Корнев Юрий Иванович : другие произведения.

Неприемлющие таинство брака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  2. НЕПРИЕМЛЮЩИЕ ТАИНСТВА БРАКА
   (о вступлении в сводный брак крестьян из деревни Белоноговой
   Куртамышской волости.)
  
   Старообрядцы не хотели, чтобы грамотные, способные из их среды верующие получали сан священника от церковных иерархов Православной Церкви. Таким образом, после потери раскольниками священников возникла не разрешенная проблема таинства брака. Обряд бракосочетания должен совершаться только священниками. Давно возводились единоверческие церкви, в которых проводились службы по старым книгам, такие церкви входили в подчинение местной епархии. В деревне Белоноговой единоверческая церковь будет построена только в начале ХХ века. Священников из единоверческой церкви многие старообрядцы не признавали, они не хотели изменять старой вере. По этой причине возникало множество ситуаций, когда раскольники не хотели исполнять обряды, например венчаться в церкви. Появились в их среде браки по благословению родителей, сводные браки, беглый брак (свадьба уходом). Государственная и духовная власть видели свою главную цель - прекратить раскол в народе. Принимались к исполнению различные документы, порой высочайшие указы. Например, в 31 декабря 1839 года высочайшим повелением Его Императорского Величества издан Указ, в котором дана оценка сводным бракам и меры необходимые принимать к виновным, неприемлющим таинства от брака по церковным канонам. Гражданская власть Оренбургской губернии живо откликнулась и первый пункт о сводных браках выглядел следующим образом:
  ''Сводителей таковых браков, когда они будут следствием обнаружены предавать суду и поступать с ними как с совратителями''. В отношении создавшейся новой семьи предписывалось: ''Сведенных таким образом не признавать мужем и женой, а приглашать их узаконить брак венчанием в единоверческих церквах, где совершается служение по старопечатным книгам к к коему они привыкли...'' Предлагалось поженившимся без церковного обряда объяснить выгоду действий согласно с государственными правилами. При венчании установленным порядком бракосочетавшиеся приобретают спокойную жизнь, дети их будут пользоваться покровительством закона. Обращения к властям и церкви раскольников о дозволении вступить в брак, окрестить ребёнка или похоронить умершего по старому обряду оставлялись без всякого внимания. В лучшем случае просителям объявлялось, что правительство не вмешивается в заблуждения, нарушающие правила истинной церкви.
  В феврале 1855 года в деревне Белоноговой обнаружилось, что крестьяне раскольники поморской секты Герасим Сёмкин и Еким Белоногов живут в сводном браке с ''девками'' Натальей Никифоровой и Дарьей Кривощёковой. Под сводным браком подразумевалось, что указанные лица получили разрешение (благословление) родителей на совместную жизнь, но в церкви не были. Расследование над жителями указанной деревни, живущими без церковного венчания началось. Последовала переписка между должностными лицами светской и духовной власти по свершившемуся событию. В марте 1856 года его благородию приставу 4 стана господину Адорину от церковнослужителей села Костылева пришло донесение, в котором они имеют честь донести , что крестьян деревни Белоноговой Екима Белоногова и Герасима Семкина свели сводным браком, из которых Семкин на первой жене был венчан в церкви села Долговского, а о Белоногове жители показывают, что будто бы отец его тоже был венчан в православной церкви и уклонился в раскол в давнем времени. Документ удостоверили священник и пономарь.
