Контровский Владимир Ильич : другие произведения.

Томагавки кардинала. Глава 10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мировая бойня


Интермедия 3

  
   ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. МИРОВАЯ БОЙНЯ
  
   Пятого августа 1914 года к западу от Сицилии германский панцеркрейсер "Зигфрид", шедший под флагом контр-адмирала Сушона в сопровождении лёгкого крейсера "Фрейя" к Дарданеллам, был перехвачен французскими мёртрье-крейсерами* "Сюркуф" и "Сюффрен".
   ________________________________________________________________________________
   * Мёртрье-крейсера ("убийцы крейсеров", франц.) - специальный тип быстроходных бронированных крейсеров с мощным вооружением, сопоставимым с вооружением линкоров. Назначение - эффективное уничтожение неприятельских крейсеров-рейдеров в войне на коммуникациях, а также поддержка своих линейных кораблей в эскадренном бою.
  
   Первая Мировая война (вернее, вторая, если первой считать Семилетнюю войну полуторавековой давности) шла уже второй день. Немцев погубила погоня за двумя зайцами: вместо того, чтобы сразу же рвануть на восток, к спасительным турецким проливам, они решили не отказать себе в удовольствии пострелять по алжирским портам Франции, где грузились на транспорты дивизии корпуса зуавов. Эффект этой шумной диверсии был невелик, но в ходе её германский разбойник был опознан, и командующий французским флотом в Средиземном море вице-адмирал Буа де Ляперер немедленно выслал в погоню за корсаром двух новейших "убийц". Немцев настигли у берегов Сицилии - французы точно рассчитали курс рейдеров, и бой был неизбежен: "адмиралы" не уступали "Зигфриду" в скорости хода. Каждый мёртрье-крейсер нёс восемь орудий главного калибра в четырёх линейно-возвышенных башнях в оконечностях (схема, впервые опробованная на знаменитом "Вермонте"*) - французы имели шестнадцать тридцатисантиметровых пушек против десяти двадцативосьмисантиметровых орудий германского панцеркрейсера. В бою один на один "Зигфрид", прикрытый более толстой броней, вполне мог надеяться на победу, но при двойном перевесе противника шансов у него практически не было.
   ________________________________________________________________________________
   * "Вермонт" - линейный корабль нового типа, построенный в ОША в 1906 году, сразу же после русско-японской войны. Класс "ту-ле-гран-канон" - корабль, вооружённый орудиями одного (крупного) калибра. Его название стало именем нарицательным: европейские аналоги - французский "Шарлемань" и английский "Дредноут" - вошли в строй годом позже.
  
   Бой был коротким, но ожесточённым. "Сюффрен" получил подводную пробоину и осел на нос, приняв девятьсот тонн воды; на "Сюркуфе" германский снаряд пробил барбет башни номер три и вызвал возгорание боезапаса. Спешно затопив погреба, французский крейсер избежал взрыва, но обе его кормовые башни выгорели и вышли из строя. Однако "Зигфриду" пришлось ещё хуже: девятнадцать прямых попаданий поставили точку в его биографии. Панцеркрейсер затонул на ровном киле, до последней минуты отстреливаясь из уцелевших орудий. Адмирал Сушон застрелился на мостике тонущего корабля - прорыв "Зигфрида" в Дарданеллы, на который возлагалось столько надежд, не состоялся. "Фрейя" под шумок улизнула, проскочила ночью Мессинский пролив и прорвалась в Адриатику под крылышко австрийцев, но это было уже слабым утешением для германского командования.
   Панцеркрейсер
  
   "Зигфрид" не прибыл в Стамбул, и блистательная Порта, с опаской поглядывая на дымы французской эскадры у Дарданелл и русской - у Босфора, так и не решилась вступить в войну на стороне центральных держав. Черноморские проливы остались открытыми для транспортных судов Антанты, и через них шло и шло оружие, остро необходимое русской армии. Контр-адмирал Сушон имел основания покончить жизнь самоубийством...
  

* * *

  
   На исходе первого десятилетия двадцатого века мир походил на перегретый котёл, в котором давление пара дошло до критической отметки. Мир, некогда казавшийся огромным, стал уже тесноват, и разбухшие колониальные империи - и старые, и новые - лихорадочно вырывали из-под носа друг у друга последние свободные территории. Африка напоминала лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных франко-англо-бельгийско-португальских кусков с появившимися на нём свежими заплатами немецких колоний. После долгих споров между Англией и Францией (едва не дошедших до драки) в Египте был установлен коимпериум* - давние противники уселись по разным берегам прокопанного Лессепсом Суэцкого канала, на пару собирая мзду с проходящих судов. В качестве компенсации Франция не стала мешать Британии приструнить свободолюбивых буров - взаимоуступка заложила основу сердечного соглашения: Антанты. Опоздавшая к столу Италия резво набросилась на Абиссинию, но, к удивлению просвещённой Европы, получила хорошего пинка от эфиопов в битве при Адуа и удалилась, повизгивая, на "сапог" Апеннинского полуострова - до поры до времени.
   ________________________________________________________________________________
   * Коимпериум (coimperium) -- совместное господство над чужой территорией
  
