Критические заметки о марксизме-2. О диктатуре пролетариата приходится говорить, потому что это - ключевой вопрос теории Маркса. Итог, сердце, стержень, острие теории. Еще точнее: абсолютная идея Маркса. С самого начала было понятно, что пролетариат сам по себе не способен управлять обществом. И представителей в его среде нужных не найдешь. Среди рабочих немало умных "товарищей", но они умны лишь в своем деле, а в органах власти могут выполнять лишь роль статистов. У нас в Советах сидели знаменитые слесари, токари, пекари, пастухи, доярки, телятницы и т.д. и голосовали всегда "за". Поэтому предполагалась некая группа из интеллигентов, умных, образованных, активных товарищей, которая будет пролетариат вести. Ее назвали передовым отрядом. СССР с самого начала был государством диктатуры пролетариата и умер он в этом своем статусе. При Сталине называли его государством рабочих и крестьян, а после - общенародным государством. А передовой отряд - ведущей и направляющей силой общества. Об этом даже в брежневской конституции записали. Ленин не стеснялся называть вещи своими именами, он говорил, что у каждого господствующего класса - своя диктатура. А когда классовые баталии утихнут, общественная жизнь стабилизируется, не понадобится и диктатура, государство станет отмирать, говорил он. К диктатуре пролетариата искусно приспособлена и историческая концепция Маркса (движение от первобытно-общинного строя через эпохи жестокой классовой борьбы к коммунизму), и учение об эксплуатации пролетариата ("Капитал"). Марксова теория - крепко логически связанный кулак. До сих пор разжать его ученые не могут.
Для России снова встал вопрос, - на какой путь встать. Государство у нас новое. Создано, разумеется, наспех, как и во всякую революцию. Все "бывшие" его сильно бранят, и не только "бывшие". Простите за сравнение: старый курятник разломали - куры разбежались и закудахтали. Но линия движения медленно и верно вырисовывается: мы идем к буржуазной республике. Разумеется, с российской спецификой: пухнет, как всегда государство, либеральные идеи прижимаются, склонность к воровству остается. И коррупции у нас в крови (впрочем, не только у нас). Марксизм, конечно, сидит в головах у наших государственных чиновников, но на практике они превратились в буржуа. Неуютно в душе, но приходится с этим мириться.
Нужна ли нам теория, типа марксистской, или мы обойдемся буржуазным прагматизмом? Марксизм - тоталитарная теория ("Учение Маркса всесильно, потому что оно верно", - Ленин.) Думаю, сегодня он нам не подойдет. Вождизм отвергнут, учение об эксплуатации отброшено. Вместо единомыслия пришло разномыслие. Культ государства у нас сохраняется, но уже не социалистического, а буржуазного. Руководители собирают народ вокруг патриотической идеи, церковь помогает им в этом. Так что обойдемся буржуазным прагматизмом. 22 июля 2009 г.
Эксплуатация. Это присвоение чужого труда. Эксплуатация - это принудительное или по обману присвоение чужого труда, и подсчеты процентов здесь неуместны. Рабовладельческий строй - самая жестокая эксплуатация рабов. Феодальная эпоха - крепостничество, несколько смягченная эксплуатация. Капитализм. С одной стороны, здесь имеют место пережитки рабовладения и крепостничества, а с другой - свободный наем на работу при отсутствии эксплуатации. Социализм в России, построенный по проекту Маркса (с некоторым отклонением), - сложнейшее переплетение отношений: государственное рабовладение (ГУЛАГ), крепостничество (колхозы), Большая зона, где посаженные на примитивный, но гарантированный паек граждане, чувствовали себя удовлетворенно. Они пели, плясали, веселились, ходили в кино, в театр, на стадион, власть держала их в неведении, кого, сколько и за что она казнила, кого, сколько и за что она посадила или выгнала за рубеж. Фундаментальных прав и свобод эти граждане были лишены, но, как ни странно, они в них особенно не нуждались.
Эксплуатация в этой сфере имела место, поскольку никто не знал, сколько стоил продукт, который он производил, и какую часть его он получал в качестве зарплаты.
Постсоветская Россия. Возрождение капитализма. Все перевернуто. Неразбериха. Коррупция. Приобретенные иными гражданами капиталы незаконны или не совсем законны. В среднем и малом бизнесе отношения более прозрачны и определены договором, и потому эксплуатации здесь или нет или она незначительна. Отношения в крупном бизнесе, особенно в добыче энергоресурсов, не столь прозрачны, здесь имеет место значительная эксплуатация. У государственных чиновников в некоторых случаях незаслуженно высокая зарплата. У рабочих пока нет эффективных профсоюзов. Россия сосредотачивается, совершенствует законодательство и общественные отношения. Работа политикам и всем гражданам предстоит огромная. 24 июля 2009 г.
