Обратив взор к самим саамам, можно узнать, что в их традициях большое место занимают исторические предания или так называемая "историческая память". В них повествуется о героической борьбе саамов с захватчиками. Врагами саамов выступают либо "чудь", либо "руц". Под "руцами", по всей видимости, по аналогии с карельским руочи и финским руотси, имеются в виду шведы. Среди главарей вражеских отрядов стоит хитрый и коварный Чудечуерьв, имя которого переводится с саамского как Сторогий. [33]
Заметим, что этот выдающийся предводитель захватчиков, во-первых, видимо, был предводителем чуди, а во-вторых, "Сторогий" вызывает явную ассоциацию со сторогим быком из "Калевалы", выпахавшим корни Сампо, после чего оно было похищено калевальцами.
Слово "чудь" в саамском языке, кроме собственного, имеет и значение числительного множественного числа - "сотни". [34] Это, в свою очередь, вполне объяснимо тем, что в отличие от протолопарей, занимавшихся скотоводством, прибалтийско-финский пранарод был землепашцами. Земледелие позволяет народу проживать более плотно. Вероятно, этот факт, выделявший соседей в глазах протолопарей, и дал им повод определить прибалтийско-финский пранарод этническим названием, отражавшим их многочисленность.