   Охраняя жемчужину своей короны - Индию - от французских посягательств, Англия уступила Франции Цейлон, и в этом районе мира разногласия между этими двумя великими державами также были сведены до минимума. Аналогичным образом произошло и в Китае: Британия прочно прибрала к рукам Гонконг, позволив Франции выкинуть португальцев из Макао и закрепиться там. За Сингапур Англия держалась обеими руками, и Франция, избегая конфликта, сосредоточила свои усилия на Индокитае, к концу девятнадцатого века подмяв его под себя.
   Западное полушарие (по правилам хорошего имперского тона) было признано сферой влияния Объединённых Штатов Америки. Но вприщурку присматривалась к Тихому океану и Китаю Япония, быстро набиравшаяся силу. Самураи оценили лозунг франглов "Америка для американцев" и не прочь были его перенять, чуть изменив - "Азия для азиатов". Слово "панмонголизм"* обретало смысл, хотя японцы пока ещё молчали, храня на своих скуластых лицах восточную бесстрастность.
   ________________________________________________________________________________
   * В историософской концепции Вл.Соловьёва понятие "панмонголизм" выражает идею восточной опасности для Европы, исторического возмездия Европе со стороны народов Востока.
  
   Зато во весь голос ворчала "несправедливо обделённая" Германия. Дитя Бисмарка, принимавшего роды с помощью своих специфических акушерских средств - крови и железа, Германия, кичась своей промышленной мощью, всерьёз претендовала на гегемонию в Европе (и даже на большее). И претензии Германии не были пустой похвальбой: франко-прусская война хоть и закончилась вничью, но показала, что грубый немецкий мясник способен пощипать перышки гордому галльскому петушку. Германия ковала тевтонский меч - перевооружалась армия, и один за другим сползали в холодные волны Северного моря новенькие вермонты и панцеркрейсера, одетые в крупповскую броню.
   Обе складывающиеся коалиции - австро-германская и англо-французская - старались перетянуть на свою сторону Россию с её неисчислимым людскими резервами и необъятными просторами: принцип "умей воевать чужими руками" ценился во все времена. В итоге выбор Российской Империи пал на Антанту: с кайзеровской Германией у России было существенно больше камней преткновения, а главное - золотой поток французских займов размыл память о прошлых обидах.
   Люди чувствовали приближение чего-то страшного: в искусстве и литературе царил декаданс, и в преддверии грядущего Апокалипсиса многие старались забыться, оглушая себя вином, кокаином и безлюбой любовью.
   Стрелка на манометре перегретого котла дрожала у красной черты...
  

* * *

  
   1915 год
  
   Земля вздрогнула. По стенке окопа шуршащей змейкой скатилась струйка песка. Над головами заунывно простонал шрапнельный стакан и чавкнул, врезавшись в землю где-то рядом. Ещё один толчок, словно отголосок далёкого землетрясения. И ещё один, и ещё...
   Германская артиллерия третий час месила русские окопы. Тяжёлые "чемоданы" с гулом раздвигали воздух и врезались в землю, оставляя на ней глубокие язвы воронок. Люди сидели, забившись в узкие щели, уповая на теорию вероятности, согласно которой тяжкая стальная туша может ударить куда угодно, но только не в то место, где сжалось в смертной тоске хрупкое человеческое тело, а проще говоря - надеясь на древнее: "Господи, спаси мя и сохрани...".
   Зауряд-прапорщик Игнат Лыков вместе со всеми пересиживал огненный ураган. На лопающиеся в небе шрапнели никто уже не обращал внимания - козырьки прикрывали от шрапнельных пуль. Но когда нарастал паровозный рёв очередного "чемодана", лица разом бледнели: солдаты прекрасно знали, что прямое попадание такой дуры в окоп перемешает с землёй целое звено траншеи со всем его содержимым. Однако теория вероятности (или милость господня) работала: попадания были редки, и оглушённых близким разрывом людей обжигала нелепо-радостная мысль: "До следующего снаряда я теперь точно доживу...".
   Лыков вжимался в стенку окопа, пытаясь по звуку вычислить траекторию немецкого гостинца. "Ещё полчаса, - автоматически думал он, - и всё это кончится. А потом германцы поднимутся из своих траншей и пойдут на наши пулемёты. И полягут, добавив к тысячам гниющих трупов сотни новых. А дня через три, когда они выдохнутся, роли переменятся: наши пушки будут гвоздить по их окопам, и наши солдаты полезут на немецкие пулемёты, устилая землю своими мёртвыми телами. Это не война - это какое-то всеобщее массовое помешательство, бесцельное и бессмысленное..."
   Подобные мысли бродили в умах тысяч и тысяч людей по обе стороны фронта. Война изменила свой лик: не было больше картинных атак конницы в ярких мундирах, победных фанфар на поле брани среди поверженных вражеских знамён и усталых генералов, сдающих шпаги вежливым победителям. Была мясорубка, конвейер смерти, протянувшийся на востоке от Балтики до румынской границы и на западе от Ла-Манша до Швейцарии. Не было больше небольших профессиональных армий, обученных и привыкших профессионально убивать и профессионально умирать - в серые шинели одели миллионы людей, оторванных от семей и мирных дел и брошенных в окопы. И подавляющее большинство этих людей и понятия не имело, зачем всё это нужно. Патриотический угар первых месяцев войны прошёл, и уже не убеждали догмы о тевтонских или славянских ордах, априори одержимых свирепой жаждой разрушения. Мотивы войн прошлого, когда жители мирных городов защищали свои дома от нашествия завоевателей (или наоборот, когда лихие воины брали на меч вражеские города, ища славы и военной добычи) стёрлись и потускнели: никто всерьёз не верил, что германцы хотят изнасиловать всех француженок или что у русских кончились немецкие младенцы для ежедневной трапезы. Высокоумные разговоры о сферах влияния, источниках сырья и рынках сбыта не интересовали людей, сидящих в окопах: вряд ли кто-нибудь из них в здравом уме и трезвой памяти согласился бы отдать свою единственную и неповторимую жизнь за какие-то там рынки сбыта, от которых ему - Жану, Джону, Фрицу, Ивану, - ни жарко, ни холодно.
   Не было больше славных битв, решавших исход войн, - многосоттысячные потери ни на йоту не приближали ни одну из сторон к полной и окончательной победе. Частные победы сменялись поражениями, и страшный конвейер продолжал работать, превращая множество людей со всеми их надеждами и чаяниями в распадающуюся органику. В этой войне не было идеи, простой и понятной рядовым бойцам и способной призвать их к самопожертвованию - не было ответа на вопрос: "Ради чего?". Французы и русские, англичане и немцы убивали и умирали, скованные цепями законов своих стран, традициями и привычкой к послушанию. И никто из них не мог сказать, какую цену придётся заплатить, чтобы всё это кончилось.
   "Это похоже на чикагские бойни, - записал в своём дневнике молодой американский солдат, попавший добровольцем на фронт, - разница только в том, что на чикагский бойнях мясо не закапывают в землю".
   Этого солдата звали Эрни Демингуэ, и эти слова пятнадцать лет спустя прочёл весь мир в его романе "Прощай, оружие!".
  

