|
|
||
Переложение древнего-древнего мифа... |
Одиссея
(Сценарий)
љ 2012
Время действия - лето. Конец июня-июль. Солнечно. День. 12-13 часов.
Два молодых человека лет 20-25 заходят в аптеку. Один из них подходит к кассе. Второй остается у двери. У того кто подошел к кассе хитроватое, прохиндейское лицо. У второго - нет. Второй - главный герой фильма - Артём.
В зале аптеки милиционер. Он толстый, усатый, фуражка снята, течёт пот. Синяя рубашка чуть мокрая - вспотел.
Первый молодой человек спрашивает у аптекарши (слегка нагловатый тон, с небольшим вызовом):
"А у вас есть уксусный ангидрид?"
Девушка-аптекарь (молодая) мягко выговаривает:
"Нет"
"И еще шприцы для диабетиков - маленькие"
"Да"
"Три, пожалуйста"
Милиционер настораживается, обращается к первому парню: "Эй парень, подожди. Можно тебя на два слова?".
Темнота, на ее фоне титры "Фильм такого-то такого-то "Одиссея"
Начинает играть музыка - Nirvana "All Apologies".
Дальше белый текст на чёрном фоне (текст еще проговаривается диктором-чтецом): ""Одиссей для меня- первообраз не только человека современной эпохи, но и человека грядущего, поскольку он представляет собой тип гонимого странника. Его скитания- это путь к Центру, в Итаку, то есть путь к себе...В каждом из нас есть что-то от Одиссея, когда мы ищем самих себя, надеемся дойти до цели и тогда уж точно вновь обрести родину, свой очаг, снова найти себя. Но, как в лабиринте, в каждых скитаниях существует риск заблудиться. Если же тебе удается выйти из лабиринта, добраться до своего очага, тогда ты становишься другим." Мирча Элиаде"
Дальше мы видим, как двое молодых людей бегут нам навстречу - за ними из аптеки милиционер с криками "Стойте! Стойте! Стой!". Свистит в свисток. Они не останавливаются и убегают от него.
Милиционер раздосадовано машет рукой вслед убежавшим и ругается негромко и неразборчиво.
Затемнение на экране. Титры (белые на черном фоне).
Аид
Кадр выходит из темноты в электричке, два героя - Артём и "хитрый" в футболках с длинными рукавами или в рубашках едут в наполненной электричке. На голове у "хитрого" - бандана.
Камера снимает их в упор. Они просто едут - не смотрят друг на друга и не разговаривают - смотрят в разные стороны, трясутся от езды (убыстренная съемка).
Герои едут долго около часа. Их поездка на плёнке длится минут 5. Герой достает наушники от плейера, включает - играет музыка ("Uniquetunes-Zeleniy Dyadya").
Они выходят далеко за городом на какой-то станции. Пустой полустанок.
Идут по загородной дороге. Входят в садоводство (посёлок). "Хитрый" вертит головой, внимательно вглядывается. Медленно идут по улице садоводства. "Хитрый" высматривает белые, фиолетовые или красные цветы. Если он видит, то подает условный знак, а сам ныряет в кусты - на участок, быстро рвёт там, и быстро возвращается назад.
Один раз он заглядывает в дом и выныривает оттуда с возгласом "О, что я нашёл!". В руках у него поварёжка. Он отдаёт её Артёму.
Артём каждый раз остается на обочине.
Наконец они подходят к участку, где в соседнем доме к веранде приставлена лестница, и человек на крыше веранды что-то прибивает. Человек одет в такую дачную одежду - не спецовка, а треники, рубашка какая-то, панамка на голове или газетка свернутая пилоткой.
Он на секунду замирает, смотрит как "хитрый" заходит на соседний участок. Потом поворачивается: "Эй ребята, вы к кому? Вы к кому?...Какие вопросы? Ммм?".
Начинает слезать с лестницы. В это время "хитрый" выходит с участка со свежесобранной охапкой растений, и пара товарищей быстро убегает вдаль - одно растение у второго надломилось и волочится по земле. Садовод со своего участка смотрит им вслед. Кричит вслед: "А поварёжку куда? Отдайте поварежку-то...Черти, а? Чтоб вам до дома с этой поварёжкой не доехать!". Вздыхает.
Два молодых человека, забрались в кусты. Они уже выкинули кучку растений, и сейчас что-то кипятят в поварёжке. "Хитрый" достает шприцы, набирает жидкость из поварёжки.
