Кормин Михаил Викторович : другие произведения.

Мой Град Божий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еще одна фотография моей души. В статье рассмотрены вопросы что такое личность и как жить долго и счастливо.

  Мой ГРАД БОЖИЙ
  
  Когда то очень давно. Когда я еще не стал законченным философом, а грыз философский камень, мне довелось читать Августина Блаженного. Я читал не потому что нравиться, а потому что "вдруг спросят". Воспоминания об этом авторе были со мной долгие годы. Но буквально недавно мир перевернулся. Я вновь решил перечитать Град Божий и не нашел ничего из того что мне понравилось во времена студенчества. Я изменился? Может переводчик другой? Может я вообще читал не "О Граде Божьем" а непоймешь что, или мои воспоминания о совсем другом авторе?
  Я помню, что меня поразил сатирический подтекст. Это был явный контраст с моими преставлениями об авторах теологических текстов и самим текстом полным юмора и рациональной логики. Сегодня полный абзац. Я даже десяти глав сразу не смог прочитать.
  Дело в том, что Августин, это один из немногих авторов который оказал серьезное влияние на становление моей личности.
  Я помню центральную идею - человек в состоянии творить богов. Августин на примере древнего Рима весело рассуждает о том, что римляне наплодили своим воображением сотни богов. Родив ребенка нужно принести жертвы в десятки храмов. Где этот текст? Сегодня я вижу лишь сплошные нравоучения и рассуждения от том, что такое хорошо и что такое плохо. Может воспоминания "О Граде Божьем" студенческих лет действительно плод моего воображения?
  Что такое личность?
  Я не знаю чем занимаются философы современности. Возможно, просто просиживают приемные часы в институтах и пишут статьи, ни о чем, отбивая государев оклад. Тема, что такое Личность, точно никого не интересует, я проверял. По моему мнению, общепринятый термин "личность" эквивалентна узкоспециализированному "ЛПР". Перевожу для широких масс населения "Лицо Принимающее Решение". Человек не способный принимать адекватные решения не может называться личностью.
  Отсюда логически вытекает ответ на вопрос, что такое личность. Замкнутая сама на себя система причинно-следственных связей. Как только эта система начинает опираться сама на себя, рождается личность. Атомы причинно-следственных связей могут меняться со временем. Те решения, что мы принимаем в пять лет противоречат тем, что мы принимаем в двадцать. А те, что в двадцать противоречат тем, что в сорок.
  При чем здесь Августин? При том, что те причинно-следственные связи, которые описывал Августин из моих воспоминаний ложились в мою систему мировоззрения на ура. Принес жертву в храм, получил здоровье для ребенка. Современники, скорее всего, посчитают эту причинно-следственную связь суеверием. Но для римлян это был самый настоящий объект веры.
  Почему современных философов не забавляют более вопросы о том, что такое вера, или как мы мыслим? Государство видимо платит за псевдонауку измы гии и ции.
  Я вольный философ. На окладе не состою и волен писать все что вздумается.
  От сциентизма, впрочем, отделаться сложно. В дань уважения профессуре НГУ, я просто обязан изъясняться тезисами.
  1. Дети и животные мыслят образами, а личности понятиями. В очень нежном возрасте, ребенка начинают приучать к понятийному мышлению. Это происходит в период освоения родного языка. (Как же я благодарен Богу за то, что моим родным языком стал Русский). Освоение языка не что иное, как обучение трансформации символьной системы в идеальные образы практически идентичные чувственному восприятию. Мысли всегда идеальны, а объекты, воспринимаемые чувственным восприятием, нет. Мы не замечаем этого несоответствия в повседневной жизни.
  "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
  Оно было в начале у Бога.
  Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть...." Слово всегда идеально. Оно Идеально по своей сути. Мы всегда мыслим идеальными по своей внутренней структуре понятиями. Если не научить ребенка говорить, в крайнем случае, понимать слово, то он так и останется животным, далеким от искры божьего промысла. (примеров с реальными Маугли предостаточно)
  2. Основу мировоззрения составляют причинно-следственные связи. Дети растут, набивают шишки и лопают печенюшки. Банк причинно-следственных связей растет и наполняется согласно растущему понятийному аппарату. Даже очень маленькие дети вынуждены принимать решения. В тот момент, когда эти решения становятся осознанными, зарождается личность. Греки неправы в своих рассуждениях о вечной неумирающей душе. Душа рождается значительно позже тела. Кошки тоже принимают решения, но эти решения стандартны.
  3. Личность рождается в тот момент, когда самореферентная система причинно следственных связей способна принимать нестандартные решения. Это означает что кумулятивный процесс накопления идеального понятийного аппарата достиг критической массы и его носитель способен нырнуть в Гиперуранию Платона и черпать из этого бездонного океана знаний то, что способен унести. Сократ называл эту способность припоминанием. Каждый школьник умеет это делать, а Маугли, к сожалению, нет. Не знающим Геометрию вход в академию Платона закрыт. Прежде нужно научиться мыслить абстрактно.
  4. Свобода личности напрямую зависит от жесткости причинно-следственных связей из которых состоит самореферентная система мировоззрения. У атеистов связи очень жесткие, а у верующих значительно мягче. В систему мировоззрения верующего человека внедрен элемент, наделенный сверхъестественными способностями. Неисповедимы пути Господни - отсюда и смазка для мировоззренческой системы. Например у Римлян, которых остроумно высмеивает Августин, в систему мировоззрения внедрена связь о жертве богам ради получения какого-нибудь блага. И, по сути, им живется куда легче, чем атеистам в ворохе законов экономики и медицины. (Ни в экономике, ни в медицине, кстати, настоящих законов пока не обнаружено. Статистики научные сотрудники до сих пор собирают. Иначе бы биржи разорились и шарлатаны вымерли). Августин называет выдуманных богов бездельниками, которые ничего не делают для блага граждан. "Поставленный под охрану стольких богов (богов, которых и пересчитать нельзя: туземных и чужеземных, небесных, земных, подземных, морских, родниковых, речных и, как говорит Варрон, известных и неизвестных; богов разного рода, как животных, так и мужчин и женщин), - поставленный, говорю, под охрану стольких богов, Рим не должен был бы претерпеть и выстрадать столько великих и ужасных бедствий, из множества которых я напомню лишь некоторые. Высоко поднимавшимся дымом своих курений, как бы нарочито поданным знаком, он собрал для своей охраны чрезвычайное множество богов: но устанавливая им храмы, алтари, жертвоприношения и священство, он оскорблял высочайшего и истинного Бога, Которому одному должны были принадлежать эти обряды религиозного почитания". Августин предлагает заменить весь этот разросшийся улей идеальных существ единым и всемогущим Богом. Сути дела это не меняет, причинно-следственные связи как были, так и остаются мягкими. Самое важное в моем студенческом восприятии Августина в том, что он остроумно приводит читателя к мысли о том что Римляне сами плодят богов своей привычкой к халявным благам за незначительную жертву. (Не могу найти эту цитату. Сегодня читать Августина мне не особо интересно. Нашел какую то, но это бледное подобие той что я запомнил в студенчестве) "Посмотрим, далее, если угодно, какой или какие из этой толпы богов, которых римляне почитали, более всего, по их мнению, расширяли и сохраняли их империю? Ведь не посмеют же приписывать они какого-либо участия в этом столь прекрасном и величественнейшем деле богине Клоацине, или Волюпии, названной так от чувственного удовольствия (voluplas), или Либентине, имя которой происходит от слова похоть (libido), или Ватикану, который заведует воплями (vagitus) младенцев, или Кунине, охраняющей их колыбели (cuna). Но возможно ли в одном месте этой книги припомнить все имена богов или богинь, которые они едва смогли вместить в целые огромные тома, приурочивая к каждой отдельной вещи специальное божество? Даже охранение сел они не сочли возможным вверить какому-либо одному богу, но над деревьями (rura) поставили богиню Рузину, над вершинами (juga) гор - бога Югатина; над холмами (collis) - богиню Коллатину, над долинами (vallym) - Валлонию. Не выдумали они даже такой Сегетии, которой одной смогли бы вверить свои жатвы (segeles) но посеянные семена, пока они находятся в земле, подлежат, по их мнению, ведению богини Сейи, а когда выходят из-под земли и образуют жниво (Seges) - богине Сегетии; наконец, когда хлеб обмолочен и убран, безопасная сохранность (tutum) его поручалась богине Тугилине.    