Корбут Дмитрий : другие произведения.

Homines

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перед Вами книга о нас и наших взаимоотношениях, охватывающих вместе с ними многие стороны нашей жизни. Она в сети давно - с рождения, но я только в последнее время занялся ее окончательной отладкой и редактированием, и выкладывать главы буду здесь по мере готовности. Тоже своего рода стимул не слишком растягивать удовольствие. А пока позвольте пожелать всем увлекательного путешествия в наш мир, в котором всегда можно встретить столько нового и интересного.


HOMINES (1)

(Нескончаемым дискуссиям посвящается...)

   Фактов всегда достаточно,
   не хватает фантазии.
   Слямжено у Стругацких

  
   ­В начале было слово. И было любопытно просто наблюдать за плетением из него логических цепочек. Так, слово за словом, зародилась мысль. Вначале в виде эмбриона в подсознании, кото­рое ее молчаливо "думало" в период вынашивания, и вдруг бесцеремонно ворвавшаяся в сознание с изумленным возгласом: "Постойте, постойте! А мне рассказывали совсем по-другому!" И по­неслось...
  
   Все, предоставленное вашему вниманию - это взгляд с высоты обыкновенного человека, учив­шегося "чему-нибудь и как-нибудь" наравне со сверстниками, покинувшего вместе со многими из них свою Родину, привязанность к которой не утрачена до сих пор, с искренней симпатией отно­сящегося к людскому племени, оглядывающегося по сторонам и недоумевающего - какого ж ле­шего мы сами делаем с собой то, что мы делаем?! И прежде чем вы решите, присоединяться ли к моим размышлениям, считаю своим долгом предупредить, что они рассчитаны исключительно на "кухонную дипломатию" с ее уютной, вкусной, теплой и тесной атмосферой взаимо(не(до))понимания, и крайне противопоказаны пламенным борцам улиц и площадей и но­сителям и выкрикивателям зажигательных лозунгов, поскольку среди побочных эффектов не ис­ключены спад энтузиазма и склонность к анализу ситуации и своих действий, могущих иметь па­губные последствия для массового революционного порыва. Сложно орать и одновременно ду­мать. Пробовал. Ничего не получилось.
  
  

Краткое содержание

"Странный народ эти взрослые",-
сказал себе Маленький принц...