Потом он снимает бандану с головы, сворачивает её несколько раз (делает узкой), потом держит её зубами - и колет себе. Потом этой же банданой, как жгутом передавливает руку Артёму и колет ему.
Крупным планом глаз - звук глубокого вдоха - видно, как моментально сужается зрачок.
Начинается музыка. Герой снова слушает плейер: "Простые Вещи - Сирены". Герои стоят на платформе. Подходит поезд.
В момент, когда вступают духовые - идет план электрички. (Точно такие же крупные планы, как и были ранее. Статичные планы с незначительными ускоренными движениями. План электрички длится около 3 минут). План заканчивается затемнением.
(Белые титры на чёрном фоне)
"Пенелопа 1"
Кухня. Обстановка там не роскошная - средняя. Вечер летний.
На кухне сидят трое два молодых человкека (один из них - Артём, второго - Влад - мы видим его впервые. Он носит очки в тонкой металлической оправе. Молодые люди сидят за столом - напротив, девушка сбоку. Девушка - Наталья. На столе бутылка узо и кола. Пьют. Атмосфера весёлая, чуть шумная).
Артём - Ну, расскажите что-нибудь ещё...
Наталья - Ну Греция и Греция, ну что про неё рассказывать...Ну ладно - впечатлений очень много. Мы брали напрокат машину и по всему Криту проехали. И в горы забирались вот так по серпантину, и к достопримечательностям ездили. Туда даже проникали в выходные...
Влад - Да... Один раз залезли на какие-то раскопки, нас оттуда полиция выгнала...
Наталья - А жили мы в Хераклионе - ну в Ираклионе, это я его так называю...Наш отель был недостроенный. Там все дома не достроены. Считается, что строительство еще идёт, и можно не платить налоги, по-моему...
Влад - Ну давайте за встречу (наливает всем.)(Пьют) А пьют они узо - если его разбавить водой, всё мутнеет, а если колой - то вообще становится вот такой (наливает узо с колой. Пьют).
Наталья - И кормили нас так, что мы как говорится: "Не доедали" (смеются)
Артём - Щас секунду(говорит по телефону). "Я бы хотел приехать. Что значит "не сегодня". А когда? Я еду!"
Смотрит на Влада и Наталью - "Ну ладно. Потом поговорим ещё. Я поеду. Мне уже надо - а то я от вас не выберусь". Влад и Наталья кивают, на ход ноги наливают еще, выпивают, потом Артём одевается в прихожей. Затемнение.
План - Артём едет в гости на такси. Камера показывает его крупным планом. Пока едет - играется с резинкой для денег, растягивает её на пальцах (несильно), дергает. Повторяет звук резинки губами.
Приезжает, расплачивается, входит в подъезд и звонит в квартиру - ему открывает незнакомый молодой человек. Он едет на лифте наверх, в квартиру подруги девушки. Звонит туда. Ему открывают две девушки. Начинают с ним ссориться - скандал. Перед ним захлопывают дверь...Он ее ломает - выламывает.
Врывается в квартиру "Я хочу поговорить! Хочу поговорить!!".
Его бьют по лицу - его девушка. Выводят на лестницу. Там уже ждёт молодой человек, открывший дверь. И ещё один. Герой вызывает лифт. Лифт приходит.
Его коротко бьют - не на убой. Течёт кровь из носа. Лифт с тремя людьми едет вниз. Там стоит милицейский "козелок". На героя один милиционер надевает наручники и сажает сзади.
Его везут в отдел. Там с него снимают наручники. Получают с него объяснения - что произошло - в окошке сидит милиционер: "Расскажите что произошло...".
Герой: "Я приехал к своей девушке. У неё в квартире находился какой-то молодой человек. Он открыл мне дверь. Я пошел выяснить, что происходит"
Милиционер всё пишет. Потом говорит: "Вы задерживаетесь до утра". Артёма проводят в камеру.
Там на корточках на подиуме сидит человек. Он пьян. Он периодически говорит: "Блять" (коротко быстро), "Бляяять" (врастяжку), потом всё повторяется - много раз.
Кадр переходит в темноту под эти реплики.
Крупный план железной двери. В ней открывается окошко: "(неразборчиво звучит фамилия) - на выход". Дверь открывается. Артём, с засохшей кровью на лице идёт к дежурному - тот оформляет какие-то документы. Он подает: "Вот подпишите протокол о задержании и объяснения". Артём всё подписывает.