* * *

  
   1916 год
  
   Над Северным морем гремели пушки - куда более мощные, чем те, что грохотали здесь двести пятьдесят лет назад, во времена де Рёйтера. К юго-западу от Ютландии сошлись две армады бронированных морских чудовищ, чтобы решить вопрос, кому владеть морями. Для обеих сторон вопрос этот был жизненно важен: к третьему году войны Германия стала уже задыхаться в петле блокады, а Британия без подвоза не продержалась бы и месяца. Для Франции сам по себе вопрос господства на море так остро не стоял - исход её борьбы с Германией решался на суше, - однако Франция не могла себе позволить потерять Англию и остаться с тевтонами один на один. Правда, у неё была ещё и Россия, но два союзника лучше одного.
   Строго говоря, в Ютландском бою встретились не два флота, а три - эскадрам немцев противостояли эскадры французов и англичан. Гонка морских вооружений перед войной привела к тому, что флот Германии несколько превосходил по отдельности флот любого из двух её главных противников, почти вдвое уступая объединённому флоту союзников. Но к шестнадцатому году, когда кайзер и его советники поняли, что Германия проигрывает войну на истощение, у немцев не осталось иного выхода, кроме как попытаться переломить ход войны неожиданным ходом, граничащим с авантюрой.
   На суше ничего не вышло: войска обеих сторон глубоко врылись в землю, опоясав линии траншей рядами колючей проволоки, и даже многодневные артиллерийские обстрелы были не в состоянии подавить вражескую оборону до конца. Как только в атаку поднималась пехота, оживали уцелевшие пулемёты, укрытые до времени в "лисьих норах" и спрятанные в бетонных колпаках, и наступавшие откатывались назад, обильно умываясь собственной кровью. У высших чинов кайзеррейха, хорошо осведомленных о проблемах русской армии, оставалась надежда мощным ударом выбить из войны Россию, перенеся остриё наступления с запада на восток, но этой надежде не суждено было сбыться: яростный германский натиск разбился о знаменитую русскую стойкость, подкреплённую потоком военного снаряжения, поступавшего через черноморские порты. Турция так и осталась нейтральной - командиры "Сюркуфа" и "Сюффрена", потопившие "Зигфрид", более чем заслужили полученные ими ордена.
   Не оправдалась и ставка на новое оружие - боевые газы. Их эффективность оказалась значительно ниже предполагаемой, и очень быстро нашлось противоядие: защитные маски и противогазы. Предлагалось атаковать газовыми бомбами с "цеппелинов" Париж и Лондон, однако кайзер Вильгельм, поколебавшись, отказался от этой крайней меры. Говорили, что в нём взыграл рыцарский дух, не одобрявший грязных методов ведения войны, но говорили и другое: "Кайзер просто опасается, что газовые атаки вражеских столиц не принесут нужного результата и только спровоцируют ответное химическое нападение французских аэропланов дальнего действия на германские города".
   Оставалось море: адмираль-штаб рассчитывал разгромить флоты врагов Германии поодиночке, уповая на фактор, хорошо известный из истории войн: на несогласованность действий союзников. Овладение морем ставило Англию в безвыходное положение, резко ухудшало положение России, зависящей от военных поставок, и затрудняло ведение войны Францией, в свою очередь оказавшейся в морской блокаде. От адмиралов Шеера и Хиппера требовалось спасти кайзеррейх, и адмиралы сказали: "Яволь! Мы победим или умрём!".
   Германия по праву гордилась своим флотом, детищем адмирала Тирпица, до этого времени тщательно оберегаемым от малейшего риска. В Ютландском бою немцы выставили восемнадцать вермонтов и пять панцеркрейсеров против четырнадцати вермонтов и пяти мёртрье-крейсеров Франции и пятнадцати вермонтов и шести линейных крейсеров англичан. При этом немецкие корабли были конструктивно прочнее, имели более толстую броню, а германская артиллерия превосходила по эффективности артиллерию англичан и не уступала артиллерии французского флота. У адмирала Шеера были шансы выполнить свою клятву...
   Союзный флот, опасаясь атак немецких подводных лодок, базировался в Скапа-Флоу. Формально объединённым флотом на правах хозяина базы командовал английский адмирал сэр Джон Джеллико, однако адмирал Шаторено, считая себя ничуть не менее значимой фигурой, не находился в его прямом подчинении - складывалась анекдотическая ситуация "я выполню любой ваш приказ, но вы сначала меня убедите". И поэтому, когда было получено сообщение, что, судя по данным радиоперехвата, германский Хохзеефлотте* вышел в Северное море и намерен атаковать берега Британии, Джеллико пришлось убеждать своего самолюбивого французского коллегу в необходимости срочного выхода союзного флота на перехват. В итоге Шаторено внял, однако выговорил себе право следовать отдельно, в двадцати милях от английских сил, "во избежание путаницы при подаче сигналов", и это обстоятельство чуть было не стало роковым для союзников, хотя оно же, в конечном счёте, и принесло им победу.
   ________________________________________________________________________________
   * Флот Открытого моря (нем.)
  
