Конюшкова Елена Георгиевна : другие произведения.

Блаватская: Pro и Contra

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткое изложение биографической книги о Е. П. Блаватской: "Современная жрица Изиды" Всеволода Соловьева, брата известного философа позапрошлого века. Книга носит критический характер и разоблачает фокусы ЕПБ, которые она выдавала за волшебство. Но не все так просто. Также в книге есть информация о ее личной жизни.

  Блаватская: Pro и Contra
  
  Недавно искала что-то в нашей библиотеке и совершенно случайно наткнулась на биографическую книгу о Е. П. Блаватской: "Современная жрица Изиды" Всеволода Соловьева. Автор был сыном известного историка Сергея Соловьева и братом не менее известного философа Владимира Соловьева. Книга же является переведенной на современный русский язык копией с издания 1904 года. Удивилась, не знала, что такая книга у нас имеется, ибо я теософией заинтересовалась относительно недавно, раньше не замечала ее.
  
  В этой книге он рассказывает о своих сложных отношениях с Еленой Петровной, с которой познакомился в 1884 году, приводит ее письма к нему, порою интересные в биографическом плане, там она касается неких, порою неизвестных широкой публике, фактов ее жизни, приводятся некоторые документы касательно деятельности теософического общества. В общем, автор производит впечатление человека порядочного и вызывает доверие.
  
  Сначала коротко справочная информация. Русская дворянка Елена Петровна Блаватская (Ган в девичестве) родилась 12 августа (по новому стилю) 1831 года в Екатеринославе, в 1926 году переименованном в Днепропетровск. Отцом ее был офицер Петр Алексеевич Ган. Ее мать, Елена Андреевна Ган, известная писательница, рано умерла (когда дочери было 11 лет), и воспитывал ее отец и другие близкие родственники. Характер у Елены Петровны был сложный, и тетка поспешила выпихнуть ее замуж в 1849 году за Н.В. Блаватского, который был много старше ее, и она называла его "стариком", хотя ему было в ту пору около сорока лет. В юности это так и ощущается. После года совместной жизни она от него сбежала. Она утверждала позже, что брак их тогда носил формальный характер. Неудивительно, учитывая ее юность и резкий характер.
  
  Далее она покинула Россию, и были долгие путешествия по Индии, Азии, Африке и т.д. Путешествовала она, когда одна, а когда в компании знакомых и единомышленников. Вот как она сама пишет об одном этапе своих путешествий в письме Соловьеву: "Любила я одного человека крепко - но еще более любила тайные науки, веря в колдовство, чары и т.п. Странствовала я с ним там и сям, и в Азии, и в Америке, и по Европе. Встретилась я с таким-то, хоть колдуном его назовите, ему-то что...".
  
  Раньше я не слышала об этой ее любви. Она и здесь не называет его имя, но то, что он был "колдуном", навевает мысли о ее знакомых индийских магах. О некоторых она писала в своих книгах, рассказывающих о ее путешествиях. Нет смысла называть имя, если она сама его не называет, можно легко ошибиться. Это, возможно, осталось ее тайной, по крайней мере, я не читала на эту тему большего.
  
  Но с мужем своим Блаватским она еще встретилась потом: "Блаватского, коли и жив, чего мне бояться; мы с ним тридцать восемь лет как расстались, пожили затем три с половиной дня в 1863 г. в Тифлисе, да и опять расстались".
  
  Когда она проживала в Америке, у нее случился еще один брак с неким грузином Михаилом Бетанелли, который распался года через три. Как пишут, она этого брака не очень хотела, но он был очарован ею и добился желаемого.
  
  Свидетельства самой Елены Блаватской о своей жизни нередко противоречивы. Общеизвестна байка о ее пожизненном девичестве, несмотря на два официальных брака. Порою и в пожилом возрасте она говорила о своей, так сказать, невинности. Например, тому же Всеволоду Соловьеву она говорила, что не способна любить страстно: "такая, уж видно, рыбья натура", якобы ею с детства владела одна страсть - оккультизм. Но в другое время ему же признавалась в противоположном. Как-то она написала ему письмо-исповедь, среди прочего там есть и такой пассаж: "Если бы даже все гадости, все сплетни и выдумки против меня оказались святой истиной, то все же я не хуже была бы чем сотни княгинь, графинь, придворных дам и принцесс, самой королевы Изабеллы - отдающихся и даже продающихся от придворных кавалеров до кучеров и кельнеров включительно всему мужскому роду - что про меня могут сказать хуже этого? ..." .
  
