Контровский Владимир Ильич : другие произведения.

Проект русского дредноута

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Дредноут" - линейный корабль нового типа - был построен в Англии в 1906 году. Но на 20 лет раньше проект подобного корабля был создан в России. К 100-летию постройки линкора нового типа.


ПРОЕКТ РУССКОГО ДРЕДНОУТА

Владимир Контровский

   "Дредноут" - линейный корабль нового типа, буквально "отменивший" все построенные до него броненосцы, вошёл в строй английского военно-морского флота в октябре 1906 года. Однако мало кому известно, что более чем за двадцать лет до этого, ещё в 1884 году, в России был создан оригинальный проект корабля, который с полным правом может быть назван "русским дредноутом".
  

Первый настоящий линкор

   "Неустрашимый" (так можно перевести английское слово "dreadnought") родился из опыта русско-японской войны. В июле 1905 года, спустя два месяца после Цусимского сражения, английский адмирал Пэкенхэм, принимавший участие в этом бою в качестве наблюдателя, высказал свои соображения и выводы перед комиссией, состоящей из военных моряков и кораблестроителей. Сокрушительный разгром русского флота произвёл сильное впечатление на весь мир и показал, что в будущем исход морского боя будут решать хорошо бронированные быстроходные корабли, вооружённые дальнобойной тяжёлой артиллерией. А всем этим условиям не отвечал ни один из находящихся в строю броненосцев флота Её Величества. Многовековой лозунг "Правь, Британия, морями" оказался под угрозой.
   Идея создания принципиально нового линейного корабля к этому времени носилась в воздухе. Первый морской лорд британского Адмиралтейства Фишер ещё в 1899 году пришёл к выводу, что прицельный артиллерийский огонь можно вести не только с дистанции 15-20, но и 30-40 кабельтов (что и было доказано японцами на практике при Цусиме). Однако максимально эффективным этот огонь мог быть только при стрельбе из орудий одинакового калибра. Вывод напрашивался сам собой: линкор требовалось вооружить как можно большим числом дальнобойных крупнокалиберных орудий, отказавшись от традиционной для броненосцев того времени средней артиллерии. По замыслу Фишера, вместо четырёх 12-дюймовых орудий в двух башнях предполагалось установить двенадцать таких пушек в шести двухорудийных башнях с тем, чтобы в нос и в корму могли стрелять шесть стволов, а на любой борт - восемь.
   Аналогичное предложение ещё в 1902 году высказал инспектор артиллерии английского флота Мэй. В результате тщательных исследований он пришёл к выводу, что средняя артиллерия на линкорах бесполезна, поскольку она будет уничтожена главным калибром неприятеля ещё до того, как сама сможет открыть огонь. Исходя из этого, Мэй предложил вооружить новые броненосцы "Лорд Нельсон" и "Агамемнон" двенадцатью 305-мм орудиями. Но в 1902 году подобная идея показалась Адмиралтейству чересчур смелой. Сработала инерция мышления, и для "Лорда Нельсона" была принята стандартная схема размещения артиллерии: четыре 12-дюймовых и десять 9,2-дюймовых пушек.
   Теперь же, после Цусимы, когда всем всё стало ясно, требовалось спешно нагонять упущенное время. На конкурс поступило восемь проектов линейных кораблей, которые рассматривались возглавляемой лордом Фишером комиссией. Среди этих проектов были и очень удачные и оригинальные, в том числе и проект линкора с трёхорудийными башнями, что сулило немалые технические и тактические выгоды, однако победителем оказался проект Дж.Нарбета. Комиссию ошеломил срок готовности корабля, заявленный автором - всего один год (обычно военные корабли тех времён строились гораздо дольше). Услышав такое заявление, лорд Фишер лаконично бросил: "Приступайте!".
   Нарбет сдержал слово - через год и один день "Дредноут" стоял у пирса в Портсмуте, готовый к испытаниям. Военные моряки были потрясены рождением первенца новой эры. В "Дредноуте" поражало всё: и размеры (почти 18.000 тонн водоизмещения); и десять 305-мм орудий в пяти башнях; и сплошная броневая защита, прикрывавшая весь корпус корабля и делавшая его неуязвимым для причинивших столько бед русским броненосцам у Цусимы фугасных снарядов. Была усовершенствована и энергетическая установка - привычные поршневые паровые машины впервые уступили место турбинам Парсонса. В результате "Неустрашимый" получил превосходство в скорости на 2-3 узла и мог теперь при дуэли с броненосцами старых типов выбирать дистанцию боя, наиболее выгодную для своей мощной артиллерии.
   Фишер оказался поистине провидцем, поставив во главу угла кратчайший срок постройки нового линкора. Великобритания первой получила корабль, появление которого обесценило все прежние броненосцы, включая и недавно заложенные. Ни один из них не мог противостоять "Дредноуту" в бою, и государства, затратившие огромные средства на их постройку, оказались почти безоружными в войне на море. Именно поэтому с появлением "Неустрашимого" началась новая эпоха военного кораблестроения.
  

