Свобода - философская категория, обозначающая специфически человеческий способ бытия в мире естественного, сверхъестественного или социального детерминизма, объективных законов бытия. Проблема свободы выступала как совокупность вопросов о возможности и способности человека быть творцом собственных поступков и поведения, нести за них ответственность и осознавать свою независимость в условиях признания всеобщего детерминизма.
При этом большинство философов противопоставляли свободу необходимости, рассматривая её как самоопределение духа, как "самомышление и самодействие по собственному усмотрению" (К. Ясперс), и полагали, что идея детерминизма полностью снимает с человека ответственность и лишает его свободы самоопределения. Такая позиция с неизбежностью приводила к абсолютизации свободы и волюнтаризму.
Противоположная позиция, базирующаяся на признании всеобщего характера необходимости, отрицала возможность человека быть свободным субъектом деятельности, полагая, что все поступки человека определены не зависящими от него причинами, вплетены в причинно-следственный ряд бытия, что приводило к фатализму.
Этим односторонним трактовкам свободы противостояла диалектическая традиция, начатая еще стоиками и продолженная Спинозой и Гегелем, в соответствии с которой свобода не противостоит необходимости, а выступает осознанием, принятием и следованием необходимости. Однако их трактовка свободы все равно в отношении отдельного человека выступала как осознание и добровольное следование чуждой человеку необходимости, то есть как принуждение, а значит, несвобода.
Более глубокой выглядит концепция свободы в марксистской философии, рассматривающей её как познание природной и общественной необходимости и использование этого знания в своей практической деятельности для достижения собственных целей. Объективная необходимость природы и общества рассматривается здесь как первичное, а её осознание и освоение в деятельности человека как производное отношение, позволяющее человеку использовать познанную необходимость для реализации собственных интересов. И чем полнее и глубже познание объективной необходимости происходящих процессов, тем успешнее и эффективнее оказывается основанная на этом познании деятельность по реализации собственных целей. Значит, и степень освобождения человека от господства над ним этой необходимости оказывается все большей, так что свобода фактически добывается человеком в процессе исторического развития общества в ходе практического освоения и познания объективных законов бытия, которые ставятся на службу обществу.