Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Крепкие Семьи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:


   Углубленное изучение наличного капитала семьи делает устойчивым движение на пути к новому образу семьи.

Королев П. М., руководитель российско-американского проекта исследования прочностных характеристик крепких российских семей (г. Кудымкар)

   Будущее - это особая ориентация сознания, которое осознает себя в множественности альтернатив. Будущее инструментально, поскольку полнотой альтернатив развития сознание, ориентированное на будущее, гарантирует реализуемость того представления о следующем состоянии мира, к которому ведут различные альтернативные пути. Множественность путей и множественность состояний не означает их изолированности. Сознание целостно, и это значит, что оно пытается связать сетью связей и отношений, трансформаций и переходов, как разные состояния, так и ходы развития. Сознание когерентно и конфигуративно. Сознание, как и реальность, является предельной, граничной сферой, которой ограничивается возможность оперирования с объектами и логического конструирования знаний.
   Знание детерминируется, с одной стороны, операциональной структурой действительности и ее знаковыми формами, с другой стороны сознанием, к которому сходится ряд эпистемологических превращений знания (на пути генерализации опыта оперирования с объектами и на пути отнесения знаний об этом с реальностью и практикой).
   Такие объекты изучения, как личность, индивид, группа, коллектив, воспроизводство, деятельность, поведение и т.п., описываются разными гуманитарными дисциплинами. Это множество научных, технических, инженерных дисциплин образуют сложное знание о науке, которое может сополагаться и связываться как с разного рода искусствами, так и с ритуалами. В конечном счете, множество единиц духовности сплавляясь и преломляясь друг в друге, участвуя в потрясающей воображение рефлексивной и рефернционной игре формируют некоторую константу, ядро, на котором выстраивается господствующее сознание, определяющее эпоху. Внутри эпохи могут происходить революции (социальные, технологические научные и т.п.), но это все подобно малым лавинам. Кардинальное изменение духовного ландшафта происходит во времена больших трансформаций. Открытие огня, изобретение колеса, расшифровка генома человека - примеры того, что меняет эпохи. Станет ли следующее тысячелетие принципиально отличным от предшествующих? Во что превратятся привычные формы и содержания? Какими станем мы и какими навигационными инструментами овладеем? Ясно одно, что прежнее разделение природы и духа исчезает. Субстанциональность мышления задает новые материальные черты и сознанию, равно как и сознание проникает на клеточный, субклеточный, молекулярный уровень. Мир становится все более и более тонким, тонкоматериальным. Идея копускулярно-волнового дуализма, примененная в начале века к атомным частицам, обретает жизненные формы и на их ансамблях и агрегатах, таких как трансперсональные опыты, психоанализ, информационные и интуитивные технологии, ботанические измерения, рефлексивное управление и т.п.
   Семья на рубеже веков, на рубеже эпох, также претерпевает изменения. Какова ценность семьи для воспроизводства рода человеческого, каковы наиболее устойчивые элементы семейной организации, - эти вопросы исследовались Ником Стинеем и сотр. Впервые семейные узы российской семьи исследовались в Кудымкаре в рамках российско-американского проекта. На основе первичных выборок из более чем 1000 опрошенных, мы можем отметить следующие ценности, которые чаще всего называют мужчины и женщины, размышляющие на темы крепкой семьи и брака.
   Прочностные характеристики или семейные узы. Наивные сельские жители так отвечают на этот вопрос. Любовь и дети, интерес друг к другу, терпение и детей надо растить, терпение и прощение, взаимные обязательства. Некоторые пишут: давно друг друга знаем; трудно найти лучше мужа, многие пьют. Или: Вырастили детей, притерлись друг к другу. А вот признание мужчины: Забота о детях. За долгое время совместной жизни, кажется, что с другой уже не смогу жить, или: Маленькая дочь пытается нас подружить, запрещает нам ссориться.