  
   Когда моя православная бабушка выходила замуж за мусульманина дедушку, о неизбежном возникновении межрелигиозных конфликтов во всем мире они ничего не слышали. А когда в 1993 году об этом всех оповестили статьей "Столкновение цивилизаций", было уже поздно: за одним большим столом, за которым по традиции собирались каждое воскресенье все отпрыски семьи моих прародителей со всеми своими домочадцами, сидели представители семи национальностей и четырех различных конфессий - христианской, в лице православных и лютеран, мусульманской и иудейской. И еще спасибо моей тете кореянке, принявшей православие, а не, скажем, буддизм, а то сейчас и людям в глаза смотреть было бы неловко. Тут, пожалуй, только и можно сказать в свое оправдание: мы же не знали. Не знали, что в мире все так сложно. Нас же 70 лет обманывали!
   И как искусно. На моей Родине в Узбекистане людям настолько заморочили голову, что прак­тически начисто исчез даже бытовой антисемитизм. Представляете себе: разные народы доныне не только уважают друг друга, но и живут в мусульманской республике бок о бок с евреями, не по­дозревая о своей к ним врожденной антипатии! А это вам не какие-нибудь мелочи вроде всемир­ного потепления климата.
   Но, к счастью, не везде все было так запущено. Во многих других республиках бывшего Союза разжигание межнациональной дружбы не успело принять необратимый характер и, благодаря бле­стяще проведенной операции, жителей былой державы успели спасти. Народ, добросовестно по­плевывая друг в друга, ринулся растаскивать по углам суверенитеты, а многих друзей, и даже це­лые семьи, разбросало по всей планете, чтобы глаза друг другу не мозолили. Только одну-то страну из бездны вытащили, а мировой прогресс в целом чуть не запустили.
   Ведь что необходимо обществу для развития? Энергия, разумеется. А от чего она зависит? От разницы потенциалов. И чем эта разница больше, тем активнее развивается общество. Вы пом­ните, как кипел и бурлил весь мир во времена холодной войны? Какая разница потенциалов была!!! Сказка! А вот к 1993 году, когда СССР окончательно развалили, все как-то сразу сникло, что и вспомнить толком нечего. Даже неутомимый Ближний Восток, и тот докатился до Нобелев­ской премии мира Арафату и Рабину. Еще немного, и окончательно бы все передружились и не­пременно зачахли, что было бы чистейшей воды безответственностью перед будущими поколе­ниями.
   Поэтому своевременное напоминание о неминуемом конфликте народов можно заслуженно считать началом активной фазы новой эпохи возрождения. При этом истинная гениальность ста­тьи заключается вовсе не в содержании, которое без малейшего ущерба для ее ценности можно было бы и совсем опустить, а исключительно в творящем подлинные чудеса названии. Зато здесь она великолепна! Вдумайтесь: "Столкновение цивилизаций". Ведь какие эмоции пробуждает и как воображение развивает, чертовка! А в каких количествах высвобождается столь необходимая для развития мирового общества энергия! Которую мы последние лет двадцать все отчетливее на собственных шкурах и ощущаем.
   Вот только с памятью проблемы - недавнее прошлое никак не забывается. Сами понимаете, ко­гда тебе всю жизнь вдалбливают в голову всякую ерунду про дружбу народов, то даже если весьма авторитетные эксперты неоднократно объявят ее сплошным бредом и в принципе невоз­можной ситуацией, подсознание так сразу не переделать. Начинается его ломка, сопровождаю­щаяся недоуменными вопросами: а как же нас так ловко обвели вокруг пальца, что, прожив всю жизнь на одной улице с русскими, узбекскими, украинскими, немецкими, еврейскими, корей­скими, казахскими, татарскими, польскими и кто ж сейчас вспомнит какими еще соседями, мы, вместо объявления всем вокруг кровавой вендетты, дружили между собой, во всем друг другу по­могали и легко и непринужденно заходили в гости, с почтением и интересом относясь к зачастую совершенно разным национальным традициям. Ну, просто ненормальные какие-то! Хотя это было бы, кстати, вполне логичным объяснением.
   И тут, пожалуй, есть только две реальные возможности вновь обрести душевное спокойствие: или достаточно долго побродить за новым мессией по духовной пустыне, чтобы вымерли еще помнящие былую дружбу с иноверцами (в предводителях, слава богу, недостатка нет - так и прут со всех сторон), или попытаться самим тихо и спокойно, без примеси политики и пропаганды ра­зобраться в истоках наших взаимоотношений. И начнем мы со второго варианта, хотя первый, не­сомненно, гораздо надежнее. Но по этому пути нас итак уже ведут. В разные стороны. Еще пара шагов, и дело будет в шляпе.
  
Прелюдия

У всего есть две причины:
одна настоящая, и вторая,
которая хорошо звучит.
(Автора не помню)