Споры о приоритете

   Первый в мире "настоящий" линейный корабль, ставший прототипом всех линкоров ХХ столетия, сошёл с английской судостроительной верфи. Однако по вопросу, кто же всё-таки был первым в деле создания такого корабля, разгорелись нешуточные дебаты.
   Первым заявившим свои права на первенство в разработке линкора нового поколения был главный кораблестроитель итальянского флота Умберто Куниберти - он предложил своему правительству аналогичный проект ещё в 1902 году. Но итальянскому правительству расходы на постройку подобного военного судна показались непомерно высокими, и проект был отвергнут. Однако Куниберти получил разрешение опубликовать свою разработку и даже осуществить проект в любой другой стране. Именно поэтому на страницах английского военно-морского ежегодника "Джейнс файтинг шипс" появилась его статья "Идеальный броненосец для английского флота", в которой автор изложил основные сведения о проекте нового линейного корабля. Куниберти считал, что уже пришла пора строить броненосцы водоизмещением 17.000 тонн, со скоростью хода до 24 узлов и с артиллерией из двенадцати 12-дюймовых орудий, выдвигая идею перехода к единому главному калибру.
   Итальянец оказался не одинок в своих притязаниях. Его американский коллега Ральф Хичборн претендовал даже на большее: не только на саму идею, но и на разработку детального проекта. "Если бы не наша американская медлительность, - говорил Хичборн, - линкоры нового типа стали бы называться не дредноутами, а мичиганами". Сравнивая характеристики "Дредноута" и броненосцев "Мичиган" и "Южная Каролина", американцы убедились, что англичане украли у них славу и приоритет из-под самого носа. Конгресс утвердил акт о закладке этих кораблей за девять месяцев до закладки "Неустрашимого", но закладка состоялась только через два с половиной месяца после вступления "Дредноута" в строй. Дело в том, что конгресс проводил политику экономии и отказался утвердить ассигнования на постройку "мичиганов", поскольку их водоизмещение превышало 16.000 тонн. Проект пришлось переделывать и подгонять, и на это ушло драгоценное время. Зато в итоге получились прекрасные корабли, вооружённые восемью 305-мм орудиями в четырёх линейно-возвышенных носовых и кормовых башнях. Эта схема расположения артиллерии стала классической для всех тяжёлых кораблей нового поколения. Однако нелишне заметить, что первым идею такого размещения артиллерии главного калибра на броненосном крейсере выдвинул известный русский кораблестроитель Владимир Полиевктович Костенко в своём дипломном проекте 1904 года.
   Не осталась в стороне и Германия. Разработка немецкого броненосца дредноутного типа "Нассау" началась в 1904 году, то есть до того, как стали известны характеристики "Неустрашимого". Первенец будущего германского Флота Открытого моря был заложен в июне 1906 года (за четыре месяца до окончания постройки "Дредноута") и выгодно отличался от своего британского собрата броневой защитой и огневой мощью. Поэтому немецкие кораблестроители во главе с морским министром Тирпицем считали, что пришли к идее линейного корабля с единым калибром если и не раньше англичан, то уж во всяком случае независимо от них.
   В России ещё до Цусимской катастрофы, в самом начале столь памятного для неё 1905 года, Морскому техническому комитету был представлен проект линейного корабля в 19.000 тонн, со скоростью 21 узел и с вооружением из двенадцати 305-мм орудий. Эшелонное расположение четырёх трёхорудийных башен главного калибра позволяло вести огонь из всех орудий на любой борт. На основе этого проекта позднее были построены великолепные линкоры типа "Гангут", прослужившие тридцать лет и под андреевским, и под красным флагом. Однако после позорного поражения в русско-японской войне и революционных потрясений России было как-то не до споров о приоритете в создании проекта линейного корабля с единым калибром. Хотя именно в России за двадцать с лишним лет до рождения "Неустрашимого" был разработан проект броненосца, который можно считать прообразом дредноута.
  