Задаёт вопрос "А где можно умыться?". Дежурный отвечает: "Вон раковина". Артём умывается, брызгает водой. "Спасибо... Я могу идти?". Дежурный: "Да, всё, идите".
Артём выходит. Щурится - на улице светит солнце.
Он ощупывает себя, находит во внутреннем кармане пиджака бумажник (он одет в костюм - недорогой, и все это время был одет - весь эпизод), и ловит машину. Музыка в машине из магнитолы: "Frank Sinatra - My Way". Некоторое время едет.
Затемнение. Титры.
Одноглазый
Квартира средней степени обшарпанности, не новая и не супермодная.
Артём тренируется перед зеркалом: "Циклопентанпергидрофенантрен", "Циклопентанпергидрофенантрен", "Циклопентанпергидрофенантрен"
(чертыхается, болтает языком, делает речевые упражнения "ма, мо, му, мы, мы, мэ", "ба, бо, бу, би, бы", "Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа").
Повторяет: "Циклопентанпергидрофенантрен". "Ужас какой-то просто"
Артём "Так, небольшой перерыв...". Врубает музыку из компьютера - у него стоят колонки.
Музыка - "J-Ph.Rameau- Les Cyclops".
Артём занимается под музыку.
На стене висит репродукция Я. Йорданса - "Одиссей в пещере Полифема".
Артём читает конспекты, готовится к экзамену - становится понятно, что это химия или биология. Картинка уходит в темноту.
День экзамена (следующий). Солнце пробивается в окно, на лестницу и в край длинного коридора. Идет экзамен - вдоль стены стоят несколько студентов.
Артём идёт с лестницы, спрашивает у кого-то тихонько "Ну как? Циклоп - зверствует, или как?". Ему отвечают невнятно.
Дверь открывается, один из студентов выходит, один от стены - заходит. Артём встаёт на его место. Проходит минута - дверь открывается - выходит ещё один студент. Говорит: "Заходите сразу все". Оставшаяся кучка - человек восемь заходит. (Баранчики - это в данном случае другие студенты, это под их прикрытием Артём проходит. Как это снять?)
Дверь закрывается. Монтаж. Дверь открывается - выходит Артём.
Исоседней двери вырывается музыка: "Iggy Pop and the Stooges - I wanna be your dog" или "Ленинград и Кипелов - Я свободен", там то ли смотрят кино, то ли слушают музыку.
Идет. Камера следует за ним, пока играет песня. Потом затемнение.
Кирка
(В данном случае Кирка - уменьшительно ласкательное от слова Кирилл. Они встречаются в ресторане или баре - и он спаивает всех спутников Артёма.)
Артём с двумя друзьями приходит в заведение. На заведении вывеска: "Остров" (или "Волшебный остров", или "Таинственный остров"). Друзья - неизвестные нам, новые - два молодых человека.
За стойкой бара стоит девушка. Официантка, судя по всему. Артём спрашивает: "А где Кира? Он здесь?"
"Да, сейчас придёт... Кира! Кирааа! Пришли посетители."
Откуда-то сзади приходит молодой человек - среднего роста, в черной футболке с коротким рукавом (с татуировкой - или без, как угодно), на лице растительность - стильная бородка, усы торчком. Например:
(с повышенной , жизнерадостной интонацией, улыбаясь) "Ну что, предлагаю, начать с моего фирменного коктейля "Укол в сердце". Вы согласны?". Все кивают. Кирилл наливает три шотика, ставит их.
"Пить надо сразу же всё - чур не растягивать. Чик!"
Трое берут стопочки и моментально опрокидывают их.
"Второй номер нашей программы - слеза комсомолки!"
Артём: "Кирка, а давай Б52". Кирилл: "Легко. Щас сделаем". Делает, пьют.
Кирилл ставит музыку из компьютера: "Песню поросёнка Фунтика".
Компания начинает танцевать, танцует - но не дотанцовывают до конца.
Кирилл: "Ну что, наконец по Лонг-айленду! Дохлёбывайте - и уёбывайте!". Смеётся.
Наливает. Все долго пьют.
Спутники Артёма видимо пьянеют. Они начинают смеяться, потом толкаться и смеяться, потом хрюкать и ползать на четвереньках, потом подпрыгивать как петухи (без рук - руки за спиной) и толкаться.