  
   Взрослый человек думает в основном шаблонами, что неизбежно. Одни вырабатываются у нас на основании собственного опыта, другие заимствованы у людей, мнению которых мы доверяем. И это разумно. Невозможно каждый раз заново осмысливать все обстоятельства, с которыми мы ежесекундно сталкиваемся в нашей жизни. Так что шаблоны здорово экономят нам силы и время: встретился с новой ситуацией, пропустил ее через свое сознание, выработал оптимальную реак­цию, закинул в подсознание, и больше никаких забот - возникнет на пути еще раз, а у тебя уже готовый ответ. Красота.
   Независимого в своих суждениях человека отличает от толпы только процент шаблонов, ос­мысленных им лично. Мелочи не важны. Существенны лишь принципиальные вещи, по отноше­нию к которым желательно иметь свою твердую, осознанную жизненную позицию. Что непросто, учитывая мощный непрерывный информационный прессинг со стороны средств массовой инфор­мации и нашего непосредственного окружения, находящегося под точно таким же воздействием.
   Но есть и третий вид шаблонов: формально, самостоятельно обдуманных, но, по сути, основан­ных на неверных предпосылках. Они называются мистификацией, замешанной на самой опасной лжи - неполной правде. На грамотно преподнесенной доле правды, очень похожей на всю правду, и вызывающей в нашем сознании ассоциации с теми из уже сложившихся штампов, которые за­ставляют нас думать и действовать в соответствии с целями и желаниями мистификаторов. Хотя имей мы возможность рассмотреть предмет обсуждения повнимательнее и с разных сторон, наша реакция могла бы быть совершенно иной.
  
   Мистификация - это большое искусство. А живем мы, пожалуй, в эпоху его величайшего рас­цвета. И не то чтобы раньше талантов было меньше, отнюдь, просто не та была масштабность. Да-с, уважаемые, не та...
   В общем, нынешнему поколению есть чем гордиться! Как-никак, участвуем в спектакле, разыг­рываемом на подмостках целой планеты. В массовке, понятное дело, но все же... Жаль только, из толпы сложно оценить всю красоту игры мысли его гениальных постановщиков. А ведь обидно упускать самое прекрасное, не получая истинного наслаждения от собственной, пусть и малю­сенькой роли.
   Но, к счастью, не все так уж печально. Можно же попробовать и самим заглянуть в замыслы скромных, не стремящихся к популярности режиссеров. Для этого достаточно представить себе мир, в котором было бы комфортно жить каждому из нас, и сравнить его с тем, в котором мы жи­вем на самом деле. Различие между ними как раз и будет сценарием разыгрываемого ныне гран­диозного шоу с бесчисленными спецэффектами, драмами, комедиями, батальными сценами, от­влекающими маневрами и, главное, пронизывающей все насквозь - Великой Иллюзией.
   И не желая упустить возможность оказаться за кулисами всемирного театра, давайте попро­буем написать собственный сценарий взаимоотношений в нашем мире, причем, с точки зрения некоего абстрактного человека, без учета его пола, национальности, вероисповедания и государст­венной принадлежности. А также, опираясь единственно на опыт, логику и здравый смысл поду­мать, нельзя ли естественным, исключительно мирным и НЕ революционным путем вернуть в нашу жизнь так быстро утекающую из нее гармонию. Скучно прогнозировать развитие всяких фиктивных финансовых и, увы, реальных межнациональных кризисов. В эти игрушки и так пол­мира играет. Поиски условий для стабильности и взаимопонимания несравненно интереснее.
  
   Сориентироваться в человеческих отношениях гораздо проще, чем нас пытаются убедить ло­зунгами вроде: сейчас идет 21-й век! - подразумевающих наступившую эру якобы изменившихся взглядов на жизнь. На самом деле взаимоотношения людей веками не измеряются и в веках не изменяются, и мы, сегодняшние, ничем не отличаемся от наших предков во времена жившего за пятьсот лет до нас Монтеня, или две тысячи лет назад Сенеки, или еще за полтысячелетия до него Конфуция. В действительности, существует очень мало по-настоящему сложных для понимания вещей, хотя и невероятно много сознательно и старательно запутанных. Но чтобы в них разо­браться, достаточно позволить свободно течь своим мыслям, защитив глаза и уши от многочис­ленных помех в виде (независимой, понятное дело) прессы и теле-радио-интернето-источников. Иначе мы ничем не будем отличаться от одного из бальзаковских героев, ставшего политиком, читавшего газету и пытавшегося с помощью журналиста составить о предмете свое собственное непредвзятое мнение (2).
   Если вдуматься, то сведения, которыми нас ежеминутно засыпают со всех сторон, не оказы­вают на ритм нашей жизни практически никакого влияния (за исключением про­гноза погоды, да и то...). Они вызывают лишь суету в голове и надолго в ней не задерживаются, в связи с чем их на нас с утра до ночи и льют не переставая. Зато окунувшись хотя бы на время в информационную нирвану и пережив первый шок от внезапного удара тишины, начинают проби­ваться несмелые на первых порах непредубежденные мысли и объективные суждения, с помощью которых каждый человек легко найдет путь в любых лабиринтах. Тем более что ищем мы в жизни, по большому счету, немного - лишь ту самую гармонию в своей душе, да уверенность в зав­траш­нем дне и безмятежной и сытой старости. Правда, у привыкших самостоятельно думать спокой­ных и уверенных в себе людей есть один огромный недостаток - ими чрезвычайно сложно мани­пулировать.
  
