Контровский Владимир Ильич : другие произведения.

Решили напугать динозаврами?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.66*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на фильм Ю.Гусмана "Парк советского периода", показанный 8 марта.


Решили напугать динозаврами?

   К празднику весны первый телевизионный канал (который, как известно, всегда первый) решил порадовать зрительниц (и заодно зрителей) фильмом Ю.Гусмана "Парк советского периода", показанным в удобное время, гарантирующее максимальное внимание аудитории.
   Сюжет незатейлив. Некий матёрый шоумен, резвящийся в мутных водах шоу-бизнеса (и чувствующий себя там, как рыба в воде), получает от куратора-мафиози задание провести определённый отрезок времени в "Парке советского периода" и написать об этом реалти-шоу хвалебную статью.
   "Парк" - это отдельно взятая часть суши, на которой смоделирован с невиданным размахом тот самый социализм, который некогда строили и построили в нашей стране. Рай для ностальгирующий - весь антураж налицо: лозунги, монументальные гостиничные дамы-администраторы, одежда, мебель, пивные ларьки и рюмочные, и даже старый добрый рубль, стоивший полтора доллара.
   "Отдыхающие" могут быть здесь кем угодно - хоть Штирлицем, хоть Чапаевым, хоть космонавтом (любые фантазии за ваши деньги, как говорят в турбизнесе). Слушай задорные песни советских времён, поглядывай на бойких пионеров, собирай хлеб в закрома Родины, поднимай тосты за дружную семью братских народов - и никакой рекламы (даже сотовые телефоны в этом социалистическом раю не работают).
   Но вот незадача - главный герой, привыкший менять шлюх и девочек-мотыльков, летящих на яркий огонёк конкурсов красоты, положил глаз на симпатичную процедурную медсестру, а тут, оказывается, с этим строго - никакой тебе аморалки с персоналом, моральный кодекс строителя коммунизма в действии.
   Однако "пожилой Ромео" не отступает, добивается от красавицы взаимности, и любовь делает чудеса - фальшивый рай разрушен, главный злодей остаётся с носом и с битой мордой, а счастливые влюблённые уезжают на ленинском броневике навстречу счастью ("братков", перехвативших было нашу сладкую парочку, разгоняет появившаяся очень вовремя красная кавалерия с шашками наголо). Хэппи-энд в лучших голливудских традициях. Да и само беспрепятственное проникновение главного героя в святая святых (в центр управления "Парком") и перехват этого управления, выполненный с очаровательной лёгкостью, скалькированы с типовых шедевров Голливуда.
   А теперь посмотрим, зачем нагородили весь этот экзотический огород, и что хотел сказать создатель фильма.
   Во-первых главный герой, господин Зимин. Этакий хозяин (точнее, хозяйчик) жизни, ездящий на крутом джипе, недоумённо спрашивающий утром (после очередной тусовки с обильным возлиянием) оказавшуюся в его постели девицу без признаков одежды и зачатков скромности: "А ты кто такая?" и исповедующий железное кредо: "Я приношу тебе деньги, поэтому засунь себе язык в задницу и не вякай!". Но гонор быстро слетает с этого хозяйчика, как только криминальный авторитет указывает Зимину его истинное место, - бежит наш герой, помахивая хвостиком, выполнять порученное. И очень ярко проявляется его характер и жизненные ценности в любовной истории с медсестрой.
   Администрация "Парка" предлагает Зимину жениться на так задевшей его девушке, которую он упорно не оставляет в покое. Логично, в общем-то: если уж так любишь, что ни на кого больше смотреть не хочешь, - женись, совет вам да любовь. Ан нет, такой вариант не устраивает нашего "пожилого Ромео". Вот попользоваться всласть глупенькой молоденькой девчонкой, потешить самолюбие - это да, с превеликим удовольствием, а жениться - ещё чего не хватало! Очень типичный "герой нашего времени" с потребительской психологией.