  И подобные утверждения она сама и близкие ее родственницы, с которыми она продолжала общаться и в эмиграции, высказывали неоднократно, судя по тексту этой книги. Например, одна дама из ее ближайшего окружения как-то писала Соловьеву: "... Я не хотела бы, чтобы между нашими добрыми отношениями черным призраком стали последние тяжкие ее страдания, как бы ни были они заслужены, это все равно ... Одна ее глупость: это измышление девства подняло всю эту грязь...".
  
  Неоднократно она сама говорила о своей греховности в молодости, которую потом ей надо было замаливать. Совершенно естественно и понятно, что подобные разговоры и письма не были совсем откровенны и не содержали конкретных имен и обстоятельств, идиоткой она никак не была. Так что распространенное мнение о ее пожизненной девственности, боюсь, сильно преувеличено. Да, с ее же собственных слов. В каких-то случаях она говорила одно, а в других - противоположное. Это выглядит весьма странно теперь. Но в позапрошлом веке представление о морали в сфере любви было далеко от теперешнего, наверное, это прибавляло ей авторитета. Или ей так казалось.
  
  Теперь же это выглядит совсем странным. С моей точки зрения качество ее книг, а также их загадочный метафизический смысл нисколько не выигрывали бы от отсутствия в ее жизни любовных утех. Может, наоборот. Знание разных сторон жизни скорее помогает в писательском ремесле. А она была натура яркая и разносторонняя, так что маловероятно, как мне представляется, при столь бурной ее жизни, что она полностью избежала знакомства с этой важной составляющей в жизни.
  
  А вот то, что она была интриганкой, представляется мне несомненным после прочтения разной информации о ней. Но в наше время большим грехом это не считается. Дело совершенно обычное. Да и вообще, в нынешнее время человечество не придает такого большого значения формальным узам брака, тем более брака фактически несуществующего. Складывается впечатление, что теперь вряд ли бы общество побивало ее камнями за некоторые предположительные вольности в личном поведении.
  
  Как-то Соловьев спросил ее, считает ли она себя христианкой. Она ответила:
  "Нет, я никогда и не была ею до моего перерождения, до тех пор, пока я не стала совсем, совсем новым существом, я и не думала о какой-либо религии... Затем я должна была торжественно принять буддизм, перешла в него со всякими их обрядами. Я нисколько не скрываю этого и не придаю этому большого значения - все это внешность... в сущности я такая же буддистка, как и христианка, как и магометанка. Моя религия - истина, ибо нет религии выше истины!".
  
  Соловьев, будучи христианином, отнесся к этому сдержанно, а мне эта ее тирада очень по душе. Просто восторг, потому и заинтересовалась теософией. Соловьев тоже говорит, что она его притягивала: "Почему эта старая, безобразная на вид женщина так влечет к себе? Как может мириться в ней это своеобразное, комичное добродушие и простота с какой-то жуткой тайной, скрывающейся в ее удивительных глазах?.. Как бы то ни было, хотя и совершенно неудовлетворенный, я чувствовал одно: что меня к ней тянет, что я заинтересован ею и буду с нетерпением ждать часа, когда опять ее увижу". Таково было начало их знакомства.
  
  Но в основном вся книга Соловьева о другом: она носит разоблачительный характер относительно многочисленных фокусов, устраиваемых Е.П.Б. ради привлечения публики в общество любителей теософии, в котором и он сам состоял. Ныне общеизвестны многочисленные скандалы вокруг ее персоны, а эта книга открывает нам изнанку теософического общества и роль, которую играла Е.П.Б. в этих некрасивых историях.
  
  Соловьев пишет, что Блаватская притягивала его как человек и как писатель, многие ее книги ему очень нравились. Но со временем вскрылись разные ее махинации относительно чудесных феноменов, и он прекратил близкое общение с ней, разочарованный этим. Именно этого он ей не простил. И я с ним готова согласиться, что с учетом положения, занимаемого ею в теософическом обществе, подобные мистификации выглядят почти преступно.
  
  Под феноменами здесь имеются в виду, например: письма махатм, доставленные непонятным чудесным способом, без помощи почты; чтение писем через нераспечатанный конверт; посуда, сначала разбитая, а потом оказавшаяся целой; всякие мелкие предметы, ранее утерянные кем-то, а потом чудесным образом вернувшиеся, ну и прочее подобное. Как правило, в подобных раскрытых фокусах участвовали ее сообщники из числа окружения.
  
  На фоне ее книг, необычных и интересных этой своей необычностью, эти мелкие жульничества кажутся неуместными и странными. Они не привлекают, а отталкивают от нее. По крайней мере, после того как вся картина проясняется.
  
