Аннотация: Оценивается, насколько правомерен вопрос, вынесенный в заголовок. Обсуждаются факторы, которые определяют свойства Судьбы
Судьба играет человеком?
"...Сообразив, что Опорожненная, Чистота твоего разума и составляет высшую Просветленность, и, понимая в то же время, что это - по-прежнему твое собственное сознание - ты пребудешь и удержишься в состоянии божественного разума Будды"
Тибетская Книга Мертвых
Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась - кто скажет мне куда?
С какой заране избранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью - всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью.
Афанасий Фет
Судьба.
Явление человеческой жизни, о котором каждый имеет свое мнение. Все знают.... Многие предполагают, а многие уверены, что Судьба - это реально, другие - стесняются в этом признаться, и так было всегда.
А четкого представления об этом нет до сих пор.
Можно услышать: "счастливая судьба, несчастная судьба" и т.д. ...
К сожалению, в солидных изданиях определения Судьбы не вносят никакой ясности, хотя совпадают в главном.
Судите сами:
"СУДЬБА:
в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека".
Большая Советская Энциклопедия, также Философский Энциклопедический Словарь.
Или:
"СУДЬБА:
рок, доля (у греков мойра, тихе, у римлян фатум), по поверьям всех народов обозначение неизбежной участи, предопределенной каждому смертному и отчасти богам. Высшая сверхразумная слепая сила господствует над вселенной и жизнью людей, направляя ее, независимо от всех усилий, по заранее определенным и непреложным путям. Поверье о С. является мифологическим, образным выражением идеи о неизменной закономерности мироздания и природы".
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Или, например:
"СУДЬБА:
Стечение обстоятельств (первонач., в мифологии и мистических представлениях, потусторонняя сила или воля божества, предопределяющая всё, что происходит в жизни). .
Участь, доля, жизненный путь. Обстоятельства, условия дальнейшего существования, будущность"
Толковый словарь русского языка Ушакова
Вот так ... "неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека", "...высшая сверхразумная слепая сила господствует над вселенной и жизнью людей, направляя ее, независимо от всех усилий, по заранее определенным и непреложным путям". Однако, есть и более оптимистичное: "Обстоятельства, условия дальнейшего существования, будущность". Казалось бы, все понятно, есть такое явление - Судьба, которое вовсе и не явление, а "неразумная и непостижимая предопределенность" и больше ничего.
Если вас устраивает такое определение явления "судьба", то на этом можно закончить наши с вами размышления о том, что: "судьба играет человеком ..." и больше ничего.
Если же вы располагаете временем и желанием, то я предлагаю вам продолжить. По крайней мере, если вы уже знакомы с моими эссе "Чем мы думаем" и "Предчувствие?.. предвидение?.. гадание?.. прогноз", то многие мои рассуждения станут вам более понятны.
Прежде всего, мы уверены, что: "Судьба играет человеком".
ОТСТУПЛЕНИЕ 1.
В течение пяти тысяч лет, вплоть до девятнадцатого века, вопрос "Судьба играет человеком?" не имел смысла. Тысячи лет, за исключением группы философов и ученых, отрицающих само понятие судьбы, люди не предпринимали никакого серьезного дела, не проконсультировавшись со сведущим человеком - колдуном, прорицателем, астрологом (в зависимости от образования, благосостояния и традиций). Обратите внимание, насколько изменилось отношение к этим профессиям в наше время.
Пять тысяч лет ... проблемой "Судьбы" занимались такие умы, как Клавдий Птолемей, Аристотель.
В Китае вплоть до девятнадцатого века даже вопросы кредитования решались при участии штатных гадальщиков.
И вдруг, утверждение, вынесенное в заголовок, превратилось не только в вопрос, но и в анахронизм...
Это было порождено некоторой эйфорией при оценке итогов развития науки, которая "может все", в том числе и ответить на любой вопрос. Не смогла. Оказалось, что есть вопросы, на которые наука не может ответить и, эта невозможность носит принципиальный характер.
Казалось бы, все просто: слава Науке, которая начала определять принципиальные границы собственного развития - это полезно, в том числе и при распределении материальных и финансовых ресурсов. Ничуть не бывало. К нашему времени здание науки обросло огромным числом околонаучных учреждений, для которых любые изменения парадигмы науки равносильны катастрофе. Особенность таких образований заключается в том, что если настоящие ученые все свои усилия посвящают добыванию знаний, то "прилепившиеся" - все свои силы посвящают упрочению устаревшей научной парадигмы.
Чтобы разобраться в этом, попытаемся дать наше определение Судьбы, которое, не противореча общепринятому, позволило бы нам акцентировать внимание на конкретных вопросах.
Что такое судьба отдельного человека?
Жизнь человека состоит из непрерывного потока альтернативных выборов. Мы непрерывно выбираем, начиная со способа приготовления завтрака, момента выхода на работу и кончая предложениями по работе. В момент выбора мы, чаще всего не отдаем себе отчет о его уникальности и необратимости. Между тем, судьба любого человека складывается из цепи альтернативных выборов, которые человек делает в продолжение всей его жизни. Человек поставлен перед необходимостью делать выбор в жизненных обстоятельствах. От чего зависит этот выбор?