   Но главное не в этом, главное - в идее создателей фильма. А идея прочитывается без особого труда (она доступна для понимания даже тем, кто не привык отягощать себя излишними рассуждениями): социализм - эта фальшь и выдумка, мираж, созданный умелыми дизайнерами. Не было никакой целины, и трактор горит понарошку, и вообще: я сейчас вот щёлкну кнопочкой, и сменится декорация. И войны никакой не было, а была просто военная игра "Зарница" между "синими" и "зелёными" (согласитесь, не так велика разница в цвете) - этот ход наиболее подлый, с моей точки зрения.
   А если и было что подлинное, так это только ГУЛАГ, пытки, психушки и проч. (в фильме героя мучают очень даже по-настоящему), а всё остальное - обман, сладкая иллюзия, компьютерный муляж. Так что - бойтесь страшных динозавров "Парка советского периода", дети, они уже наточили зубки на светлое демократическое сегодня и хотят вас скушать. Фильм и рассчитан в первую очередь на молодёжь, для которой что гражданская война в России, что война в США между Севером и Югом - один хрен, и которые уже не видят большой разницы между войной 1812 года и Первой мировой войной (это всё было давно и неправда).
   Намёки на страшные динозавровы зубки рассыпаны по всему фильму - это и запасы бактериологического оружия, достаточные для уничтожения всего живого на планете ("Кто это сделал, дети? Правильно, злые динозавры"), и фраза: "Всё в "Парке" создано западными умельцами и на деньги западных инвесторов, а вот макет ГУЛАГа мы построили сами - это у нас получается лучше всего" ("Поняли, детки? Динозавры не умеют строить ничего, кроме клеток для свободных людей"). И ещё: весь это аттракцион спонсируют бандиты, значит, и реальный социализм строился исключительно под руководством уголовников.
   В отличие от поколения 70-х (не говоря уже о 80-х) я этот самый социализм знаю не понаслышке - меня не надо агитировать против советской власти, я и так против. Я помню и пустые полки магазинов, и душную атмосферу лжи, и невнятное бормотание "кремлёвских старцев", и смутный страх перед вездесущими "органами". Да, всё это было - было. Но было и другое: прежде всего другими были люди, не помешанные на деньгах и сохранившие в себе человеческое. И любили они, и верили, и слушали настоящие песни, а не "Я так хотела, вот и залетела", и не впадали в сомнамбулический транс под сладкий бред рекламы "Купи ящик нашего прекрасного пива - у пятисотой банки ты обязательно найдёшь счастливый ярлычок и выиграешь замечательную подушечку от геморроя!".
   Причины появления телефильма "Парк советского периода" видны невооружённым глазом. В современном российском обществе (да и на всём постсоветском пространстве) нарастает раздражение идеалами "общества потребления" (не говоря уже о разочаровании). Вот и забеспокоились сторонники так называемой "демократии" - как бы не отшатнулась Россия и не свернула с упорно навязываемого ей пути развития. Гусман человек неглупый: он в начале фильма хоть штрихами, но обрисовал "язвы современности" - наивно было бы говорить, что всё прекрасно (люди-то не слепые). Однако дальше перед зрителем ставится выбор: альтернатива - только возврат к тоталитаризму. Вы хотите этого? Тогда смотрите, каков оскал пастей динозавров "парка советского периода"! Только почему господин Гусман уверен, что вопрос ставится именно так: "или" - "или"? Впрочем, это уже другая тема.
   А время появления фильма выбрано неспроста - через год в России будут выборы президента, и кое-кому очень хочется смягчения жёсткого путинского курса (а лучше - его полного разворота в сторону "цивилизованного общества западного типа").
   И последнее - достаточно беглого взгляда, чтобы заметить: фильм "Парк советского периода" достаточно высокобюджетный. Закономерен вопрос: откуда дровишки (то есть кто платит деньги, заказывая всю эту музыку)? Уж не добрый ли дядюшка Сорос, без участия которого в последнее время не проходит ни одно мало-мальски значимое событие на постсоветском пространстве, будь то грузинские игрища в независимость или померанчевая революция? Хотя и без Сороса наверняка нашлись доброхоты отечественного разлива - не хочет United Mankind терять лакомый кусочек под названием Россия. Никак не хочет.
  
  

Санкт-Петербург, 09 марта 2007 года


Оценка: 4.66*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"