  Зачем же она так подставлялась? Однозначного ответа в книге нет. Как нет ответа и относительно неких махатм, с которыми она якобы продолжительное время общалась в Индии, а потом поддерживала с ними регулярную виртуальную (телепатическую) связь. Реальны ли эти махатмы? Действительно ли они участвовали в ее жизни и руководили ею? Автор книги сомневается в этом, но, тем не менее, приводит некоторые факты, косвенно подтверждающие возможность такой связи.
  
  Вот как пишет об этом Соловьев: "В иные минуты она положительно производила впечатление существа закабаленного, связанного чем-то или кем-то. В такие минуты она была жалка и несчастна. Я никогда не забуду как однажды она воскликнула:
  - хотела бы вернуться... хотела бы стать русской, христианкой, православной... тянет меня... и нет возврата!.. я в цепях... я не своя! А через полчаса начались опять разглагольствования о "хозяине"...
  
  "Хозяин" - это махатма Мория, индийский маг, целитель и экстрасенс, в виртуальном общении с ним она, по ее словам, находилась всю жизнь после их личного знакомства. Под его же виртуальным контролем она писала свои знаменитые книги.
  
  Некоторые ее феномены Соловьев все же не сумел разгадать. Например, отдаленные разнообразные звуки, которые она умела вызывать и потом останавливать движением руки или как-то подобно. Также можно считать феноменом ее многократные чудесные внезапные выздоровления после очень тяжелых предсмертных состояний, подтвержденных независимыми удивленными врачами. Она объясняла это вмешательством "хозяина".
  
  Соловьеву самому приходилось переживать странные мистические события, о чем он упоминает. В частности, однажды его посетил наяву этот самый Мориа, они имели беседу. Но дело происходило ночью, потом он лег и заснул. Проснувшись и подумав, он предпочел объяснить это все сном. Чтобы не сходить с ума. Но, тем не менее, помнил он это как реальность и рассказал об этом окружающим.
  
  Мистика вообще дело спорное, и обычно трудно найти безусловные доказательства подобных явлений. В момент подобных переживаний событие кажется ярким и необъяснимым, но со временем яркость стирается, и человек начинает думать: "Уж не выдумал ли я это все?". Так и Соловьев. Он, обладая критическим разумом, пытался отрицать также значение своих мистических снов и видений. Особенно способствовали этому обнаруженные подтасовки Блаватской, которые вселяли в него недоверие ко всему мистическому вообще. Но истина могла на деле оказаться где-то посередине.
  
  Возникает вопрос: так зачем же эта, несомненно, умная и одаренная женщина опускалась до столь низких дел? Ответ у меня рождался по мере чтения этой книги, и потом я прочитала прямое подтверждение этим своим догадкам. Вот что, по словам самого Соловьева, однажды сказала ему Елена Петровна: "Что же делать, когда для того, чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, когда для того, чтобы их увлечь и заставить гнаться за чем бы то ни было, нужно им обещать и показывать игрушечки ... Ведь будь мои книги и "Теософист" (примечание: издаваемый ею журнал) в тысячу раз интереснее и серьезнее, разве я имела бы где бы то ни было и какой бы то ни было успех, если б за всем этим не стояли феномены?".
  
  Рассуждения ее весьма циничны, но в какой-то степени я ее понимаю. Мистика, безусловно, присутствует в мире, мне самой нередко снились сны, которые иначе как пророческими назвать нельзя. Они явно за пределами современных научных знаний и объяснений, но отмахнуться от этого явления нельзя - оно очевидно многим. Но мистика непостоянна и трудно уловима, а Блаватская создала теософское движение, в котором люди хотели подтверждения того, что необъяснимые телепатические и прочие подобные явления рядом. Они хотели присутствовать при этом. Реальная же мистика то есть, то нету. Она непредсказуема. Ее нельзя приручить, ею нельзя управлять. Она выходит за рамки наших знаний и именно поэтому выглядит чудом.
  
  Но мало кто может удовлетвориться таким ответом. Для того, чтобы это звучало убедительно надо понимать потаенный, местами зашифрованный таинственный смысл ее книг. Тому, кто понимает ее книги, никакие феномены не нужны - книги говорят сами за себя. Я тут ранее написала пару статей о теософии, там немало цитат для желающих слегка ознакомиться с темами ее исследований и выводами.
  
  Нельзя сказать, что ее книги просты и понятны. Они требуют изрядных усилий для проникновения в смысл, но когда он, наконец, открывается, то читатель бывает вознагражден за свои усилия: перед ним открывается странный и загадочный мир, который, тем не менее, вполне гармоничен в своей странности. Например, многократно повторенная ею идея о том, что солнце является отражением процесса сознания некоего огромного субъекта, существующего в ином пространстве. Не спешите смеяться. Мы еще так мало знаем о мире. Если бы знали больше ...
  