Артём "Ну что, было очень приятно. Я пошёл. Сколько там?"
Кирилл называет ему сумму - Артём быстро расплачивается и уходит.
Двое друзей продолжают ползать на четвереньках и играют то ли в динозавров, то ли в тигров - в каких то больших и хищных животных, которые рычат и скалятся друг на друга - долго, а потом единовременно бросаются дру на друга. Сплетение тел, схватка. Заканчивается победой одного.
Он садится лизать себе лапы и поправлять воображаемые усы.
Кирилл стоит за стойкой и наблюдает за этим беспристрастно.
Картинка уходит в темноту.
Навсикая
Лето. Вечер. Артём говорит по телефону - по мобильному. Становится понятно, что его куда-то приглашают.
"А во сколько вы собираетесь? А кто будет? Ладно, хорошо, давайте в восемь...Прямо на выходе с эскалатора. Что взять? Гитару? А ты берешь? Что за концерт-то намечается? Ладно, хорошо... "
Через какое-то время одевается, берет гитару-акустику в чехле и выходит. Садится в автобус и долго едет. (Музыка: "Зимовье зверей - Одиссей и Навсикая").
Выходит у метро (например, "Дыбенко"), идет.
Подходит к группе молодых людей - два молодых человека, две девушки (все незнакомые мы никого не видели) - те стоят кучкой, на полу стоят 2 больших бутылки воды. Один из молодых людей - Алексей. Артем здоровается, с Алексеем активней, с остальными просто вслух - они берут воду и идут.
Приходят в квартиру. Входят. В квартире жарко и горит очень много свечей - сотни свечей в алюминиевых корпусах (икеевские) - они расставлены по всей квартире - на полу, на столах, там, там...
Хозяин этой квартиры - Георгий, но зачинатель этой вечеринки - Алексей. Он всех инструктирует: "Сейчас она войдёт, тогда мы встречаем её по-цыгански "К нам приехала, к нам приехала. Марь Сергеевна, дааарааагой"! Так, а ты несешь рюмку на подносике и даёшь ей выпить, а вот это ещё штрафная за опоздание - заставь её выпить . Это коктейльчик вкусненький - не водка всё-таки. И когда я закончил, ты это - ты посыпай её конфетти, вот тебе конфетти - не жалей, кидай побольше (даёт два пакета конфетти)".
Раздаётся звонок в дверь - входит девушка. Реализуется весь проговорённый сценарий - поют Алесей и Артём - под гитары, приносят подносик, дают выпить, ещё штрафную, сыплется конфетти (второй друг и одна девушка).
Садятся за стол. На столе нарезанные тарелочки с колбасой, сыром и т.д.
Алексей (встаёт): "Ну что же...Тост! Тост...Давайте выпьем. (быстро говорит) Забыл сказать, у нас тут есть просто чудесный, удивительный глинтвейн - вот наш хозяин, Георгий Петрович сварил. (делает приглашающий взмах рукой). А давайте нальём всем быстренько...(наливают всем глинтвейн - поварёжкой. Торжественно.) Хочу ещё раз торжественно приветствовать Марью Сергеевну, или как мне будет дозволено (я надеюсь) Машу, прибывшую на наш дружеский сабантуй издалека, из Москвы. Надеюсь наше скромное общество (но лучших людей Петербурга, спешу заметить) не покажется тебе, Машенька, скучным или слишком серьёзным - давайте выпьем за то, чтобы сегодняшний вечер был наполнен радостью и весельем. Урра!". Все гости кричат "Ура!",хлопают в ладоши и пьют.
Артём выбирает себе девушку это вечера - это Юля. Он ухаживает за ней, подкладывает ей на тарелочку колбаски, сырика, наливает ей глинтвейн.
Вечеринка длится - Алексей поёт песни по гитару (медленную лирическую с заглядыванием в глаза Маше, и быструю энергичную). Глинтвейн заканчивается - идут на кухню варить его.
Инициативу берёт Артём: "Дайте мне, дайте мне! Я один раз всего приготовлю!". Берёт вино "О! Неплохое вино". Наливает в кастрюлю. Приготавливает - корица, сахар, гвоздика, сок половинки лимона ,разрезанный апельсин. В это время рассказывает якобы всем, но ориентируясь на Юлю.
