Аннотация: Краткая история боевого флота российского - основные вехи
РУССКИЙ ФЛОТ
Русский военно-морской флот...
Как организованная структура он существует свыше трёхсот лет - 300-летие флота российского отмечалось в 1996 году. Строго говоря, история этого флота началась гораздо раньше, ещё с походов русов на Царьград в IX-Х веках и взятия новгородцами в 1187 году шведской крепости Сигтуны (города, находившегося на берегу озера Меллар, где позже был основан Стокгольм).
Русская ладья
А в XVI веке корсарский флот московитов изрядно попортил крови неприятелю на Балтике в ходе Ливонской войны. Как писал английский адмирал и морской историк Джейн: "Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред Великий, царствовавший с 870 по 901 год, построил британские корабли, русские суда сражались в морских боях. И первейшими моряками своего времени были они - русские".
Первый русский военный корабль европейского типа - фрегат "Орёл", вооружённый 22 тяжёлыми пищалями, - был построен в Коломне при царе Алексее Михайловиче в 1667-1669 гг. На "Орле" впервые был поднят российский триколор - для изготовления "флага большого" и множества вымпелов выписываются ткани "белого, лазоревого и алого" цветов, - и для него же был подготовлен первый русский морской устав: "письмо корабельного строя". Правда, служил фрегат недолго: в 1670 году он был захвачен в Астрахани казаками Степан Разина и сожжён. И всё-таки официальная история русского военно-морского флота начинается с Петра Первого, вздыбившего Россию и провозгласившего 20 октября 1696 на заседании Боярской Думы: "Морским судам быть". А первым боем новорождённого флота условно считается захват 7 мая 1703 года (этот день стал днём рождения Балтийского флота) русскими шлюпками шведских кораблей "Гедан" и "Астрильд" на Неве.
Захват шведских кораблей "Гедан" и "Астрильд"
Флот создавался стремительно: строились гребные галеры и парусные суда; в 1712 году вошёл в строй первый линейный корабль "Полтава", нёсший 54 пушки. И очень скоро этот флот заявил о себе в полный голос: 27 июля 1714 года у мыса Гангут русские галеры, умело разделив превосходящие силы противника, атаковали шведскую эскадру и в яростном абордажном бою захватили 10 вражеских кораблей во главе с фрегатом "Элефант".
Гангутское сражение
Гангут считается первой крупной морской победой российского флота: после этой битвы в Европе поняли, что на востоке появилась новая грозная морская сила, и в Балтику вошли английские военные корабли. Но до столкновения дело не дошло - появившаяся в 1720 году у Ревеля эскадра адмирала Норриса убедилась в готовности русского флота и гарнизона дать отпор и отступила. А Россия после Северной войны по праву стала мировой морской державой.
Получив выход к Балтике, Россия обратила внимание на Чёрное море, которым владел турецкий флот. И в ходе многочисленных русско-турецких войн флот российский увенчал себя новыми славными победами.
Во время войны с Турцией 1769-1774 гг. русский Балтийский флот предпринял экспедицию в Архипелаг, к островам Эгейского моря, для создания непосредственной угрозы турецким берегам. И здесь 26 июня 1770 года состоялась Чесменское сражение, ставшее золотой страницей истории военного флота российского. Сначала в бою в Хиосском проливе русская эскадра под командованием адмирала Спиридова вынудила турок укрыться в тесной бухте древнего Эфеса (Чесмы), где через два дня сгрудившиеся турецкие суда подверглись артиллерийскому обстрелу брандскугелями - зажигательными ядрами - и атаке брандеров. Результат был потрясающим: турецкий флот в составе 68 кораблей (из них 15 линейных) сгорел, линейный корабль "Родос" и 5 галер стали трофеями победителей. И примечательно соотношение потерь: при Чесме русские потеряли убитыми всего 11 человек, тогда как потери турок достигали 11.000. Немного найдётся в истории войн подобных побед!
