Аннотация: Попытка постижения иной реальности, сопутствующей нам.
Эпизод второй
Сон второго эпизода
Пещера, грот, подвал, скорее шахта. Слегка мерцает красноватый свет, его источник не определён.
Я опираюсь на орудие труда, устал. Я сильный взрослый, но устал. Я не хочу ни есть, ни пить, передохну и вновь начну работать, кромсать, отваливать породу от стены, которая стоит передо мной. Я - раб.
Я в шахте, шахта на Луне. Я это знаю, от кого и почему - но знаю.
Рядом работает, мой старший брат. В руках его кайло. Чуть дальше несколько ещё живых людей. Все мужчины. Все сильные, но все - рабы.
Выхода нет, вернее он закрыт - решётка из мощных металлических полос.
Охраны никакой - и ужас.
Он идёт откуда-то волнами, то слабее, то сильнее - пульсирующий страх.
Влажно, но не сыро - жара из недр - адский филиал?
Из звуков лишь дыхание рабов и глухие стуки от ударов инструмента.
Никаких механизмов, неведомая цивилизация открыто экономит на энергии наших мускулов.
Нет времени, есть непрерывный процесс добычи материала, горной породы.
Это ощущение отсутствия времени - не передаваемо, но реально. Мы рабы - и знаем, что времени нет!
Ужас усиливается, он здесь, парализует, охватывает тело как кокон, заполняет душу. Всё внутренне существо охвачено.
Подобное я испытал лишь раз во время землетрясения. Когда семь баллов по простой шкале. Землетрясение до пяти баллов - так ничего особенного - трамвай прошёл и стёкла подрожали. А во время движения можно и не заметить.
Но когда за семь. Когда и крыша, и стены, и деревья и бассейн - всё движется разнонаправлено, скрипит и даже как-то непонятно стонет. Когда земля, мать и источник сил, становится чужой и ненадёжной. Нет опоры не только телу, но душе. И этот вязкий, всеобъятный ужас. Ужас первобытного Хаоса.
И на его волне вошла Она.
Приблизилась - я не помню её лица, но знаю - это Женщина.
Я, как сейчас, вижу её правую руку, ею она держала кубок, скорее череп, окованный металлом, с вкраплениями драгоценных камней.
Непреодолимость, неизбежность вошла с тем Хаосом.
Судьба.
Она тем кубком прикоснулась к телу брата, или дала испить - я этого не помню. Но вслед за прикосновением он - брат - преобразился. Произошла метаморфоза - на месте брата танцевал олень, перебирая сильными ногами.
И всё - я вытолкнут из сна неведомою, первобытной силой, и до сих пор не знаю - кто Она?
Сама - мать демонов? Кто!
Тёмная Луна, тёмная вода. Тьма - это только покрывало.
Я с этой тайной жил и продолжаю жить. То, что я о ней сейчас рассказываю, не меняет ничего. Отгадка, раскрытие таинственной сути, увиденного, пережитого мной в шесть лет цветного сна, может прийти только ко мне самому и, скорее тем же путём, каким было загадано.
В шесть лет, когда я не умел ещё читать, и не имел достаточного жизненного опыта, чтобы такое измыслить, пусть даже и во сне!
Что я видел? Прошлое или будущее? Параллельный мир. Иную реальность. Что? Какими такими событиями моей детской жизни был спровоцирован этот сон. Какими психологическими вывертами можно это объяснить?
Ничем. Если быть примитивным материалистом.
Приходится признать, в который раз, что мир устроен не совсем так, как учат в школах и университетах.
Брат умер рано. Более сорока лет я прихожу к нему на кладбище.
Мама ещё жива и ничего не знает об этом моём сне. Но лет тридцать назад она вышила панно. Изображение прекрасного оленя.
Конечно, это предмет силы, родовой талисман.
И ещё я знаю, что это вход. Вход в мир лугов и пастбищ, где вольно пасутся стада, которые водит на водопой мой брат-олень, вожак. И вокруг него танцуют свой призывный танец грациозные самки, и резво скачут, вскидывая ноги, бесчисленные оленята.
Где-то во вселенной затерян этот мир. Затерян, отделён от бед, от подлости, от смерти.
Прикосновение Женщины, ведьмы ведьм, шахини тьмы - что это?
Гибель души или обретение бессмертия?
Да, были ещё сны.
Сон в красках, в цвете - приятные тона, осенний лес, но с ним связано ощущение лёгкого беспокойства, его прерывных волн. И по тропе среди ветвей на лёгком ветерке, среди кустов, примеряющих сентябрьские тона, идёт не молодая женщина в светло-коричневом пальто, несущая рябиновую трость.
Я знаю, что она из "ведьм".
Что только не привидится ребёнку.
Я догадался, или мне догадали, что "ведьма" из цветного сна очень похожа на мою бабушку с отцовской стороны Анастасию.
Её никто у нас не называл Настей, а всё больше Анастасией Ивановной.
Но почему "ведьма"?
В то утро Александр Васильевич, собираясь на работу, подозвал старшего сына семилетнего Васю и высыпал ему в ладони пригоршню серебра. Советские серебряные деньги - сейчас разбрелись по коллекциям, а тогда были частью быта. Обыденное было серебро.
Провел рукой отец по стриженной под нуль голове сына и ушёл, чтоб никогда не вернуться живым.
Убивали его, моего деда, в 1929 году, трое здоровых мужиков. Убивали страшно.
Они подстерегли его в пустынном месте у железной дороги, вдоль которой он возвращался домой, напали с финками. Он раскидал толпу, и бросился бежать, но один удар ножом пришелся по виску. И от потери крови он упал, его нагнали, кинулись душить, рвали ему рот бутылкой, заливали водку и, придушив, отрубили голову топором. Затем убийцы накидали вокруг окурков, разбили бутылку водки и положили обезглавленное тело у рельсы, а голову с другой стороны.
Мой дед никогда не пил и не курил. Но следователям это было безразлично. Вынесли заключение: напился и попал под поезд.
Медэксперт из города Казани признал, что голову отрезало поездом. Дело закрыли.
И никто бы ничего не узнал, если бы...
Все убийцы, как и организаторы, умерли в течение года. Последний подыхая, прости меня господи, от скоротечной чахотки, испугался за свою, "христианскую" душу, вызвал попа, следователя, соседей и жену убитого.
Бабушка всё знала, когда она вошла к больному то сказала: "Ну что, теперь и меня убить хочешь, как мужа моего?"
Мой семилетний отец, стоял рядом с матерью и прослушал всю кровавую исповедь. Так была установлена правда. И она передаётся из поколения в поколение.
Так была ли моя бабушка ведьмой в полном смысле этого слова, скорее всего, нет. А надо ли быть женщине ведьмой?
Да - надо.
А иначе как воспитать человека, а иначе как оберечь семью.
PS: Я берегу семейные легенды с самого нежного возраста. Они во многом сформировали мой характер и многому научили.
Научили, в частности, с недоверием относится к официальным версиям расследований, особенно когда речь идёт о том, как тот или иной известный человек, задумавшись или в "состоянии эйфории" случайно попадает под электричку или иной железнодорожный транспорт. Очень это напоминает случай моего деда. И наличие судебно-медицинских экспертиз и прочего вранья меня не убеждает.
Да, заказчик расплатился с исполнителями: четверть водки и сто рублей денег - во столько оценилась человеческая жизнь в конце двадцатых двадцатого века.