   А вот фиксации по этому же поводу из анкет, сделанных в другой местности (крупный губернский город). Терпение жены, любовь. Любовь и ответственность. Взаимоуважение и единоначалие. Взаимопонимание и дети. Любовь и уважение. Двое детей, доверие. Полное взаимопонимание, сын. Дети, доверие, Доверие друг к другу, честность.
   Женщины пишут так: Терпение, уважение друг к другу. Нет измен, трезвый образ жизни, Дети и дом, Любовь и дети, уважение и любовь.
   Итак, мы встречаем указание на такие ценности, как дети, любовь, уважение, взаимопонимание, предсказуемость или привычка (притерлись друг к другу, отношения стали ровнее и спокойнее), ответственность. Этот ряд делает семейные отношения прочными. Собственно, этот ряд ценностей повторяется, но в операционной ориентации, когда респонденты отвечают на вопрос о факторах, делающих брак успешным. Терпение жены, взаимопонимание. Любовь, ответственность. Замечательные дети. Любовь и взаимное уважение, сочувствие друг другу, дети. Взаимопонимание, муж принял моих детей. Хорошее отношение жены к моей матери, материальное благополучие. Характер мужа. Дети, хороший характер жены, уважение друг к другу. Есть квартира, дети, уважение к жене.
   Всякие трансформации в обществе делают вызов прочности семьи, проверяют ее на стойкость, на способность справляться с трудностями и кризисами.
   Что помогает российским семьям преодолевать кризис? Имеем свое хозяйство, зарабатываем дополнительные деньги. Есть свой огород, муж очень многое делает своими руками. Стараемся распределить деньги, чтобы хватило. Жена сама печет хлеб. Имеем свое хозяйство. Ведем свое хозяйство, помогают родители-пенсионеры. Дети. Понимать друг друга, доверять. Так отвечают сельские жители.
   В городе мужчины отвечают так? Шабашки, дополнительная работа, экономия. Занять, экономить. Временно бросить пить, найти высокооплачиваемую работу. Приходится крутиться, ищу дополнительный заработок, занимаю, шабашки. Подрабатывал. Помогали родные и друзья, продал машину. Подрабатывали. Во многом отказывали себе, то есть не покупали дорогих вещей, продуктов, только вещи первой необходимости. Похоже отвечают и женщины: Экономия. Искала дополнительную работу, приусадебный участок и помогали родители, Экономия, дополнительный заработок. Если денег нет, то занять или умерить свои аппетиты.
   Мне надо реже выпивать. Завершает свою анкету один из респондентов. Каковы две важные семейные узы? На этот вопрос мы видим ряд ярких ответов. Ответственность за будущее детей. Здоровый образ жизни. Терпимость и взаимопонимание. Любовь и поддержка, счастье жить рядом и воспитывать детей. Любовь, не чувствуешь себя одиноким, помощь в заботе о детях. Ответственность за семью, хорошие дети. Юмор, игровые отношения - философское, с юмором, отношение к трудностям, дети. Уважение к семейным традициям, терпение жены, дети. Если есть жилье и деньги, надо заботиться о детях. Надо нести ответственность за семью и растить детей. Уже поздно менять жизнь, дети растут, надо о них заботиться.
   Идеи, которые лежат в основании прочности здоровых российских семей, необходимо должны быть включены в систему отношений Наука - Люди - Власть. Люди, прежде всего добровольцы, согласившиеся ответить на вопросы анкеты, и наука, обработавшая результаты анкетирования, свой первый шаг сделали, мы предлагаем включиться в этот созидательный процесс представителей власти. Наши рекомендации, наши наблюдения, мудрость людей должны учитываться в процессе принятия решений по развития социальных программ, и в особенности поддержки ценности крепкой семьи. Крепкая семья, устойчивая личность, взаимозависимое сообщество, единый и многообразный мир людей, нацеленный на сотрудничество, созидание и процветание не в конфронтации, а в терпении и понимании, что мир живого не ограничивается только миром людей. Люди, киборги, роботы, ноуботы, домашние питомцы - все равноправные члены новой будущей семьи, заботящейся о благополучии и развитии каждого члена.
   Приложение
   С разрешения автора публикуем также доклад С.Аристовой, который является частью отчета о проекте.
   Гендерный и демографический аспекты исследования прочностных уз в российской провинции