   Мне нравится выражение: "вы рассуждаете совсем по-детски", потому что с таких рассуждений и следует начинать, если хочешь разобраться в сложных взрослых взаимоотношениях. Дети мак­сималисты, у них еще не выработаны трафаретные железобетонные реакции, и их "любит, не лю­бит, плюнет, поцелует..." не оставляет места для "любит, конечно, но...", или "не любит, зато...!!!" Наслаивание подобного рода полутонов (без которых жизнь, разумеется, невозможна) покрывает полным мраком истинные причины последующих конфликтов и для посторонних, и для нас са­мих. И именно с детской непосредственностью и прямолинейностью, с которой они кричат: "А король-то голый!", - мы и взглянем на серьезный взрослый мир.
   Для этого отложим накопленные каждым из нас бесчисленные предрассудки и въевшиеся в кровь и плоть "прописные истины" и посмотрим на раскидистое дерево нашего общества заново и непредвзято, набросав попутно контурный эскиз увиденного с нуля. На чистом листе бумаги. За­тем перенесем его на кальку и наложим ее на пеструю картину активно навязываемого нам ми­ровоззрения. Если ключевые линии совпадут, значит все в порядке, а если нет - то будем думать.
   Пугаться грандиозности планов не нужно: дерево хоть и гигантское, да структура его везде одинакова, и маленькая веточка с несколькими молоденькими листочками по своей сути ничем, кроме возраста, от всей исполинской конструкции не отличается. Лао-Цзы недаром говорил, что "можно познать весь мир, не выходя со своего двора". Ведь мир, собственно, и состоит из множе­ства соседствующих "дворов" с совершенно одинаковыми желаниями и стремлениями, несмотря на кажущиеся внешние различия.
  
   В одном из фантастических романов, человек, активный сторонник победившей на выборах политической партии, отправившись отдохнуть от предвыборной борьбы в путешествие во вре­мени в доисторическое прошлое, случайно раздавил там ногой бабочку, и после возвращения в настоящее вдруг обнаружил, что его партия выборы проиграла.
   В реальности все точно также - любое воздействие на нашу жизнь вызывает немедленную реакцию во всех смежных областях. Для эксперимента толкните пальцем лежащий на столе на­полненный водой воздушный шарик и посмотрите, как долго он будет колыхаться. Это и есть примитивная модель нашего мира. Нельзя безнаказанно "раздавить бабочку", думая, что ее исчез­новение больше ни на чем не отразится, как нельзя рассуждать ни о каких сторонах нашей жизни в отрыве друг от друга. Все переплетено между собой, хотя мы и привыкли вырывать из контекста и перекраивать под себя какие-то отдельные, нас не устраивающие аспекты, старательно "забывая" про их взаимодействие с остальными.
   Теснейшая связь порожденных человеком явлений и процессов и является сутью данного сце­нария, цель которого: провести спектральный анализ кутерьмы повседневной жизни, разложив ее на "радугу" основополагающих компонентов, чтобы было легче понять, смешивание каких "цве­тов" превращает чистые детские смех и радость в мрачные взрослые раздражение и ненависть. И найдя эти сочетания, не ограничиться одной их констатацией, а помочь Буратино найти Золотой Ключик, одним поворотом которого взрослая хмурость превращается в детскую солнечность. Другими словами: вывести формулу всеобщего душевного и телесного благополучия.
   Вот только порадоваться откровениям нам не удастся. Вокруг, куда ни глянь, все тропинки давно исхожены философами старой школы. Правда, ныне одни из этих дорожек в ускоренном темпе закатываются асфальтом сомнительного качества, на котором устанавливаются новые мо­нументы для поклонения и наносится соответствующая дорожная разметка, а другие зарастают непролазным кустарником забвения. И работать придется скорее следопытом, выискивающим проступающие еще кое-где следы древних мыслителей и угадывающим указанное ими направле­ние движения в сторону взаимопонимания.
  
