Копыленко Владимир Матвеевич : другие произведения.

Во многой мудрости много печали?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.90*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обсуждается проблема, порождаемая максимой Екклесиаста: "Во многой мудрости много печали, и, умножая познание мы умножаем скорбь". Показано, что парадоксальность утверждения исчезает, если принять, что ПЕЧАЛЬ и СКОРБЬ относятся не к мудрости и познанию, а к словам МНОГО и УМНОЖАЯ. Доказывается истинность приведенного высказывания Соломона.


Во многой мудрости много печали?

  

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь

Соломон, Ёклезиаст

Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.

Конфуций

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Пифагор

  
  
  
   Слова, слова, слова ... Они сопровождают нас всю жизнь. Есть книжные слова, и мы их воспринимаем только в тексте. Есть слова радио и телевидения. Есть слова песни и поэзии. Мы их не всегда понимаем и принимаем. Есть слова общения и слова назаборные. Слова рекламы. Иногда мы их не разумеем, и только тогда останавливаемся и задумываемся: "что бы это значило?". Слова все больше и больше заменяют нам "человеческие" контакты. То, что называется - лицом к лицу.
   Еще три тысячи лет назад количество людей на Земле исчислялось сотнями тысяч, а сегодня счет идет на миллиарды. Казалось бы, это должно бы увеличить количество контактов для личного общения, но нет, наше общение все больше и больше превращается в безадресное словоговорение. Мы разучились смотреть в глаза собеседника, и предпочитаем общаться друг с другом посредством СМС, в лучшем случае - с помощью телефона. А чаще всего телевизор - наш лучший собеседник.
   Из нас непрерывно истекают потоки слов, в том числе и мысленно.
   Такое обилие слов окружает нас, что возникает подозрение, всегда ли мы понимаем, что они значат. Не случайны ли они и отдаем ли мы отчет, когда и какое слово "в строку"? Не окажется ли так, что со временем люди вообще перестанут понимать друг друга?
   Вот вам пример. В Библии приводится текст из Екклесиаста: "ВО МНОГОЙ МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ; И КТО УМНОЖАЕТ ПОЗНАНИЯ - УМНОЖАЕТ СКОРБЬ".
   Как можно видеть, максима состоит из двух частей, и в первой части утверждается, что много мудрости приводит к печали, в то время, как во второй - умножение познания умножает скорбь. Что это, художественный прием или неизвестная нам закономерность? Изменится ли смысл максимы, если слова печаль и скорбь поменять местами? А, если в обоих случаях поставить либо только "печаль", либо только "скорбь"? и, вообще - к чему бы все это? Разве может много мудрости приводить к печали, а умножение нашего, всеми воспеваемого познания может приводить к скорби?
   На первый взгляд эти вопросы, вроде бы относятся к специальной области филологии. Тем более, что библейский текст максимы Екклесиаста на русском языке не просто переводный, но он прошел череду переводов и интерпретаций за три тысячи лет своего существования.
   Так что это: мог ли текст Екклесиаста дойти до нас без искажений смысла, несмотря на многие его переводы с языка оригинала и, если мог, то какие этому причины?
   Отступление 1
   В какой-то степени наш выбор максимы из Екклесиаста случаен. Дело в том, что до наших дней дошло очень много текстов, которые подвергались неоднократным переводам и интерпретациям и для нас важно быть уверенными, что до нас дошел смысл произведения и стоит ли размышлять над смыслом текста, если нет уверенности в его адекватности.
  
   Давайте разберемся и для этого расширим круг нашего рассмотрения.
  
   Отступление 2
   Мы не ставим задачу создать что-то новое, сделать открытие. Нам кажется, что более интересно использовать всем известные суждения для того, чтобы убедиться, что всё сказанное, независимо от времени, сохраняет свой смысл до тех пор, пока есть люди, способные размышлять над этим. Это важно, хотя бы, потому что вселяет в нас надежду, что никакие передряги в историческом развитии не могут исказить истину, которую наши предки стремились передать нам.
  
