Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Стефан Пермский и Пам Сотник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тоталитаризм христианства имеет многосотлетнюю историю. Сегодня, когда обострились мировые отношения в духовном регионе, важно проследить исторические корни империализма, чтобы не приписывать только исламу источник мировой угрозы. В данном эссе мы пытаемся взглянуть на спор между христианским проповедником и лидером язычества, состоявшимся более 600 лет тому назад. Важно проследить характер этого спора, равно как силу той духовной традиции, которая представлена в этом споре представителем язычества. Спор закончился ничем. Испытание же веры - огнем и водой - напоминает нынешнюю боевую операцию ћОсвобождение ИракаЋ.


   Стефан Пермский против Пама-Сотника.
   Тоталитаризм христианства имеет многосотлетнюю историю. Сегодня, когда обострились мировые отношения в духовном регионе, важно проследить исторические корни империализма, чтобы не приписывать только исламу источник мировой угрозы. В данном эссе мы пытаемся взглянуть на спор между христианским проповедником и лидером язычества, состоявшимся более 600 лет тому назад. Важно проследить характер этого спора, равно как силу той духовной традиции, которая представлена в этом споре представителем язычества. Спор закончился ничем. Испытание же веры - огнем и водой - напоминает нынешнюю боевую операцию "Освобождение Ирака".
   Епифаний Премудрый в Житии Стефана Пермского ("Святитель Стефан Пермский". Серия "Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях". Статья, текст, перевод с древнерусского, комментарии. - СПб, "Глаголъ, 1995 - 280 с.) описывает ход дискуссии между христианским миссионером и лидером местного язычества. Многие темы, поднятые шесть веков назад, созвучны нашему времени.
   Духовный человек, дух и духи. Государство и страны (Москва и Пермь). Вот как описывает Епифаний ход этого спора. "Однажды пришел некий волхв, чародей-старец, умеющий внушать ложные видения, искусный кудесник, главный среди волхвов, старейшина знахарей, наибольший из отравителей, постоянно в искусстве волшебства упражняющийся, горячий приверженец кудесного чародейства. Имя его Пам-Сотник; его издавна некрещеные пермяне чтили больше всех прочих чудотворцев ... говорили, что его волхвованием должна управляться Пермская земля". Святитель Стефан обеспокоился, он сказал: "Сколько я ни построю, с легкостью он разоряет".
   Заметим, что это высказывание кажется довольно-таки странным, поскольку духовные постройки обладают весьма примечательным качеством неразрушаемости. Вероятно, в этом заявлении Стефан признает духовную силу Пама-сотника.
   (См., например, толкование идеи о Теле Христовом у о.Павла Флоренского. Понятие Церкви в Священном Писании. - Флоренский П.А., Сочинения в 4-х тт., т.1, М. Знание, 1994, сс. 345-346. "Непоколебимость и неразрушимость Церкви, пишет Флоренский со ссылкой на Филарета, митрополита Московского и Коломенского, на его 4-й том "Слов и речей 1836-1848", М. 1882, - это основная черта ее, аналитически вытекающая из самого понятия о Церкви",с.375)
   Епифаний пишет: Много они спорили, но не могли ни до чего договориться, "потому что один свою веру хвалил, а другой свою; тот не принимал предания другого, а другой отвращался от наставлений того". И это также является неким общим местом: невозможно убедить убежденного. Отсюда проистекают волны хаоса от столкновения цивилизаций. И если нет возможности конфигурирования ценностных систем, то остается одно: подчинить своей воле. Пам-сотник чувствует империализм христианской пропаганды, не потому ли он ищет формулы противопоставления универсального разнообразному, глобального местному.
   Пам, обращаясь к людям, спрашивал: "Из Москвы может ли быть что-либо хорошее для нас? Не оттуда ли у нас тягости, тяжелые дани, насилия, управители, чиновники и приставники? Поэтому не слушайте его, но лучше слушайте меня, добра вам желающего. Я ведь вашего рода и из одной земли с вами...".
   Люди и боги. Епифаний замечает: "И был этот кудесник лютым противником преподобного и злым великим ратоборцем, неукротимым супостатом и борцом, желающим разрушить веру христианскую". Пам считал: Стефан и ученики "не посмеют словесно состязаться со мной в загадках, прениях и вопросах [гаданьях, прениях и истязаньях]". Совершенно точно, план христианских проповедников был в ином.