Иван Пашук. - Его статья из серии фантастических идей. Цитату из Маркса он откопал интересную. "Страны капитала будут стимулировать рабочий класс покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники. Толкая их тем самым для того, чтобы они брали все более дорогие кредиты, до тех пор, пока кредиты станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к возникновению коммунизма". Далее Иван Пашук развивает теорию мирового заговора передовой группы КГБ, во главе которой посчастливилось стать В. Путину (его дед якобы был поваром в ведомстве Берии). Прежняя задача группы была - развалить примитивный коммунизм во главе со стариками-маразматиками. Выполнила. А сегодня ее задача, внедрившись в Союз высоко развитых капиталистических стран, развалить капитализм и построить коммунизм по приведенной выше формуле Маркса. Финляндия, Швеция и Норвегия якобы уже "живут, как при коммунизме", и надо идти дальше, направить туда же Америку и Европу. "Вот это Путин! Вот это Троянский конь! Как ловко окучил Америку!" - радостно восклицает господин Иван Пашук.
Что тут можно сказать? И великий Маркс ошибался, и "великий" Иван Пашук. ошибается. История так не делается. Начнем с теории, которую, по моему мнению, следует усвоить политикам. Государственная (государева) собственность и частная собственность на орудия и средства производства выражают два противоположных начала (стремление к общему и частному), с которыми человеческое сообщество родилось, продолжает жить и умрет с ними. Убери один из полюсов электрического тока, электрическая цепь прервется, убери один из важнейших полюсов общественной жизни - жизнь остановится. Потому и погиб наш коммунизм, что власть отобрала у граждан частный экономический интерес к труду. Упадок экономического интереса она пыталась компенсировать принуждением, погубила много народу, но то, что дано природой, никакими придумками не заменишь. Поэтому не надо строить ни коммунизма, ни капитализма, гораздо разумнее - найти такой вариант сочетания двух противоположных начал, который в данное время и в данном месте, с одной стороны, будет способствовать сохранению народа, а с другой - его благоустроенной и справедливой жизни.
Конечно, в истории имеет место классовая борьба. И тут Маркс на своем месте. Однако итогом классовой борьбы является не уничтожение одного класса другим, но, говоря по-гегелевски, - снятие (aufheben) противоположностей и образование нового качества отношений, нового единства. Единства со своим Центром, со своей Энергией, со своей Идеей. Все изменяется, но и повторяется в усовершенствованном виде. На новом витке. Образ жизни начинается другой, к старым противоположностям добавляются новые. Маркс, вышедший из Гегеля, почему-то вообразил себе, что одна противоположность (пролетариат) может уничтожить противоположность другую (буржуазию) и построить общество совершенно однородное, где не будет существенного различия между рабочими и крестьянами, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Наши российские недоучки ухудшили теорию классика, усугубили его просмотр.
Советские пропагандисты немало исписали бумаги, доказывая, что капитализм преходящ, что на смену ему неизбежно придет коммунизм. "Неизбежно" - это звучит весомо. Как с этим поспоришь? Неизбежно люди растут, стареют, теряют силы, время от времени меняют одежду, чтобы постирать ее. А кожу свою не снимают, органы жизни не заменяют. Частная собственность и государственная собственность - это совсем не "одежда", я сравнил бы эту пару с внутренними органами, например, с сердцем, легкими или почками. Невечны формы обмена товаров, формы государственного устройства, учреждения в государстве и прочее. Все, что на поверхности, невечно. И еще: соперничество свободы и дисциплины в общественных отношениях, тоже не подлежит отмене, ликвидации. Дисциплина не допускает разброда и анархии, хаоса и смуты, а свобода дает воздух. Они идут рядом, соперничают и сотрудничают и устранение одной из этих из противоположностей чревато неблагопиятными последствиями.
Но вернемся к господину к Ивану Пушуку, к его теории заговоров. Политические заговоры возможны. Ленин сверг Керенского, Сталин "сверг" всех своих конкурентов, Пиночет сверг Альенде. Путем заговора и физической расправы. Но здесь речь идет о заговоре против политического режима, против персоны. Что же касается фундаментальных устоев жизни (эпоха, общественно-политический строй, общественно-экономическая формация), то здесь заговоры бессильны. Переход из одной эпохи в другую - это естественный процесс, это - долгий путь реформирования, легальной борьбы, открытых выступлений и революций. Якобы Ленин с гвардией путем заговора перевел нас от капитализма к социализму. Но далеко ли мы ушли? Пришлось вернуться на прежнюю позицию. КГБ пытался помешать, но остановить движение "слона" никто не смог. Путин - талантливый политик, хотя в порыве азарта может сказать лишнее. Например, в свое время на совещании руководящего состава ФСБ он сказал явную глупость, о которой, думаю, сто раз пожалел: "Ваше задание выполнено. Я стал президентом России". Но ни в каких заговорах он не участвовал и не участвует. Он чувствует пульс российской истории. Зачем ему портить свою биографию? 3 августа 2009 г.