  Я сама поняла не так уж много из ее трудов, в которых довольно трудно разобраться сразу. Порою ее тексты кажутся просто нагромождением разных воззрений и цитат из других текстов. Внимательно читать все подряд сложно, но, ухватив какую-то внятную мысль, можно искать ее развитие далее по тексту. Как правило, она повторяет и постепенно развивает свои идеи.
  
  Была и другая, более приземленная, причина ее мистификаций, о чем она тоже говорила. Тогда, когда она сбежала из России и предалась странствиям по миру, она была вполне обеспечена материально, отец присылал ей деньги на жизнь и на путешествия. Но со временем она стала нуждаться материально, в 1873 году ее отец умер и, надо полагать, постоянная материальная поддержка прекратилась. Ей самой приходилось обеспечивать себе средства к существованию.
  
  Хотя она была замечательной писательницей, но это было эпизодически и не могло обеспечить постоянный доход, ибо писала она либо о своих путешествиях, либо метафизические труды. И она говорила Соловьеву, что без этих постоянных феноменов, которыми она удивляла публику, она бы "давным-давно околела с голоду. Раздавили бы меня... и даже никто не стал бы задумываться, что ведь и я тоже существо живое, тоже ведь пить-есть хочу...".
  
  А феномены, судя по многим свидетельствам, в том числе и самого Соловьева, порою были реальны. Но регулярности в этом не было. И этим не прокормишься. А представления устраивать без мистификаций не получалось. Тоже можно понять, если задуматься. Не официанткой же ей, светской даме, было идти работать. Тогда подобное было не принято.
  
  Тем не менее. Я не склонна одобрять подделки ею необходимых феноменов. Таким способом скорее нарвешься на скандалы, чем на понимание людьми глубоких, хотя и спорных, идей. Что и происходило в реальности. И, главное, именно вскрывшиеся скандалы оттолкнули от теософии, как самого Соловьева, так и многих прочих, интересовавшихся этой темой.
  
  Но все же, она заставила весь мир говорить и помнить о ней до наших дней. Возможно, в этом был смысл, ибо наука развивается, и те идеи, которые общество не могло переварить в позапрошлом веке, со временем могут получить научное подтверждение. Тогда теософическое движение может получить новый импульс и возродиться, пусть не в виде религии, но в виде вектора, указывающего путь исследований. Может ее мистификации были только способом отложить изучение тех истин, но при этом не дать забыть о них? Тогда это остроумное решение, неизвестно, ее ли или тех самых махатм? Оправдывает ли это ее? Затрудняюсь ответить.
  
  Ради справедливости добавлю, что в другой биографической книге о ней "Вестница Шамбалы" автора Болдырева Олега Геннадьевича, совсем другие интонации и оценки ее деятельности. Автор считает, что она обладала незаурядными экстрасенсорными способностями, что многократно подтверждалось на практике. О махинациях там вообще не упомянуто, ее заслуги оцениваются очень высоко, а мистическое дарование признается несомненным и доказанным фактом. Также признается фактом ее общение с некими индийскими мудрецами, магами и экстрасенсами, иначе говоря, махатмами.
  
  Утверждается, что она несколько лет обучалась у них в Гималаях, как языкам, в том числе древним, так и тайным знаниям и технологиям, и получила какие-то там знаки отличия, для нас, впрочем, значения не имеющие.
  
  В книге Болдырева есть небольшая глава о вышеупомянутой книге Всеволода Соловьева, но эта книга названа там "лживым пасквилем", а причины ссоры и разрыва отношений между Соловьевым и Блаватской изложены коротко, но совершенно иначе.
  
  Не знаю, но мне не кажется, что книга Соловьева лжива, не похоже. Возможно, Соловьев чрезмерно критичен в своей книге, отрицая почти целиком ее мистические способности. Почти - но все же не полностью. Наверное, он был очень раздражен разладом с ней, и это выплеснулось в книгу. Но не только он, но и известное лондонское общество психических исследований проводило расследование, в результате которого были раскрыты некоторые ее фокусы, выдаваемые за реальные феномены. В общем, трудно судить, сколько тут где правды или лжи, теперь, когда прошло более века. Я даже не знаю, сохранились ли те самые письма Блаватской где-нибудь в музеях или погибли в наступившем позже хаосе мировых войн и революций.
  
  Так или иначе, но Блаватская не забыта нынче. Ее загадочные книги исследуют и теперь. Есть относительно многочисленные общества ее последователей. Ведь наука развивается, и только со временем могут проявиться реальные факты, говорящие в пользу открытий, описанных еще в "ТД". Отчего-то мне думается, что среди многих запутанных слов зерно истины там все же найдется.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"