   Враждебные флоты встретились 31 мая около двух часов дня. Бой между крейсерами сложился неблагоприятно для англичан: около трёх часов под германским огнём взлетел на воздух линейный крейсер "Инвинсибл", двадцатью минутами позже - "Куин Мэри", и лишь появление эскадры быстроходных вермонтов спасло адмирала Битти от разгрома. Тяжёлые снаряды "вэлиентов" качнули чашу весов: "Лютцов" и "Зейдлиц" получили повреждения, а "Фон дер Танн" лишился артиллерии главного калибра - три из четырёх его башен были разбиты, а затем вышла из строя и последняя башня. Но тут на поле боя появился немецкий линейный флот, и англичанам пришлось спасаться бегством.
   Погоня закончилась в начале шестого, когда колонна германских вермонтов, походя пустив на дно пару старых английских крейсеров завесы, угодила прямо в центр британского флота, развернувшегося в боевой порядок. "Байерн", шедший во главе эскадры "кёнигов", попал под сосредоточенный огонь десятков орудий - вся полудуга горизонта превратилась в огненное море от вспышек выстрелов. Оценив обстановку, Шеер немедленно начал поворот "все вдруг", чтобы реализовать своё численное превосходство. И ему бы наверняка удалось это сделать, но в этот момент из туманной дымки показались корабли французов.
   Адмирал Шаторено появился как нельзя кстати и очень удачно: колонна германских линкоров оказалась зажатой между двумя флотами - немцам пришлось идти сквозь строй под перекрёстным огнём. Яростно огрызаясь с обоих бортов и теряя корабли, Шеер прошёл сквозь этот огненный строй, однако бой был проигран, и только наступившая темнота спасла истерзанный Хохзеефлотте от полного уничтожения. Темнота и разногласия командующих, не сумевших придти к единому мнению по вопросу, как и где ловить германский флот ночью и на следующий день, позволила немцам добраться до своих баз, но с мыслью о господстве на море германцам пришлось распрощаться - они понесли слишком тяжёлые потери.*
   ________________________________________________________________________________
   * Подробное описание альтернативного Ютландского боя выходит за рамки романа. Состав сил и потери сторон - в Приложении (в конце текста).
  

* * *

  
   1917 год
  
   Взрыв торпеды вспорол днище грузового парохода с лёгкостью ножа, вскрывающего консервную банку. Судно повалилось на борт, окутываясь клубами дыма и пара от залитых водой котлов, и в считанные минуты скрылось под волнами Ирландского моря. С трудом забравшись на чудом спущенную шлюпку, капитан, дрожа от холода в насквозь промокшей одежде, в который раз задавал себе вопрос, на который не мог найти ответа: "Как же так? Обычно немцы всплывали, приказывали остановиться, посылали досмотровую партию и уже потом топили судно, позволив команде сесть в шлюпки. А тут - без предупреждения, из-под воды, по-разбойничьи! Господи, мир сошёл с ума...".
   ...Потерпев поражение при Ютланде и не сумев овладеть морем, Германия развязала неограниченную подводную войну, надеясь поставить на колени Англию. "Опасной зоной" были объявлены Средиземное море и воды Атлантики, омывающие побережья Британии и Франции. На германских верфях лихорадочно стучали пневматические молотки и шипело пламя электросварки - строился подводный флот; ремонт и постройка крупных надводных кораблей были приостановлены. Пресса проклинала "тевтонских варваров, презревших гуманные нормы ведения войны", упорно не замечая, что все эти "гуманные нормы" давно уже выкинуты в мусорную корзину, и что разница между солдатами и некомбатантами стала не более чем условностью: бомбы с аэропланов и дирижаблей падали на военные объекты и на головы мирных жителей, тяжёлые снаряды дальнобойных орудий разносили в пыль и укрепления, и дома крестьян, а в клубах иприта одинаково задыхались мужчины, женщины и дети.
   Первая Мировая война стала войной нового типа - той самой, о которой говорил Экарлет Рене Мажордом на тёмной дороге ночью 1864 года. Для устроителей мировой бойни важен был результат, и все так называемые "нормы" были отринуты за ненадобностью - они попросту мешали.
   Устроители внимательно следили за ходом мировой бойни. Всё шло по плану, и чем выше росли горы трупов на полях сражений, тем весомее округлялись банковские счета тех, кто организовал этот чудовищный кровавый спектакль. Решение о вступлении ОША в войну было уже принято - оставалось только выбрать день и час. Это время пока ещё не пришло, и режиссёры ждали, подогревая общественное мнение регулярными истериками по поводу потопления германскими субмаринами пассажирских лайнеров с гражданами Объединённых Штатов на борту.
   Устроители не торопились - их обогащала каждая минута всемирной бойни. Они знали, что победитель в этой войне должен быть только один, чьей бы формальной победой она не окончилась. А пока они превращали в золото человеческую кровь, как будто владели жуткой магией, которая и не снилась злобным колдунам Чёрного Круга, созданным мрачным воображением одного из основателей жанра фэнтези Робера Говардье.
   Вскоре после выхода в свет повести "Люди Чёрного Круга" писатель Робер Говардье покончил с собой. Хотя скорее всего, это было всего лишь простое совпадение.
   Наверное.
  