Кто бы мог подумать, что, пока семена выходят из земли травкой и дают спелые колосья, недостаточно одной Сегетии? И, однако же, для людей, которые любят множество богов, чтобы бедная душа, презрев чистое общение с единым истинным Богом, была отдана на поругание толпе демонов, одной Сегетии было недостаточно. К зеленым всходам семян они приставили Прозерпину; к коленцам и узлам (nodus) стеблей - бога Нодута; к покровам (involumenta) колосьев - богиню Волютину; когда же покровы раскрываются (patesco), чтобы дать выход колосьям, их поручали богине Пателяне; когда нивы покрываются новыми колосьями - богине Гостилине, так как, покрываясь новыми, этим они возмещают (hostire) старые; зацветшие (florens) жатвы вверяли богине Флоре; наливающиеся (tactesco) - богу Ляктурну; поспевающие (maturesco) - богине Матуге; сжинаемые (runco) - богине Рунцине.    Не упоминаю всего, поскольку то, чего не стыдятся они, на меня нагоняет скуку. Это же весьма немногое сказано мною с целью показать, что они никоим образом не могут говорить, будто Римскую империю основали, расширили и сохраняли те божества, из которых каждый имел определенную обязанность, так что никому из них не поручалось общее дело. Действительно, как было Сегетии думать о государстве, когда ей не позволено было смотреть вместе с жатвами и за деревьями? Как было думать Кунине о сражениях, когда ей нельзя было отходить от порученных ей колыбелей младенцев? Каким бы образом Нодут стал помогать в войне, когда он имел отношение только к коленцам ствола, и никакого - к покровам колосьев? Каждый к своему дому приставляет только одного привратника, и так как он человек, его вполне достаточно; но они поставили трех богов: Форкула к дверям (fores), Кардею к петлям (cardo), Лиментина к порогу (limentum). Таким образом, Форкул не мог в одно и то же время охранять ни петель, ни порога". (не то конечно, читать нужно внимательно нужная цитата есть, если найду исправлю) . Сегодня кстати ничего не изменилось. Просто свечки ставят не олимпийским полубогам, а святым и мученикам. В каком храме есть алтарь, на котором ставят свечки единому Богу живому? Августин обесценивает суеверия Римлян. Я же иду дальше и обесцениваю истинность не только мистических, но и другие причинно-следственных связей, приближаясь к Юму. Правда, в отличии от Юма, я покушаюсь в основном на социологию. У меня мелкий опт, у Юма крупный. Глядя на ребенка мы со своей взрослой стороны понимаем, что его голова кишит различными сказками и суевериями. Но ведь для ребенка каждая детская фантазия имеет статус объекта веры. С возрастом детские фантазии сменяются юношескими, а впоследствии..... старческими. А было ли время, когда фантазии не были фантазиями? С возрастом одни фантазии сменяются другими. Контакт с окружающей средой, обесценивая причинно-следственные связи, порой проделывает серьезные бреши в самореферентной мировоззренческой системе.
  5. Личность способна регенерироваться. Обесцененные связи тут же заменяются другими. Причем не факт что последние адекватней первых. Они просто другие и все. Юм оптом обесценил их все, назвав привычками. (Умница) Причинно-следственная связь имеет для субъекта статус закона. Закон неподконтролен сознанию и субъекту как таковому. Закон выше субъекта, а привычка произвольная от субъекта. Субъект меняет привычки и при этом остается субъектом. Получается, что одни причинно-следственные связи могут заменяться другими по мере взросления, а личность, как ловкий серфер, плывет по этой волне, сохраняя свое единство. Вся наша жизнь ПЛАЦЕБО! Другой вопрос, как жить с пониманием о том, что твоя система мировоззрения точно ущербна. Вроде бы простой ответ "Человеку свойственно ошибаться", но как применить его к себе самому? Без идеи Бога прямой путь с дурку. А с идеей Бога нормально. "Ели богов и не существует, то их следует придумать".