Аристова С. М., руководитель образовательного центра (г. Кудымкар)

   В 1999 году, в рамках совместного с Алабамским университетом и Кловердейлским центром семейных уз российско-американского проекта исследования прочностных характеристик семьи, нами проведено анкетирование 1000 семей, по 500 в Коми-Пермяцком автономном округе и в городе Перми. Предварительный анализ результатов исследования показывает различие взглядов на институт семьи мужчин и женщин. В настоящем докладе мы приводим анализ некоторых тенденций, основываясь на выборке 20 городских семей и 20 семей из села Юсьва.
    -- Количество детей в крупном городе в исследованных семьях составляет 1,85, в деревне - 2,1 человека. Мужчины села, как правило, не вступают в повторный брак, в то время как 40 % мужчин Перми состоят во втором браке, более гладкий разрыв по этому показателю у женщин 1,2 (Пермь), 1,1 (Юсьва).
    -- Насколько ощущают мужчины и женщины себя физически здоровыми? Результаты показывают, что если мужчины полагают, что оно хорошее (3), то женщины оценивают его в основном как удовлетворительное (2,1 Пермь, 2,5 Юсьва).
    -- Мужчины села почти вдвое более одиноки, чем женщины (2, 9 и 1,5), в то время как в городе наоборот, женщины ощущают себя одинокими в значительно большей мере, чем мужчины (1,4 и 3, 9).
    -- Жизнь наполнена смыслом. С противоположным утверждением практически единодушно не согласны все (распределение баллов 3, 8 женщины Перми, 4,1 мужчины Перми, 4,3 мужчины Юсьвы, 4,6 женщины Юсьвы; селянки категорически не согласны с тем, что жизнь лишена смысла).
    -- Отношения в браке являются романтическими. В большей мере так считают мужчины Юсьвы, в меньшей мере - мужчины Перми (2,5 и 3,0 соответственно) Женское мнение по этому вопросу измеряется по пятибалльной шкале 2,9 (Пермь) и 2,8 (Юсьва).
    -- Семья - источник счастья. Меньшую оценку личного счастья дают себе женщины Юсьвы (3,8, мужчины - 3,9), большую - мужчины Перми (4,0 женщины 3,9). Значительно ниже оценивают свой брак как доставляющий счастье (женщины ставят бал 3, 5; мужчины Перми - 4 мужчины Юсьвы 3,6). Насколько счастливы члены семей в отношениях с супругом? Почти все ставят оценку 3,5, за исключением мужчин Перми, которые оценивают их достаточно высоко (4,5). Чуть ниже (4,2) они оценивают как счастливые отношения с детьми. Женщины Перми 4,3; мужчины Юсьвы 4,1. Основным источником счастья для селянок являются их отношения с детьми (4,7). Анализ показывает, что дети - основной источник радости и счастья (исключение - мужчины Перми, полагающие, что счастье имеет два источника - отношение с супругой и с детьми).
    -- Эти результаты находятся в соответствии с ответами на вопрос о близости отношений. Мужчины Перми выставляют наивысший балл близости отношений с супругой (4,5), мужчины Юсьвы наинизший (3,3). В той же мере откликаются и женщины (3,9 женщины Перми, 3,4 - селянки). Близость отношений с детьми - 4 балла (женщины Юсьвы - 4,5).
    -- Положительно влияние супругов друг на друга в городе носит равноправный характер (4 -супруг на тебя, 4 - ты на супруга, у мужчин и 3,5 на 3, 5 у женщин). В селе картина другая. Мужчины отмечают, что их супруги оказывают на них больше положительного влияния (3,7), чем они на супругу (3,3). Женщины подтверждают это положение: супруг оказывает на них положительное внимание (3,5) меньшее, чем они на супруга (3,9). Своеобразный матриархат.
   Американские коллеги, изучая семейные узы в разных странах мира, пытаются выяснить степень тех ключевых категорий, которыми характеризуется прочность семейных отношений, - уровень общения членов семьи, наличие и роль обязательств друг перед другом, наличие общих ценностей, совместное выполнение домашней работы, разрешение кризиса по-доброму.
   Используя пятибалльную шкалу, где 1 указывает наименьшее значение, а 5 наибольшее значение, наши респонденты следующим образом оценивают наличие того или иного качества.

Имеете обязательства друг перед другом

Общение, часто друг с другом беседуете, внимательно слушаете, относитесь друг к другу с сочувствием

Вы проводите время вместе и вместе выполняете домашнюю работу

Преодолеваете кризис по-доброму

Духовная сфера - у вас есть общие ценности, нравственные принципы, вы рассматриваете жизнь как наполненную смыслом

   Пермь
   Юсьва
   Пермь
   Юсьва
   Пермь
   Юсьва
   Пермь
   Юсьва
   Пермь
   Юсьва
   м
   4,3
   3,6
   3,9
   3,4
   3,5
   3,8
   4
   3,1
   3,6
   3,4
   ж
   3,7
   3,7
   3,7
   3,4
   3,7
   3,7
   3,6
   3,4
   3
   3,4
   Женщины в городе, как показывает анализ, отмечают низкую степень наличия общих ценностей (3), мужчины Юсьвы не всегда решают семейные конфликты миром (3,1). Большое значение в укреплении семьи и наличие стержня в семейных отношениях мужчины Перми придают наличию обязательств друг перед другом (4,3). Горожане нуждаются в большем общении (3,9 и 3,7). В домашнем труде практически в равной мере заняты как мужчины, так и женщины.
   Приведенный фактический материал нуждается в уточнении, и процедуры уточнения осуществляются в центре в рамках проекта. Приведенный фактический материал нуждается в дальнейшей комплексной интерпретации и в системе аспектных исследований. Эти исследования и разработки должны быть направлены на формирование такого образа семьи, который бы способствовал всестороннему и гармоничному развитию личности. Эти исследования и разработки должны отвечать на вызовы, которые накладывает на настоящее новые прорывные решения в области науки и техники, в гуманитарной сфере и которые определяют облик нового будущего общественного устройства.
   27.06.2000
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"