Глава одиннадцатая

  
   ПРИЛОЖЕНИЕ

СОСТАВ СИЛ И ПОТЕРИ В ЮТЛАНДСКОМ БОЮ (линейный флот)

  

Франция

  
   Вермонты
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Норманди" (Normandie)

1.9.1912/6.10.1913/3.1916

   "Лоррэн" (Lorraine)

3.8.1912/30.9.1913/2.1916

   "Бретань" (Bretagne) 

6.7.1912/21.4.1913/6.1915

   "Прованс" (Provence)

8.5.1912/20.4.1913/6.1915

   Водоизмещение: 28000/31 000т, 190,3x27x8,7 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 18 котлов, 40 000 л.с. = 22-23 уз.
   Броня: пояс и башни до 330 мм, барбеты до 254 мм, рубка 280 мм, палубы 50-25 мм.
   Экипаж: 908-994 чел.
   Вооружение: 8 - 381 мм/42, 16-138 мм/55, 2 - 76 мм зен., 4 - 47 мм, 4 ТА 533 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Дантон" (Danton)

1.10.1911/22.3.1913/8.1914

   "Вольтер" (Voltaire)

7.09.1911/10.2.1913/7.1914

   "Кондорсэ" (Condorcet)

9.07.1910/20.1.1912/7.1913

   "Дидро" (Diderot)

5.06.1910/11.1.1912/6.1913

   "Мирабо" (Mirabeau)

3.11.1909/10.4.1911/9.1912

   "Верньо" (Vergniaud)

6.10.1909/25.3.1911/8.1912

   Водоизмещение: 23 320/25 000 т, 166x26,9x8,9 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 24 котла, 29 000 л.с.=20 уз.
   Броня: пояс 280 - 180 мм, башни N 1 и 5 340 мм, башни N 2 и 4 250 мм, башня N 3 400 мм, барбеты 280 мм, казематы 180 мм, палубы 60+60 мм, рубка 314 мм.
   Экипаж: 1130 чел.
   Вооружение: 10 - 340 мм/45, 22 - 138 мм/55, 4-47 мм, 4 ТА 450 мм.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Курбэ" (Courbet)             

16.01.09/13.06.10/12.1911

   "Франс" (France) 

17.12.07/11.05.09/11.1910

   "Пари" (Paris) 

27.02.07/19.04.08/10.1909

   Водоизмещение: 22 189/25 800 т, 165,9x27,9x9 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 24 котла, 28 000 л.с.=20 уз.
   Броня: пояс 270 - 170мм, верхний пояс и казематы 170 мм, башни 320 мм, барбеты 270 мм, палубы 50 + 70 мм, рубка 300 мм.
   Экипаж: 1050 чел.
   Вооружение: 12 - 305 мм/45, 22 - 138 мм/55, 4 - 47 мм, 4 ТА 450 мм.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Шарлемань" (Charlemagne)

17.09.05/11.09.06/11.1907

   Водоизмещение: 18.500/21 100 т, 160,6x25x9,2 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 22 500 л.с.=20 уз.
   Броня: пояс 250 - 150мм, верхний пояс и казематы 150 мм, башни 300 мм, барбеты 250 мм, палубы 40 + 60 мм, рубка 290 мм.
   Экипаж: 850 чел.
   Вооружение: 10 - 305 мм/45, 24 - 65 мм, 8 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.
  
  
   Мёртрье-крейсера
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Кольбер" (Colbert)

16.3.1912/14.12.1913/19.4.1915

   Водоизмещение: 27 500/32 200 т, 214,5x28x8,4 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 36 котлов, 64 000 л.с.=27,5 уз.
   Броня: пояс 203 - 76 мм, башни 229 мм, барбеты 254 мм, палубы 57 - 41 мм, рубка 254 мм. Экипаж: 1200 чел.
   Вооружение: 8 - 356 мм/45, 16-138 мм/55, 8 - 65 мм, 8 ТА 533 мм.
  
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Жан Бар" (Jean Bart)

24.11.1907/19.05.09/04.1911

   "Амираль Турвиль" (Amiral Tourville)

25.06.1907/11.10.08/06.1910

   "Сюркуф" (Surcouf)

14.05.1906/20.11.07/02.1909

   "Сюффрен" (Suffren)

22.02.1906/19.01.07/07.1908

   Водоизмещение: 19 470/23 080 т, 185,8x24,4x8,5 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 32 котла, 54 000 л.с. = 27 уз.
   Броня: пояс до 175 мм, башни и барбеты до 200 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм.
   Экипаж: 800 чел.
   Вооружение: 8 - 305 мм/45, 16 - 100 мм/45, 4 - 47 мм, 3 ТА 457 мм подв.
  
