Потому что время плача уже закончилось, исправить ничего невозможно и оставалось только достойно принять случившееся. В нашем случае достойно означало - с юмором.
Мы - это я, моя коллега по агентству недвижимости и уважаемая сотрудница весьма крупного уважаемого банка.
Что случилось?
Случилась Сюзанна.
Естественно, имя клиентки изменено. К тому же без ошибки произносить имя уроженки Поднебесной несколько затруднительно.
Дама откликнулась на наше объявление и пожелала приобрести заурядную квартиру в спальном районе.
Продавец - неустроенный бобыль, потерявший работу, со склонностью находить забвение от всех горестей на дне бутылки. Отсюда - долги и проблемы. Однако, дядька нам верит, слушается и понимает, что мы работаем в его пользу. Наша задача нелегка: найти покупателя на квартиру, долгие месяцы не видевшую влажной уборки, отыскать для него подходящее жилье с тем расчетом, чтобы хватило денег на оплату всех немалых долгов и обеспечить, чтобы все прошло быстро, гладко и понятно.
Ну, нам не впервой, как-никак с 1998 года подобных задачек решались тонны.
Но стихийного бедствия по имени Сюзанна не было никогда!
То, что язык общения - английский, не проблема. Худо-бедно связать пару слов может почти каждый. Ну, а если что, то гугл в помощь. Напиши, он переведет.
Поэтому ничто не предвещало.
Ну, совсем ничто!
Я так и вовсе не беспокоилась: покупатель найден, договор задатка подписал, - к счастью в наши дни подписать что угодно удаленно вообще не проблема, - первая часть головоломки собрана. Дело за малым: найти небольшую квартирку для дядьки и закрывать сделку.
Вот тут-то все и началось.
Мало ли что, на всякий случай мы решили не рисковать и поместить деньги за квартиру в банк на счет сделки. Так оно надежней.
Продавец согласился, написал заявление: "Дорогой банк, прошу открыть счет сделки и с него перечислить - список прилагается".
Банк, как и положено солидному учреждению, приступает к работе.
Эх, где те старые добрые времена, когда маклеру разрешалось за ручку с клиентом приходить в банк и помогать ему ориентироваться во всех вопросах. Так было раньше. Теперь - не те времена, теперь банк по закону должен истово хранить тайну личных данных (как будто мы их не знаем) и потому общается со всеми участниками сделки напрямую. А наше дело - терпеливо стоять в сторонке.
Мы стоим.
И совершенно не подозреваем, что наша китайская Сюзанна молча подкладывает мину замедленного действия под всю сделку.
При том, что пишет она нам в день по стопиццот мейлов, ни в одном из них никак не проскакивает информация, что банк с ней связался. И уж подавно молчок про то, что она - покупатель, в интересах которого как раз и открывается счет, - поставила банк на паузу, написав, что "она подумает".
Ну, пока клиент думает, естественно, никто не работает. Все ждут.
За два дня до сделки, когда градус кипения уже у всех растет так, что об нас впору чайники кипятить, размышления закончились. "Я согласная", - написала банку Сюзанна.
И вот тут погнали наши городских!
В смысле все клиенты: наш продавец, супружеская пара, продающая малютку-квартирку для него и сама Сюзанна, количество мейлов от которой переходит в космический масштаб, пляшут канкан у нас на голове, требуя сейчас, немедленно и сию минуту подать им на блюдечке все договоры!
Мы, в свою очередь, начинаем теребить банк.
Что, впрочем, занятие бесполезное, это как теребить гору. Будь ты хоть мамонт, она все равно - гора...
Тем не менее, в понедельник утром все готово. Сделка - к обеду. А с утра, будьте любезны, подпишите-ка соглашение с банком, банк - в приоритете.
Напоминаю, мы это соглашение не видим, там - тайны клиента.
Читайте, дорогие сами.
Вот тут-то нам небо с овчинку и показалось!
Потому что Сюзанна - продуктивности дамы можно только позавидовать - умудрилась одновременно преодолевать расстояние в 300 км, отделяющее ее от нотариуса и заваливать нас тоннами мейлов непонятного содержания. Нас - это коллегу, меня и банковского менеджера. Это был не просто дождь из мейлов, нет. Ливень, потоп!
Мы старались, как могли.
Я уверена, гугл устал не меньше нашего, переводя туда-обратно бесчисленные вопросы-ответы.
Но в итоге, понимание было достигнуто, соглашения с банком подписаны и все добрались до нотариуса в назначенное время и место.
Всё подписали, все заверили, оплатили, что полагается, приложили, куда надо и сдали, наконец, в земельную книгу.
Выдохнули.
Ха!
Думаете, на этом все закончилось?
Как бы не так.
Мина - сработала!!!
Какая? Да та самая, которую трудолюбивая Сюзанна подложила под сделку, подвесив ее на две недели.
Да, именно так, спешка и бесконечное количество мейлов отвлекли внимание юристов и они - да, банковские юристы, которые никогда не ошибаются - допустили ошибку. И теперь, если верить всем подписанным клиентами между собой и банком соглашениями (напоминаю, мы их не видели), нам - агентству недвижимости -полагается двойное вознаграждение!
Нам полагается его выплатить аж два раза.
Будем честными, в этой сделке мы устали очень. Гораздо больше, чем при обычных обстоятельствах. Но не настолько, чтобы грабить ни в чем не повинного дядьку-продавца, доверившегося нам.
Поэтому вчера я пыталась каким-то образом убедить банк не делать дополнительный перевод.
Но, оказалось, что это невозможно: изменение соглашения стоит аж 50 евро. А банковский перевод - 50 центов.
Поэтому мы получим-таки кучу денег и будем изобретать велосипед, сочиняя дополнительные бумаги, чтобы вернуть их продавцу.
Но это будет в понедельник.
Зато в пятницу мы повеселились от души: если бы не было таких Сюзанн, что бы мы потом вспоминали бы!