  Поступили такие же сведения господину приставу 4 стана господину Адорину от церковнослужителей Архангельской церкви села Долговского. Они сообщали: имеем честь уведомить, что крестьянин деревни Белоноговой Герасим Сёмкин действительно был первым браком повенчан в здешней Архангельсккой церкви января 21 дня 1851 года без подписки и родителей его Федора Семкина, который значился в расколе. Ефим Белоногов состоял в православии, Наталья Никифорова и Дарья Кривощекова состояли в расколе Сидор Савельев Белоногов с женой своей Маврой состояли в православии. После того, как было собрано достаточно подтверждений факту нарушения закона, последовал в Челябинский уездный суд документ от вице-губернатора следующего содержания: ''Крестьяне Челябинского уезда деревни Белоноговой Герасим Семкин и Еким Белоногов, вступившие в сводный брак с девками Натальей Никифоровой и Дарьей Кривощёковой были увещеваемы по распоряжению преосвященного Антония, епископа Оренбургского и Уфимского к освящению браков их венчанием в церкви. Его преосвященство ныне уведомляет меня, помянутые крестьяне не согласились освятить браков своих ни в православной ни в единоверческой церкви. Дав об этом знать земскому суду на рапорта от 4-го стана, предписываю сделать распоряжение о производстведействия по сему предмету, с тем, что при оном было обнаружено : всегда ли эти лица состояли в расколе или прежде принадлежали к православной церкви и в последнем случае когда именно и по какому побуждению они уклонились в раскол, не совершены ли их браки раскольниками или заключены по благословению родителей их. По окончании следствия Земский суд имеет представить оное Гражданскому начальнику губернии на рассмотрение.''
   Исправляющий должность гражданского губернатора
   вице-губернатор (подпись)
   Правитель канцелярии (подпись)
  Земский суд решал мелкие судебные дела, например, дела по отбыванию различных повинностей, меры общественного призрения и другие, а также при земском суде была следственная часть, которая занималась разбирательствами маловажных проступков. В деле о сводном браке могло иметь место ещё совращение к расколу (отягчающее обстоятельство), поэтому вице- губернатор поручает расследование нижнему земскому суду. Исполнительным органом земского суда являлось волостное правление в селе Куртамыш. Для непосредственного исполнения решений земского суда присутствовали самостоятельные органы. Они состояли из назначенных: земского исправника, исправника и становых приставов, а также избранных служителей земской полиции: сотских и десятских, которые в селениях государственных крестьян избирались крестьянами. Недовольные решениями нижнего земского суда могли перенести дело в уездный суд, В компетенции уездного суда было окончательное решение уголовных дел (исключая ведущие к тяжелым телесным наказаниям, смертной казни и лишению чести). В юрисдикцию уголовного суда входила подавляющая часть населения Челябинского уезда.
   Далее в соответствии с допросными пунктами суд получает сведения о подсудимых вступивших в сводный брак и о лицах благословивших этот брак. Допрос проведён в Герасим Фёдоров Семкин , неграмотный, 26 лет, крестьянин Куртамышевской волости деревни Белоноговой, раскольник поморской секты, живёт по своду с Натальей Никифоровой, одной с ним деревни, в семействе с отцом крестьянином Фёдором Семкиным. Имеет дочь 4-х лет. Крещен в городе Екатеринбурге. ''Назад тому другой год,- сообщает Герасим, - сосватал я девицу одной со мной деревни выйти за меня в замужество. На что она согласилась Я с отцом моим и матерью поехал к ним в дом по приезду мать моя и отец, а так же мать Натальи Никифоровой и отец её сняли с божницы икону и благословили нас. По окончании всего этого я посадил её в сани и увёз домой. Я не желаю освятить брак венчанием ни в православной, ни в единоверческой церкви.
  Наталья Мартемьянова Никифорова, 23 лет, раскольница поморской секты, живёт по своду с крестьянином одной со мной деревни Герасимом Семкиным, имею дочь, которой отроду семь лет. Родилась в деревне Белоноговой, а крещена в городе Екатеринбурге. Под судом не была. Сказала, что согласна с показаниями крестьянина Герасима Семкина,что по благословению родителей её и родителей его вышла в замужество по своду, обрядов никаких между нами совершено не было, в православии никогда не состояла, брак этот я осветить венчанием ни в православной, ни в единоверческой церкви не желаю.
  Федор Федоров Семкин, неграмотный, 55 лет, крестьянин деревни
  Белоноговой, раскольник поморской секты, имеет дом, хозяйство, занимается хлебопашеством, под судом не был. Суду сообщил, что ''назад тому другой год сын его Герасим пожелал взять себе в жены крестьянскую девицу одной с нами деревни Наталью Никифорову, он сказал нам, чтобы мы все поехали в дом девицы Натальи Никифоровой и по согласию с её родителями, взявши икону их благословили, обрядов никаких не было, в православии я никогда не состоял, в раскол никого не совращал, взятая сыном моим девиц Наталья Никифорова в православии никогда не состояла.''