  6. Субъект способен творить богов. По наставлению Августина возможно насильственно внедрить в свою мировоззренческую систему идею о едином и всемогущем живом Боге, который руководит помыслами и поступками всех без исключения живых существ. Таким образом, мы заменяем единой и универсальной причинно-следственной связью множество мистических суеверий детского юношеского и старческого происхождения. В этом ключе мы с Августином в ногу шагаем по просторам идеальных умозаключений, тем более свидетельств существования такого всемогущего сверхъестественного существа пруд пруди, помимо Августина, и библия, и гита, и Ауробиндо. Поверить очень легко. Но что дает эта вера? "Когда меня арестовали и посадили в полицейский участок в Лал Базаре, моя вера на некоторое время была поколеблена, ибо я не мог видеть сути Его намерения. Поэтому в какой-то момент я заколебался и воззвал к Нему в сердце своем: "Что ж это такое? Я верил, что моя миссия - работать для народа моей страны и до тех пор, пока эта работа не окончена, я под Твоей защитой. Почему же тогда я здесь, да еще с таким обвинением?"
   Я смотрел на тюрьму, отделявшую меня от людей, и я уже не был заключен в ее высоких стенах, нет - меня окружал Васудева. Я гулял под ветвями дерева, растущего против моей камеры, но оно не было деревом, я знал, что это - Васудева, это - Шри Кришна - я видел, как он стоит, простирая свою тень надо мной. Я смотрел на запоры моей камеры, на ту самую решетку, которая служила дверьми, и вновь я видел Васудеву. Ни кто иной, как Нараяна, сторожил меня, стоял при мне на часах. Или, когда я ложился на грубые одеяла, служившие мне постелью, я чувствовал руки Шри Кришны, обнимавшие меня, руки моего Друга и Возлюбленного... Я смотрел на заключенных - воров, убийц, мошенников - и когда я смотрел на них, я видел Васудеву, я находил Нараяну в этих затемненных душах и неправильно используемых телах. Это ощущение уже никогда не покинет Шри Ауробиндо. Шесть месяцев длилось следствие, где фигурировали двести с лишним свидетелей и четыре тысячи улик; каждый день Шри Ауробиндо запирали в железную клетку, которая помещалась в зале суда, но он уже не видел вокруг себя ни враждебной толпы, ни судей: Когда начался процесс, меня преследовал все тот же внутренний голос. Он говорил мне: "Когда тебя бросили в темницу, не отчаялось ли сердце твое и не взывал ли ты ко мне: 'Где твоя защита?' Взгляни теперь на судью, взгляни теперь на прокурора". Я посмотрел на судью - это был Васудева, это был Нараяна, сидевший в суде. Я посмотрел на прокурора и увидел не прокурора - это был Шри Кришна, который сидел и улыбался. "Боишься ли ты теперь? - говорил он, - я - во всех людях и руковожу их делами и словами" Щри Ауробиндо 1970
  7. Вера в единого живого Бога побеждает страх. Нет необходимости опасаться живых. Ведь единый всевышний руководит всеми их помыслами решениями и поступками. Бог любит меня и этого достаточно для того, чтобы он привел мои социальные отношения к гармоничному взаимовыгодному сотрудничеству. А вот каким образом Бог это сделает мне не важно. Это у него сверхъестественные способности, а не у меня, несмотря на то, что это я сознательно ввел его в структуру собственного мировоззрения. Мой бог типа бог сын из святой троицы, а не Бог отец. Теперь я папаша. Слегка несовершенный, но любящий. Есть немаловажный плюс от этой родственной подтасовки. Дети не читают моральных проповедей родителям. В моей семье, по крайней мере, это не принято. А если хорошо подумать, то это вовсе ненужно. Откуда нам несовершенным знать, что на самом деле хорошо и что плохо?