Начнем с самого простого. Начнем ... с кирпичей.
Допустим, есть два кирпича: А и Б. Оба кирпича произошли от одной и той же партии глины и обжигались рядом в одно и то же время в одной и той же печи. Но, вот, Кирпич А оказался на крыше, а Кирпич Б внизу, на тротуаре. Можем ли мы предсказать возможную судьбу каждого из них. Разумеется. Один из них может упасть вниз (судьба С1) и даже угодить в чью-то голову, а о другой кирпич могут споткнуться (судьба С2). Можно ли угадать, у какого кирпича какая судьба, или у обоих кирпичей шансы одинаковые?
Можно ли предположить, что кирпич А ожидает судьба С2? Ни в коем случае - трудно ожидать, что кто-либо споткнется о кирпич на крыше. Точно так же невозможно предположить, что кирпич Б ожидает судьба С1, то есть он может упасть кому либо на голову.
В чем дело? Почему у этих кирпичей разная судьба? Ведь вначале все у них шло одинаково.
Давайте разбираться.
Вся "жизнь" Кирпича А происходит в вертикальной плоскости (другими словами, для него существует только верх и низ), а у Кирпича Б - в горизонтальной (для него существует только вперед и назад). Может ли Кирпич А "представить" себе "жизнь" в горизонтальной плоскости, а Кирпич Б - в вертикальной? Разумеется - нет. А если бы оба кирпича и могли представить себе обстоятельства жизни друг - друга, то это ничего бы не изменило - невозможно Кирпичу Б упасть на чью-то голову, и никто никогда не запнется о Кирпич А.
Такова жизнь и такова судьба у этих, теперь уже знакомых нам кирпичей.
Можно ли утверждать, что судьба играет кирпичами? Нет, хотя совсем не обязательно, чтобы один кирпич А когда-нибудь свалился, а о другой - Б, когда-нибудь запнулись. Совсем не обязательно. Просто, вся жизнь этих кирпичей предуготовлена для решения своей, специфической задачи. И будет она решена или нет, зависит не от наших кирпичей, а от стечения обстоятельств неких двух людей: один оказался в нужное время, в нужном месте и угодил под падающий кирпич, а другой - запнулся о лежащий кирпич. Жизни этих людей тоже протекают в своей, специфической плоскости. Тем не менее, можно увидеть, что судьба не играет кирпичами, так же, как она не играет человеками, судьба одного из которых получить кирпичом по голове, а судьба другого - споткнуться о кирпич? А могли ли эти люди поменяться судьбами друг с другом? Ведь люди - разные, в отличие от кирпичей, нет одинаковых людей?
Давайте разбираться.
Два наших знакомых кирпича одинаковые, но существуют в разных плоскостях. Плоскости настолько разные, что кирпичи могут даже не догадываться о существовании друг - друга. Но если бы они даже догадывались, то смело относили бы это к области фантастических предположений, так как каждый кирпич знает, что реально существует только та плоскость, в которой он живет, а все остальное - досужие выдумки и фантазии. Попытка вообразить другую судьбу для кирпича может привести к неврозу. Разговор о кирпичах можно завершить выводом: СУДЬБА КАЖДОГО ЗНАКОМОГО НАМ КИРПИЧА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА ТОЙ ПЛОСКОСТЬЮ, В КОТОРОЙ ОН СУЩЕСТВУЕТ.
А как у людей? Чем обусловлена предопределенность, то есть судьба человека? Может ли быть, что человек - хозяин свой судьбы и, в отличие от кирпича способен сам решать, кто он и откуда?
Что это за механизм, который делает предопределенным жизненный путь каждого человека? И существует ли он?
Как мы обсуждали много раз в других работах, человек, так же, как и любое животное на Земле, не является независимым - его, скорее можно уподобить узлу, звену системы, образованной живыми существами, которые взаимодействуют через посредство единого информационного поля. Я уже использовал эту аналогию, но уж больно она хороша - это похоже на грибы и грибницу. Человека я бы уподобил грибу, который живет на белом свете и считает себя "пупом земли", а между тем, есть грибница и она в большой степени определяет жизнь гриба. А есть ли такая грибница у нас с вами? Где она? Может ли догадываться гриб о существовании грибницы?
Вот такие вопросы ... давайте размышлять.
Начнем с рассмотрения места Человека в Мире, а для этого используем несколько определений, которые вводятся в "Аналитической психологии" в разделе "Основные концепции и принципы" (цитата длинная, но вы убедитесь, что она этого стоит, текст выделен мною):
"Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: ЭГО, ЛИЧНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО и КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
ЭГО
является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche (души), включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря его мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты (что провоцирует невроз и депрессию). В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного и механизма формирования невроза и депрессии в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе КОМПЛЕКСЫ, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Это помогает психологу или психотерапевту понять многое: например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал
КОЛЛЕКТИВНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума". Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и ОДИНАКОВО для всего человечества.
АРХЕТИПЫ.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых:
АРХЕТИПОВ (буквально, "первичных моделей", греч. αρχετυπον от "αρχη" - "начало" и "τυποζ" - "образ"; - в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, - например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией изъявлять чувства и мысли определенного типа в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я".
http://www.jung.psy4.ru/theory.htm
Цитата, которая с исключительной для специальной литературы незамысловатостью вводит понятия, необходимые нам для дальнейших раздумий.
