Сегодня ко мне, требуя отчета взрослого человека, с этим обращаются подростки. В нашем обывательском обществе такие вопросы далеко не поощряются. При нашей духовности на коммерческой основе вообще становится стыдным думать, о чем-либо, кроме своих, не в меру раздутых, инстинктов. И тем более мне дорого доверие...
Не нужно только путать смысл и значение. Смысл это вообще личностная категория. Когда мы говорим о смысле, мы всегда подразумеваем по отношению к кому. Смысл что-либо может иметь только по отношению к личности. Я не имею смысла для стенки, но стенка имеет смысл для меня, потому что она подпирает крышу и защищает меня от дождя и холода. Я не имею смысла для этого мира, но мир имеет смысл для меня, потому что я в нем живу. Как личности, мы имеем смысл друг для друга. Мое существование имеет смысл для меня и для других личностей. И если посмотреть в глобальном плане на смысл существования мира и всего человечества, то здесь мы находимся в ситуации, в которой если мы не предполагаем творческой надмирной Личности, то сам мир, его образование и образование человечества оказывается совершенно бессмысленным. Они возникают и существуют случайно, они не для кого, даже не для нас. Тогда существование человечества и отдельных его индивидуумов, не имеет ни какого смысла. Мы можем приписывать миру и себе временный смысл по отношению друг ко другу, но мы не можем говорить о глобальном смысле нашего существования. Всякое утверждение, что этой Божественной Личности нет так же бессмысленно, как в результате становится весь мир со всеми его утверждениями. Если Бога нет то мир формировался и существует ни для кого, человечество ни для кого, я ни для кого. Для кого я в таком случае? Для стенки? Для космоса? Для природы? Для них я совершенно очевидно не имею ни какого смысла. Не потому ли современная обывательская религия так противится этому вопросу? Подлецы никогда прямо не говорят "верь человек - твоя жизнь бессмысленна!". Трудно объяснить невероятнейшую сложность, информативность, красоту, целевую подогнанность нашего мира под наше существование и многое другое случайным совпадением атомов. В этом у нас будет еще необходимость куда основательнее разобраться. Но проблема человека не просто в незнании какой-то логической формулы. Само по себе незнание еще не способно вызвать ощущение пустоты, которую "силясь поверхностью боли его глубину обмануть" (Никольский), человек готов гасить водкой, наркотиками, разгульем, непомерной занятостью, постоянной загруженностью всего информационного поля, и т.д., в конечном счете, самоубийством (Достаточно взглянуть на ноогенные неврозы в книге Франкла "человек в поисках смысла". А в наше время эта проблема стоит куда острее.). Пустоты, которая способна гнать человека на серьезные жертвенные поиски. В конце концов, ощущение бессмысленности возникает из-за отсутствия направленности человеческой жизни. Хотя и осознанной направленности в том числе. Пустота возникает тогда, когда моя жизнь не для кого. Трудно представить себе влюбленных парня и девушку, которые бы думали о самоубийстве, о бессмысленности. Но отсутствие любви, отсутствие направленности человеческой жизни и создает ощущение пустоты, которое всплывает в сознании в виде логического вопроса о смысле. Но любви не в обывательском смысле слова. Потому что на языке современной попсы, на языке пошлой культуры общества потребления, а отсюда и на языке старшеклассников, слова "я тебя люблю" означают "я тебя потребляю". Потому что когда современный старшеклассник подходит к девушке и говорит нечто вроде "люблю я тебя, что ли...? То для него это, как правило, означает что он "тащится" от тех ощущений, которые испытывает от нее. Один христианский педагог замечательно показал основу этого чувства в разговоре с племянником.
-Дядя Женя, я женюсь.
...
-Гоша... а зачем ты женишься?
-Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся?
-Не знаю, честное слово. Это у всех по-разному бывает. Ты-то зачем женишься?
-Ну... я ее люблю.
-Очень хорошо, расскажи мне о ней.
-Ну, дядь Жень, она ва-ще! Она кла-ас!
-Нет, "вообще" я не понимаю. Ты мне о ней расскажи.
-Ну, во-первых, у нее...
(Тут меня кольнуло: не "она" а "у нее".
Вот, девочки, почему опасно кокетничать и выставлять напоказ отдельные детали лица и фигуры: ваш избранник, которого вы "подцепили", скажет не "Катя" и не "Даша", а "у нее".)
Но существует куда более глубокое представление о любви. В христианском понимании "я тебя люблю" означает "я себя отдаю тебе", "я свою жизнь полагаю для тебя...". "Нет больше той любви как если кто положит душу свою за ближнего своего". И положить душу не означает только умереть за любимого, а прожить для... Но когда любви нет, а есть только удовлетворение потребностей, мне вспоминается аквариум.
"Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые места,
Хотел бы я, чтоб заполнить пустые места,
Знаешь, если б мы были вместе, то эта задача проста,
Но я дал тебе руку, и рука осталась пуста.
Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые места".
Я понимаю, что пустоту не в межчеловеческом, не в глобальном мировом межличностном смысле, нельзя заполнить только одной интеллектуальной логической удовлетворенностью. И то, что "у меня" это на самом деле тоже частичка меня. Но это только начало для настоящего разговора.
Леша
Где-то в евангелии написано, что смысла не в чем нет. Не помню точно, но где-то там я это читал.
*
Ну, в Библии то такого значения точно не вложено. Видимо имеется в виду тексты Екклесиаста "... суета сует,- все суета!", но суть его книги как раз в том, что все дела человеческие это суета и томление духа, если радости от них не дает Бог. "Ибо человеку, который добр перед лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму перед лицем Божиим. И это - суета и томление духа!".
А вот материалисты, как раз, иногда даже прямо, так и говорят что Бога нет и смысла тоже, на самом деле, никакого нет. Это тоже верование такое. Потому что здесь мы находимся в положении, когда ничего не можем знать или последовательно доказать до конца. И способны лишь по вере выбрать для себя, с какой из интерпретаций действительности мы готовы, в той или иной степени соотносить свою жизнь.
Но у меня вопрос ко всем атеистам: а зачем выбирать соотносить свою жизнь с представлением, в которой моя же жизнь заведомо не имеет никакого смысла? Где же здесь логика. Впрочем, я знаю зачем...