Сегодня никто не оспаривает того факта, что земля круглая, однако научность философии подвергается сомнению. Кто сомневается? Отчасти - недоучки, которые жаждут блеснуть оригинальностью. Если ты говоришь, что белое - это белое, то на тебя никто не обратит внимания, а если ты скажешь, что черное - это белое, то все повернут голову в твою сторону. Пусть сочтут тебя сумасшедшим - зато зафиксируют в памяти: ты есть на свете. Отчасти - люди, которые мыслят глазами, руками, брюхом - мыслят телом, потому что инеллект у них для этого дела мало приспособлен. Справедливо будет напомнить, что и в советскую эпоху некоторые молодые философы пытались свести "кормилицу" к логике, к методу, - чтобы освободиться от опеки партийных вождей. Особенно Сталина, который грубо навязывал свои примитивные представления на всех направлениях науки, даже в языкознании. И не только науки. Ахматову устами Жданова он учил сочинять правильные стихи. Дмитрия Шостаковича и Сергей Прокофьева, как надо писать оперу. Но и до философского метода "великий вождь" добрался в "Кратком курсе истории ВКП(б)".
В любой сфере знаний есть персоны, которые достигли или самой высокой или просто значимой вершины, персоны, на которых мы постоянно опираемся, ссылаемся, которых "берем себе в руководители". В философии, особенно в диалектической логике, полагаю я, Гегель является вершиной. И потому его позиция в вопросе, что есть философия, для меня чрезвычайно важна, более того: является, по моему мнению, наиболее близкой к "оригиналу" истиной. "Философия есть объективная наука об истине, наука о ее необходимости, познание посредством понятий, а не мнение и не тканье паутины мнений". "Истинное, так определенное в себе самом, влечется к развитию; лишь живое, духовное движется внутри себя, развивается. Идея, как конкретная в себе и развивающаяся, есть, таким образом, органическая система, целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов. Философия, взятая сама по себе, есть понятие этого развития, а в качестве мышления посредством понятий она сама представляет собою это мыслящее развитие". ("Лекции по истории философии".)
Итак, философия - это "познание посредством понятий", это "мышление посредством понятий". Объекты, на которые направлен "луч" философского познания - Бог, природа, дух. Религия - это познание истины путем представлений, восприятие истины путем религиозных откровений: Бог открывает себя через Христа, своего единородного сына; дух божественный открывается через Христовы проповеди, принесенные в мир апостолами, проповеди, которые записаны в Библии; третий момент откровения - деятельность церковной общины, несущей в мир Божьи истины. Философия открывает природу через систему понятий, изложенных в логике. Далее. Дух, проснувшийся природе (абсолютная идея здесь проявляется как дух) открывает себя, отчуждает себя тоже через систему понятий в субъективном духе, а потом - объективном (общественная жизнь). Иными словам проснувшийся дух - это не только логика, он творит также историю общественной жизни людей. И далее: на вершине общественной жизни - в государстве, на нравственной ступени, дух получает возможность заниматься исключительно собой: это наука, это абсолютный дух. Здесь следует заметить, что между представлением (религия) и понятием (дух) у Гегеля вклинивается еще один способ познания - с помощью созерцания, искусство. Представление, созерцание и познание с помощью понятий - три орудия, три инструмента, с помощью которых в логике "работает" дух, а в истории продукт духа - человек. Объектом применения этих "инструментов", в той же последовательности, являются Бог, природа, дух. Дух в истории - одна из ступеней. (практическая ступень) развития мирового духа во времени, одна из ступеней его поднятия, саморазвития, самораскрытия, самопознания ("Познай самого себя!"), движения к свободе. "Всемирная история - прогресс в сознании свободы".
"Мнение, будто философия находится в антагонизме с осмысленным опытным знанием, разумной действительностью права и немудрствующими религией и благочестием, это мнение является скверным предрассудком. Философия признает эти формы и даже дает им оправдание". ("Малая логика". Предисловие ко второму изданию.) Истина есть система, сказал философ, в которой каждому понятию отводится свое место в соответствие с его "весом". У каждой естественной науки, а также науки общественной есть свой комплекс понятий. У философии - свой. Всеобъемлющий анализ философским понятиям дал Гегель в своей "Логике". К его системе трудно что-нибудь прибавить. Бытие, сущность, понятие - в логике должна быть строгая последовательность. Мысль, понятие, идея, дух - таковы ступени по значимости идеальных элементов философии. Не чувство, не представление, не созерцание - основные орудия познания, основным орудием познания является понятие. Практика - это прежде всего познавательная практика, и здесь понятию отводится ведущая роль. Может быть, кто-нибудь еще, кроме великого немца, дал столь блестящий анализ рефлективных категорий? Назовите мне этого человека. Когда-то философию называли царицей всех наук, сегодня она не претендует на такое звание. Что касается значимости для всех наук наиболее общих категорий, а также метода познания, то без философии невозможно ни объяснения старого, ни открытия нового. Субъект, объект, субстанция, истина, цель, средства, способ реализации, причина и следствие, противоречие и тождество, движение покой, развитие, время, пространство, диалектика - какая наука может обойтись без этих понятий? Слепому всегда будет нужен поводырь. И показать каждому "сверчку" свой "шесток" философия тоже еще может. Понедельник, 1 апреля 2013 года.
Прибавление. Опровергает ли позитивизм или материализм научность идеализма? Думаю, что гегелевский идеализм не опровергает. У Гегеля идея не претендует на то, чтобы заменить собой материальный предмет. Идея - 'зерно' материального предмета, в предмете она 'живет' 'в свернутом виде'. Точка в пространстве не материальна, не пространственна, но она есть. Стоимость в товаре не увидишь, не потрогаешь, но она есть, она идеальна. Идеальное в развивающемся в предмете - потенция, задаток, в-себе-бытие, а в развитом предмете - его для-себя-бытие. Сначала есть проект, нечто идеальное, а потом есть дом. В реальном доме его проект не исчез, он присутствует невидимо. У Гегеля абсолютная идея существует вначале, до природы, а потом воплощается в природу. Но эти 'вначале', 'до', 'потом' - не временные, а логические. Куда 'переселяется' идея умершего человека? Она умирает (в идеальном смысле) в месте с человеком. Нет живого человека - нет его идеи. Идеальное в предмете невозможно представить, потому что оно нематериально, его можно только помыслить. Это непросто, но мыслить вообще непросто.
Марксистам нужен был материализм, и только материализм? Зачем? Чтобы их учение мог усвоить примитивно мыслящий человек, несчастный пролетарий, люмпен, который забыл, есть ли у него дом, жена и дети, для которого и родины не существует. Он способен воспринимать предмет только внешними чувствами, представить его, но не помыслить. Что касается фантазий, то материалисты на этот счет большие мастера. Ведь сочинили же сказку про коммунизм! Изобилие, труд по способностям, потребление по потребностям. Стоит эту сказку помыслить, как она рассыпается, и мы обнаруживаем за красивыми представлениями дикую ложь. Вторник, 2 апреля 2013 года