Кто первый сообразил, что украшения из шлифованных камней-самоцветов выглядят куда эффектнее, чем привычные ожерелья или серьги из зубов и когтей убитых на охоте животных?
Кто впервые понял, что камень может быть не только необходимым орудием производства, но и предметом роскоши?
Мы можем догадываться, когда это случилось впервые - в эпоху неолита (позднего каменного века), примерно 9-10 тысяч лет назад. На протяжении последующих двух тысячелетий мода на украшения из бирюзы, хризолита, оникса, нефрита и прочих самоцветов распространилась по всему миру.
Однако археологи никогда не смогут нам сообщить ни имени первооткрывателя, ни обстоятельств, при которых он совершил свое открытие. Точно так же мы никогда ничего не узнаем о других великих гениях неолита (первом лучнике, первом собаководе, первом земледельце, первом всаднике). Но мы можем дать волю воображению и представить две наиболее вероятные версии...
Романтика каменного века...
Может быть, это был воин, охотник и мастер каменной шлифовки, влюбленный в дочь вождя. Он ушел в горы, чтобы доказать свою доблесть и кинуть к ногам любимой череп пещерного медведя (претендентов было четверо, но мудрый старый вождь разослал их в разные стороны и на разных чудовищ - чтобы не встретились претенденты тет-а-тет на узкой тропке). И вдруг увидел он на горном склоне некий яркий камень... Скорее всего, раньше он сто раз равнодушно проходил мимо таких же камней - но именно сейчас переливы самоцвета вызвали в памяти воспоминание о глазах или волосах его возлюбленной.
И постигло его гениальное озарение. Представил он привычное - для мужчин - ожерелье из клыков... Только не на мужчине, а на женщине. И не из клыков, а из этого камня. И не в честь победы над зверем, и вообще не в честь чего-то, и не ради чего-то, а просто так - в цвет глаз. Или волос. И представил он, как его возлюбленная с таким ожерельем будет выделяться на фоне прочих женщин племени. И возрадовалось его сердце
Нет, сначала он пошел и убил-таки медведя, и череп его поставил вывариваться, поскольку так требовала неолитическая этика (нам бы такую!) - но потом вернулся к этой скале, и вырезал красивые камни, и шлифовал обрезки. А затем пришел домой с трофеями. Остальные три претендента, разумеется, тоже были могучие воины, и тоже принесли черепа каких-то огромных и страшных зверей. И очень этим гордились. Но наш герой череп медведя отдал вождю как безделицу - а ожерелье и браслеты из самоцветных бус надел на шею и руки своей избранницы...
Теперь сделаем скидку на восприятие. Если вы, дорогой читатель, представите себе эту картину, не осознавая бэкграунда - то ничего вдохновляющего в ней не найдёте. Грубые бусы из почти не обработанного неровного камня на шее и запястьях, какая ерунда... Но! Между ними и вами - десять тысяч лет. Вспомните, что это - ПЕРВАЯ на планете женщина, украшенная не глиняными побрякушками или связками раковин, а яркими самоцветами. Причем под цвет глаз. Пусть эти украшения с нашей точки зрения убоги и примитивны - но попробуйте подумать о тех, для кого САМА ИДЕЯ ювелирного изделия, подчеркивающего личную красоту, является радикальной, революционной и нежданной.
Наподобие идеи первого колеса или даже первого костра.
И вот уже исходя из этой точки зрения - подредактируйте свое восприятие. Понимаете? Все девушки на выданье, какие были в племени, обзавидовались и переглянулись... нет, ничего не сказали, женщины права голоса тогда ещё не имели. Но ПЕРЕГЛЯНУЛИСЬ. А все юные охотники, кому ещё по обычаю жена не положена, но скоро будет положена - не будучи растяпами (первобытный охотник-растяпа погибает на первой же охоте) отметили это переглядывание. И сделали выводы.
Или магия как двигатель прогресса?
А может быть, вовсе не воин это был, а женщина. Племянница шамана, помогающая дяде во время ритуалов ублажения духов женских стихий (Воды и Земли) но в остальное время - такая же бесправная прислуга по хозяйству, как и все остальные представительницы слабого пола в те времена. Шла она себе по руслу горной речки, форель била костяной острогой, улиток и раков собирала. Увидела на склоне друзу хрусталя, а неподалеку - выход бирюзы, удивилась, остановилась полюбоваться...
Подумала вдруг, что эти необычные, яркие камни напоминают застывшую и блестящую воду ручья (или озера) в ясный безоблачный день...
И внезапно она отчетливо поняла: духи-покровители подсказывают ей способ достичь привилегированного положения... Если получится - даже встать вровень с мужчинами!
