У философских понятий, как и у людей, царит иерархия. Материализм выделил главный вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания. Движению, порождающему многообразие форм существования материи, он отвел второе место. Условно, конечно. Философские понятия, как люди, живут парами. Материя и сознание, движение и покой, развитие и деградация, причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма, объект и субъект и т.д.
По-своему построил систему философских понятий Гегель. Можно сказать, здесь он, используя открытия своих предшественников - Канта, Фихте, Шеллинга, а также Платона, Аристотеля, Спинозу - произвел революцию. Появились новые понятия, новые соотношения, а старые приобрели другое звучание. В-себе-бытие и для-себя-бытие, природа и дух, абсолютная идея, абсолютный дух, полагание, отчуждение, снятие отчуждения, субстанция как субъект, понятие как зерно развития, противоречие как движущая сила развития, сознание, самосознание и разум и т.д. Религия у Гегеля приобрела другое значение, для обыденного сознания она стала орудием познания абсолютного духа в форме представления.
Что есть идеальность (идеальное) предмета? Идеальность предмета противопоставляется прежде всего его материальному элементу. То есть его ощущаемости, зримости, делимости, внешности. Его несамостоятельности, недолговечности. Идеальность в предмете является его внутренностью, сущностью, стержнем, содержанием, его "клеем", его смыслом. Природа создает предмет (вот эту гору, вот эту реку) по своему "плану", вкладывает в него идеальность как понятие, как идею, как форму. И идеальность эта умирает вместе с предметом. В растительном и животном царстве предмет рождается, развивается, живет, умирает. Природа закладывает в него элемент идеальности - некое зерно, некое семя, которое, обладая определенным ресурсом, ведет предмет по жизни и определяет его кончину, заложив в него способность оставлять после себя новую идеальность - новое зерно, новое семя. Колос пшеницы умирает, оставляя после себя потомство в виде зерен. Не уходит бесследно и каждое отдельное животное. Для природы идеальностью является абсолютная идея. Для абсолютной идеи, для природы, а также конечного духа, развивающегося во всемирной истории, - для всех ступеней идеальностью является абсолютный дух.
В человеке идеальность удваивается. С одной стороны, она существует в предметах, созданных природой, а также его умом и руками, а с другой стороны, существует у него в голове как наука, прежде всего философия. Абсолютный дух как в-себе-бытие, как зерно развития, оставив после себя природу как воплощение абсолютной идеи, в истории общественного развития формируется как для-себя-бытие. Где спрятан стимул его развития? - В нем самом. Конечный его путь - снятие с себя всех "внешних украшений" и превращение в форму науки.
Идеальный предмет - лучший предмет, такой, каким мы его можем только мыслить. И жизнь нашу мы ведем в сторону идеальности. Однако единство идеи (идеальности) и реальности возможно только в Боге - Гегель прав. Мы, смертные, довольствуемся только иллюзией, которая, однако, содержит в себе и элемент абсолютного совершенства. У Владимира Соловьева есть работа - "Чтения о богочеловечестве". Для него общество, построенное по божественным законам, и есть идеальное общество.
Марксизм - идея. Идеальность, которую ее автор навязывал миру в качестве спасительного средства от капиталистической эксплуатации. И навязал. Последствия - страшные. И опять же Гегель прав: философия объясняет мир, объясняет после того, как события свершились. Сова Минервы вылетает в сумерках. Очень надо бояться благодетелей от философии, которые предлагают решить все проблемы раз и навсегда, уподобляют себя Богу и навязывают "идеальную" идеальность на все времена. Четверг, 14 июня 1912 года