Контровский Владимир Ильич : другие произведения.

Ахиллесова пята

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Страшно представить, что произошло бы, если сотни субмарин Гитлера вышли бы в океан не в 1943, а в 1940 году. Но - к счастью для всего человечества - этого не произошло.


АХИЛЛЕСОВА ПЯТА.

  
   В 1940 году танки Гудериана остановились перед Дюнкерком. Впереди, за матово-серой водной лентой Ла-Манша, лежала Британия, отгородившаяся от материка Каналом, словно средневековый замок рвом. Вермахт, ставший к тому времени самой боеспособной армией мира, без особых проблем выпустил бы потроха защитникам острова, но для этого требовалось переправиться через пролив. Мелочь, но морем владел флот Её Величества, воспитанный в духе непобедимости на славных традициях длинной череды корсаров и адмиралов. Флот, в течение веков служивший основой могущества Империи, над которой никогда не заходило солнце - Британской империи.
   Экономика любой страны в огромной степени зависит от транспорта. Бесперебойное функционирование морских коммуникаций особенно важно для относительно небольших или для островных государств с незначительными собственными сырьевыми ресурсами. Жизненную важность этой питательной артерии - своеобразной ахиллесовой пяты державы - и её очень высокую уязвимость во время военных действий поняли давно. В ходе соперничества между Англией и Испанией, англо-голландских войн и борьбы Англии с Францией за колонии крейсера и каперы (то есть пираты на государственной службе) враждующих сторон нанесли весьма ощутимый урон торговым флотам и портам всех стран-участниц этих конфликтов, потопив и захватив тысячи и тысячи кораблей противников. А во время Гражданской войны в США всего несколько неуловимых рейдеров южан попортили немало крови северянам, чей гораздо более многочисленный военный флот годами не мог их изловить.
   Англичане умели делать правильные выводы из уроков истории. Вплоть до Первой Мировой войны Англия придерживалась политики двухдержавного стандарта, по которому её военно-морской флот должен был быть равен двум самым сильным флотам любых двух стран мира. Островная империя куда больше континентальных государств зависела от подвоза морем и весьма болезненно реагировала на малейшую угрозу своему благополучию. Когда в конце ХIХ века Россия ввела в строй три броненосных крейсера, предназначенных для действий в открытом океане, Британия немедленно ответила на это введением в состав своего флота двенадцати более быстроходных и лучше вооружённых крейсеров аналогичного назначения. По всему миру англичане создали разветвлённую сеть базирования, позволявшую практически в любой точке земного шара обеспечивать всем необходимым отряды крейсеров-охотников за рейдерами потенциального противника.
   И всё-таки в Первую Мировую войну германские крейсеры причинили известный ущерб и самое главное - создали напряжение на коммуникациях. Для нейтрализации действий "корсаров кайзера" Британия была вынуждена отвлечь с главного театра военных действий значительные силы - вплоть до линейных крейсеров Гранд Флита.
   Готовясь к новой войне и рассматривая Англию как одного из основных соперников в борьбе за мировое господство, Германия особое внимание уделила строительству крейсеров. Был даже создан оригинальный тип боевого корабля, получивший несколько странное название "карманный линкор". Эти боевые единицы ("Адмирал граф Шпее", "Адмирал Шеер" и "Дойчланд", позднее переименованный в "Лютцов") обладали высокой автономностью, могли с успехом выдержать бой с любым английским крейсером и благодаря скорости хода уйти от любого британского линкора. Кроме того, значительное число быстроходных торговых судов было подготовлено к переоборудованию во вспомогательные крейсера-рейдеры.
   И на первом этапе Второй Мировой войны, до широкого внедрения радаров и организации эффективной воздушной разведки, действия немецких крейсеров оказались достаточно успешными. "Шеер" с триумфом возвратился домой 1 апреля 1941 года, потопив и захватив за пять месяцев рейда 16 судов противника общим тоннажём 113 тысяч тонн; линейные корабли "Шарнхорст" и "Гнейзенау" под командованием адмирала Лютьенса в январе-марте того же года совершили успешный рейд в Атлантику, атакуя одиночные суда и конвои; вспомогательные крейсеры топили торговые суда и ставили мины в самых укромных уголках Мирового океана. Немцы потеряли только один боевой корабль - "Граф Шпее", взорванный своей командой в Монтевидео. Но перед этим "карманный линкор" выстоял в бою против трёх крейсеров англичан и имел шанс уйти от погони.
   Воодушевлённый успехами своих рейдеров адмирал Редер, командующий германским военно-морским флотом, подготовил новый удар в Северной Атлантике. Непосредственное руководство рейдом вновь было поручено адмиралу Лютьенсу.
  