Понимаете ли: мужчины-воины каменного века носили свои украшения - изделия из клыков, когтей и вражеских скальпов - вовсе не для красоты как таковой, а для того, чтобы никто не забывал об их достижениях. Для демонстрации своего статуса, поддержания и укрепления своего положения в племенной иерархии. Столько-то медведей убил, столько-то врагов уничтожил - вот, всё четко и наглядно, послужной список налицо. С первого взгляда ясно, кто здесь бывалый воин, а кто - юнец, слабак или вообще трус...
Впрочем, с тех пор мало что изменилось, верно? "Статусные аксессуары" (престижные автомобили, брендовые часы, дорогие костюмы и т.д.) - полный аналог браслета из волчьих клыков или юбочки из скальпов "Я крутой! Я добился! Я выше тебя по статусу!" - демонстрируют друг другу мужчины в XXI веке, как и 10 тысяч лет назад...
Однако тогда во всём этом имелся ещё один смысл, куда более глубокий, нежели простое хвастовство. Первобытные люди с трудом воспринимали разницу между "символом" и "означаемой символом сущностью". Их мышление было насквозь магическим: если одна вещь вызывает ассоциацию с другой, значит, они таинственно связаны. Ожерелье из медвежьих клыков напоминает о медведе - следовательно, охотник в этом ожерелье как-то связан с поверженным владыкой леса. Например, магически перенял часть его силы. Лучше с таким опасным противником не связываться...
...Прошу прощения за длинное описание мужских обычаев неолита, но оно было необходимо, чтобы лучше понять, насколько революционная идея пришла в голову нашей героине на берегу давно исчезнувшего ручья. Итак: никаких личных достижений у неё, как у женщины, не было и быть не могло, а вот некий статус всё-таки был - упомянутое выше положение младшей заклинательницы стихийных духов. Так почему бы, по примеру мужчин, этот статус не закрепить, не создать его зримое воплощение?
Эти камни очень красивы и необычны. Они точно уж красивее клыков и когтей. При этом они - порождение Земли, но напоминают и о Воде. Значит, они связаны с обеими стихиями, которым заклинательница служит. Значит, она имеет полное право носить ожерелье из этих камней, и это ожерелье станет очевидным для всех, постоянным подтверждением её статуса... А кроме того, оно будет залогом мистической связи между ней и могущественными духами-покровителями. Ведь не зря же они привели её на это место и показали эти камни?
Возблагодарив духов, набрала племянница шамана красивых каменьев; затем долго и в тайне от окружающих шлифовала их, сверлила, делала ожерелье и браслеты, на кожаный жилет подшивала - а потом во время очередного ритуала вышла к костру при полном параде...
Тут еще раз напомню - все человеческие изделия в ту эпоху были тусклыми и невзрачными. Одежда, посуда, убранство жилищ, орудия труда... Даже украшения и произведения искусства. Глиняная статуэтка или наскальная живопись иногда поражают археологов мастерством исполнения - но по цвету это всё та же глина. Поэтому всё яркое, цветное и сверкающее автоматически воспринималось как нечто непостижимое, не людьми созданное, волшебное, связанное со сверхъестественными силами. Солнце, Луна, звезды, ярко-синее небо, радуга, весенняя зелень травы и листвы... Даже пламя костра - казалось бы, давно "прирученное" человеком - всё равно оставалось магической сущностью, предметом культа.
И тут появляется наша героиня - яркая и нарядная, вся в блистающих самоцветах. Как посланница и избранница стихий.
Впрочем, почему "как"? Про особенности первобытного магического мышления уже было сказано выше. Мало того - в те времена случалось так мало нового и непривычного, что любое новшество люди воспринимали как мистическое озарение. Легко представить, как дядя-шаман потрясенно шепчет про себя: "Мать-Земля пришла. Земля. Мы, мужчины, всегда говорили, что у нас Небо, и Воздух, и Огонь, а женские стихии - Земля и Вода. Корешки копать, горшки лепить, еду варить, рыбу ловить... Ан вот оно как получилось... Вон чем Земля-то обернулась".
Возможно, так и начался матриархат.
...Однако есть и другой вариант: шаман быстро сделал выводы, собрался с мыслями и припомнил: однажды в юности, преследуя подраненного горного козла, он забрел в некое ущелье, где мельком видел такие же дивные камни - только другого цвета! Тогда духи к нему не снизошли - или же просто сам молод был и глуп, не обратил внимания на знамение, больше о козле думал... Но ещё не поздно всё исправить!