   А теперь, уважаемые Дамы и Господа, довольно предисловий и пожалуйте на сцену! Простите, что не предупредил заранее, но в нашей альтернативной пьесе есть единственное
  
   действующее лицо - Вы персонально,
   а
   место действия - окружающее Вас физическое, мысленное и душевное пространство.
  
   И не страшитесь оказаться в одиночестве - играть мы будем все одновременно и все рядом. Хотя и каждый на своих подмостках.
  
   "Добровольно" наложенные на Вас в процессе поисков правила и ограничения просты:
  
      -- не задевать честь и достоинство никого из живущих на земле людей, стараясь разглядеть глубинные причины их поступков;
      -- безжалостно отметать варианты веселья одних за счет печали других;
      -- не вмешиваться в чужие жизненные уклады и традиции;
      -- не ссылаться на непререкаемые авторитеты, за исключением Одного (и это, извините, не Вы);
      -- не покушаться на права собственности и кресла руководителей любого ранга (включая Кара­баса-Барабаса);
      -- не затрагивать границы суверенных государств и основ действующих законодательств;
      -- не разоблачать тайных заговоров;
      -- в любых ситуациях искать путь друг к другу, а не аргументировать его невозможность;
      -- всеми силами противодействовать насильственному решению любых проблем,
  
   но, тем не менее, постараться переключить отношения между людьми со знака минус на знак плюс. Короче, ничего не меняем и начинаем жить дружно. По-щучьему велению, в общем. (Место в психушке прошу сгоряча не предлагать. Лучше пьесу до конца доиграйте, коли на сцену вышли.)
   Состоять она будет из нескольких, совершенно условных актов, дабы ваше спонтанное желание протянуть руку к буфету не омрачалось тягостным ожиданием антракта. Сначала для легкой раз­минки и освежения восприятия посмотрим крупным планом на общественное устройство и наши взаимоотношения, а также увяжем их между собой. Затем разберем некоторые из упомянутых мо­ментов более детально, постаравшись изменить угол падения взгляда на извечный вопрос - кто виноват, чтобы в отраженных от виновников лучах поискать ответ - что нам делать дальше.
   Видите, не стоило переживать - привычная забава русской интеллигенции. Правда, с изменен­ными правилами игры: найти виновных не виня, и тем более - не карая. Итак, вы готовы пойти туда, не знаю куда, и найти то, не знаю что? Тогда в дорогу, дорогие актеры:
  
   Занавес открывается !
  
   Время разбрасывать камни, как говорил товарищ Екклесиаст. (Софиты, будьте любезны...)
  
  
Государство

Счастье для всех, даром,
и пусть никто не уйдет обиженный!
Стругацкие. Пикник на обочине.