  Ирина Петрова Семкина, неграмотная, 60 лет, жена крестьянина Федора Семкина. раскольница поморской секты, под судом не была. Показала, что во всём согласна с мужем.
  Еким Сидоров Белоногов, неграмотный 22-х лет, раскольник поморской секты, живёт по своду с девицей Дарьей Кривощековой одной со ним деревни, имеет сына 3-х лет. Родился в деревне Белоноговой, а крещён в городе Екатеринбурге. Под судом не был. На суде показал, что ''назад тому другой год с желания с желания своих родителей высватал за себя девицу одной со мной деревни Дарью Кривощекову. После благословения родителями иконой мы посидели некоторое время и отправились обратно наш дом. Обряду не было, в православии не состоял, посторонних лиц не было. Освятить брак венчанием не желаю ни в православной, ни в единоверческой церкви.
  Дарья Егорова Кривощекова, неграмотная, раскольница поморской секты живёт по своду с крестьянином Екимом Белоноговым. Имеет одного сына 4-х лет. Родилась в Белоноговой, крестилась в городе Екатеринбурге. Суду сказала, что
  ''вступила в сводный брак в по благословению родителей. В православии никогда не состояла, венчанием освящать брак ни в православной, ни в единоверческой церкви не желает.''
  Сидор Васильев Белоногов, неграмотный, 50 лет, раскольник поморской секты. Показал, что сватовство и благословение родителей проходило.
  Мавра Андронова Белоногова, неграмотная, 50 лет, раскольница поморской секты. Заявила, что согласна во всём с показаниями мужа.
  19 августа 1858 года были записаны ещё показания сводителей брака, которые подтвердили, что присутствовали и благословляли сводный брак.
  Апросинья Васильева Никифорова, 50 лет, неграмотная, крестьянская жена Куртамышевской волости, деревни Белоноговой, секты часовенной, под судом и шрафом не была. Показала, что назад тому года три, не знаю какого июля и числа дочь мою Наталью благословила святой иконой и хлебом, солью. Выйти в замужество без венчания в церкви по раскольническому обряду. За крестьянина одной со мною деревни Герасима Федорова Семкина. Особенных свидетелей брака сего никого не было. Освятить их брак венчанием в православной или единоверческой церкви я не желаю.
  Егор Осипов Кривщёков, 50 лет, неграмотный, Куртамышевской волости, деревни Белоноговой, раскольник секты часовенной, под судом и штрафом не был. Показал, что крестьянская женка Апросинья Никифорова и я благословляли выдать дочь мою в замужество по расколу за крестьянина Екима Белоногова
  Аксинья Михайлова Кривощёкова. 38 лет, неграмотная , крестьянская жена Куртамышевской волости, деревни Белоноговой, раскольница часовенной секты, показала то же, что муж её Егор Кривощеков.
  Следует отметить, что записывали эти показания через два года и 6 месяцев после первых, которые были записаны в феврале 1856 года. Раскольники теперь называют себя не поморской сектой, а часовенной сектой. В дальнейшем такое название на долгие года закрепляется за сектой местных раскольников.
  На суде в качестве свидетелей были привлечены крестьяне деревни Белоноговой. Они были опрошены и дали присягу перед ''Всемогущим богом и святым его Евангелием''. Первыми записаны показания С.Е. Микушина. Остальные крестьяне согласились и по причине неграмотности дозволили поставить за себя подписи.