Прежде всего, обратите внимание, что в предыдущих работах мы с вами уже рассматривали такие понятия, как безусловные и условные рефлексы. К.Юнг их называет: "Эго" и "личное бессознательное", соответственно.
В предыдущих работах мы рассматривали обстоятельства, породившие их. В результате обсуждения мы пришли к выводу, что личное бессознательное (условные рефлексы) инициируется полем, которое мы назвали, по аналогии с известным полем - Аурой. В то время один вопрос остался открытым: в какой среде существует Аура? Ведь поле - это пространство, в котором воплощается в действительность взаимодействие - взаимодействие чего с чем в нашем случае?
Теперь же у нас добавилось "коллективное бессознательное" К.Юнга. К нашему времени по этому поводу накоплен немалый экспериментальный материал.
Еще раз вернемся к тексту:
"Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и даже наших ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ПРЕДКОВ. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего ОБЩЕГО эмоционального ПРОШЛОГО. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится ВСЕ духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума"".
Получается, что коллективное бессознательное выступает в двух ипостасях. Это - условный рефлекс, но, если для личного бессознательного (условных рефлексов) мы можем представить себе причины, породившие его, то с коллективным бессознательным это не так очевидно.
Какие при этом возникают вопросы?
A. К.Юнг пишет о "следах памяти ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и даже наших ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ПРЕДКОВ". Но ведь человечество, так же, как наши человекообразные предки состояли и состоят из индивидуумов, каждый из которых жил, независимо принимая альтернативные решения в каждый момент своей жизни. Часто эти решения разных индивидуумов противоречат друг другу и, более того исключают одно другого. Неужели эти решения могут оставлять "следы памяти" в коллективном бессознательном? и если да, то какую ценность они представляют для жизни последующих поколений? Вопрос не праздный, если учесть, что из утверждения К.Юнга: "в коллективном бессознательном содержится ВСЕ духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума" вытекает весь современный психоанализ. Кроме того не понятно, что это такое "духовное наследие", как оно соотносится с жизнью индивидуума, и кто принимает решение: "наследие" это или "не наследие"? то есть, включать его в коллективное бессознательное, или не включать.
B. Утверждение, что коллективное бессознательное "является результатом нашего ОБЩЕГО эмоционального ПРОШЛОГО" предполагает существование взаимной связи всех индивидуумов независимо от их местообитания и условий жизни (например, живет ли он в условиях вечной мерзлоты или жаркой пустыни), которые, конечно же, имеют эмоциональные различные оценки. Кто же принимает решение: совместное это прошлое или нет? Конечно, можно допустить существование верховной силы, которая все видит и все знает, но давайте будем хранить это допущение, как запасной вариант и продолжим наши рассуждения.
C. Понятие архетипа - само по себе позволяет объяснить многое в психоанализе, но возникает вопрос: каким образом формируются "идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом" - ведь у разных людей в разные эпохи оценка одних и тех же событий разная. Такое понятие архетипа предполагает определенную, кем-то заданную (?) реакцию, в какой-то степени единообразную, независимо от времени, места и условий существования людей (начиная от пращура, и кончая нашим современником). Этот вопрос тем более важен, что, по определению архетипы являются основой коллективного бессознательного.
Вот по поводу этих вопросов давайте рассуждать.
К.Юнг предполагал, что архетипы являются врожденными и передаются по наследству (например, в виде информации, записанной в ДНК). Если, даже это обстоятельство принять, то оно не снимает вопрос пункта А, потому, что при этом остается непонятным как пополняется коллективное бессознательное за счет будущих поколений. Более того, трудно представить, что ДНК содержит всю информацию об истории существования всех бывших и будущих поколений.
Можно, разумеется, допустить существование поля, которое хранит всю информацию, лежащую в основе архетипов. В.Вернадский высказал предположение о существовании ноосферы, хранящей эту информацию, а Р.Шелдрейк высказал предположение о существовании морфогенетического поля:
"... морфогенетические поля существуют вечно. Они просто даны и необъяснимы через что-либо еще. Даже до появления нашей планеты в латентном состоянии уже существовали морфогенетические поля всех минералов, кристаллов, животных и растений, которые когда-либо существовали на земле или которые будут существовать когда-либо в будущем".
Р.Шелдрейк, Новая наука о жизни.
К настоящему времени накопилось много фактов того, что существует неизвестная нам материя, которая участвует в процессе образования архетипов.
В нашем случае речь идет о дальнодействии. До сих пор принято одинаково объяснять явления, для которых нет вразумительных (то есть, само собой разумеющихся) объяснений, существованием поля - особой формы существования материи.
Проблема не нова. Вот как об этом писал И.Ньютон:
Предполагать, что тело может действовать на другое на любом расстоянии в пустом пространстве, без посредства чего-либо, передавая действие и силу, - это, по-моему, такой абсурд, который немыслим ни для кого, умеющего достаточно разбираться в философских предметах.
