Батыршин Борис Cord : другие произведения.

Абиссинские каникулы-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вторая часть повести "Абиссинские каникулы", название части - "Не ходите, дети, в Африку гулять..." Пока - только первая глава целиком

  Часть вторая
  
  "Не ходите, дети, в Африку гулять!"
  
  
  I. Группа "Алеф" на задании.
  
  Кронштадт, Военная Гавань.
  Третья попытка.
  
  
  Какое-то дежавю... - заметила Светка. - Я будто снова оказалась в Порт-Артуре, совершенно такой же корабль! Только там он не у причала стоял, а подальше, на Внутреннем рейде. Помнишь? Туда ещё моряки на лодках плавали!
  Я хмыкнул. На лодках! Плавали! Ох уж эти девчонки...
  - Плавает... сама знаешь, что. А моряки ходят - даже когда надо добраться с пирса на крейсер на барказе.
  Светка немедленно разозлилась:
  - Ой, достал ты уже со своими морскими терминами - тоже мне, великий мореход! Какая разница - барказ, не барказ... лодка, только большая!
  - И вообще, там была не "Аврора", а её сестрица. Артурские "сонные богини", "Дашка" и "Палашка" - помнишь, Задрыга говорил? Крейсера "Диана" и "Паллада", построенные на Балтийском заводе. Может, их у этой стенки и достраивали...
  - У какой стенки? - озадаченно нахмурилась моя спутница. - Нет тут никакой стенки. Краны стоят, а стенки нет!
  - Это так называется - снисходительно объяснил я. - Когда корабль спускают на воду, то его буксируют к достроечной стенке, и там доделывают всё окончательно. Надстройки, мачты, орудия... Вот как сейчас - "Аврора" стоит у стенки после того, как её в ноябре прошлого года вывели из дока. Собирались давно уже отбуксировать на место, в Питер - да вот, ремонт затянулся.
  -Понятно... -растерянно отозвалась Светка. - а почему "сонные"?
   - Не знаю. Читал где-то. Может, потому, что они были тихоходнее других крейсеров?
  - А они все уцелели, как "Аврора"? - Продолжала допытываться Светка. - или два других утонули?
  Уж это я помнил хорошо.
  - Потопили только "Палладу". В неё попали японские мортирные бомбы - помнишь?
  - Ещё бы! - поёжилась девочка. - Такое захочешь - не забудешь. - Ну вот, а после падения крепости, японцы её подняли, отремонтировали и ввели в состав флота. А после Первой Мировой превратили в корабль-мишень, который японские лётчики и разбомбили на учениях. "Диана" же после боя в Жёлтом море ушла в Сайгон и там интернировалась. Потом долго служила, даже в Первой Мировой участвовала.
  - Это всё, конечно, весьма познавательно... - фыркнула Светка. Но мы, с твоего позволения, закончим экскурсию. Ну, где там этот ваш "Стрелец", веди!
  На территорию Морского завода в Кронштадте нас провел сотрудник питерского "Фонда реставрации и возрождения исторических судов и классических яхт". Организация эта занималась тем, то выискивала по корабельным кладбищам старые, съеденные коррозией корпуса, бывшие когда-то давно пароходами, яхтами, паровыми катерами - и по мере сил, восстанавливали их. Сейчас у фонда был новый проект - у стенки одного из доков которое уже десятилетие ржавела древняя плавучая мастерская - и даже здесь, на заводе, мало кто помнил, что под надстройками древнего, никому не нужного плашкоута скрывается один из первых русских броненосных кораблей - - монитор "Стрелец", построенный в 1864-м году.
  Историю этого корабля изложил нам наш провожатый, по дороге в Кронштадт. Дело было так - в 1863-м году, когда снова запахло войной с англо-французской коалицией, потребовалось срочно найти замену деревянным канонеркам, построенным ещё во время Крымской войны для защиты Финского залива. Обратили внимание на американский опыт - тогда война между Югом и Севером, и весь мир облетело сообщение о первом в истории бое между броненосными кораблями - казематным "Мерримаком" конфедератов и башенным "Монитором" северян-аболиционистов. Этот необычный корабль оказался так удачен, что многие страны спешно бросились строить мониторы. В 1863-м году в России решили построить десять "броненосных лодок с поворотными башнями системы Эриксона". Их заложили на Галерном острове, в Санкт-Петербурге - "Ураган", "Тифон", "Стрелец", "Единорог", "Броненосец", "Латник", "Колдун", "Перун", "Вещун", "Лава". Этим мониторам предстояло встречать вражеские броненосцы на подступах к батареям Свеаборга, сражаться в финских шхерах и защищать минные и ряжевые заграждения, прикрывающие форты Кронштадта. Но - им так и не пришлось вступить в бой, англичане так и не решились полезть в Балтику - и в 1900-м году старичков списали и передали Кронштадтскому порту для хозяйственных нужд. Но жизнь одного из них - "Стрельца" - оказалась неожиданно долгой. Он более полувека прослужил в роли плавмастерской: обеспечивал ремонт боевых кораблей Балтфлота и во время Первой мировой войны, Гражданской, Финской, и в грозные годы Великой Отечественной. После чего, в начале 60-х встал на вечный прикол в гавани "военного угла" Морского завода, где ржавеет и по сей день.
  "Стрельца" ждала судьба своих собратьев: быть порезанным на металл. "На иголки", как говорят моряки. Но, на счастье, заслуженным ветераном занялся Фонд - чтобы реставрировать старичка и превратить его в музей.
  