* * *

  
   ...18 мая 1941 года новейший германский линейный корабль "Бисмарк" в сопровождении тяжёлого крейсера "Принц Ойген" покинул Гдыню и направился в Атлантику. Замышлялась грандиозная операция по нарушению судоходства на основной коммуникации, снабжающей Британские острова всем необходимым для продолжения войны и для существования вообще.
   Ранним утром 23 мая немецкие корабли встретились в Датском проливе с англичанами. Результаты короткого боя оказались ошеломляющими: линейный крейсер "Худ", краса и гордость Королевского флота и самый крупный боевой корабль мира, взорвался и затонул со всем экипажем после первых же попаданий немецких девятисоткилограммовых снарядов 380-мм калибра; получивший повреждения линкор "Принц Уэлльский" вышел из боевого соприкосновения.
   Состояние, в котором оказались гордые островитяне, лучше всего характеризуется коротким словом "шок". По просторам Северной Атлантики прокатилась волна паники: конвои рассредоточивались и спешили укрыться в ближайших портах, английские боевые корабли устремились со всех сторон к тому месту, где авторитету Великобритании был нанесён столь болезненный удар.
   А "Бисмарк" описывал гигантскую дугу, огибая Британские острова с запада и стремясь прорваться в один из захваченных немецкими войсками французских портов. Цель рейда в принципе была достигнута, и его следовало в ближайшее время повторить всем располагаемым боевым флотом. В умах германских морских стратегов замаячил призрак победы над гордым Альбионом.
   Преследователи то теряли линкор, то вновь брали след. Чопорные лорды Адмиралтейства были близки к тому, чтобы начать рвать на себе благообразные седины: соединения тяжёлых кораблей Её Величества не успевали перехватить быстроходного корсара. Авианосцу "Арк Ройял" было приказано атаковать линкор своими самолётами - без особой надежды на успех, в отчаянной попытке сделать хоть что-нибудь (аналогичная попытка, предпринятая торпедоносцами с "Викториес" ещё 24 мая, окончилась ничем - угодившая в броневой пояс торпеда не причинила "Бисмарку" никакого вреда).
   Древние, тихоходные и неуклюжие бипланы "суордфиш" шли сквозь ураганный зенитный огонь "Бисмарка", и казалось чудом, что все они ещё не попадали в волны в виде горящих обломков. Ни один из пятнадцати атаковавших линкор самолётов не только не был сбит, но даже не получил серьёзных повреждений. При этом им удалось всадить в громадный линейный корабль две торпеды: одна снова попала в броню и только поцарапала краску, зато вторая...
   Вторая авиационная торпеда относительно небольшого калибра 450 мм с незначительным зарядом взрывчатого вещества нашла самое уязвимое место в совершенной защитной системе корабля: она взорвалась в район винторулевой группы в тот самый момент, когда "Бисмарк" описывал циркуляцию, уклоняясь от воздушной атаки, и руль линкора был положен на борт. В этом положении его и заклинило взрывом. Потом специалисты рассчитают, что вероятность попадания торпеды именно сюда и именно в этот момент составляла всего одну стотысячную. Но это будет потом.
   А тогда, вечером 26 мая 1941 года, гигантский корабль, совершеннейшая плавающая боевая машина, рассчитанная на боевую устойчивость в упорном бою против целой эскадры, сделался полностью беспомощным от одного-единственного шального попадания и обречённо ковылял по ночному бурному океану восьмиузловым инвалидным ходом, приличествующем разве что какой-нибудь утлой барже, но никак не лучшему линкору флота Третьего Рейха.
   Утром 27 мая английская эскадра настигла искалеченный "Бисмарк", и за полтора часа огромные орудия "Роднея" и "Короля Георга Пятого" - по почти неподвижной мишени легко стрелять - превратили германский линкор в груду пылающего железа, продолжавшую, однако, упорно держаться на плаву. Затем крейсера "Норфолк" и "Дорсетшир" выпустили торпеды, и всё было кончено.
   Германское командование пыталось помочь своему загнанному линкору, но обещанные люфтваффе бомбардировщики так и не появились над полем неравного боя "Бисмарка" с половиной британского флота. Две подоспевшие в этот район подводные лодки также ничего не смогли сделать: "U-74" была повреждена до небоеспособного состояния, а на "U-556" кончились торпеды. Командир субмарины Герберт Вольфарт, находясь между авианосцем "Арк Ройял" и линкором "Родней", имел редкую возможность дать одновременный залп из носовых и из кормовых торпедных аппаратов по обоим этим кораблям! Вот только стрелять ему было уже нечем...
   Невероятно удачное попадание торпеды в руль "Бисмарка" имело очень далеко идущие последствия. Запланированный удар по торговому судоходству Британии не состоялся, и никогда более за всю войну немецкие тяжёлые корабли не появлялись на просторах Атлантики. У Гитлера исчезли последние сомнения в правильности выбора следующего противника и решения отложить расправу над Англией на "потом".
  