  

Англия

  
   Вермонты
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth)

21.10.12/16.10.13/1.1915

   "Уорспайт" (Warspite)

31.10.12/26.11.13/3.1915

   "Вэлиент" (Valiant)

31.1.13/4.11.14/2.1916

   "Бархэм" (Barham)

24.2.13/31.10.14/10.1915

   "Малайя" (Malaya)

20.10.13/18.3.15/2.1916

   Водоизмещение: 27 500/33 020 т, 196,8x27,6x8,8 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 24 котла, 56 000 л.с. = 23-24 уз.
   Броня: пояс и башни до 330 мм, барбеты до 254 мм, рубка 280 мм, палубы 50 - 25 мм.
   Экипаж: 920 -- 95 чел.
   Вооружение: 8 - 381 мм/42, 14 - 152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4 - 47 мм, 4 ТА 533 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Айрон Дюк" (Iron Duke)

12.1.12/12.10.12/3.1914

   "Мальборо" (Marlborough)

25.1.12/24.10.12/6.1914

   "Бенбоу" (Benbow)

30.5.12/12.11.13/10.1914

   "Центурион" (Centurion)

16.1.11/18.11.11/5.1913

   "Аякс" (Ajax)

27.2.11/21.3.12/3.1913

   Водоизмещение: 25 000/29 560 т 189,8x27,4x9 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 18 котлов, 29 000 л.с. = 21 уз.
   Броня: пояс до 305 мм, башни до 280 мм, бар-беты до 254 мм, палубы до 65 мм.
   Экипаж: 920 чел.
   Вооружение: 10 - 343 мм/45, 12 - 152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4 - 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Колоссус" (Colossus) 

8.7.09/9.4.10/7.1911

   "Геркулес" (Hercules)

30.7.09/10.5.10/8.1911

   Водоизмещение: 20 225/23 050 т, 166,4x25,9x8,8 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 18 котлов, 25 000 л.с. = 21 уз.
   Броня: пояс, барбеты, башни и рубки до 280 мм, палуба до 100 мм.
   Экипаж: 755 чел.
   Вооружение: 10 - 305 мм/50, 16 - 102 мм/50, 4 - 57 мм, 3 ТА 533 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Коллингвуд" (Collingwood)

3.2.07/7.11.08/4.1910

   "Вэнгард" (Vanguard)

2.4.08/22.2.09/2.1910

   Водоизмещение: 19560/23030т, 163,4x25,6x8,5м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 18 котлов, 24500л.с. = 21 уз.
   Бро-ня: пояс до 254 мм, башни и рубка до 280мм, барбеты 229 мм, палуба до 76 мм.
   Экипаж: 718 чел.
   Вооружение: 10 - 305 мм/50, 20 - 102 мм/50, 4 - 47 мм, 3 ТА 457 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Дредноут" (Dreadnought)

2.12.05/10.10.06/12.1907

   Водоизмещение: 18110/21 845т, 160,6x25x9,4 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 23 000 л.с. = 21 уз.
   Броня: пояс, барбеты, башни и рубка до 280 мм, палубы до 102 мм.
   Экипаж: 773 чел.
   Вооружение: 10 - 305 мм/ 45, 24 - 76мм, 5 ТА 457 мм подв.
  
  
   Линейные крейсера
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Тайгер" (Tiger) 

20.6.12/15.12.13/10.1914

   Водоизмещение: 28 430/35 710 т, 214,6x27,6x8,7 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 39 котлов, 108 000 л.с. = 29 уз.
   Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 76 мм.
   Экипаж: 1121 чел.
   Вооружение: 8 - 343мм/45, 12 - 152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4 - 47 мм, 4 ТА 533 мм подв.
  
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Куин Мэри" (Queen Магу)

6.3.11/20.3.12/8.1913

   "Лайон" (Lion)

29.9.09/6.8.10/5.1912

   Водоизмещение: 26 270/29 680 т, 213,4x27x8,4 м,
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 42 котла. 70 000 л.с. = 27 уз.
   Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм.
   Экипаж: 997 чел.
   Вооружение: 8 - 343 мм/45, 16 - 102 мм/50, 4 - 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.
  
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Инвинсибл" (Invincible)

2.4.06/13.4.07/3.1909

   "Инфлексибл" (Inflexible)

5.2.06/26.6.07/10.1908

   "Индомитебл" (Indomitable)

1.3.06/16.3.07/6.1908

   Водоизмещение: 17 373/20 078 т, 172,8x22,1x8 м.
   Силовая установка: 4 паровые турбины, 31 котёл, 41 000 л.с. = 25,5 уз.
   Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм.
   Экипаж: 784 чел.
   Вооружение: 8 - 305 мм/45, 16 - 102 мм/45, 5 ТА 457 мм подв.
  