   1Стефан Егоров Микушин, 43 лет, неграмотный, веры православной, на исповеди и причастии был, имеет дом, скот, под судом не был, показал, что жители одной со мной деревни, крестьяне Герасим Сёмкин и Еким Белоногов назад тому другой год были сведены с одной с ними деревни Натальей Никифоровой и Дарьей Кривощёковой. По каким обрядам были сведены, я не знаю; участвовали в этом родители, мне тоже не известно. В православии никогда небыли, состоят в расколе. Родители крестьянина Екима Белоногова, как я могу помнить, были православными. Отчего дети их уклонились в раскол, мне неизвестно. Противозаконного они ничего не делают, как только состоят в расколе. В свою веру никого не совращали, поведения все они хорошего. Далее следуют фамилии жителей деревни Белоноговой, выразивших полное согласие со С.Е. Микушиным. 2 Гаврило Емельянов Скоробогатов 44 лет. 3. Семион Петров Белоногов 47 лет. 4. Аксён Иванов Белоногов 42 лет. 5. Иван Дмитриев Скоробогатов 43 лет. 6. Козьма Ильин Куликов 28 лет. 7. Данило Петров Белоногов 40 лет. 8. Устин Иванов Борчанинов 56 лет. 9. Спиридон Тельминов 45 лет. 10. Афонасий Иванов Б елоногов. 11. Никифор Воробьев 36 лет. 12. Пётр Иванов Собакин. 13. Спиридон Иванов Дюрягин 38 лет. 14. Григорий Иванов Белоногов 64 года. 15. Дмитрий Федоров Скоробогатов 35 лет. 16 Иван Сергеев Мешанин 45 лет. 17. Максим Никитин Белоногов. 18. Софроний Федоров Белоногов 45 лет. 19 Иван Белоногов 40 лет и другие. Всего в списке 21 человек.
  Только в марте 1859 года, пройдя через земский суд, через уездный суд, через губернское гражданское и духовное начальство дело вступлении в сводный брак подошло к своему завершению. Окончательное решение было такое: Крестьяне деревни Белоноговой Герасим Семкин, Еким Белоногов, вступившие в сводные браки с девками Натальей Никифоровой, Дарьей Кривощёковой. Они получали указания освятить брак свой венчанием в православной или в единоверческой церкви, но согласиться с требованиями не пожелали. Крестьяне Герасим Фёдоров Семкин и о Еким Сидоров Белоногов и девки Наталья Мартемьянова Никифорова и Дарья Егорова Кривощекова объявили, что в православии не состоят и вступили между собой в браки сводные по расколу без совершения принятых обрядов, по одному лишь благословению своих родителей Федора Федорова и Ирины Петровой Семкиных, Сидора Савельева и Мавры Андреевой
  Делоноговых, Афросиньи Васильевой Никифоровой и Егора Осипова и Аксиньи Михайловой Кривощековой, которые при опросе подтвердили что они действительно связали браки благословением и что кроме того никаких обрядов совершено не было. По удостоверениям местных церковнослужителей крестьяне значатся в расколе. А потому Уездный суд крестьян деревни Белоноговой Герасима Семкина , Екима Белоногова, девок Наталью Никифорову, Дарью Кривощёкову решает на основании статьи 49 мужьями и женами не считать и последних (девок) водворить в семейства их родителей и не допускать их до совместного сожития. Контроль вменить в обязанность местному сельскому начальству. Благословивших их брак крестьян Федора Федорова, Ирину Петрову Семкиных, Сидора Савельева и Мавру Андрееву Белоноговых, Афросинью Васильеву Никифорову, Егора Осипова и Аксинью Михайлову Кривощёковых на основании статей подвергнуть аресту на три месяца при волостном правлении каждого, без ограничения прав состояния но так как преступление допущено ими до издания Всемилостивейшего манифеста от 26 августа 1856 года, то на основании статьи ХХV1 оного их от сего (ареста) избавить. О решении объявить подсудимым с правом отзыва установленным порядком.
  3 августа 1859 года крестьяне Куртамышевской волости деревни Белоноговой Герасим Федоров Семкин, Еким Сидоров Белоногов, Федор Федоров Семкин, Сидор Савельев Белоногов, Егор Осипов Кривощеков, крестьянскиеНаталья Мартемьянова Никифорова. Дарья Егорова Кривощекова, крестьянские женки Ирина Петрова Семкина, Мавра Андреева Белоногова, Афросинья Васильева Никифорова, Аксинья Михайлова Кривощекова дали подписку приставу 4 стана в том, что указу Челябинского уездного суда с изъяснением решения по делу о сводном браке мы выслушали и решеним этим остались довольны. В том по безграмотности доверяем подписаться. Вместо их руку приложил крестьянин Василий Маркелов.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"