   Прошло почти три тысячи лет, о Екклесиасте написано множество книг. И, всё-таки сегодня он воспринимается так, как будто написан только что.
   "во многой мудрости много печали, и кто умножает познания - умножает скорбь".
   Как только не объясняли это на первый взгляд парадоксальное высказывание. Ссылались на высказывание Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю" и объясняли, что это вызывает скорбь. Есть еще много других соображений по поводу печали и скорби. Общий вывод: "чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше его печаль по этому поводу". Если вдуматься, то этот вывод тривиальный, хотя за три тысячи лет изменялись критерии оценки себя и собственного несовершенства и то, что буквально вчера оценивалось отрицательно, сегодня может восприниматься как безусловное достоинство. Процессы эти протекают у разных людей и обществ неодновременно, и поэтому приведенная максима из Екклесиаста должна бы восприниматься людьми неоднозначно, вызывать споры, а это значит, что она должна была исчезнуть. Тем не менее она живет, и не просто живет, но не вызывает никаких споров. Может быть, здесь работает ощущение печали по поводу того, как мало людей признают твою собственную мудрость, не говоря уже о собственных усилиях умножить познания?
   И, всё-таки ...
   За трехтысячелетний период так много забыто и переиначено, а максима сохранилась. Случайно ли это? Ведь это возможно лишь при условии, что каждое поколение заново прочитывает ее.
  
   Отступление 3
   Уверен, что окажись Соломон в нашем времени, он просто не понял большую часть сегодняшних комментариев, которыми снабжен текст Екклесиаста.
  
   Например, поисковая машина Яндекс в Интернете сообщает, что сегодня существует 381 тысяча страниц "живых" документов, которые, так или иначе, используют цитируемую нами максиму.
   Вернемся к тексту максимы из Екклесиаста: "во многой мудрости много печали, и кто умножает познания - умножает скорбь". Обращает на себя внимание то, что она состоит из двух частей и каждая из них, вроде бы, повторяет другую. Первая часть предрекает много печали при избыточной мудрости, а вторая - скорбь при чрезмерном умножении познаний.
   Не наши ли это "мудрствования"? Ведь есть публикации этой максимы, в которых печаль заменена скорбью. Может быть, это не принципиально, но мы приняли текст из Библии, надеясь, что он наиболее близок к переводу с языка оригинала. Тем более, что термины "печаль" и "скорбь" в русском языке имеют разные значения (см. академическое издание Словаря Русского Языка):
  
   ПЕЧАЛЬ. Забота, беспокойство.
  
   В то время, как
  
   СКОРБЬ. Глубокая печаль, горесть.
  
   Что это не случайное использование разных слов мы покажем ниже. Здесь же обратим внимание на то, что смысловой выбор слов длительное время применяемого текста нередко имеет свое, чаще всего интуитивное обоснование, так как проходит длительную "шлифовку" большого количества пристрастных интеллектов.
   Давайте разбираться в приведенном тексте. Начнем с определения, что такое МУДРОСТЬ и ПОЗНАНИЕ.
  
   МУДРОСТЬ.
   Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание онтологии происходящего.
  
   Другими словами, мудрость не нуждается в логическом обосновании.
  
   ПОЗНАНИЕ.
   Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.
  
   Как видно из определений, мудрость основана на формировании решений без логического их обоснования, в то время, как познание - на отражении объективной реальности в человеческом сознании и этот процесс связан с логическим обоснованием полученных знаний. И тот и другой процессы протекают, зачастую, в одном и том же человеческом мозгу.
   Как это может быть?
   В предыдущих работах мы уже обсуждали проблему существования системы безусловных и условных рефлексов. Цитировали работы Юма, Сеченова и Павлова, из которых следовало, что всё, что происходит с животными, совершается под управлением систем безусловных и условных рефлексов. Из этих же работ следует, что БЕЗУСЛОВНЫЕ рефлексы передаются на генном уровне, и фактически отражают всю историю формирования вида. УСЛОВНЫЕ же рефлексы формируются в течение жизни животного на основе собственного опыта и воплощаются в жизнь под управлением сознания.
   Таким образом, если условия существования животных изменяются медленно (в течение жизни нескольких десятков поколений), то они закрепляются системой безусловных рефлексов, и мозг такого животного будет иметь размеры, достаточные для управления внутренними органами и реализации примитивных условных рефлексов.
  