  8. Вся известная и неизвестная мораль в Новом завете мастерски сведена всего к двум заповедям. "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим": 38 Сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." Проповедники морали очень редко полностью цитируют эту часть завета. Если все так просто, то куда девать нагорную проповедь? Чем тогда компостировать мозги пастве, подобно змею искусителю, осыпая их плодами с дерева познания добра и зла. Если Христос внятно и недвусмысленно дал понять, что именно на этих двух заповедях утверждается ВЕСЬ закон и пророки, то зачем их плодить? Августин вот, например, тоже извергает словесные потоки моральных нравоучений. По мне это просто неверие в могущество единого живого Бога. Иисус верил, а Августин нет. "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего"
  9. Вера - причинно-следственная связь наделенная субъектом статусом "истина", встроенная в структуру мировоззрения и влияющая на процесс принятия решений. Постараюсь объясниться на пальцах. Есть некоторое следствие - которое ощущается чувственным восприятием. Например, болит голова. Разум начинает искать возможную причину и алгоритм возможных действий. Варианты причин и действий разятся в зависимости от того, во что верит субъект. Кто-то верит, что это похмелье и накатит рюмаху. Кто-то верит, что это заболевание и побежит в аптеку. А кто-то решит, что это месть богини здравоохранения и побежит в храм с жертвенным узелком. Причем каждый будет считать свой алгоритм истинным, а все остальные суевериями. Скорее всего, голова пройдет у всех троих и каждый укрепит веру в причину и алгоритм действий, которые он предпринял. Вот из таких маленьких истин и состоит наша система мировоззрения. Эти истины цепляются одна за другую и создают опирающуюся на себя саму систему, которую мы привыкли называть личностью. Обесцененная Причинно-следственная связь ослабляет систему. Если связь составляла стержень мировоззрения, то после её обесценивания наступает временное или постоянное состояние сумасшествия. Субъект не в состоянии адекватно оценивать данные чувственного восприятия, и принимать решения. Личность рассыпается, лишившись стержневой идеи. Религиозные вопросы всегда стержень мировоззренческой системы, поэтому цитаты, подтверждающие этот факт, найти не составляет труда. Тот же "О граде божьем" Августина Блаженного. "Если бы свойственное человеку слабое разумение не осмеливалось противиться очевидной истине, а подчиняло свою немощь спасительному учению, как врачеванию, пока не исцелит его божественная помощь, получаемая от благочестивой веры, то людям здравомыслящим и выражающим свои мнения с достаточной ясностью не было бы нужды тратить много слов для того, чтобы доказать ошибочность того или иного ложно составившегося представления. Но наиболее распространенная и отвратительная болезнь глупых душ в настоящее время состоит в том, что свои неразумные движения они защищают так, как будто они - сам разум и сама истина, даже если им кто-либо и представит вполне ясное доказательство их ошибочности, насколько таковое может быть представлено одним человеком другому, - защищают или по крайней слепоте, вследствие которой не видят очевидного, или по крайнему своему упрямству, вследствие которого не признают и того, что видят. Поэтому приходится говорить пространно и о самых очевидных вещах: не для того, чтобы представить их зрячим, а для того, чтобы дать их осязать ощупывающим и зажмурившимся.
     Тем не менее, где был бы конец нашим рассуждениям и мера нашим словам, если бы мы думали, что на всякое возражение нужно давать новый ответ? Ибо те, которые или не могут понять того, что говорится, или настолько упрямы, что, хотя и понимают, согласиться не хотят, те, как написано, "изрыгают дерзкие речи" и лживы неутомимо. Если бы мы взялись опровергать их возражения всякий раз, как только они задаются упрямым намерением, не заботясь о том, что скажут, так или иначе противоречить нашим рассуждениям, то ты видишь сам, насколько бы это было делом и бесконечным, и тяжелым, и бесполезным". Я несколько раз пытался пробить защитные системы Михаила Иордановича, переписка с которым представлена в моем разделе. Скажу честно, путь в дурку не так легок как может показаться на первый взгляд. Природа наделила нас инстинктами не только сохранения жизни, но и сохранения целостности личности.