   Власть и богатство (первый аргумент Пама). После речи Стефана о Христе и языческих богах Пам сказал: "Боги наши, хоть и были поруганы тобой, но по милосердию не погубили тебя. ...У вас, у христиан, один Бог, а у нас много богов, много помощников, много защитников. Они нам дают улов, и все, что в водах, и что в воздухе, и что в болотах, и в дубравах, и в борах, и на лугах, и в порослях, и в чащах, и в березнике, и в сосняке, и в ельнике, и в окружающих пашню, и прочих лесах, и все, что на деревьях, белки или соболи, или куницы, или рыси, и прочее, что мы ловим, часть чего и до вас достигает ныне. Тем, что мы ловим, и ваши князья, и ваши бояре, и вельможи обогащаются и в то облачаются, и ходят, величаясь подолами одежд своих, гордясь, что в числе их людей народы, столь долгое время этим изобилующие...". В первой части своего тезиса о множественности духов, покровительствующих деятельности человека, ощущается любовь к природе, осознание ее гармонии и технической конструктивности. Часть вторая может трактоваться политически или экономически. Действительно, присвоение даров природы делает человека богатым, но вместе с богатством происходит облачение в одежды, которые были кумирами язычников, а теперь становятся фетишами иной цивилизации. Материальное обогащение и обретение власти над миром ведет к утрате сущности христианской веры. А поскольку многим людям стремеление к власти и богатству кажется естественным, то первый аргумент Пама против Стефана находит свою реализацию в современной общественной жизни.
   Личность и знание (второй и третий аргумент Пама). И еще два аргумента приводит Пам-сотник в защиту своей веры. И одновременно артикулирует тему духовного человека в информационном мире.
   Искусство охоты: ценности земли и неба. (1) "наша вера гораздо лучше вашей потому, что у нас один человек, или вдвоем, многократно выходит на борьбу бороться с медведем и, поборов, победив, повалит его и шкуру его принесет. У вас же на одного медведя выходят многие, числом и до ста, или до двухсот, и иногда привезут, отыскав, медведя, а иногда возвращаются и без него, без успеха, ничего не везя, но попусту потрудившись, что нам кажется достойным смеха и кощунством".
   В этом тезисе утверждается то, что пытался выразить, например, Карлос Кастанеда, когда он пишет об искусстве охоты.
   Человек в информационном мире: мире новостей и известий. (2) "...новости у нас скоро становятся известны. Как что-нибудь произойдет в дальней стране, в каком-нибудь городе, в тридевятой стране, - в какой день случится что-то, в тот же день, тотчас же, у нас имеются полные известия. А вы, христиане, нелегко их узнаете в течение многих дней, долгое время не знаете. Этим наша вера намного лучше вашей, - потому что у нас много богов, помогающих нам".
   Демократический аргумент Стефана. Стефан говорил: "не подобает нам веровать во многих богов, это - многобожие, заблуждение относительно кумиров, но следует веровать в одного Бога. ... Эта вера апостольская, это вера отеческая... на семи соборах утвержденная ... А всех их [святых отцов] около двух тысяч. Такова вера христианская"
   Завершение словесного диспута. Епифаний пишет: "И пробыли они только вдвоем друг с другом, разговаривая, весь день и всю ночь без еды и без сна, ни перерывов не делая, ни спать не ложась, ни сну не предаваясь, но все время в споре состязаясь, словами препираясь". Пам сказал: "Я не верю этому, все это мне кажется ложью, баснями и выдумками, вами измышленными. И не поверю, если не увижу испытания веры!"
   Испытание веры: огнем и водой. И сказали друг другу: "Пойдем и зажжем огонь, и войдем в него, чтобы пройти сквозь огненное пламя, среди горящего пламени. Вместе разом пройдем оба, я и ты. ... А затем предпримем другую проверку таким же образом: оба пойдем, взявши за руки друг друга, и вместе выйдем в одну прорубь, и опустимся вниз, в глубину реки Вычегды, и, опустившись вниз подо льдом, спустя большое время, на один плес ниже, из другой проруби опять же вместе вынырнем. И пусть вера того, кто выйдет целым и невредимым, окажется правой, и тому тогда все покорятся".