  

Германия

  
   Вермонты
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Баден" (Baden)

20.12.13/30.01.15/19.02.1916

   "Байерн" (Bayern)

30.01.14/18.02.15/18.03.1916

   Водоизмещение: 28 600/32 200 т, 180х30,0x9,39 м.
   Силовая установка: 3 паровые турбины, 11 котлов, 55 900 л.с. = 22,5 уз.
   Броня: пояс и башни до 350 мм, барбеты до 250 мм, рубка 400 мм, казематы 170, палубы от 60 до 100 мм.
   Экипаж: 1171 чел.
   Вооружение: 8 - 381 мм/45, 16 - 150 мм/45, 8 - 88/45 зен., 5 ТА 600 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Кёниг" (Kenig)

10.1912/1.3.14/10.8.1915

   "Гроссер Курфюрст" (Grosser Kurfurst)

10.1912/5.5.14/30.7.1915

   "Маркграф" (Markgraf)

11.1911/4.6.13/1.10.1914

   "Кронпринц" (Kronprinz)

11.1911/21.2.13/8.11.1914

   Водоизмещение: 25 796/28 600 т. 175,4 х 29,5 х 9,19 м,
   Силовая установка: 3 паровые турбины, 15 котлов, 46 200 л.с. = 21,3 уз.
   Броня: пояс до 350 мм, башни до 300 мм, барбеты до 200 мм, рубка носовая 300 мм, кормовая 200 мм, казематы 170 мм, палубы 60-100 мм.
   Экипаж: 1136 чел.
   Вооружение: 10 - 305 мм/50, 14 - 150 мм/45, 6 - 88 мм/45 зен., 5 ТА 500 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Принц-регент Луитпольд" (Prinzregent Luitpold) 

1.1911/17.2.12/19.8.1913

   "Кайзерин" (Kaiserin)

11.1910/11.11.11/14.5.1913

   "Фридрих дер Гроссе" (Friedrich der Grosse)

26.1.1910/10.6.11/15.10.1912

   "Кайзер" (Kaiser)

12.1909/22.3.11/1.8.1912

   Водоизмещение: 24 724/27 000 т, 172,4x29,0x9,10 м,
   Силовая установка: 2 паровые турбины, 16 котлов, 55 180 л.с. = 23,4 уз.,
   1 ди-зель, 12 000 л.с. = 12 уз.
   Броня: пояс 350 мм, башни 300 мм, барбеты 250 мм, казематы 170 мм, рубки до 400 мм - л носовая, 200 мм - кормовая, палубы 60-100 мм.
   Экипаж: 1084 чел.
   Вооружение: 10 - 305 мм/50, 14 - 150 мм/45, 4 - 88 мм/45 зен., 5 ТА 500 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Ольденбург" (Oldenburg)

1.3.09/30.6.10/1.5.1912

   "Гельголанд" (Helgoland)

24.12.08/25.9.09/23.8.1911

   "Остфрисланд" (Osteriesland)

19.10.08/30.9.09/1.8.1911

   "Тюринген" (ThCiringen)

7.11.08/27,11.09/1.7.1911

   Водоизмещение: 22 808/24 700т, 167,2x28,5x8,68 м.
   Силовая установка: 3 паровые машины, 15котлов, 31 200 л.с. = 20,8 уз.
   Броня: пояс и башни до 300 мм, барбеты до 250 мм, казематы 170 мм, рубка до 400 мм, палубы 55-80 мм.
   Экипаж: 1113 чел.
   Вооружение: 12 - 305 мм/50, 14 - 150 мм/45, 12-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 6 ТА 500 мм подв.
  
  
   Линкор
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Позен" (Rosen)

11.6.07/12.12.08/31.5.1910

   "Рейнланд" (Rheinland)

1.6.07/26.9.08/30.4.1910

   "Вестфален" (Westfalen)

12.8.07/1.7.08/16.11.1909

   "Нассау" (Nassau)

22.7.07/7.3.08/1.10.1909

   Водоизмещение: 18 873/20 535 т, 146,1x26,9x8,57 м.
   Силовая установка: 3 паровые машины, 12 котлов, 26 700 л.с. = 20 уз.
   Броня: пояс 300 мм, башни 280 мм, барбеты 265 мм, рубка 400 мм, казематы 160 мм, палубы 55-80 мм.
   Экипаж: 1008 чел.
   Вооружение: 12 - 280 мм/45, 12 - 150 мм/45, 14-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 6 ТА 450 мм подв.
  
  
   Панцеркрейсера
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Лютцов" (Lutzow)

5.1912/29.11.13/8.8.1915

   "Дерфлингер" (Derfflinger)

1.1912/12.7.13/1.9.1914

   Водоизмещение: 26 600/31 200 т, 210,4x29,0x9,20 м.
   Силовая установка: 2 паровые турбины, 14 котлов, 72 000 л.с. = 27,0-27,5 уз.
   Броня: пояс до 300 мм, башни 270 мм, барбеты до 280 мм, рубка носовая до 300 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50-80 мм.
   Экипаж: 1150 ("Лютцов" - 1220 чел.)
   Вооружение: 8 - 305 мм/50, 12 - 150 мм/45, 4 -- 88 мм/45, "Лютцов" - 6 - 88 мм/45 зен., 4 - 500 мм ТА подв. ("Лютцов" - 4 ТА 600 мм подв.)
  
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Зейдлиц" (Seydlitz)

4.2.11/30.3.12/22.5.1913

   "Мольтке" (Moltke)

7.4.10/7.4.10/30.9.1911

   Водоизмещение: 22 979/25 400 т, 186,5x29,5x8,77 м.
   Силовая установка: 2 паровые турбины, 24 котла, 85 720 л.с. = 28 уз.
   Броня: пояс до 270 мм, башни до 230 мм, барбеты до 265 мм, рубка носовая до 350 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм.
   Экипаж: 1053 чел.
   Вооружение: 10 - 280 мм/50, 12 - 150 мм/45, 12-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм подв.
  