  
  Пути становления государства можно разделить на «естественный», когда оно возникает на базе коренных жителей с их устоявшимися традициями, и «завоевательный». Для наглядности вспомним старые ковбойские фильмы о жизни первых европейских переселенцев на Диком За­паде, как раз и повествующие о сопутствующих этому процессу проблемах. Моральную сторону взаимоотношений индейцев с бледнолицыми братьями рассматривать не будем, ибо избежать конфликта интересов между новыми незваными соседями и исконными жителями практически невозможно. И заодно, для чистоты эксперимента, не станем учитывать поддержку уже стоявшего за спиной переселенцев государства, допустив, что действовали они исключительно на свой страх и риск.
  Задачей номер один у «бледнолицых» (заметили, политкорректность при определении расы и цвета кожи имеет глубокие корни!) была борьба с «краснокожими» за элементарное выживание. Это кажется, будто Дикий Запад был бескрайним и места там хватило бы на всех. Реально же земля всегда и везде могла прокормить лишь ограниченное количество людей: при кочевом образе жизни, где требуются большие пастбища для скота - меньше, а при оседлом, благодаря развитому земледелию - несколько больше. Поэтому массовое прибытие заселявших плодородные земли ев­ропейцев поневоле должно было привести к столкновениям с жившими там ранее индейцами, час­тично лишившихся источников пропитания. И для отражения нападений весьма недовольного противника, да еще и на его территории, приоритетным вопросом переселенцев являлось создание регулярной, обученной и хорошо вооруженной профессиональной армии.
  Следующей проблемой было наведение порядка среди собственных лентяев, пьяниц и банди­тов с помощью института шерифов. Иначе тоже пропадает всякий смысл трудиться, если в любой момент какой-нибудь бездельник может все тобой нажитое запросто экспроприировать, а то и во­обще на тот свет отправить.
  И наконец то, ради чего большинство туда и приехало – повышение благосостояния своей се­мьи честным трудом, которое, при нерешенных первых двух пунктах, будет иметь явную тенден­цию скорее к снижению, чем наоборот. Поэтому поставим этот пункт на почетное, хотя только третье место.
  Но армия и шерифы - это тоже люди с их семьями и насущными потребностями. И трудовой народ регулярно передает в «общую кассу» часть нажитого добра для дальнейшего распределения среди своих защитников и приобретения ими необходимого снаряжения и инвентаря. А для кон­троля над этими расходами и осуществлением общего руководства выбирает из своей среды не­сколько наиболее достойных представителей.
  
  Теперь можно сформулировать: часть земли без правительства - это территория, на кото­рой живут люди. И только когда они делегируют некоторым из своих сограждан право пред­ставлять и защищать общие интересы населения в пределах и за пределами этой территории – она становится государством.
  И неважно, демократический строй в стране, как в рассмотренном примере, или реальная власть была узурпирована, унаследована или приобретена любым другим способом. Стоящими перед государством основными задачами - как задолго до Рождества Христова, так и в настоящее время - остаются:
  - защита от внешних агрессий;
  - поддержание внутреннего порядка;
 - повышение благосостояния населения, где центральную роль играет поддержка и развитие частного предпринимательства, от которого зависит и уровень жизни всех остальных членов общества, занятых у этих предпринимателей наемным трудом.
  В то же время население перечисляет в центральную кассу взносы в виде налогов с тем, чтобы руководство страны могло полноценно исполнять свои задачи и обязанности. Эти налоги следует рассматривать как страховой полис, поскольку государство, по своей сути, должно являться глобальной страховой компанией для всех своих граждан.
  Такое государство, на самом примитивном уровне, какое-то время просуществовать бы смогло, но недолго, так как на этом его строительство еще далеко не закончено. При наличии нерешенных внутренних идеологических проблем никакие шерифы не смогут продолжительное время под­держивать в стране порядок. В конце концов, они тоже члены общества, и в случае серьезного и продолжительного внутреннего конфликта неминуемо встанут на чью-либо сторону.
  Поэтому четвертой по важности задачей становится выработка приемлемой для всех граждан идеологии и определение взаимоотношений между религиями населяющих страну народов, что служит своего рода цементом, связывающим между собой камни фундамента, на котором вы­строено общественное благополучие. Здесь-то и находится его наиболее уязвимое место - стоит этому цементу треснуть, как грозит развалиться на куски все здание.
  