Рано поутру отправился шаман высоко в горы - якобы вопрошать духов Неба, как теперь быть дальше... А когда вернулся к племенному костру, то на его груди среди обычных мужских украшений пламенело ожерелье из сердолика. Делая вид, что не слышит потрясенного перешептывания соплеменников, донельзя уставший шаман сел на шкуры, принял из рук вождя лучший кусок мяса и удовлетворенно выдохнул. Теперь и он находится под зримым и очевидным покровительством духов - причем духов Огня, мужской стихии. Теперь он сможет разговаривать с племянницей на равных...
Старые друзья и модные фавориты
Конечно, всё это не более чем фантазии. Так ли это было, не совсем так или совсем не так - нам доподлинно никогда не узнать. Единственный факт неоспорим: примерно 10 тысяч лет назад человек впервые "приручил" самоцветы - некоторые из тех камней, которые сейчас свысока называют "полудрагоценными" или даже "поделочными".
Между тем, содружество человека именно с этими камнями началось примерно тогда же, когда люди вступили в союз с собакой - первым из домашних животных. На протяжении долгих тысячелетий именно они считались истинными и единственными драгоценностями. Именно с ними были связаны легенды, поверья и магические обряды трехсот поколений наших предков. Так называемые "драгоценные камни I категории" - это новички, пришельцы, очаровавшие людей совсем недавно (разумеется, слово "недавно" я употребляю в историческом смысле).
Если судить по клинописным глиняным табличкам древних шумеров, то наиболее ценными камнями они считали лазурит, нефрит и сердолик. В египетских папирусах тоже нет упоминаний об алмазах, изумрудах и рубинах - зато нам точно известно, что на протяжении многих веков фараоны (а вслед за ними финикийцы и карфагеняне). посылали корабли в Персию, Индию, Южную Европу и Восточную Африку за сердоликом, бирюзой, малахитом, лазуритом, аметистом, гранатом и жемчугом.
Древние греки и римляне уже знали кое-то про изумруды, но ценили их не выше, чем халцедон, сардоникс, сердолик, бирюзу и агат. Нам неизвестны какие-либо античные ювелирные изделия из "драгоценных камней I категории", зато древнегреческие геммы из упомянутых самоцветов по праву признаются шедеврами мировой культуры.
Апостол Иоанн Богослов, описывая в своём "Откровении" грядущий Новый Иерусалим, перечисляет драгоценные камни, которыми украшены двенадцать оснований грядущего небесного града. Это яшма, сапфир, халцедон, оникс, изумруд, сердолик, хризолит, гелиодор (желто-зеленый берилл), топаз, хризопраз, гиацинт и аметист. Не правда ли, довольно символично, что яшма упомянута первой, перед сапфиром, халцедон и оникс - перед изумрудом? Мало того, алмаза и рубина в этом списке вообще нет. Вряд ли Иоанн хотел намекнуть, что Царь Небесный поскупился при создании своего Града, верно? Куда вероятнее другое объяснение: даже в I веке нашей эры эти камни были малоизвестны и мистическими символами не считались...
А как же многотысячелетняя, овеянная легендами история знаменитых индийских алмазов, спросите вы? Отвечу: судя по всему, вся эта история и все эти легенды придуманы задним числом в Средние века. Продавцы желали убедить покупателей в особенной ценности предлагаемого "эксклюзивного" товара, и сочиненные на ходу легенды Древнего Востока - всего лишь доказательство того, что средневековые маркетологи ничем не уступали современным. На самом деле почти все "легендарные" индийские алмазы добыты в копях Голконды не ранее XIII века нашей эры. Нет на свете алмаза древнее "Кохинура", но даже его история достоверно прослеживается лишь с 1304 года. Между тем, вышеупомянутые древнегреческие геммы из самоцветов почему-то во множестве сохранились со времён Геродота и Пифагора...
Я уж не говорю про те самые бирюзовые, хризолитовые, сердоликовые и нефритовые бусы эпохи неолита, с фантазий о происхождении которых мы и начали разговор.
"Драгоценные камни I категории" стали фетишем лишь после 1456 года, когда Луи фон Бергем из города Брюгге изобрел способ огранки сверхтвёрдых минералов. Да - после огранки они засияли и засверкали так, что затмили все прочие самоцветы. Да - ограненный бриллиант внешне выглядит гораздо выигрышнее любой бирюзы, яшмы, сердолика, хризолита или малахита...