   Отступление 4
   Так происходило с динозаврами, у которых поведение совершалось под управлением безусловных рефлексов. Для этого не было необходимым иметь развитый мозг, так как назначением его было управление внутренними органами. Этим обстоятельством можно объяснить сравнительно малые размеры головы динозавра и предполагаемую его совершенную приспособленность к медленно изменяющимся внешним условиям. Следует с сожалением констатировать, что динозавров погубило их совершенство. Они не смогли оперативно изменять своё поведение вслед за катастрофическими изменениями внешних условий.
  
   Оказалось, что процесс адаптации к изменяющимся условиям существования за счет увеличения объёма системы условных рефлексов, оказался более эффективным. Естественно, это сопровождалось ростом и усложнением головного мозга. При этом произошло не простое увеличение головного мозга. Сам мозг начал создавать структуры для хранения и употребления информации. Появилась информация, которая передавалась не только от одного индивидуума другому, но и от поколения к поколению. Это уже было что-то подобное генетически обусловленной системе безусловных рефлексов, и ее существование отличало сапиенса от животного. Так появилась система информации, которую в последующем стали называть знаниями.
   Таким образом, если у всех животных преемственность обеспечивается только через систему безусловных рефлексов на генном уровне , то у человека таких систем оказалось две: система безусловных рефлексов и система условных рефлексов, образованная повседневной информацией и знаниями, которые обеспечивались преемственностью поколений.
  
   Отступление 5
   Таким образом, у человекообразного появился аналог системы безусловных рефлексов, который также обеспечивал преемственность с помощью системы знаний и коммуникации.
   Как показывают археологические изыскания, вначале, когда дееспособная продолжительность жизни в общине составляла 14 - 15 лет, а глубокими стариками считались особи в возрасте 25 -30 лет, эта преемственность была не большой. Однако, с увеличением продолжительности жизни появились хранители традиций.
  
   Можно предположить, что именно появление подобных информационных структур остановило дальнейшие изменения системы безусловных рефлексов. Этим обстоятельством можно объяснить, что за последние несколько сотен тысяч лет люди не изменялись.
   Конечно, система условных рефлексов человека, менее эффективна, чем система безусловных рефлексов, так как она обеспечивается структурами мозга. Однако, мозг человека, вооруженный знаниями, позволил изменить сам способ существования будущего человека, при котором основной упор делался не на поиск приемлемых условий существования, а на изменение местных условий, приспосабливая их необходимым образом.
   Тем не менее, способ формирования условных рефлексов не изменился, а
   формирования условных рефлексов называется обучением.
   Процесс принятия решений, чаще всего состоит из двух этапов.
  -- При возникновении ситуации "выбора" рефлекторные системы (безусловные рефлексы) создают эмоциональный фон, который вызывает формирование в мозгу определенного образа реакции.
  -- После этого мозг использует систему знаний, чтобы обосновать принимаемые решения.
   Подобные процедуры мы совершаем непрерывно.
   Иногда можно услышать, что какого-то человека "осенило", или что "другому человеку на голову упало яблоко", или что кому-то что-то приснилось и так далее, и тому подобное. При этом забывают, что эти случаи происходят с огромным числом людей, но только единицы их воспринимают. Объясняется это тем, что этому предшествовал длительный процесс обучения и большая мыслительная работа. Таким образом, процесс принятия решений состоит из двух частей: вначале на уровне подсознания (безусловные рефлексы) создается эмоциональный фон, который позволяет сознанию оценить выбор определенной реакции, на основе известного объема знаний.
   Для того, чтобы убедиться, что это происходит у всех и всегда, достаточно вспомнить, например, как мы можем решать задачу: "что больше, две купюры по две единицы или три купюры по три единицы". Наверняка, такую или подобную ей задачи не раз приходилось решать в жизни каждому. Но задумывались ли вы, на каком этапе решения вы вспоминали о таблице умножения (что дважды два - четыре, а трижды три - девять), при принятии решения или уже после, при обосновании этого решения?
   Вся история людей представляет собой историю развития и совершенствования знаний.
   Что же это такое ЗНАНИЯ и как они соотносятся с НАУКОЙ.
  