Исаак Ньютон
Аналогичные мысли высказывали Аристотель, Платон, Р.Декарт и другие.
Можно было бы привести массу высказываний наших современников, которые в той или иной форме размышляют о предполагаемой неизвестной нам форме существования материи. Но наибольший интерес для нас представляет определение Р.Шелдрейка о поле (см. выше), смысл которого заключается в том, что оно "все знает, все понимает и, главное всегда существует" (Р.Шелдрейк об этом пишет: "... в латентном состоянии уже существовали морфогенетические поля всех минералов..."). К сожалению, здесь для нас начинается необъяснимое и, прежде всего, возникает вопрос, какую информацию поле может содержать, а какую - нет?
Дело в том, что любое поле содержит информацию ТОЛЬКО о его источнике. То есть поле выполняет функции дальнодействия источника, например, передача энергии от источника к объекту дальнодействия. Отсюда следует, что поле сохраняется в течение времени существования источника. А вот теперь нам предлагают поле, которое существует вечно и содержит всевозможную информацию не только об источниках, кстати, природа которых нам не известна.
ОТСТУПЛЕНИЕ 2
Что можно сказать об известных нам полях? Например, электромагнитное или акустическое поля содержат информацию об источниках этих полей - излучателях электромагнитных и звуковых колебаний; гравитационное поле содержит информацию о массе, которая порождает это поле и т.д. ...
По определению, особенность любого поля заключается в том, что оно находится в процессе непрерывного изменения (часто это называется колебанием, даже используется понятие резонанса). Похоже, что именно этим Природа обеспечивает отслеживание изменений параметров, характеризующих источник излучения. Это значит, что полями можно управлять, только управляя источниками излучения.
Иллюзия управляемости полями возникает при поверхностном знакомстве с процессами радиопередач. Создается впечатление, что с помощью радиоволн появляется возможность передавать информацию. В действительности этот процесс реализуется за счет наложения электромагнитных полей от разных источников излучений, которыми можно управлять.
Скорее всего, этим обстоятельством можно объяснить и тот факт, что до сих пор не достигнуты успехи в управлении гравитационным полем. Причина в том, что усилия направлены на формирование поля, альтернативного гравитации - антигравитации. Это равносильно решению проблемы массы - антимассы - абсурд?
А как же быть с невесомостью в космосе? - это, как раз, пример взаимодействия двух противоположно направленных полей тяготения Солнца и Земли (в этом участвует и гравитационное поле Луны) - никакого отношения к антигравитации это не имеет.
Вернемся теперь к морфогенетическому полю, введенному Р.Шелдрейком. Вроде бы его описание противоречит выше сказанному: оно не только хранит информацию об источнике (если его называют полем), но и также существует вечно? В своих работах Р.Шелдрейк приводит в подтверждение богатый фактографический материал.
ОТСТУПЛЕНИЕ 3.
Особенность электромагнитного и гравитационного полей заключается в том, что они - энергетические поля, то есть, одна из характеристик этих полей - интенсивность излучения. Но любое излучение ослабевает обратно пропорционально кубу расстояния от источника. Этим обстоятельством можно объяснить явление затухания этих полей. Отсюда следует вывод, что, либо морфогенетическое поле изменяется, как любое энергетическое поле, либо, как утверждает Р.Шелдрейк, его интенсивность не изменяется на любом расстоянии от источника, но тогда оно не энергетическое, а может быть - и не поле?
Так какова природа морфогенетического поля? Неужели Природа создала особенное поле со специфическими свойствами? Очень привлекательное предположение, но нас останавливает принцип, называемый "бритвой Оккама", который рекомендует: "Не следует множить сущее без необходимости".
Давайте разбираться.
Известно, что акустическое поле существует в виде колебаний воздушной среды, то есть воздушная среда осуществляет акустические колебания - в безвоздушном пространстве акустические колебания не передаются.
А вот, электромагнитные колебания и гравитация могут передаваться в космическом пространстве (физический вакуум). В какой же среде существуют эти поля? Чьи частицы передают их колебания? Эти вопросы служат основой для предположения о неведомой нам форме существования материи. Предположений на этот счет много и некоторые из них имеют возраст, насчитывающий многие тысячи лет. Философы древности и физики наших дней высказывают разные предположения на этот счет (Еще пять тысяч лет назад Даосы представляли вакуум, как пространство, в котором непрерывно частицы Инь переходят в Янь, и наоборот).
ОТСТУПЛЕНИЕ 4
Некоторые физические законы только и существуют, что на основе предположения об этой загадочной формы существования материи. Кроме того, астрономы утверждают, что воспринимаемое нашими органами чувств вещество составляет 1/10125 долю от общей массы Вселенной (представьте себе число: ноль целых и 125 нулей до первой единицы после нуля). Вот такую долю материи мы воспринимаем органами чувств и с помощью приборов (и на основании знаний об этой ничтожной доле мы позволяем себе судить о целом?!). Остальное - это загадочная форма материи. Загадочная форма потому, что никто ее не видел и до сих пор не существует прибор, способный ее явить. О существовании этой формы мы можем судить только по косвенным признакам.
