Мы знаем, что Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза.
Но не только это знаем мы, не только это знал Штирлиц и не только последняя фраза запоминается лучше всего (как бы парадоксально ни звучало совмещение преобладаний).
Памятка для того, кто не уверен, что запомнит полезную информацию, которой с ним щедро поделились.
Человек с развитым интеллектом (патологию не обсуждаем) быстро, качественно и надолго запоминает:
1) то, что произвело на него большое впечатление, вызвало сильные эмоции, переживания (как приятные, так и наоборот). Это остаётся в памяти непроизвольно (то есть независимо от установки и мотивации), рефлекторно, даже порой вопреки желанию воспринявшего, и освободить от этой ноши при жизни может только деменция разного происхождения;
2) то, что ему очень интересно, актуально, входит в сферу нынешних событийных осмыслений;
3) то, что он считает важным, нужным, способным пригодиться когда-нибудь, а то и часто.
Последняя фраза запоминается лучше всего, когда она рассчитана на оперативную или кратковременную память: услышал - понял - донёс в целости и сохранности до времени и места применения - использовал правильно - молодец.
Для длительного периода последняя фраза, сказанная кем-то, запоминается только при соответствии её вышеперечисленным пунктам.
Что делать, если Поле посылает Вам весть (информацию) внезапно, когда Вы этот подарочек не ждали, не звали, не предполагали, а он пришёл и при этом как-то не очень укладывается в формат естественного запоминания, даже если в общих чертах всё более-менее интересно и где-то там, на задворках интуиции, поддерживается осознанием важности (особенно если источник речи - человек, мнение которого Вы уважаете и в компетентности которого уверены)?
1) слушать/читать внимательно, чтобы постараться понять сказанное/написанное. Всё непонятное не запоминается ни при каких условиях. Поэтому если Вы что-то не поняли или сомневаетесь, что поняли, не стесняйтесь переспросить, уточнить, попросить объяснить, привести пример, соединить с какими-то ассоциациями или уже имеющимися знаниями. До тех пор, пока не убедитесь, что понимаете, о чём речь, и не путаетесь в понятиях (это важно!);
2) мысленно очень кратко, буквально парой слов, категоризировать для себя, о чём вообще тема, чтобы мозг имел возможность быстренько соотнести новое с личным архивом интересов, тем самым активизировав его;
3) осознать или хотя бы допустить ценность узнанного, его перспективность для вашей дальнейшей жизни;
4) дослушав/дочитав, повторить про себя запомнившиеся здесь и сейчас слова/фразы;
5) по возможности сразу или в ближайшее время в виде изложения или цитатой записать пришедшее.
Плюс, в идеале, кому-нибудь ещё это рассказать своими словами.
При сомнениях в правильности записанного и пересказанного, опять же, обратиться к источнику с вопросами. Если он адекватен (а иных-то и запоминать незачем), запросу внемлет и ответы будут.
И вдогонку: информация не есть знание. Она становится знанием только когда встраивается в мировоззрение человека и подкрепляется его личным практическим опытом. Все прочие варианты - информация и только. Сделаете ли Вы её своим знанием - ваш выбор.