   ЗНАНИЕ ж.
   форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.
   НАУКА ж.
   сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов
  
   Как следует из определений, НАУКА - это один из способов производства ЗНАНИЙ, то есть, наука - это "индустрия" производства знаний.
   Следует заметить, что эта "индустрия" работает настолько эффективно, что каждые пять лет объём знаний удваивается.
   Для того чтобы представить себе темпы роста "объёмов научного производства", рассмотрим на примерах, с чего оно начиналось и каких объёмов достигло в наше время.
  
      -- Инструменты великого Галилея современным естествоиспытателям могут показаться детскими игрушками. У телескопа, с помощью которого он открыл лунные кратеры, было всего две линзы. Это была трубка из белой жести, длинная и тонкая, как велосипедный насос, обернутая малиновой шерстяной тканью.
   Судьбоносные для науки законы инерции и движения тел по наклонной плоскости Галилей открыл с помощью гладкого желоба, который для уменьшения трения был обшит пергаментом. По этому желобу он катал отполированные бронзовые шары. И пел при этом маршевые песни - все-таки сын музыканта. Ритм марша помогал отмерять время, ведь часы с секундной стрелкой тогда еще не были изобретены. И установил: шары катятся вниз с одинаковой скоростью независимо от их веса.
  
   Как можно видеть, вначале знания производились кустарным способом, и только последние 250 - 300 лет этот процесс приобрел признаки производства.
  
      -- В наши дни, например, сооружается Спектрометр величиной с трехэтажный дом, предназначенный для измерительного прибора "Атлас". В его сооружении принимают участие тридцать три страны. Назначение прибора - разгонять до скорости света частицы по 27-километровому кольцу.
  
   Сравните это с бронзовыми шарами Галилея. И всё это для того, чтобы попытаться объяснить устройство Вселенной. "А воз и ныне там!".
   Разумеется, увеличение объёма знаний привело к созданию целой индустрии со своим производством и, что самое главное, своими кадрами.
   Чем же вызван такой бурный рост "индустрии производства знаний"?
   Вопрос кажется правомерным, если принять, что знания приобретаются не только для удовлетворения любознательности деятелей науки, хотя сами они иногда шутят, что наука - это способ удовлетворения любознательности за счет государства.
   Что же инициирует рост "индустрии производства знаний"? и чем это может закончиться?
   Прежде всего, каким бы бурным не был рост объёма знаний, их предназначение не изменяется - они предназначены, в конечном счете, для расширения системы условных рефлексов (обучение). Вспомним, что появление условных рефлексов было вызвано необходимостью оптимальным образом отреагировать, на те вызовы, которым подвергались живые существа.
   А теперь вернемся к нашему вопросу: "Какие "вызовы" условий существования человека инициируют развитие системы знаний, если принять, что они служат основой для условных рефлексов?".
   Допустим, этот вопрос возник по поводу не человека, а животного.
   В этом случае ответ сразу будет найден: усложнение системы условных рефлексов указывает на то, что у данного вида появилась угроза его существованию либо в виде изменений природных условий, либо появился новый хищник.
   А как у человека?
   Что инициирует развитие системы его знаний? Ведь история человечества представляет собой путь "побед" над окружающей средой. Давно уже человечеству не угрожают саблезубые тигры и людям нет необходимости с риском для жизни добывать мясо мамонта для близких.
   И всё-таки, объем знаний (информационной базы для условных рефлексов) в течение последних трехсот лет каждые пять лет удваивается.
   То есть рост знаний, казалось бы, должен бы указывать на возрастание опасности. Однако это не так.
   Тогда чем же можно объяснить этот феномен? Проще всего тем, что наука, как производитель знаний, создает теперь условия для собственного воспроизводства, иначе воспроизводства знаний ради знаний.
  
   Отступление 6
   Заметим, что процесс существования науки похож на процесс существования религии. И наука и религия основаны на аксиомах или принципах, которые не подвергаются сомнениям. И та и другая (и наука и религия), возникнув благодаря потребности человека создать модель, объясняющую принципы организации вселенной, выродились в способ существования многочисленных деятелей науки и религии, которые готовы праведными и неправедными способами обеспечить себе право на существование.
  