Религия
  
  Только возникает вопрос: а нужно ли властям сразу два воза тянуть и с религиями огород горо­дить? Не следует ли считать «опиум для народа» отживающим свой век анахронизмом, сохранив церкви лишь для потомков в виде памятников архитектуры и напоминаниях о старинных пере­житках? Быть может, одной придуманной государевыми людьми идеологии вполне достаточно для народного счастья и решения всех наших про­блем?
  И как не хочется поскорее помочь родной державе добрым советом, давайте начнем поиск от­вета не с лихой кавалерийской атаки, размахивая над головой устоявши­мися штампами, а сядем на лавочку в сторонке от всех этих баталий, да побеседуем за чайком без суеты и бурных эмоций. Бойцов на рели­гиозном фронте и без нас вполне достаточно.
  
  На фоне многих других выделяются три толкования слова религия: religare - связывать, соеди­нять; religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение; и предложенное Цицероном religere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться. Два последних в обсуждении не нуждаются – второе говорит само за себя, а цицеронов­ское подчеркивает скрытую в священных писаниях за простыми словами и притчами невероятную глубину мысли, охватить которую человеческий разум за один раз не в состоянии, вынужденный постоянно к ним возвращаться, их перечитывать и над ними размышлять. Зато на слове religare имеет прямой смысл задержаться дольше.
  Как гласит одно из его определений: «Религия (от лат. religare - связывать, соединять) - система пред­ставления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим су­щест­вова­нием, имеющим системность и организованность». До этого места все в порядке. Мало кто оспаривает существование некой великой, всеобъемлющей, нами пока еще не познанной, все знающей и умеющей силы, называемой каждым по-своему. Да и неверие в нее длится зачастую лишь до тех пор, пока у чело­века все в порядке, и он царь природы и сам себе голова. Зато при возникновении серьезных про­блем - «Господи, спаси и сохрани!» вырывается совершенно непро­извольно, и «связь с Богом» и «путь к Храму» находятся моментально.
  Но что удивляет: основной упор и в этом, и в других встреченных определениях делается на связи и соединении с Богом отдельного человека, оставляя без внимания (или отодвигая на задний план) сплачивающую силу религий для самих людей. И для восстановления справедливости при­дется встать и громко заявить: «Протест, Ваша Честь!» Влияние религий и в повседневной жизни, хоть и не бросается в глаза, значи­тельно сильнее, чем может показаться. В действительности, ее объединяющей и одновременно движущей силой пропитано все нас окружающее, о чем мы часто даже не по­дозреваем. И употребляя religare, как связь и соединение, на втором месте после Бога должны по праву стоять все его отпрыски - люди. Тогда, особенно рассматривая все три слова вместе: religio, religare, religerе - мы получили бы о религии гораздо более полное представление.
  На случай, если у вас возникли сомнения в необходимости сделать особый акцент на всеобщем единстве, потеснив индивидуальность на ее пьедестале, предлагаю сделать отступление и для на­глядности со­вершить несколько экскурсий в различные области человеческой деятельности – с религией вроде бы ничем не связанные, - а затем вернуться и оценить степень слияния нашей жизни с рели­гиозными правилами и возможность их замены написанными людьми законами. Только лупу не забудьте прихватить, чтобы мелкие незаметные детали лучше разглядеть. У меня-то она с собой, но вы же наверняка захотите своими глазами все увидеть. И абсолютно правильно, кстати, сде­лаете! Вам обязательно откроются дополнительные штрихи, ускользнувшие от моего внимания. Ну а начнем мы искать подходы к сути религии с довольно неожиданной стороны – с рассуждений о богатстве.
  
