"Демократия и тоталитаризм". Современную демократию следует отличать от примитивной древней демократии, когда граждане города на общем собрании выражали поддержку правителю гулом одобрения или голосованием с помощью черепков. В современных больших государствах демократия как способ политического правления, чтобы как-то отразить мнение массы народа (демоса, низов, трудящихся), может быть только представительной, а не прямой. Это, - во-первых. А во-вторых, чтобы удовлетворить чаяния элиты, думающей части народа, она должна быть свободной. Имея в виду современный вариант, Черчилль сказал, что демократия - плохая власть, а другие еще хуже.
Современные тираны искусно приспосабливают современную демократию к своим нуждам. Пример - покойная советская власть в России (вожди называли ее родной властью, народной властью, народной демократией). В Советской России все было обставлено, как в цивилизованном государстве. Всеобщие выборы - были (мы свободно выбирали между Сталиным и Берией), двухпалатный парламент функционировал (наполнен он был в значительной мере телятницами, пастухами, слесарями и прочими передовиками). В конституции были прописаны все свободы... в пользу социализма. Суд судил, профсоюз защищал интересы трудящихся. Не жаловались на свою судьбу партийные газеты и журналы, наука, искусство, даже церковь. Когда Сталин назвал Маяковского "талантливейшим поэтом нашей эпохи", так его и стали все величать. Когда партия "утвердила" Лысенко "великим ученым", его все стали называть великим ученым. Народ свободно пил, пел и плясал, ходил на митинги и демонстрации и выкрикивал: "Свободу Луису Корвалану! Смерть кровавым собакам империализма!". Такого же типа демократия практиковалась в фашистской Германии, в Ливии. Назовем ее, в отличие от настоящей, свободной демократии, демократией тоталитарной.
Тоталитарная демократия - это не только искусное приспосабливание современных форм государственного управления, не только расстрелы, лагеря, ссылки, это еще и небывалое раздувание культа политических персон, культа вождей. Расчет был прост: народ (демос, трудящиеся массы, низы) надо было сердцем привязать к новому порядку, к большевистскому режиму, проект "гигантского сооружения" должен был кто-то реализовать. Сталина не называли "отцом нации". Его называли "великим вождем", "великим кормчим", "гением всех времен и народов", Ленина - "вождем мирового пролетариата", "самым человечным человеком". Повсюду были развешаны портреты вождей, именами вождей назывались города, улицы, предприятия, стадионы. Памятников, расставленным вождям по России было не счесть. О них поэты сочиняли стихи, композиторы - песни. "Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой, Ленин в надежде и радости. Ленин в твоей судьбе, Ленин в твоей весне, Ленин в тебе и во мне". "Сталин наша слава боевая, Сталин наша гордость и полет, с песнями, борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет". Красивые слова и захватывающая музыка входили в душу простого человека и формировали о вождях чувства уважения и любви, восхищения, поклонения. Пропаганда захватила и думающую часть народа. Сталин стал Богом, а Ленин больше, чем Богом. И сегодня значительная часть народа, особенно старики, не могут поверить в преступления, которые совершили их кумиры. Большевики строили свой "рай" на страхе перед расправой тех, кто способен думать, и на любви живущих преимущественно сердцем трудящихся масс к вождям, как церковь строит свою общину на страхе паствы перед грехом и на любви к Христу.
Я различаю государство (государственное устройство) и политический способ правления. В первом случае речь идет о внешней стороне проблемы, о системе институтов государства и законодательстве. Во втором случае речь идет о способе правления, который применяется правящим классом, политической элитой, вождями и их партиями. (Именно это различение поможет нам понять, почему иные государственные устройства, по внешности весьма демократические, без больших усилий приспосабливаются тиранами). Современная Россия приблизила свое государственное устройство к европейскому образцу. Для защиты современной демократии (представительной и свободной) от искажений существует только одна сила - демократическая элита с ее идеологией свободы. Сегодня в России такая элита есть, несовершенная, шатающаяся, я бы сказал - мечущаяся. С великой путаницей в голове, которую продемонстрировал нам автор длинной и сумбурной статьи - Георгий. (Есть у нас и крайности: когда я по телевидению слушаю выступления таких идеологических столпов, как Проханов, Кургинян, Дугин, то хочу присоединиться к Чернышевскому, который сказал о русских: "Жалкая нация, нация рабов; все рабы - сверху донизу"). При демократии в глаза бросается прежде всего свобода слова. Все свободно говорят и пишут, по большей части бранят власть. И более других говорят и пишут неудачники, люди неспособные найти свое место в условия открывшихся возможностей. Можно сказать, в современной России демагогия и ложь процветают. Но это необходимая плата за великое благо, которое было отнято у нас большевиками, - за свободу. Лагерь закрыли, зэков выпустили. И далеко не все из них побежали устраиваться на работу...
Прежде мы говорили о диктатуре, тирании, деспотии, а тоталитаризм объединил все, все негативное, жестокое, рабское. Тоталитаризм, политический способ правления, целиком захватывающий тела и души граждан, не оставляет им никакой свободы. Я не имею в виду простейшие свободы, которыми удовлетворяются многие, главным образом т.н. трудящиеся массы, - свободу передвижения в рамках страны, города, свободный выбор брачной пары, лучшего магазина, лучшей футбольной команды и прочего. Я имею в виду фундаментальные свободы - на экономическую, политическую, научную, художественную деятельность, свободу слова, веры, въезда-выезда, политического протеста. Образцом тоталитарного способа правления были фашистский режим в Германии, советский режим в России, режимы Мао в Китае, на Кубе при Фиделе Кастро, в Кампучии при Полпоте; образцом тоталитарного способа правления являются современные режимы в Северной Корее и в некоторых африканских и азиатских государствах. В экономике тоталитаризм убивает конкуренцию и останавливает ее развитие, в духовной сфере вводит единомыслие, - что так же ведет к застою и деградации. Чаадаева царская власть за оригинальность философской мысли назвала сумасшедшим, а советская власть оригинальных мыслителей выселяла, сажала, уничтожала. При царской власти русский гений проявил себя в литературе, при Советах талант свой писательский проявили, в основном, те, кто протестовал, кого преследовали: Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Анна Ахматова, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Андрей Платонов... Пастернак и Булгаков работали под надзором.
В какой ситуации тоталитарный способ правления может себя оправдать? В войну, во время природной или техногенной катастрофы, во время тотальной эпидемии (чума, холера...). В мирной жизни, особенно в период долгого и безопасного мира, тоталитаризм является большой помехой в развитии производительности труда, культуры, нравственности, свободы, для развития общественных отношений, благополучия и человеческого счастья. Марксизм в его разных воплощения и пытается навязать человечеству "вечную войну", "вечную катастрофу", "вечную эпидемию". Воскресенье, 13 мая 2012 года