Сожжение турецкого флота при Чесме
Русско-турецкая война 1787-1792 гг. стала звёздным часом адмирала Ушакова. Под его командованием русский флот, базировавшийся на Севастополь, нещадно трепал турок при Гаджибее, Калиакрии, Фидониси, Тендре, Керчи и в итоге вымел их из Чёрного моря. А позднее, уже в ходе наполеоновских войн, Ушаков прославился уникальной операцией: в 1799 году он взял флотом укреплённый остров Корфу (Ионические острова), подавив огнём французские береговые батареи и высадив десант.
Штурм Ушаковым острова Корфу
Следует отметить, что подобные операции очень сложны и редко приводят к успеху - например, во время Первой мировой войны англо-французы долбили Дарданеллы безрезультатно, потеряв при этом около десятка одних только линкоров.
Последней победой русского парусного флота - и "лебединой песней" парусного флота вообще - стал Синоп. В начале Крымской войны (18 ноября 1853 г.) русская эскадра адмирала Нахимова атаковала турецкий флот в Синопе (побережье Турции) и в течение нескольких часов полностью его уничтожила. Неприятель потерял 11 кораблей и около 3.000 человек убитыми и ранеными, потери русских составили всего 37 человек. Злопыхатели от истории пытались принизить значение победы, одержанной Нахимовым, ссылаясь на то, что русская эскадра имела двойное огневое превосходство над турецкой. Но при этом они как-то умалчивали, что умение создать превосходство на решающем участке и добиться победы малой кровью есть неотъемлемое качество искусного военачальника, которое в полной мере и проявил Нахимов.
Синопское сражение
Гангут, Чесма и Синоп считаются самыми выдающимися победами русского флота - есть даже версия, что три белые полоски-окантовки на синем матросском воротнике (гюйсе) символизируют именно их.
После поражения в Крымской войне флот пришлось создавать заново, на этот раз уже паровой и броненосный. И эта задача была выполнена: к концу XIX века русский флот по силе занимал третье место в мире. Злополучная русско-японская война подорвала морское могущество России, однако вскоре флот возродился, пополнившись дредноутами, лучшими (по тому времени) в мире эсминцами типа "Новик" и подводными лодками типа "Барс".
Октябрьская революция, сокрушившая Российскую Империю, уничтожила и её флот. В 20-е годы России было не до строительства боевого флота - приходилось довольствоваться немногими уцелевшими кораблями, - но в 30-е годы была принята амбициозная программа строительства Большого (океанского) флота, предусматривавшая постройку 16 линкоров, десятков крейсеров и сотен эсминцев и подводных лодок. Великая Отечественная война не позволила выполнить эту программу, и советские моряки воевали с тем, что у них было, и воевали с честью: и на Балтике, и на Севере, и на Чёрном море.
Артиллерийский крейсер типа "Свердлов"
Новый виток возрождения флота начался после войны. Сначала его основу составили артиллерийские крейсера типа "Свердлов" и 400 дизельных океанских субмарин, а затем пришло время ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. Появились в его составе и авианесущие корабли - пренебрежение авианосцами было забыто. Советский флот вышел на второе в место в мире, оттеснив былую "Владычицу морей" Британию и уступая только флоту США. В 70-е - 80-е годы ХХ века десятки подводных ракетоносцев СССР бороздили Мировой океан, упаковав в боеголовки баллистических ракет тысячи Хиросим. И этот флот сделал возможным переговоры об ограничении стратегических вооружений: сила встретила силу, заставив потенциального противника призадуматься.
Советский атомный подводный ракетоносец типа "Тайфун"
Распад Советского Союза переломил хребет его флоту. Корабли ржавели у причалов, их резали, продавали на металл; уходил на берег офицерский состав. Военный флот России - в который уже раз! - предстоит возрождать. Без этого никак: несмотря на дымовую завесу дипломатических экивоков, все в мире - от сомалийских пиратов до транснациональных компаний, алчно глядящих на нефтяные богатства Арктики, - уважают силу. Нашу планету правильнее называть не Землёй, а Водой, и тот, кто владеет океаном, будет владеть и всем земным шаром.
Возрождение военно-морского флота практически с нуля - задача очень трудная. Но в России есть всё, что нужно для её выполнения: ресурсы, опыт, наработки, и главное - люди. И значит, снова должна прозвучать чеканная фраза Петра Первого: "Флоту - быть!".