Вот как говорит об этой проблеме философ Свами Вивекананда (1863 - 1903):
"Это всюду находящееся и все проникающее нечто. Все, что имеет форму, все, что представляет собою результат соединений, все развилось из этой Акашы. ... Она сама не может быть замечаема, так как настолько тонка, что находится вне всех обыкновенных восприятий".
С. Вивекананда, Раджа-йога.
И, все-таки, нечто подобное нам знакомо. Ведь мы не видим окружающую нас атмосферу, и судим о ее присутствии по ощущаемым нами колебаниям воздуха.
Что же это за загадочная форма существования материи?
Со времен древних греков ее называют ЭФИРОМ.
В учебнике "Физика Эфира" перечисляют основные его свойства:
• Эфир - это такая невидимая среда, которая пронизывает весь наш мир.
• И земля, и вода, и воздух находятся в этой среде; и мы сами - в ней и не чувствуем её.
• Элементарной частицей эфира является шарик.
Все шарики эфира - одинаковые. Эфирный шарик меньше химэлементов в десятки и в сотни тысяч раз.
• Эфирный шарик неделим и несжимаем.
• Эфирный шарик - вечен: он не возникает, не изменяется и не исчезает.
• Эфирный шарик - идеально круглый. Это означает ещё и то, что нет никаких шероховатостей, которые создавали бы трение. Он - абсолютно скользкий.
• Эфирные шарики не притягиваются друг к другу, не слипаются и не отталкиваются друг от друга на любом расстоянии и поэтому в эфире нет вязкости. Отсутствием трения и вязкости объясняется то, что эфирная среда - сверхтекучая, а в совокупности с малыми размерами эфирных шариков - она ещё и сверхпроникающая.
• Эфирный шарик обладает инерцией. Инерционность эфирного шарика выражается в том, что он оказывает сопротивление при всяком внешнем силовом воздействии на него.
• Эфирная среда сильно, очень сильно сдавлена.
• Все эфирные шарики без исключения совершают непрерывные очень малые движения. Эфир представляет собой постоянно копошащуюся среду. Эти движения для химэлементов являются фоновыми.
• Фоновые движения делают эфир упругой средой.
Вот такими свойствами обладает эта загадочная материя - эфир. О ее существовании мы только догадываемся, а эти свойства сформулированы физиками, для обоснования непротиворечивости некоторых их утверждений.
ОТСТУПЛЕНИЕ 5.
Идея существования эфира позволяет объяснить принцип действия электромагнитного и гравитационного полей, но для поля морфогенетического - не получается. Дело в том, что для первых двух существуют источники излучения, в то время, как само определение морфогенетического поля не предполагает присутствие источника излучения. Кроме того, электромагнитное и гравитационное - это энергетические поля. Следовательно, интенсивность поля в этом случае уменьшается прямо пропорционально кубу расстояния от источника и тот факт, что морфогенетическое поле существует вечно (по утверждению Р.Шелдрейка) говорит о том, что оно никак не связано с процессом передачи энергии.
Так, что такое морфогенетическое поле? А, может быть, оно вовсе и не поле?
Существуют ли известные нам явления в Природе, которые обладают некоторыми перечисленными свойствами эфира, которые мы могли бы рассмотреть для аналогии?
Перечисляя предполагаемые свойства эфира, мы назвали такие из них, как текучесть и несжимаемость.
Аналогичными свойствами обладает жидкость, для которой Паскаль сформулирован закон: "Давление во всех точках равновесной неподвижной жидкости одинаково" (вот вам пример неполя - никому в голову не приходит говорить о "поле давления в жидкости"). Что следует из этого закона? А то, что в любой точке объема, занимаемого жидкостью, давление будет одинаковым, независимо от расположения точки измерения от источника давления и его мощности (подобно описанным Р.Шелдрейком свойствам морфогенетического поля, см. выше).
Закон Паскаля был сформулирован для жидкостей, которые, практически считаются несжимаемыми и текучими. Именно этими качествами, по определению, обладает эфир, а так как он абсолютно несжимаем, то любое возмущение в нем способно существовать вечно.
ОТСТУПЛЕНИЕ 6.
Казалось бы, это свойство жидкости можно было бы использовать для передачи информации в воде (достаточно было бы модулировать давление источника). Мне известно, что такие исследования проводились, но они не увенчались успехом. Сигналы затухали уже при небольшом удалении от передатчика. Однако, причина заключалась не в свойствах воды, а в том, что импульсы давления поглощались окружающими предметами, дном и т.п., которые свойствами несжимаемости не обладали.
Было бы более корректно для обозначения процесса, протекающего в эфире использовать термин МОРФОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСЕВДОДАВЛЕНИЕ.
Именно потому, что эфир обладает абсолютной несжимаемостью и сверхтекучестью, морфогенетическое псевдодавление будет распространяться без потерь на всем пространстве эфира, то есть, во всей Вселенной.
ОТСТУПЛЕНИЕ 7.
Забавно вообразить картину эфира, нарисованную с учетом морфогенетического псевдодавления. Ведь здесь отсутствуют понятия пространства и времени, так как любое изменение состояния эфира от морфогенетического псевдодавления мгновенно обнаруживается в любой точке безграничного эфира.
