуем бытие одинаково. А Звягинцев показывает нам свою сказку исключительно правдоподобно. Талантливо показывает, так что в неё не мудрено и поверить.
   Верить не надо - надо думать и размышлять. Улавливать сказочный намёк, коль мы с вами добры молодцы. Или девицы.
   Конечно же, западным недругам всего русского, и российского в частности, такой талантливый невесёлый фильм очень на руку. Они ведь всегда ревновали к России, к её величественным просторам, к её скрытой, подспудной, а иногда и вполне явной силе и мощи. Ревновали и недобро радовались нашим бедам и несчастьям.
  
   Россию в боли коль опишешь -
   Глядишь, и в нобелевских ты!
  
   И примеров такого предвзятого отношения к нам - полно. Не буду их перечислять, все и так их знают. Ведь подавляющее большинство кинематографических и литературных наград на западе нашим давали за талантливо изображённые российские несчастья. За описание России в стадии болезни и негатива. Увы.
   Однако не будем на это сетовать. Пусть их... Русская душа тем и велика, что не боится откровенности. А кто не боится - тот силён. Силён духом прежде всего.
   Мы просто скажем этим злорадствующим господам: "Господа такие-то, а вы киньте в Россию свой разящий камень, но с одним условием - кто и сам без подобного греха!"
   И опа! Как говорится, приехали...
   Некому бросать-то. Все по уши в духовном дерьме. Просто некоторые насобачились это дерьмецо мастерски от других прятать.
   Возьмём, например, светоч западной демократии Америку. США есть которая. Огромное количество чисто американских творческих людей - писателей, кинематографистов, общественных деятелей - исключительно правдиво изображали и изображают в своих работах уже американские духовные гнойники. И таких болячек там прорва. Причём не только была эта прорва, но и есть.
   Перечислять другие страны и странюшечки мы не будем - и у них не всё алё. Всё как у всех. Мы ведь не святоши, не ангелы - мы люди, и мазаны одним миром. Гордиться тут особо некому. Факт.
   Основываясь на вышеизложенном, можно сказать следующее: фильм "Левиафан" Звягинцева есть сатира на нашу тёмную сторону души. Не только русской души - а души человеческой. Сатира на нашу с вами ненасытную алчность, на нашу продажность, на наше ханжество и лицемерие, на нашу вопиющую бездуховную приземлённость и дефицит истинно благого в наших оскудевших душах и душонках. И обижаться на то, что некий художник талантливо нам на эти пороки продемонстрировал, не надо.
   Их, пороки, нужно в себе по возможности изживать.
   Причём изживать всем, а не тем вон только, которые в грязи барахтаются...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"