* * *

  
   Если Редер (и руководство фашисткой Германии) уповали в основном на крупные надводные корабли (была принята большая программа строительства флота, но к началу войны её осуществили лишь частично), то адмирал Карл Дениц считал, что победу на море Германии смогут принести только подводные лодки. Именно подводные лодки едва не поставили Британскую Империю на колени в Первую Мировую, а Дениц командовал подлодкой ещё в ту войну. Он упорно отстаивал свою точку зрения на морскую войну, и всё-таки к началу боевых действий Германия располагала всего-навсего 57 подводными лодками (меньше, чем у любой другой крупной морской державы), причём из них для дальних походов в океан годилась едва лишь половина. Довод консервативно настроенных высших чинов рейха был прост: да, в Первую Мировую лодки изрядно пощипали шерсть британскому льву, но не сломали ему хребет. Так что делать ставку на силу подводного оружия неоправданно. Возражения Деница, доказывавшего, что времена изменились, что возможности лодок возросли, что проигрыш подводной войны в 1917-1918 годах был обусловлен прежде всего нерешительностью и колебаниями германского адмирал-штаба и самого кайзера в вопросе о переходе от действий лодок в соответствии с доставшимся в наследство от времён парусного флота призовым правом к неограниченной подводной войне хоть и выслушивались, но во внимание не принимались.
   Англичане оказались немногим дальновиднее немцев. Доказавшая свою эффективность система конвоев была введена далеко не сразу. Британский флот распылял свои силы, гоняя эсминцы от одного места потопления торгового судна к другому - ко времени их появления субмарина давным-давно успевала скрыться. Эскортных кораблей отчаянно не хватало, и Англия заключила беспрецедентную сделку с США, получив от них 50 старых эскадренных миноносцев в обмен на долгосрочную аренду английских военно-морских баз у побережья Центральной Америки. Горстка германских подлодок опустошала британские конвои: вцепившись в обнаруженный караван, лодки преследовали его и топили один транспорт за другим, пока не расстреливали все торпеды. Немецкие подводники отправили на дно авианосец "Корейджес" ("U-25") и линкор "Ройял Оук" ("U-47"), причём последний прямо в главной базе флота метрополии - в Скапа-Флоу. После захвата немцами портов Норвегии и Франции, расширения сети базирования германских субмарин, приближения её к маршрутам следования трансатлантических конвоев и применения немцами тактики "волчьих стай" (групповых атак) угроза капитуляции Англии стала более чем реальной. Между Рузвельтом и Черчиллем было даже заключено секретное соглашение, по которому Великобритания обязалась ни в коем случае не сдавать свой военно-морской флот немцам, а перевести его в порты США. Американский президент очень хорошо представлял, как именно Гитлер сможет использовать трофейные английские боевые корабли.
   В конце 1941 года в войну вступила Америка, но поначалу это никак не отразилось на ходе битвы за Атлантику. Немецкие подводники даже называли первую половину 1942 года "золотым временем". Самоуверенные янки не спешили перенимать приобретённый ценой тяжких потерь горький опыт своих союзников-англичан и вводить систему конвоев. В результате германские субмарины безнаказанно учинили настоящую бойню у берегов США (операция "Паукеншлаг"), потопив там около двухсот неохраняемых торговых судов (в том числе десятки танкеров).
   После гибели "Бисмарка" немцы наконец-то поняли тщетность надежд на свой надводный флот. Число вводимых в строй подводных лодок непрерывно возрастало, пока не достигло требуемых Деницем тридцати единиц в месяц. Но время было уже упущено...
   Противолодочные силы союзников в Атлантике быстро росли. С верфей США потоком сходили всё новые корветы, фрегаты и эскортные авианосцы - "морских волков" "папы Деница" давили числом. Кроме того, улучшилось качество средств ПЛО. Усовершенствованные радары сделали невозможными ночные атаки лодок из надводного положения, а подводная скорость субмарин была недостаточной для долгой погони за конвоями. Авиация перекрыла почти всю Атлантику, в Бискайском заливе самолёты создали огромные трудности для выходящих из баз и возвращавшихся немецких лодок. Объявленная Деницем "война за тоннаж" стала бессмысленной, как только число вновь строящихся транспортов сравнялось с уровнем потерь, а затем и превзошло его. Суда типов "Либерти" и "Виктори" строились за две недели; и существовало расхожее высказывание, что-де стоимость такого штампованного судна ниже стоимости требующейся для его потопления немецкой торпеды.
   Отчаянные попытки немцев изменить ситуацию (усиление зенитного вооружения лодок, использование "шнорхеля" - устройства для работы дизелей под водой, применение самонаводящихся акустических торпед) успеха не принесли. Подводные лодки Вальтера с принципиально новой энергетической установкой на перекиси водорода в серию так и не пошли, а лодки старых типов ежемесячно гибли десятками. Изменилось и соотношение потерь: если в 1942 году на одну погибшую лодку приходилось 12 потопленных транспортов, то в 1943 - всего два. А в 1944 году за один отправленный на дно транспорт Дениц платил уже двумя своими субмаринами.
   Потеряв 700 подводных лодок и около 35 тысяч моряков-подводников, Германия проиграла битву на морских коммуникациях.
  