Так как размер частиц эфира в несколько десятков раз меньше любой самой малой микрочастицы, то, с точки зрения эфира вещественная материя представляется проницаемой.
Какие же источники инициации морфогенетического псевдодавления можно себе представить? Вопрос не праздный, если учесть, что морфогенетическое псевдодавление - один из известных немногих предполагаемых факторов, которые влияют на физическое состояние эфира.
В эссе "Чем мы думаем" мы обсуждали роль и причины возникновения Ауры у любых живых существ, начиная с живой клетки. Там нас не интересовала природа носителя Ауры, а вот теперь таким носителем мы можем принять эфир (кстати, этим обстоятельством можно истолковать тот факт, что до сих пор отсутствуют приборы для изучения Ауры: мы не умеем оперировать с эфиром). Отсюда следует, что Ауру каждого живого существа можно представить, как источник морфогенетического псевдодавления, а это означает, что в каждой точке пространства эфира может быть доступна информация о любом живом организме, независимо от его физических размеров. Считывание содержимого такого процесса может происходить при настройке в резонанс с вызываемой Аурой. Особенность рассмотренного механизма заключается в том, что он позволяет понять, каким может быть воздействие на эфир, отличное от взаимодействия с известными нам полями (электромагнитное, гравитация и т.п.).
Вот теперь, когда мы обсудили возможную "небесную машинерию", в которой существует Человек, мы можем перейти к рассуждению о природе судьбы человека.
В начале этой работы мы утверждали, что: "Жизнь человека состоит из непрерывного потока альтернативных выборов. Человек непрерывно выбирает, начиная со способа приготовления завтрака, момента выхода на работу и кончая предложениями по работе. В момент выбора мы, чаще всего не отдаем себе отчет о его необратимости".
ОТСТУПЛЕНИЕ 8.
Даже завтрак невозможно повторить, в том смысле, что при повторении это будет уже ВТОРОЙ завтрак. Гераклит утверждал, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды.
Там же утверждалось, что "Судьба любого человека складывается из цепи альтернативных выборов, которые человек делает в продолжение всей его жизни. Человек поставлен перед необходимостью делать выбор в жизненных обстоятельствах. От чего зависит этот выбор?".
Начнем с проблемы выбора.
Дело в том, что люди не живут отъединено. Каждый человек мыслит себя членом общности, иногда воображаемой, чьи интересы он воспринимает, как собственные. Казалось бы, одинаковость интересов должна бы обеспечить единообразие результатов выбора в каждом случае. Ан - нет! Разумеется, можно предположить, что выбор - случайный, но тогда бы судьбы членов общности совпадали. Ничуть не бывало. Возможные варианты могут быть равноценными для любого индивидуума из общности, но выбор персональный (и последствия каждого из них - личные). В чем же дело, от чего зависит выбор?
Вспомним о наших знакомых кирпичах. Разумеется, наши кирпичи одинаковые, но физики утверждают, что расположение их таково, что потенциальная энергия у них разная. Поэтому будущее у этих кирпичей разное: один кирпич может свалиться на голову прохожего, а о другой - можно только споткнуться, но не наоборот.
Я просто уверен, что проницательный читатель еще в начале наших размышлений, как только мы заговорили о кирпичах, догадался, кто кем управляет: судьба человеком или человек судьбой. Нам была неизвестна среда, в которой бытует такое явление, как судьба. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что это эфир.
Так кто же кем управляет?
Я уверен, что на этот вопрос вы сможете ответить, после того, как ответите на вопрос: "Управляет ли Закон Всемирного Тяготения падающим кирпичем, или наоборот - падающий кирпич управляет Законом?"
Судьба - такой же закон жизни человека, как Закон Всемирного Тяготения для кирпича, и проявляются они только при обстоятельствах когда, в противном случае, произойдет нарушение существующей закономерности, например, кирпич станет падать не вниз, а вверх. А как это проявляется для человека? Прежде всего, Закон судьбы проявляется при реализации поступка.
Ситуация знакомая. Один человек может совершить геройский поступок, но в другой ситуации неадекватно среагирует на замечание начальника. Другой - может проявить чудеса изощренности к настроениям начальника, но тушуется под строгим взглядом тещи.
В чем дело?
Дело в разной способности реагировать на одни и те же обстоятельства (у кирпичей - это разная потенциальная энергия ..., а у людей?). От чего это зависит?
Общепринято считать, что
Посеешь мысль, пожнешь поступок.
Посеешь поступок, пожнешь привычку.
Посеешь привычку, пожнешь характер.
Посеешь характер, пожнешь судьбу.
Автор мне не известен
Эту мысль подтверждает другая пословица: "Человек - кузнец своего счастья", правда, знающие люди добавляют: "и плотник своего гроба".
В действительности - каждый и не кузнец, и не плотник.
Еще говорят: "Кому СУЖДЕНО быть повешенным, тот не утонет ...".
Так что же это за особенности, которые определяют Судьбу?
Скорее всего, эти особенности закладываются на этапе развития организма. Мы уже говорили о том (см. "Чем мы думаем?"), что при формировании организма каждая клетка создает свое поле Ауры, которое обеспечивает алгоритм развития организма. Было высказано предположение, что ДНК клеток содержит запись алгоритма саморазворачивающейся программы. То, что мы осмыслили относительно эфира: из-за своей полной проницаемости состояние его частиц не может не влиять на процессы, протекающие в клетке.