  На нас оглядывались, провожали недоумёнными взглядами. Неудивительно: Кронштадт, конечно, особый город, здесь чуть ли каждый камень дышит историей, но чтобы по территории судоремонтного завода разгуливала парочка в нарядах позапрошлого века - к такому здесь не привыкли. А что делать? Если всё пройдёт, как надо, то из трюмов плавмастерской ПМ-8 мы шагнём прямо в отсеки башенной броненосной лодки "Стрелец". Мало того, что придётся как-то объяснить своё появление на борту - не хватало ещё и пугать моряков джинсами и ветровками!
  Иначе,у вы, не получалось. Мы потратили полдня, на то, чтобы пробить "червоточину" в городе. Не получилось - ни в граните батареи Меньшикова, ни в фасаде жилого дома купца Синебрюхова, что на проспекте Линина, ни даже - жест отчаяния! - в рыжем камне цоколя Владимирского собора. Монитор был предпоследним вариантом - если не выгорит с ним, останется только отправляться на форты. Это сейчас на некоторые из них можно добраться по дамбе. А в девятнадцатом веке они, как и положено солидным фортификационным сооружениям, отделены от острова Котлин глубокой водой и надёжно охраняются. На мониторе наше появление тоже вызовет массу вопросов - но проще сбежать с небольшого кораблика, чем выбраться со стратегически важного укрепления, полного солдат, пушек, взрывчатки. Тем более, и Маэстро и Г.П. уверяли, что В Петербурге со дня на день ожидают недружественного визита английской эскадры. Вполне могут принять за шпионов...
  
  Кстати, о "червоточине". Я сказал, что нам не удалось открыть её ни в одном из городских зданий? Неверно. Точнее - верно, но лишь отчасти. Если на проспекте Ленина заветный контур лишь наметился, и тут же растаял фиолетовым маревом, то на Меньшиковой батарее Светке удалось вызвать Дверь. Мы шагнули в темноту... и оказались на том же месте, откуда только что сделали шаг. Теперь я понял, что имел в виду Г.П., рассказывая о фокусах неустойчивой "червоточины": меж-мировое ничто заглотнуло нас, подержало и выплюнуло - я готов поклясться, что слышал глумливое "чпок!"
  Это, конечно, ерунда, шуточки воображения, но.... мы не решились на вторую попытку, сбежали с батареи, будто за нами гнались потревоженные призраки из иных реальностей. Если такие, конечно, существуют. После того омерзительного "чпок!" - не удивлюсь.
  Когда мы отошли шагов сто от батареи, Светка повернулась ко мне. Лоб усеян крупными каплями пота, кожа - бледная-бледная, как бумага. Я хотел спросить, в чём дело, но не успел - напарница пихнула мне в руку синхронизатор. Торопливо, будто стремясь поскорее избавиться.
  Я принял - и чуть не выронил цилиндрик. В руку ударило волной мертвенного холода. Как тогда, в Нагатинском затоне, только в тысячу раз острее. Приборчик будто говорил мне: "Стоп! Здесь хода нет". Я поёжился, сунул синхронизатор в карман и зашагал прочь от страшного места. Шёл, боясь оглянуться - казалось, Дверь никуда не исчезла, она, наоборот становится больше, чернее... Сейчас она оторвётся от тёмно-красного гранита и бросится - схватить, разжевать, сожрать. Дверь без стены, улыбка без кота... чертовщина! Отлично понимаю ребят-Проводников, сорвавшихся после неудачной попытки пройти взбесившийся хронотоннель.
  
