КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭТИКА - разновидность христианского нравственного учения, разделяющая его основные идеалы, принципы и установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия.
Особенностью христианского этического учения является теснейшая связь моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей (см. "Христианское нравственное учение").
Все этические проблемы здесь - о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести, о смысле жизни и счастье, - рассматриваются через призму христианского вероучения.
Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от "первородного греха. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Только он дарует человеку "божественный нравственный закон", который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через "внутреннее чувствование" - совесть. Кроме того, Бог преподаёт свой нравственный закон и внешним образом - в словесной форме как откровение, находящее своё выражение в заповедях, моральных поучениях и заветах, зафиксированных в Священном писании.
Этот закон и есть выражение нравственной необходимости, морального долга человека. Он является всеобщим, одинаковым для верующих, неверующих, еретиков и язычников, вечным и неизменным. Человек, наделённый Богом свободой воли, может следовать ему, однако встречает на этом пути серьёзные препятствия. Его выполнению и постоянному следованию препятствует греховная природа человека, делая его несовершенным, немощным, неспособным к духовной жизни и переживающим ощущение своей вины за это.
Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице - в качестве Иисуса Христа - он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте.
Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя, чем только и мог вызвать бескорыстную ответную любовь и восстановление животворящей связи Творца и творения на искренней добровольной основе. Однако эта жертва искупает грехи не всех людей вообще, а лишь обратившихся к христианству, уверовавших в него, стремящихся постичь Бога и его законы и способных обрести его божественное содействие в деле спасения души - божественную благодать.
Божественная благодать есть чудесная сверхъестественная сила, дар божий, который направляет душу к праведности, приносит умиротворение и блаженство. Она нисходит на человека различными способами, но вернее всего - через культ и совершаемые церковью обряды и таинства.
Историческая ситуация, когда католическая церковь играла в средние века не только роль духовного пастыря, но и брала на себя функции политического и идеологического руководства обществом, сказалась и на её этической ориентации.
Прежде всего, это выразилось в усилении роли и влияния самой церковной организации и придании нравственному учению авторитарных и догматических характеристик. Не только Священное Писание, нравственные поучения и образ Иисуса, установления первых христианских Соборов, но и постановления римского Папы, якобы являющегося наместником Иисуса на земле и обладающего непогрешимостью в делах веры и нравственности, обязательны к неуклонному исполнению. Католическая этика фактически приравняла моральные обязательства человека перед Господом к обязательствам неуклонного подчинения его церкви, взявшей на себя роль морального посредника между человеком и Богом.
Католицизм придал этическому учению торгашеский дух холодной расчётливости, поставив спасение человека в зависимость от баланса его "добрых дел" и "заслуг" и их перевеса перед пороками и прегрешениями. При этом заслуги разделяются на должные, которые необходимы для спасения и оправдания перед Богом, и сверхдолжные, составляющие излишек "добрых дел". Причём, церковь присвоила себе право трактовать, что является "добрыми делами" и "заслугами" и распоряжаться этим "излишком" по своему усмотрению (на чем была основана практика "крестовых походов", монашества, продажи индульгенций и т.п.).
Под сильным влиянием иезуитов католическая этика развивает нравственную казуистику - трактует применение общих законов нравственности к частным случаям таким образом, что нарушение каких-то требований долга во имя более высоких ценностей, может быть оправдано по принципу "цель оправдывает средства". Сюда же следует отнести иезуитскую теорию "экивоков", то есть двусмысленностей в речи, позволяющих не занимать принципиальной позиции и расчетливо лавировать в любой ситуации для достижения наибольшей собственной выгоды. Все это придает католической морали черты ханжества, лицемерия и двуличия, которые не способна оправдать никакая цель.
Благородство, величие и бескорыстие нравственного учения Христа было использовано для лицемерного прикрытия беспощадной практики борьбы за власть, богатство, преследования диссидентов и воинствующего прозелитизма (обращения в свою веру) - "крестовые походы", деятельность инквизиции, продажа индульгенций, "религиозные войны", "охота на ведьм" и пр.
В настоящее время католическая церковь признает свою вину за отдельные проявления аморальной практики в прошлом, однако это свидетельствует не о возврате к чистоте первоначального христианства, а о гибкости и умении приспосабливаться к исторической обстановке.