* * *

  
   После денонсации англо-германского морского соглашения у Германии не было достаточного времени для создания мощного надводного военного флота, способного бросить вызов британскому, но время выстроить многочисленный подводный флот имелось. Однако Германия снова наступила на те же грабли: несколько линкоров и тяжёлых крейсеров (несмотря на великолепные характеристики этих кораблей) без единого авианосца и даже без собственной морской авиации не могли тягаться с сильными эскадрами англичан. Флот Открытого моря с его двумя десятками дредноутов во время Первой Мировой единственный раз столкнулся с Гранд Флитом в открытом бою, и этого боя (Ютландского) хватило немцам для понимания простого факта - победы в генеральном сражении им не достичь. Двадцать лет спустя соотношение сил стало ещё более неблагоприятным для Германии. И всё-таки решение о массированном строительстве U-boats принято не было (точнее, было принято, но слишком поздно, когда даже сотни субмарин оказались бессильными перед усилившейся противолодочной обороной англо-американцев).
   Страшно даже представить, что случилось бы, если сотни подводных лодок Гитлера вышли бы в океан не в 1943-м, а 1940-м году. Скорее всего, Англия капитулировала бы перед германским фашизмом. Но - к счастью для всего человечества - этого не произошло. Союзники выиграли битву за Атлантику прежде всего из за промедления Германии в вопросе о массовом строительстве подлодок. В свете этого стратегического просчёта заправил Третьего Рейха роковое попадание в ахиллесову пяту броненосного чудовища по имени "Бисмарк" и пустые торпедные аппараты "U-556" выглядят всего-навсего случайностями...
  

Санкт-Петербург, июль 2004 года.

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"