Артём: "В приготовлении нужно учитывать, конечно же, качество вина. Ведь что такое глинтвейн - сильно разогретое вино со специями. В этом случае можно не брать хорошее вино - такое как это. Ведь вот это вино сделано из корневого винограда. Вы ведь знаете (к Юле), что есть и корневой виноград, что виноград это и корнеплод. Он растёт гроздями в земле, откуда его и выкапывают. Такое вино создаёт неповторимый оттенок вкуса и полноценный букет с послевкусием. Оно высоко ценится, но в глинтвейн его пускать - не обязательно. Никто не оценит"
Юля недоверчиво слушает, но все слушают спокойно - Артём им мигнул по-тихому. Все делают вид, что так оно и есть.
Юля спрашивает у подруги тоже по-тихому: "Разве есть корневой виноград"
Та тоже шепчет тихо: "Есть, есть - я давно уже знаю".
Алексей: "А я, дорогие друзья, после этого замечательного рассказа, предлагаю выпить!".
Наливают и пьют глинтвейн. Все переходят тусовать на кухню.
Антон, берёт Юлю за руку: "Можно я у вас всех её украду на секунду". Уводит в комнату, выключает свет и начинает долго и страстно целовать Юлю. Пока целует - снимает с себя верх. Юля не раздевается.
Он через время одевается, берёт её за руку и ведёт на кухню.
Кадр уходит в темноту. Потом сцена в вагоне метро - едут шестеро, три пары: Алексей/Маша, Артём/Юля, ещё один молодой человек с девушкой (которые стояли у метро). Качаются в такт.
Музыка: "Наутилус Помпилиус - Бриллиантовые дороги" (с акустической гитарой, не концертник).
На станции Юли, Артём и Юля выходят из вагона, прощаются и уходят вместе.
Затемнение.
Эвриклея
Артём моется в ванной. Ванная комната пошарпанная. Можно сказать, что это коммунальная квартира - не убитая, но и не идеальная - мелованный потолок, крашеный бетонный пол. Ванна - так себе, колонка.
Моется сидя, но не набрав воды - намыливает голову. Моет. Потом трётся мочалкой - зовёт Юлю, негромко. Та сразу входит - шортики, футболочка.
Артём: "Потри мне спинку, пожалуйста. Чуть-чуть".
Передает мочалку и принимает положение - наклоняется вперёд. Юля трёт. Вода всё время течёт - кран не выключают (или душ включен, как угодно).
Юля: "Давай ещё ноги тебе потру и ступни". Он вытягивает вверх. Она трёт.
Юля: "Какая родинка у тебя на правой ноге - рядом с косточкой. А у меня такая же на левой. Вот".
Встает ногой на ванну, показывает. Артём, смотрит, оценил, хмыкает.
Юля: "Ладно, домывайся, я пошла". Уходит.
Артём остаётся один в ванной. Быстро споласкивается. Потом берёт полотенце - вытирает голову тщательно, вытирается.
Потом надевает халат - полотенце вешает сушиться на змеевик.
Выходит.
(Затемнение, титры)
Пенелопа (финал)
Юля вяжет носок или шарф (не видно). Он не получается. Она корпит над ним, пыхтит, чертыхается - всё очень выразительно. Через какое-то время она оставляет занятие, распускает всё и бросает работу.
У неё звонит телефон. Говорит чуть раздражённо: "Нет, я сегодня не могу - я занята. Когда буду свободна -не знаю. Позже...Всё". Выключает разговор.
Артём входит после ванной. Причёсывается перед зеркалом, сушит волосы феном.
Юля: "Ну что? Как ты себя чувствуешь?"
Артём: "Чувствую себя освежённым...Какие планы?"
Юля: "Никаких нет планов...А у тебя?"
Артём: "Нету. Я бы хотел провести сегодняшний вечер в постели. Прекрасное времяпрепровождение. Мне эта кроватка нравится - и прочная достаточно. И нравится она мне..."
Юля: "Да, эту кровать ещё мой дедушка делал - натуральное цельное дерево...(Пауза) Артём, хочу тебе сказать - оставайся здесь надолго. Если хочешь, можешь переехать сюда. Поживи здесь немного, а?".
Пауза. Затемнение.
Конец. Тёмный экран, белые титры, за кадром читает чтец:
"Историй всего четыре. Одна, самая старая - об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои...Вторая, связанная с первой, - о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке...И сколько бывремени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или иномвиде. Хорхе Луис Борхес"
Музыка "Frank Sinatra - My Way"
"Финал"
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"