  
   Крейсер
   Название

Заложен/ Спущен на воду/ Вошёл в строй

   "Фон дер Танн" (Von der Tann)

1908/20.3.09/1.9.1910

   Водоизмещение: 19370/21300 т, 171,7x26,6x8,91 м.
   Силовая установка: 2 паровые турбины, 18 котлов, 79 000 л.с. = 27 уз.
   Бро-ня: пояс до 250 мм, башни до 230 мм, барбе-ты до 170 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм.
   Экипаж: 923 чел.
   Вооружение: 8 - 280 мм/45, 10 - 150 мм/45, 16 - 88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 4 ТА 450 мм подв.
  
  
  

Соотношение сил сторон на море (линкоры/линейные крейсера)

  
  

Германия

Франция**

Англия**

   1914 год
   12-14/4*
   11/5
   8-11/5-6
   1915 год
   14-16/5
   13/5-6
   11-14/6
   1916 год (до боя)
   18/6***
   15/6
   16/7***
   1916 год (после боя)
   9/3****
   12/4
   12/4
  
   * вместо потопленного в Средиземном море "Зигфрида" в строй вошёл "Дерфлингер"
   ** некоторые тяжёлые корабли Антанты к моменту Ютландского боя находились в ремонте и на других ТВД
   *** германский панцеркрейсер "Гинденбург" и британский линейный крейсер "Ринаун" ко времени Ютландского боя ещё не были закончены постройкой
   **** ремонт четырёх из семи сильно повреждённых вермонтов был приостановлен; два из них - "Кайзер" и "Кайзерин" - вернулись в строй в начале 1917 году
  
  

Потери сторон в Ютландском бою

  
   Франция
  
   Вермонты
  
   "Кондорсэ" (Condorcet) - взрыв погребов (в бою с главными силами германского флота)
   "Верньо" (Vergniaud) - подорвался на мине при возвращении в базу и затонул
   "Курбэ" (Courbet) - торпедирован германской субмариной при возвращении в базу и затонул
  
   Мёртрье-крейсера
  
   "Амираль Турвиль" (Amiral Tourville) - взрыв погребов (в конце боя главных сил во время прорыва германского флота)
   "Жан Бар" (Jean Bart) - взрыв погребов (в конце боя главных сил во время преследования германского флота)
  
  
   Англия
  
   Вермонты
  
   "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth) - тяжело повреждён в бою авангардов огнём шести германских вермонтов, затонул на следующий день
   "Мальборо" (Marlborough) - торпедирован германскими эсминцами в бою главных сил, затонул на следующий день
   "Колоссус" (Colossus) - взрыв погребов (в бою главных сил)
   "Дредноут" (Dreadnought) - самопроизвольный взрыв погребов при возвращении в базу
  
   Линейные крейсера
  
   "Инвинсибл" (Invincible) - взрыв погребов (в бою авангардов)
   "Куин Мэри" (Queen Магу) - взрыв погребов (в бою авангардов)
   "Инфлексибл" (Inflexible) - взрыв погребов (в начале боя главных сил)
  
  
   Германия
  
   Вермонты 
  
   "Байерн" (Bayern) - погиб под сосредоточенным огнём британского флота в бою главных сил
   "Кёниг" (Kenig) - сильно повреждён в бою главных сил, затонул на следующий день
   "Гроссер Курфюрст" (Grosser Kurfurst) - сильно повреждён в бою главных сил, ночью торпедирован британскими эсминцами, перевернулся и затонул
   "Принц-регент Луитпольд" (Prinzregent Luitpold) - потоплен в бою главных сил 
   "Фридрих дер Гроссе" (Friedrich der Grosse) - потоплен в бою главных сил (перевернулся)
   "Ольденбург" (Oldenburg) - потоплен в бою главных сил (взорвался)     
   "Остфрисланд" (Osteriesland) - подорвался на мине при возвращении в базу, затем атакован и потоплен английской подводной лодкой 
   "Позен" (Rosen) - ночью был протаранен вермонтом "Баден", затем получил торпедное попадание, взорвался и затонул
   "Вестфален" (Westfalen) - потоплен в бою главных сил (во время преследования)
  
   Панцеркрейсера
  
   "Лютцов" (Lutzow) - тяжёло повреждён в дневном бою, на следующий день оставлен экипажем и потоплен своими эсминцами
   "Зейдлиц" (Seydlitz) - тяжёло повреждён в дневном бою, затонул при возвращении в базу
   "Фон дер Танн" (Von der Tann) - повреждён, добит огнём французских мёртрье-крейсеров во время преследования германского флота
  
   ИТОГИ
  
   Общие потери сторон примерно равны (немцы потеряли половину своего линейного флота, англичане - треть, французы - четверть), однако бой следует считать победой флотов Антанты, поскольку союзники закрепили своё господство на море (следует также учесть, что два повреждённых германских вермонта - "Тюринген" и "Нассау" - не вернулись в строй). Превосходство линейных флотов стран Антанты стало безоговорочным после прибытия в Скапа-Флоу американской эскадры (1917 год).
  

Глава одиннадцатая


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"