   И всё-таки, если бы причина была только в этом, то с наукой, так же, как и с религией, как социальным явлением давно было бы покончено. Тем не менее, в большинстве государств религия существует за счет своих адептов, в то время, как наука продолжает существовать за счет государства.
   Так в чем же причина?
   Вглядимся в историю.
   Например.
   Завершается Вторая Мировая война. Уже можно предсказать ее исход.
   В это время ученые США интенсивно ведут работы по созданию атомной бомбы. Против кого?
   В это же время ученые СССР так же завершают создание атомной бомбы.
   Против кого?
   Более того, обе эти группы используют одни и те же знания.
   Были ли эти разработки адекватной реакцией на ухудшающиеся безопасные условия существования? Нет.
   А теперь попробуйте найти в истории развития науки моменты, которые определялись необходимостью реагировать на изменения окружающей среды.
   Если Вам повезет, то Вы обнаружите мелкие и незначительные достижения, которые не определяли тенденции развития науки.
   Приведенные соображения позволяют представить процесс развития науки, как бой с тенью.
   Надеюсь, Вы сами догадаетесь, чем может завершиться этот бой, и кто в нем станет победителем.
   Верю, Вы не думаете, что всё приведенное выше простое умствование.
   Еще три тысячи лет тому назад человек, чьё имя до сих пор является синонимом мудрости, сказал:
   И много видело сердце мое и мудрости и знанья.
И предав сердце тому, чтобы мудрость познать,
Я познал и безумие и глупость, --
Я узнал, что и это -- пустое томление,
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь

Соломон, Ёклезиаст.

   Вот так.
   Надеюсь, что теперь мы можем вернуться к феномену: "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь".
   Мы уже приводили определение слова "мудрость", поэтому здесь достаточно напомнить, что мудрость порождается системой безусловных рефлексов - подсознанием. Существование "печали" в первой части максимы предполагает присутствие человека - носителя мудрости, то есть - мудреца.
  
  
   МУДРЕЦ.
   Человек, наделенный способностью глубокого, философского мышления.
  
   Таким образом, мы можем видеть, что мудрец - носитель мудрости, отличается от остальных смертных либо большим объемом генной информации, либо более эффективным способом интерпретации. В любом случае здесь участвует опыт предъидущих поколений, а это значит, что эмоциональные оценки текущей ситуации у мудреца могут отличаться от оценок его окружения. Так как его мнение не всегда может быть облечено для окружающих в убедительную для них форму, то это должно вызывать чувство печали у мудрого человека. Отсюда утверждение о "многой мудрости" (то есть, мудрости превосходящей окружающих). Положение усугубляется тем, что мудрости нельзя обучить, ее нельзя передать по наследству. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что по настоящему мудрые люди были, чаще всего, одиноки, а их, так называемые ученики, после смерти учителя превращались в ренегатов. Остается вспомнить пословицу: "нет пророка в своем отечестве".
   Обратимся теперь к второй половине максимы: "кто умножает познания - умножает скорбь".
   Мы могли бы достаточно подробно размышлять на эту тему, но, к счастью, мы можем сослаться на В.Гюго (1802 - 1885):
  
   Неужто смерть и скорбь без края и без дна
   С прогрессом мировым в союзе неизменно?
   Какой же странный труд творится во Вселенной!
   Каким таинственным законом человек
   К расцвету через ад ведом из века в век?
   [...]
   ...Вступив на путь побед,
   Упорней человек, смелей, неутомимей.
   Но гляньте, сколько жертв принесено во имя
   Прогресса! До того чудовищен итог,
   Что смерть изумлена и озадачен рок!
  
   Обратите внимание на первое четверостишие. Что же такое прогресс? Вот какие определения приводятся в различных словарях и энциклопедиях:
  
   Прогресс   
   ПРОГРЕСС (от латинского progressus -- движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

  
   ПРОГРЕСС   
        ПРОГРЕСС . умственное и нравственное движенье вперед; сила образованья, просвещенья; более в знач. политическом, свобода; взгляд и понятия или притязанья на полную свободу.