  10. Решения которые принимает ЛПР бывают двух видов, найденные и принятые. Найденные решения обычно получены методом проб и ошибок при контакте с окружающей средой. Ценностью найденных решений мы наделяем опыт предков, научные открытия, бред из телевизора и рекламу. Эти алгоритмы составляют подавляющее большинство причинно-следственных связей, которыми мы оперируем. А игры в песочнице "бувает, не бувает" до сих пор основное интеллектуальное занятие современных законченных философов. Трансляция встроенных в систему алгоритмов в возможное будущее делает наше будущее определенным. Человек типа твердо стоит на ногах и знает что он будет делать в тех или иных обстоятельствах. Принятым решениям мы обычно не придаем особой значимости. Мы не находим методом проб и ошибок дизайн туфель или цвет обоев. Основной критерий здесь наша собственная ценностная характеристика. Нравится - не нравится. И вот мы в забытой современной философией сфере учения о ценностях.
  11. Аксиология - сфера религиозной мысли. Это, по сути, область, которая развивается и курируется теологами а не философами. Светская философия по сути ничего не добавила к покрытым пылью откровениям пророков. В дальнейших рассуждениях я даже и учитывать влияние светской философии на учение о ценностях не буду.
  12. Принятие решения - творческий процесс. ПРИНИМАЯ то, или иное решение ЛПР по сути творит нечто новое, а не находится в рамках необходимости. В рамках необходимости находятся как раз найденные решения. В основе принятого решения лежит некая ценность. Перед тем как нацепить на себя фиговый листок, Адам должен был как минимум понять, хорошо это или плохо. Мог ведь и нацеплять. Это чисто Адамовский тюнинг. То есть, отведав плодов с дерева познания добра и зла, человек получает способность к творчеству. Становится сотворцом этого мира. Становится подобным Богу творящему его.
  "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
  2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
  3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
  4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
  5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло".
  Змей молчит о том, что отведав плодов с дерева познания добра и зла, человек получает способность творить Богов. А том как найти в себе Христа пусть учат в монастырях. Я попробую в дальнейшем рассказать о способе которым можно привить к атеистическому мировоззрению идею существования Бога.
  13. Для принятия решения необходимо выйти за рамки необходимости. Свободный выбор в тисках необходимости невозможен. Не нужно искать Бога оперируя благами рая, или тяготами ада. Нужно ясно для себя самого сформулировать ценностный критерий. Задать себе вопрос, нравится вам в принципе идея существования единого живого Бога, который любит вас и одновременно управляет всеми делами и помыслами других живых существ. Если нравится, то этого уже достаточно для того, чтобы процесс боготворчества запустился. Вы уже приняли решение, сделав свободный выбор.
  14. Не нужно копаться в собственной голове и вытравливать оттуда причинно-следственные связи атеистического толка, нужно просто жить дальше обычной повседневной жизнью. Личность не очень хрупка, и способна к развитию и регенерации, но резкий подрыв стержневых идей мировоззрения прямой путь в дурдом. Фундамент мировоззрения заложен на этапе почемучки, когда мы еще не разучились верить родителям и учителям.
  15. Атеистическое мировоззрение - мыльный пузырь. Если умудренный телесериалами атеист вдруг сподобится почитать "О Граде Божьем" то у него скорее всего сложится впечатление что Августин пытается заменить одни религиозные басни другими. Причем остроумная критика скорее всего понравится, а моральную проповедь он пропустит мимо ушей. Атеист смотрит на ситуацию со стороны, поскольку ни многобожие, ни христианство не являются стержнем его мировоззренческой системы.