   Договорные отношения. Апелляция к демократии."И одобрил эти слова весь собравшийся народ. И сказали все люди: "Воистину хорошо сказали вы то, что сказали сейчас!"
   У Пушкина в Сказке о попе и работнике его Балде описан случай испытания, когда Балда с бесенком соревновались, кто дальше бросит палку. Чего же ты ждешь, спрашивает бесенок Балду. "Да вон той тучки. Как закину туда свою палку, так и начну с вами, чертями, свалку!" - отвечает Балда. На том испытание и закончилось. Так же и здесь. Пам-сотник оказался заложником неких договоренностей, например, того, что он высказался за план испытания веры.
   "как ты говорил и как ты решил, как тебе захотелось".
   Епифаний Премудрый пишет, что после молитвы Стефан "собирался смело войти в огонь. И обратившись к волхву, сказал ему: Пойдем оба разом, взявшись за руки как обещали. А тот не пошел, устрашившись огненного шума; в ужасе был, и так и не вошел". "Преподобный с большей настойчивостью взял, понуждая волхва, рукой своей за его одежду и, крепко сжав ее, захватил его и насильно тащил лицом к огню". И в третий раз "Пойдем, войдем оба в палящий огонь, как ты говорил и как ты решил, как тебе захотелось". А тот не хотел войти. Таким же образом преподобный Стефан победил и в испытании веры водой.
   Ответственность за свои слова. Люди же спросили Пама: "Скажи, окаянный, почему ты не вошел ни в огонь, ни в воду, но всячески оказался посрамлен?
   В ответ волхв сказал: Я не научился покорять огонь и воду, а дидаскал ваш Стефан еще в детстве и юности своей научился от своего отца волхвованием и чародейством заговаривать огонь и воду, чтобы ни огонь его не жег, ни вода не топила...".
   "Скажи нам, чародей, зачем же ты так сделал? Зная свою немощь и держась зловерия, будучи одержим неверием, ты пообещал смело пройти за свою веру огонь и воду?". Он же в ответ им: "Перехитрил меня Стефан. Когда я спросил его об умении делать эту хитрость, он мне ответил: "Не умею я заговаривать огонь и воду, не учился я этому". И это от него услышав, я поверил его словам и подумал: "Если он не умеет, как говорит, то я этим испугаю его, хотя и сам не умею". И так как он не знал о моем неумении, я надеялся своей хитростью перехитрить его..."
   Объяснение. Люди, вероятно, ученики Стефана, сказали ему, что Стефан этому вовсе не учился. "И нашлись для него такие трое: любовь вера и надежда. Надежда ведь не посрамляет, верою же святые угасили силу огня, а любовь - ей ничто не может сопротивляться. ... Так что хорошо пойми, человек, что этими тремя добродетелями он смог одолеть тебя, а именно: верой, любовью и надеждой. Ибо он обрел великую надежду на Бога, разжегся божественной любовью и, борясь за веру, осмеливается идти и в огонь, и в воду, не рассуждая, безо всякого сомнения. И если ты человек уверуешь, то большее этого увидишь...".
   Спросили, будет ли Пам креститься, он отказался. За нарушение договора - казнь. Но Стефан, наложив запрет и анафему: "да удален будет он от церкви и от повсюду сущего собора; да будет отсечен мечем духовным; да будет отлучен как Симон-волхв апостолом Петром", отпустил Пама на свободу.
   Замечание о неискренности. "Только волхв ушел, и вот, некие люди, придя к Стефану, говорили ему, что внезапное раскаяние волхва неискренне. ... На свет истинный взглянуть он не хотел, и больше скажу, пишет Епифаний, не мог. И потому, все слова Стефана забыв, вновь вернулся он к своему давнему злому обычаю". Преподобный сказал им, духовным взором обращаясь к Богу: "...Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты вывел нас к покою. Ведь когда волхв ушел, после многих прений мы обрели покой. От большого утомления и многословия Ты вывел нас к покою"
   Примечание. Этот текст подготовлен для межконфессиональной межрелигиозной конференции "Духовный человек в информационном мире - вечные ценности и новейшие технологии", которая планируется в Храме Христа Спасителя в мае 2003 г. Благодарность приношу Светлане Аристовой за предоставление возможностей для работы и обсуждение.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"