Человек горькой судьбы

  
   В феврале 1904 года, вскоре после начала русско-японской войны, минный заградитель "Енисей" вышел из Порт-Артура для скрытной постановки мин в Талиенванском заливе. Русская тихоокеанская эскадра укрылась во внутренней гавани Порт-Артура, уступив японцам море, и поэтому возникла реальная угроза высадки японских войск на Квантунский полуостров у порта Дальний. А это уже создавало угрозу непосредственно Порт-Артуру - главной базе русского флота на Дальнем Востоке.
   Опасная операция заняла почти двое суток в тяжелейших погодных условиях - мела снежная пурга и дул сильных ветер. Тем не менее, "Енисей" справился с поставленной задачей - горло залива было перекрыто двойной линией мин. Заградитель уже ложился на обратный курс, готовясь к возвращению в Порт-Артур, как вдруг командир корабля Владимир Алексеевич Степанов заметил в бинокль всплывшую за кормой мину. Лопнул минреп, - трос, крепящий мину к донному якорю, - и рогатый шар всплыл на поверхность. Скрытность минной постановки сводилась к нулю: сорвавшаяся с якоря мина демаскировала с таким трудом выставленное заграждение.
   Минный заградитель начал осторожно пятиться задним ходом по направлению к мине. Развернули кормовое орудие, и комендоры уже ловили в прицел прыгающий на серых волнах чёрный шар. И тут корабль сотрясает чудовищной силы взрыв.
   В огромную пробоину с рёвом хлынула вода. "Енисей" быстро оседал всем корпусом, и опытный моряк Степанов понял: корабль уже не спасти - успеть бы спасти людей. На воду быстро спускаются шлюпки, одна за другой отходящие от борта тонущего заградителя. Но сам командир остаётся на мостике, наблюдая за спасением своего экипажа.
   "Владимир Алексеевич! Батенька! Скорее! Считанные минуты остались!" - прокричал ему штурман. В ответ прозвучали последние слова командира: "Кто останется на корабле, пристрелю сам. Обо мне прошу не беспокоиться. Прощайте, братцы!". Таким его и запомнили люди с отходивших от гибнущего корабля шлюпок. "Енисей" задрал корму, и волны чужого моря сомкнулись над минным заградителем и его капитаном...
   Судьба Владимира Алексеевича Степанова была очень трагичной, и гибель стала её логическим завершением. Талантливый моряк, один из самых образованных и одарённых офицеров русского флота, Степанов ещё в начале своей карьеры оценил значение минного оружия в будущих войнах на море и очень многое сделал для создания заслуженной славы русской минной школы. Он изобрёл первую в мире автоматическую систему для постановки мин на ходу. Он разработал проект первого в мире специализированного корабля - минного заградителя, предназначенного для скрытной и массированной постановки мин вдали от своих берегов. "Енисей", ставший для Степанова склепом, являлся его детищем - ни в одном из флотов мира подобных кораблей ещё не было.
   Но сам Степанов считал себя неудачником, не ценил своих выдающихся способностей и был очень несчастлив в личной жизни. И даже гибель "Енисея" ставили ему в вину: "Тоже мне, академик (Степанов окончил Морскую академию), - усадил корабль на собственную мину! Что он, не знал, куда направлено течение в Талиенванском заливе?". И не погибни Степанов вместе со своим кораблём, вероятнее всего, он пошёл бы под суд.
   Однако никто иной, как Владимир Алексеевич Степанов и был тем человеком, который более чем кто-либо другой мог считаться пророком дредноутной эры.