  Списанная плавмастерская ПМ-8, он же, бывшая броненосная башенная лодка "Стрелец", оказался совсем рядом. "Дедушка русского броненосного флота прикткнулся к заросшему кустами откосу, возле щетины обломанных свай, торчащих из воды. Увидав исторический корабль, Светлана разочарованно охнула
  - Ну и руина! Я-то думал - броненосец, а тут - какой то плавучий сарай...
  "Стрелец" и правда, выглядел непрезентабельно. Некогда низкий, почти вровень с водой корпус, нарастили вверх, и теперь борта покрылись уродливыми потёками ржавчины. На палубе - надстройка из щелястых, серых от старости досок и кровельного железа. В бортах прорезаны окна - именно окна, кто же вставляет в иллюминаторы рассохшиеся дачные рамы? На носу, на провисшей верёвке, сохло какое-то неопределённое тряпьё.
  Занятно, подумал я, а ведь осадка у бывшего монитора куда меньше, чем в дни его броненосной молодости. Перед переоборудованием в плавмастерскую, с него не только сняли машину и башню с двумя девятидймовками, но и ободрали с палубы броневые листы и дубовую подушку. Теперь под кормой видна заглущенная труба дейдвуда, которой полагалось бы находиться в воде. Интересно, когда эта руина в последний раз ходила своим ходом? Уж точно, больше ста лет назад, когда все десять моиторов переделали в угольные баржи...
  На корму вел лёгкий трап; под кормой, в мелкой воде, торчали обломки бетонных свай. Может, древняя посудина давно и надёжно сидит на грунте?
  Ну, нам-то разницы нет - ржавый теплоход, с которого нам открылась дорога на макаровский флагман, тоже стоял полузатопленным. По сравнению с тем корабельным трупом, бывший монитор ещё бодрячком. Не видно дыр от коррозии и отставших листов обшивки, в трюмах нет вод, а что видок запущенный - так ведь возраст...
  На плашкоуте никого не оказалось, хотя признаки жизни имелись - труба печки-буржуйки, торчащая из сарая-надстройки курилась дымком, на палубе высилась горка свеженаколотых дров. Мы спустились по скрипучему трапу под палубу и оказались в отсеке, который, похоже, использовался в качестве мастерской - шкафчики для инструментов, верстаки с монструозными тисками, кожух вытяжки, какие-то ржавые железяки... Сопровождающий остался на палубе - он, как и обещал Г.П. не задавал лишних вопросов и вообще не докучал нам своим вниманием. Я не стал интересоваться, знает ли он о цели нашего визита. Наверное, знает - ведь нам предстоит "бесследно исчезнуть", и вряд ли лицейские кураторы пошли бы на такое нарушение секретности.
  Светка встала напротив переборки, покрытой подтёками ржавчины и облупившейся краской салатового цвета. Сосредоточилась, глубоко вдохнула, и....
  Дверь. Портал "червоточины", на другом конце которой - 1888-й год чужой реальности. На этот раз он возник не в стене - появился на месте проёма, ведущего в соседний отсек. Провал в черноту, обрамлённый по контуру серым металлом. заклёпок. Низенький комингс, ряд крупных заклёпок - наверное, остались ещё с тех времён. Слева - мятый венткороб из оцинкованного железа и распределительные щитки.
  Ну что, пожалуй, пора?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"