  16. Стержнем мировоззрения атеиста является система образования и массовая культура. Про телевизор все было понятно еще во времена Августина. Кинематографа конечно тогда не было, но театр существовал. Лицедеи давно забивают головы зрителей всякой чепухой похожей на правду и Августин посвятил борьбе с театральными постановками не один десяток глав из своих книг. (Выхватил цитату наугад). "Римляне, хотя и были подвержены вредному суеверию, состоявшему в почитании богов, требовавших, чтобы им посвящались театральные мерзости, тем не менее не забывали своего достоинства и чувства стыда: они не питали, подобно грекам, никакого уважения к сочинителям этих басен, но, как говорит у Цицерона тот же Сципион, "считая все сценическое и театральное искусство целиком позорным, постановили: этот род людей не только лишать чести, принадлежащей остальным гражданам, но даже исключать из триб по распоряжению цензора". Мудрость замечательная и вполне заслуживающая быть отнесенной к римским достоинствам"
   А вот про науку и систему образования я скажу пару едких слов. Если верить современной методологии науки, то даже в технических областях знания, (о гуманитарных вообще молчим), всей нашей академической машине пока не удалось найти ни одного настоящего закона. Все найденные законы имеют вероятностную структуру. Учителя в школе требуют знания законов с видом проповедника на паперти, а забивают головы детишек правилами, которые то работают, то нет. Вера в науку мало чем отличается от многобожия Римлян. Законы, которыми оперирует атеист просто обезличенные божки, такие же непостоянные и предвзятые. Интересный факт. Как только светское образование вытеснило религиозное, из начальной школы исчез предмет "Логика". С семи лет дети решают квадратные уравнения, а традиционная логика им оказывается не нужна. Не доросли. Не потому ли, что если с семи лет учить ребенка мыслить логически непротиворечиво, то к десяти он начнет задавать учителям умные вопросы. Возьмет и спросит. Если стопроцентной вероятности истинности правил, которые мы здесь зубрим, нет, то для какой цели вы требуете от нас их знания наизусть? Светское мировоззрение просто узелок с прививками и привычками, которые нам на голубом глазу втюхали в нежном детском возрасте.
  17. Скептицизм разрушает личность. Несмотря на то, что в головах атеистов нет ни одного настоящего закона, нет навыков логически непротиворечивого мышления, они умудряются важничать, поучать и осуждать других людей. Откуда-то берется уверенность в своей правоте. Скептики, методично докапываясь до фундаментальных основ мировоззрения, обнаруживают там пустоту. Бац, и мыльный пузырь личности лопается. Я уже говорил о том, что подрыв опор мировоззренческой системы, какой бы она не была, прямой путь в дурку. После приступов сумасшествия, обесцененные причинно-следственные связи заменяются другими. Только происходят процессы личностной трансформации при непосредственном контакте с окружающим нас миром, а не через умные советы. Личность ценна сама по себе, невзирая на леса суеверий, которые были настроены при ее становлении и росте. Личность способна творить богов. Архитектура лесов при этом ни имеет никакого значения. Если субъект способен сделать свободный выбор в супермаркете, значит он способен сформировать ценностный критерий. Способен оценить свободно и непринужденно, нравится ему присутствие любящего его бога в повседневной жизни или нет. Вера в идею о том, что любящий тебя бог управляет всеми помыслами и делами окружающих тебя людей, и тебе нечего больше опасаться, придет позже. Эта идея встроится в структуру мировоззрения сама по себе, после многократных непосредственных контактов с реальностью, легко и безболезненно, без приступов сумасшествия.Единственный полезный совет который я могу дать, старайтесь ПРИНИМАТЬ в повседневной жизни как можно больше решений и как можно меньше НАХОДИТЬ. Это прямая дорога выхода из тисков необходимости.
  18. Мой "Град Божий" отличается от града Августина. В нем нет моральных нравоучений и проповедей. Нет чистых и нечистых, добрых и злых. В нем есть живые и мертвые. Живых я не боюсь, поскольку Бог рядом со мной, а мертвых я бояться не приучен. Вырос среди атеистов без мистики и сюрреализма. В моем Граде уже есть все, для того чтобы жить долго и счастливо.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"