Но это состояние эфира в каждый момент уникально и зависит от совокупности состояний всех компонентов, составляющих Вселенную, в том числе ближайших к нарождающемуся организму планет, и всей совокупности живых существ, которые жили и живут на Земле. Можно предположить, что степень влияния этих факторов разная. Например, влияние морфогенетического псевдодавления Солнца, Луны и ближайших живых организмов больше, чем влияние планет и звезд других галактик (это связано с резонансом, обеспечивающим восприятие состояния разных компонентов). Этим обеспечивается эффективность взаимодействия живых и неживых объектов во всем мире. То есть, текущее состояние компонентов Вселенной требует появление новых объектов развития со специфическими свойствами.
ОТСТУПЛЕНИЕ 9.
Все приведенное выше может показаться, в какой-то степени надуманным, но вот слова на все времена крупнейшего философа:
"Всего лишь несколько соображений понадобится для доказательства каждому того факта, что некая сила, исходящая из вечного эфирного вещества, распределена повсюду и пронизывает всю область вокруг Земли, которая тем самым подвергается изменениям, поскольку такие первичные подлунные элементы, как воздух и огонь, подвержены влиянию движения эфира и, в свою очередь, вызывают изменения во всём остальном: в суше, воде и обитающих там растениях и животных. Солнце вместе с окружением всегда оказывает тем или иным способом влияния на всё, что ни есть на Земле; это происходит не только посредством изменений, которыми сопровождаются времена года, вызывая рождение нового поколения животных, плодоношение растений, течения вод и изменения тел, но и посредством своего ежедневного обращения, порождающего регулярное чередование тепла, влажности, сухости и холода в зависимости от своего положения относительно зенита. Также и Луна, как ближайшее к Земле небесное тело, оказывает сильнейшее влияние на всё земное, ибо большинство земных предметов, одушевлённых и неодушевлённых, исполнено симпатии к Луне и изменяется вместе с ней: реки ускоряют, или замедляют свой бег под воздействием ее лучей; моря чередуют приливы и отливы в зависимости от её восходов и заходов; а растения и животные полностью или какой-то своей частью прибывают и идут на убыль вместе с ней. Более того, перемещения неподвижных звёзд и планет по небу часто указывают на жаркое, ветреное или снежное состояние воздуха, что оказывает соответствующее воздействие на земные предметы. Аспекты светил относительно друг друга посредством сочетания и смешения их воздействий также приносят немало сложных изменений. Ибо хотя сила Солнца преобладает в общем управлении качеством, другие небесные тела оказывают помощь, или противостоят ей в частных деталях; Луна делает это наиболее очевидно и непрестанно - например, когда она новая, полная или в четверти, - а звёзды через более продолжительные промежутки и менее явно, то есть при их восходах, заходах и сближениях. Если ко всем этим материям подходить с такой точки зрения, то все согласятся с вытекающим отсюда следствием, по которому не только предметы, уже явленные, должны так и иначе испытывать влияние небесных тел, но и подобным же образом ростки семян и завязь должны облекаться в форму, соответствующую тому, что происходит с течением времени в небесах. То, что является следствием действия более мощных сил и более простых природных законов, например, ежегодной смены времен года или направлений ветров, воспринимается очень невежественными людьми и, более того, даже бессловесными тварями, ибо в основе таких явлений лежит действие Солнца".
Вот такие мысли высказывались около двух тысяч лет назад Клавдием Птолемеем в своей работе Тетрабиблос, чьи взгляды на астрономию считались общепринятыми в течение последующей тысячи лет. Кроме того, это были мысли, высказанные более древними мыслителями, такими, как Аристотель, так как к этому времени астрология уже насчитывала несколько тысяч лет и считалось просто неприлично начинать новое дело не получив одобрения у астролога.
Интересно то, что за последующие две тысячи лет многое изменилось. Изменились наши представления об эфире, роли Солнца в Жизни на Земле, но сохранился взгляд на соотношение и взаимодействие сил, влияющих на формирование жизненных процессов.
Что же лежит в основе всех процессов, в результате которых появляются и воспроизводятся живые и неживые объекты Вселенной? Взаимодействие.
Именно эти предназначения живых и неживых объектов Вселенной служат основой ее существования. С этой точки зрения всякие разговоры: будет ли конец Света или не будет, относятся к вещественной части материи, которая, как мы упоминали, составляет невообразимо малую часть общей массы материи. Один из примеров процесса воспроизводства материи - это существование ДНК - алгоритма формирования различных форм живой природы, главное предназначение которых - сохранение Природы в целом.
ОТСТУПЛЕНИЕ 10.
На первый взгляд может показаться, что Человек выпадает из этого процесса. Действительно, развитие цивилизации приводит к нарушению экологии и это происходит "безнаказанно". Но это поверхностный взгляд. До сих пор Человек только лишь осваивает околоземное космическое пространство и "прикоснулся" к глубинам литосферы, пробурив скважину на глубину двенадцати километров. Трудно назвать это освоением, ведь он освоил мизерную часть планеты Земля. И тот факт, что он сам себя называет Царем Природы, ничего не меняет - указывает только, насколько он невежествен для звания Царя Природы. С другой стороны, если вы проанализируете, то увидите, что любым рукотворным и социальным катаклизмам сопутствуют пандемии, землетрясения и тому подобное. До сих пор мы не умеем, не только справляться с этими явлениями, но и прогнозировать их. Это не случайно.