Только вот с нами, с людьми, эти камни, произведенные по этой технологии, сосуществуют менее 600 лет. До этого шлифованные алмазы, изумруды и рубины ценились всего лишь наравне с самоцветами. А 2500 лет назад про них вообще никто ничего не знал. Их тогда ещё не было с нами - на протяжении предыдущих семи тысяч лет нам служили другие. Умудрённые жизнью племенные старейшины рассказывали детям легенды о самоцветах ещё тогда, когда никакой письменности не существовало. Дети, ставши умудрёнными старцами, пересказывали их своим внукам - и так на протяжении жизни четырехсот поколений. И эти легенды - уже часть нашей генетической памяти. Пусть лично Вы, дорогой читатель, ни на грош не верите ни в какую "магию" - однако согласитесь, что даже если оперировать учёными терминами наподобие "архетип" и "коллективное подсознательное", то четырехсот поколений вполне достаточно, чтобы самоцветы стали этим самым "архетипом"?
А легенды о "благородных драгоценных камнях" в лучшем случае - плод литературного творчества античных интеллектуалов (Геродота, Аристотеля или Плиния Старшего), в большинстве же - вообще рекламные проспекты XV века. Впрочем, они и до сих пор остаются именно рекламой. Об этом я уже говорил, но сейчас подведу черту. Есть "украшения", есть "магические обереги" - и есть "аксессуары". Есть вещи для себя и ради себя - а есть вещи напоказ, ради других. 10 тысяч лет назад аксессуарами были клыки, когти и скальпы; сейчас ими стали машины, часы, модные прикиды, айфоны... и среди прочего - бриллианты.
Нет, я вовсе не пытаюсь принизить блистательные символы успешности. Может быть, лично Вам к лицу именно бриллианты или изумруды. А может быть, именно Вам как раз и нужны именно символы, аксессуары - наглядное подтверждение Вашего статуса. Для этого "драгоценные камни I класса" подходят как нельзя лучше...
Только вот никакой особой магии, "астрологических соответствий" или прочей внефизической пользы от них не ждите. С тем же успехом вы можете ждать мистических откровений от часов "Картье" или машинок "Порше Кайен".
Попугай или собака?
Впрочем, драгоценные камни - скорее живые, чем мертвые, и поэтому куда нагляднее будет сравнение с домашними животными. Выше уже упоминалось, что самоцветы "живут" вместе с нами так же долго, как и собака. Мы подсознательно сроднились с ними так же, как с собакой (или с кошкой, это уж зависит от характера)...
Теперь представьте: Вы решили, что собакой либо кошкой самой престижной породы сейчас уже никого не удивишь, и приобрели в качестве домашнего питомца какое-то дорогое и экзотическое существо - например, огромного говорящего попугая вида "гиацинтовый ара". Очевидно, он наряднее и ярче, чем любая собака. Он и стоит в три раза дороже, чем самые породистые щенки или котята (что немаловажно с точки зрения статуса). Он, несомненно, вызовет изумление и восхищение у любых Ваших гостей. Поэтому лестная репутация "богатого стильного оригинала" Вам, считайте, уже обеспечена. Мало того - старый гиацинтовый ара гораздо умнее собаки; с ним даже можно вести более-менее осмысленный диалог (в отличие от собаки, которая что-то понимает, но сама сказать ничего не может).
...Однако когда Вам однажды станет плохо - гиацинтовый ара не подойдёт к вам, не уткнется носом в руку; не спросит глазами "Что случилось, хозяин?"; не ляжет, урча или мурлыча, Вам на грудь; не разделит Вашу боль. Он ничего не почувствует, и ничем Вам не поможет.
Причем попугай-то не виноват. Просто его предки не жили рядом с нашими предками на протяжении 10 тысяч лет. Нет ещё врожденной памяти поколений; мы с попугаями ещё не научились чувствовать друг друга.
Однако если задуматься... наличие в доме гиацинтового ара никак не мешает завести ещё и собаку (или кошку). Попугай - ради статуса, а древний друг человека - ради отдохновения души. И не верьте россказням о том, что они передерутся. Они совершенно перпендикулярны друг другу.
...А если уж совсем откровенно - с чего мы взяли, что в данном случае условный "гиацинтовый ара" КРАСИВЕЕ условной "собаки"? Отбрасывая метафоры - почему мы красоту ювелирных изделий оцениваем по их стоимости? Может быть, это атавизм, пережиток тех времен, когда украшение являлось всего лишь символом достижения? Может быть, именно древние, одухотворённые, давным-давно "одомашненные" самоцветы оттенят Вашу индивидуальность куда эффектнее, чем блестящие, но безличные бриллианты?
Подумайте над этим. Не спеша подумайте. Подойдите к зеркалу - раз, другой, третий. Посоветуйтесь - нет, не с окружающими вас людьми. Посоветуйтесь сами с собой - и с этими камнями.