Исчезнувший проект

   На тактических занятиях в николаевской Морской академии в 1883 году разбиралась "Морская дуэль" - широко известная в то время работа английского адмирала Коломба. Анализируя бой одиночных кораблей, британский специалист утверждал: гораздо выгоднее располагать восемь орудий главного калибра так, чтобы четыре из них могли стрелять на одни борт, и четыре - на другой.
   Молодой флотский офицер Владимир Алексеевич Степанов был участником этих занятий. Но в противовес мнению общепризнанного военно-морского авторитета, Степанов считал, что сражаться будут не столько одиночные корабли, сколько эскадры и полагал самым важным вопрос мощности бортового залпа. Лучшим строем считался кильватерный, и отсюда логично следовало: эскадры будут вести бой на параллельных или встречных курсах, бортами друг к другу. Следовательно, на один борт должно действовать как можно большее число тяжёлых крупнокалиберных орудий, решающих исход сражения. Эта простая мысль и послужила основой для проекта броненосца с линейным расположением артиллерии главного калибра.
   Тяжёлые орудия конца восьмидесятых годов позапрошлого столетия имели низкую скорострельность, поэтому считалось разумным в дополнение к ним устанавливать на броненосцах многочисленную среднюю (6-дюймовую) артиллерию. Такие орудия гораздо быстрее перезаряжались, а новые сорта бездымного пороха существенно повышали начальную скорость и бронепробиваемость шестидюймовых снарядов. Классикой того времени была установка на броненосцах двух двухорудийных 12-дюймовых башен в оконечностях, на носу и на корме, и шести-восьми шестидюймовых орудий в бортовых казематах. Но Степанов счёл, что средний калибр всё равно будет бессилен против тяжёлой брони линейных кораблей (что и подтвердилось во время японо-китайской и русско-японской войн), и пошёл по пути увеличения количества крупнокалиберных орудий в бортовом залпе для компенсации их низкой скорострельности.
   В 1884 году Степанов защитил в качестве дипломной работы по кораблестроительному отделению николаевской Морской академии оригинальный проект эскадренного (то есть предназначенного для ведения боя в составе эскадры) броненосца, вооружённого только крупнокалиберной и скорострельной мелкой артиллерией для отражения атак миноносцев и минных катеров. Точно так же был вооружён и знаменитый "Дредноут"...
   Проект Степанова обратил на себя внимание специалистов, обсуждался в Морском техническом комитете, был признан преждевременным, сдан в архив и... утерян. Лишь с большим трудом по архивным и разбросанным в периодике материалам удалось в самых общих чертах восстановить внешний вид и приблизительные данные "русского дредноута".
   Это был броненосец барбетного типа водоизмещением около 10.000 тонн. Его длина составляла 104,5 метра, ширина - 20,5 метра и осадка - 7,2 метра. В центральной части корпуса находился округлый барбет, внутри которого попарно, на снижающихся станках, располагались восемь дальнобойных 12-дюймовых орудий.
   Для борьбы с минными судами предназначались пятьдесят 47-мм скорострельных пушек, установленных в палубных полупортиках, на мостике и на марсах мачт.
   Кроме артиллерии, корабль имел четыре надводных минных аппарата, мины заграждения, которые можно было ставить на ходу, и два паровых спускаемых катера с минными аппаратами.
   Две паровые машины двойного расширения работали на два винта и обеспечивали броненосцу достаточную по тому времени скорость - около 16 узлов. Широкий 53-метровый главный бортовой пояс с траверзами, барбет, податочные трубы и защита боевой рубка состояли из плит брони компаунд толщиной 380 мм (15 дюймов). На уровне ватерлинии по всей длине корабля шла 75-мм броневая палуба.
   Вот, пожалуй, и всё, что нам известно о "русском дредноуте 1884 года".
  
   Куда девался проект? Остались ли, сохранились ли где-нибудь какие-либо расчёты и другие документы? Рассматривалась ли подобная схема размещения орудий при создании русских броненосцев?
   На первые два вопроса ответа нет, а вот что касается третьего...
   В конце восьмидесятых годов XIX века в состав русского Черноморского флота вошли три броненосца: "Чесма", "Синоп" и "Екатерина II". Эти корабли отличались нестандартным артиллерийским вооружением: шесть 12-дюймовых орудий были установлены по оригинальной схеме "треугольник" внутри центрального броневого барбета. При этом на любой борт и в нос могли стрелять четыре орудия, в корму - два. Не совсем степановское решение, конечно, но и не традиционная схема "два-два". Правда, средняя артиллерия - семь 6-дюймовых пушек - на этих броненосцах имелась.
   И был ещё броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", вооружённый восемью 8-дюймовыми орудиями в четырёх башнях (по одной на нос, корму и на каждый борт). Интересно отметить, что первые английские линейные крейсера дредноутного типа ("Инвинсибл"), построенный на двадцать лет позже "Нахимова", тоже имели по четыре двухорудийные башни, размещённые по похожей, хотя и несколько улучшенной, схеме.
   Вполне возможно, что кто-то обратил внимание на идею Степанова о едином главном калибре и применил её на практике. Хотя это, конечно, всего лишь предположение...
  

21.06.05-25.06.05


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"