  
Богачи
  
   В чем заключается отличие богатства от обеспеченности? На мой взгляд в том, что у богатого человека уже накоплено достаточно средств для ведения привычного ему образа жизни до конца его дней, а обес­печенный - живущий, вполне возможно, не хуже богатого, - должен для поддержа­ния сво­его уровня жизни продолжать постоянно трудиться. При этом богатый сидеть сложа руки скорее всего тоже не будет, но это к делу не относится. Как и уровень желаемого дос­татка: Дио­гену хватало бочки, а кому-то и нескольких дворцов мало покажется.
   А теперь представим себе на минуту ненормальное государство, решившее мгновенно осчаст­ливить свой народ, напечатав и раз­дав всем жителям страны так много денег, что они в одночасье вдруг стали богатыми. Все пого­ловно! И работать теперь не нужно больше никому и никогда!
   И что же произойдет? Да ничего особенного – давно ожидаемый обыкновенный конец света. Телеви­зоры и радио молчат, газет нет, телефоны не работают, улицы грязные, охранники право­порядка, врачи и по­жарные отдыхают, вода из крана не течет - водопроводчики теперь богачи и сидят дома. Свет не горит по той же причине – электростанции стоят. Когда у вас кончатся про­дукты, а из магази­нов растащат по­следние запасы, новые никто не подвезет. Да и как их доставить без бензина, коль заправки закрыты, и где взять, когда фер­меры тоже отдыхают? Потому как, бо­гатые все. В общем, живя в многоэтажке в большом городе в центре былой цивилизации и спя на мешках с деньгами вместо матрацев, без еды вы месяц, может, и протяните, а вот без воды - от силы неделю. А дальше, извините: кто в рай, кто в ад.
   Благодаря этому примеру (увы, не совсем утопическому) прорисовываются отдельные, не все­гда очевидные факты. В частности, что избыток денег в государстве не только не полезен, а в дей­ствитель­ности чрезвычайно вреден и опасен для стабильности и дальнейшего развития всего об­щества. Но к этой теме мы еще вернемся, ибо не коснуться экономики, количества денег и их рас­пределения при составлении альтернативной модели мира все равно не удастся. В настоящий же момент - ища отголоски религиозных учений в ежедневной текучке - гораздо занимательнее взглянуть на другой логически вытекающий вывод, что в реальности может существовать лишь очень и очень тонкая прослойка богатых граждан, имеющих возможность не работать. Тогда как остальным людям жизненно необходимо постоянно трудиться, причем, в большинстве случаев не напрямую для своего блага, а для удовлетворения различных потребностей других членов обще­ства.
   Задумайтесь сами - кто пользуется результатом вашего труда на рабочем месте? А теперь по­смотрите вокруг у себя дома и скажите, кем сделаны все ваши вещи, и сколько из них вашими собственными руками и из изготовленных вами же материа­лов? Ну и как, много насчитали? Вот и получается, что каждый человек делает что-то полез­ное для обычно совершенно неизвестных ему людей, а они, в свою очередь, для него самого. И поэтому совершенно безразлично кто и кем ра­ботает, а гораздо важнее, как он свою ра­боту выполняет. Ведь если мы не будем стараться для других, то сложно рассчитывать на их усердие для нас. И прежде чем надеяться на добросовест­ность окружающих по отношению к себе, было бы невредно задуматься о качестве предложенного им со своей стороны.
   Любой из нас постоянно находится в зависимости от окружающих людей, и по одной этой при­чине чрезвычайно важно поддержание между всеми нормаль­ных и уважительных отношений, для чего и необходимы правила поведения, общие для всех членов об­щества. Но определить их самим людям, без помощи различных религий, задача слишком сложная, чтобы не сказать - непосильная. И на это есть вполне объективные причины, заложенные в человеческое естество.
  
  
   1. Homines - лат. Люди
  
   2. "Тридцатилетняя женщина", О. де Бальзак
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"