Как же проявляются различия, полученные при формировании организма? До тех пор, пока перед индивидуумом не стоит проблема присущего ему выбора, его поведение совпадает с поведением ему подобных. Различия в поведении проявляются тогда, когда предполагаемый вариант выбора определяется особенностями организма, которые были заложены временем и местом рождения.
Вспомните о наших двух кирпичах. Оба они сохраняют свое положение до тех пор, пока ситуация не меняется. Когда же происходят изменения, каждый из них "поступает" в соответствии с заложенной в них потенциальной энергией. Такая у каждого из этих кирпичей судьба и трудно сказать у кого из них она счастливая или несчастливая. Надо сказать, что нашим с вами кирпичам повезло: у них есть кто-то, кто может определить их судьбу.
А как быть нам - некирпичам?
Оказывается, люди давно задумывались об этом. По крайней мере, последние пять тысяч лет существует астрология.
Как сегодня трактуется астрология?
Вот что написано в академическом издании Словаря русского языка:
"АСТРОЛОГИЯ - Возникшее в древности ложное учение о влиянии небесных светил на земные события и жизнь людей (занимается предсказанием будущего по расположению небесных светил)".
А вот, как тот же словарь трактует преемницу астрологии - астрономию:
"АСТРОНОМИЯ - Наука о небесных телах и системах небесных тел, их происхождении, строении, развитии, законах движения, химическом составе".
Вот так.
Чаще всего астрономия противопоставляется астрологии. Между тем, эти науки занимаются разными объектами: астрономия занимается происхождением, строением и развитием небесных тел, в то время, как астрология - влиянием небесных тел на земные события и жизнь людей. При этом, астрономия, как преемница астрологии использует, фактически весь ее понятийный арсенал.
Если вернуться к материалу, который мы обсуждали ранее, то можно сказать, что астрономия изучает вещественную часть вселенной, которая составляет ничтожно малую часть Вселенной, в то время, как астрология занимается эфирной составляющей Вселенной и ничего удивительного, что их объекты изучения не совпадают.
Если наши размышления по поводу роли эфира в формировании жизненного пути Человека вам показались вразумительными, то продолжим наши рассуждения.
Мы уже обсуждали, каким образом формируются способности восприятия действительности во время формирования организма. Астрология позволяет оценить эти особенности, составляя гороскоп.
Вот, например, как описана информация, которая лежит в основе личного гороскопа:
"... личный гороскоп, построен на основе даты, времени и места вашего рождения. ... индивидуальные гороскопы содержат информацию, основанную на положении в знаках 10 планет, их аспектах, 12 домах, на координатах фиктивных точек, астероидов и иных показателях.
Полный индивидуальный гороскоп расскажет о качествах вашего характера, плюсах, минусах, недостатках, талантах, и о потенциале вашей судьбы по всем областям жизни - на что надеяться в будущем, чего вы способны добиться, в чем ждет наибольший успех, в чем, напротив, - неудачи".
Что такое профессиональный гороскоп?, http://www.earticle.ru/article/a-1740.html.
Как можно видеть, с помощью гороскопа определяются индивидуальные потенциальные возможности человека. Что это значит "потенциальные возможности"? Это обозначает, что в некоторых специфических обстоятельствах индивидуум будет принимать решения, которые определяются особенностями организма, которые были заложены при рождении. Может оказаться, что некоторые из этих особенностей могут никогда не проявиться, так как конкретный индивидуум никогда не окажется в этих обстоятельствах. Например, гороскоп предопределяет, что индивидуум способен возглавить в определенное время одно из африканских племен. Но для того, чтобы это проявилось он должен оказаться в определенное время и в определенном месте. В действительности он может прожить всю жизнь в качестве чиновника средней руки. Могло быть и обратное, гороскоп некоего троглодита указывает, что он способен быть выдающимся математиком, но обстоятельства таковы, что он провел всю жизнь в качестве ничем не выдающегося охотника на мамонтов.
Если перевести на общеупотребительный язык специфические термины астрологии: "положение в знаках 10 планет", "12 домов", "координаты фиктивных точек" и так далее, то можно увидеть, что эти параметры предназначены для характеристики состояния эфира в момент рождения организма. Этому обстоятельству и было посвящено содержание нашей работы.
Так что в заключение можно сказать по поводу вопроса, обозначенного в заголовке: "Судьба играет человеком?".
В нашей работе мы показали, что Судьба - это потенциальные возможности человека и, по своей сути она заключает в себе информацию о том, как проявит себя человек в определенных условиях. Разумеется, у каждого человека своя судьба, а это значит, что два человека в одной ситуации примут разные решения, одно из них более удачное, другое - менее. Но какое из них счастливое, а какое - нет утверждать невозможно.
Один кирпич упал с крыши, а о другой - споткнулись.