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

  
   ПРОГРЕСС  
     Прогресс -- так обозначается в исторической науке постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  
   Как видим, прогресс - продукт познания, а именно - продукт развития науки. И этим обстоятельством можно объяснить, что прогресс характеризуется, либо как "переход от низшего к высшему", либо как "умственное и нравственное движенье вперед" или "постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества". Вся жизнь науки происходит в битве за новые знания. Чаще всего новые знания исключают старые, что и создает иллюзию поступательного движения. Что же касается повседневной жизни, то трудно объяснить, почему жизнь Галилея, Коперника или Ньютона находилась на более низком уровне, чем жизнь нашего современника. Разумеется, наш современник имеет потенциальную возможность получить доступ к большему объему знаний, что вряд ли может обеспечить ему счастливую жизнь, если, конечно он сам не участвует в производстве знания, то есть трудится на ниве науки.
   А между тем, если вернуться к приведенному стихотворению В.Гюго, то можно увидеть, что оно перекликается по смыслу с максимой из Екклесиаста..
   Сравните:
  
   Неужто смерть и скорбь без края и без дна
   С прогрессом мировым в союзе неизменно?
  
   И
  
   кто умножает познания - умножает скорбь.
  
   Обратите внимание, что и Екклесиаст и В.Гюго говорят об умножении познания. Трудно объяснить, что подвигло В.Гюго к такому взгляду на технический прогресс. Ведь в его время не знали, что такое:
  -- экологические проблемы;
  -- две мировые войны;
  -- автомобили, выхлопы которых сделали жизнь опасной в большом городе. Я не говорю об асфальтовых покрытиях дорог, которые вывели из оборота огромное число плодородных земель;
  -- реки, отравленные промышленными отходами; и наконец,
  -- атомное и водородное оружие, которое ставит человеческую цивилизацию на грань катастрофы.
   Это всё - прогресс, хотя только буйная фантазия воспримет эти явления, как движение вперед ( перевод слова "прогресс"!). Всего этого не было не только во времена Соломона, но и В.Гюго. Фактически, все перечисленное, и не только это появилось в двадцатом веке благодаря умножению познания.
   Воистину
  
   Но гляньте, сколько жертв принесено во имя
   Прогресса! До того чудовищен итог,
   Что смерть изумлена и озадачен рок!
  
   Вот так...
   Давайте подведем итоги нашим размышлениям.
  -- Мы не ставили задачу открыть что-то новое, хотелось, проанализировав высказанное другими, сделать выводы, которые не претендуют на истинность, они просто вытекают из известных всем утверждений, которые иногда принимаются, как само собой разумеющееся.
  -- В максиме Соломона "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь" акцент делается на словах МНОГОЙ и УМНОЖАЕТ, то есть печаль и скорбь инициируются преувеличенным состоянием мудрости и познания.
  -- Мудрость и познание принадлежат к разным областям интеллектуальной деятельности.
  -- Мудрость - продукт работы безусловных рефлексов, которые существуют на генном уровне. Этот уровень формируется в процессе жизни поколений, то есть, мудрость - это опыт поколений.
  -- Познание - продукт работы условных рефлексов, которые формируется в процессе жизни индивидуума на основе знаний, почерпнутых, как из собственного опыта, так и опыта, накопленного поколениями в процессе формирования знаний.
  -- Так как мудрость принадлежит к деятельности подсознания, то мудрости нельзя обучить, в то время, как познание - продукт сознания и предуготовлено для обучения.
  -- Так как мудрость порождается бессознательными рефлексами, то их работа воспринимается их носителем (мудрецом), как эмоциональный фон при анализе вариантов принятия решений. Этим обстоятельством можно объяснить, что принятые при этом решения не всегда поддаются логическому обоснованию. Это приводит к тому, что мудрость, к сожалению мудреца, не всегда принимается окружающими.
  -- На основе познания формируются условные рефлексы, которые используются сознанием для формирования интеллектуальной и поведенческой реакции.
  
  
  
  
   12

Во многой мудрости много печали?

  

Копыленко В.М.

  
  
  
Оценка: 3.90*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"