Истоки культурологического образования в России - вклад Южного федерального университета
Хорошо известен и признан вклад ростовской философской школы в развитие философской науки и образования в стране. Сложившаяся в РГУ научная философская школа, заложенная в 60-е годы ХХ века ростовскими учеными ректором РГУ Ю.А. Ждановым, зав. кафедрой ИПК при РГУ В.Е. Давидовичем, М.К.Петровым и А.В.Потемкиным, позволила создать в РГУ философский факультет (1970). Он входил в состав "великолепной шестерки" философских факультетов - наряду с такими факультетами в Московском, Ленинградском, Киевском, Свердловском и Тбилисском университете. За сорок лет существования факультет заслужил славу одного из центров философской мысли страны, подготовил сотни высококвалифицированных специалистов, известных как в стране, так и за рубежом. Коллектив факультета осуществил на базе РГУ успешное проведение III Российского философского конгресса (2002 год), принял активное участие в IV философском конгрессе (МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005 год). Ученые факультета занимают ведущие позиции в исследованиях, осуществляемых в рамках организованного на базе РГУ Межрегионального института общественных наук. Ежегодно преподавателями факультета издается до 10 монографий, учебников и учебных пособий, в том числе с грифом Минобразования РФ. Гораздо менее известен вклад ЮФУ (РГУ) в становление культурологической науки и образования в Российской федерации. Советская высшая школа отличалась фундаментальностью подготовки и его высоким уровнем, тем не менее, прочно зависела от идеологических установок и централизованного директивного управления, что обусловливало её догматизм, оторванность от мирового опыта и практики образования. Осознание ограниченности такой модели образования витало в воздухе, однако для его преодоления были необходимы новые идеи и подходы. Их выработка и реализация начали осуществляться по инициативе ректора РГУ Ю.А.Жданова и секретаря парткома А.М.Юркова в 1973 году. На базе философского факультета стала создаваться целая система общекультурной гуманитарной подготовки (ОКГП), призванная скорректировать идеологическую направленность образования студентов за счет её широкой гуманитаризации. Это теперь принципы гуманизации и гуманитаризации образования стали общепризнанными и самоочевидными. В те времена требовались понимание значения гуманитарного знания и решимость ввести в учебные планы факультетов новое содержание. Только твердая позиция руководства университета позволили создать кафедру логики, этики и эстетики, развернувшей на факультативной основе введение предметов гуманитарного цикла в учебные планы всех факультетов. Почти за два десятилетия до официального введения в программу высшего профессионального образования культурологии кафедра выступила пионером в деле культурологического образования студентов. С самого начала деятельность кафедры была направлена на проведение учебной и научно-исследовательской работы в таких направлениях философской науки как логика, этика и эстетика, а так же на осуществление широкой образовательной программы общекультурной подготовки студентов других факультетов. Была создана целая система курсов общекультурной подготовки, которые на протяжении четырех лет последовательно читались всем студентам университета. Это курсы риторики и ораторского искусства, этики и эстетики, мировой художественной культуры, истории театра и кино и другие. Во главе кафедры со дня ее основания стоял бывший декан философского факультета доцент А. Н. Синицкий. С 1984 года кафедра была преобразована в кафедру теории культуры, этики и эстетики, которую возглавил профессор А.В.Потемкин. В этот период с 1984 по 1989 год получила свое завершение система ОКГП (общекультурной гуманитарной подготовки), получившая золотую медаль на ВДНХ по программе "Гуманизация высшего технического образования". Усилиями Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Е.Я.Режабека были заложены основы ростовской научной культурологической школы, развитой впоследствии Г.В.Драчом, А.Н.Ерыгиным, О.М.Штомпелем, В.К.Королевым. Сформировался кадровый костяк кафедры и был наработан опыт преподавания гуманитарных и культурологических дисциплин, позволивший сделать следующий шаг в развитии кафедры - поставить вопрос об открытии на философском факультете подготовки дипломированных специалистов по специальности "культурология". Этот шаг был обусловлен сдвигами во всем высшем образовании, когда на смену прежним идеологизированным дисциплинам пришли отечественная история, история мировой и отечественной культуры, культурология, религиоведение и другие дисциплины. Возникла общественная потребность в подготовке специалистов в новой области знания, способных заниматься научно-исследовательской и преподавательской деятельностью в области культурологии. Потребность эта была реализована, когда кафедру в 1990 году возглавил профессор Г.В. Драч. С этого времени начинается новый период деятельности кафедры как головного научно-исследовательского и учебного центра в области культурологии. Кафедра была серьезно укреплена квалифицированными кадрами - к преподавателям кафедры, стоявшим у истоков ОКГП - это Л.П.Прохорова, В.А.Кондрашов, Е.А.Чичина, Н.Н.Ефремов, - добавились специалисты по истории и теории культуры В.К.Королев, О.М.Штомпель, Т.С.Паниотова, Г.Б.Хмелевская. К ним присоединились специалисты по искусствознанию Л.И.Корсикова, по истории и теории литературы Н.И.Стопченко, по театральному искусству Н.И.Бокачева, по дизайну Э.В.Петлюк, заслуженный художник РФ П.А.Ибалаков. Усилиями проректора А.М.Юркова и заведующего кафедрой Г.В.Драча, заместителя декана факультета В.А.Кондрашова в перечень специальностей вузов была введена новая специальность - 02.06.00 "культурология" (приказ Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ N165 от 22.05.93 г.). Были выделены места и осуществлен набор на эту специальность на философском факультете в 1993 году. В этот период определились основные цели и задачи кафедры: проведение научно-исследовательской работы в области культурологии, научно-методическое обеспечение учебного процесса и подготовка специалистов-культурологов. В то же время в качестве общеобразовательной задачи кафедра осуществляла преподавание культурологии как учебной дисциплины на всех факультетах университета. В течение 1991 - 1995 гг. были полностью обеспечены рабочими программами, учебными пособиями и методическими разработками все курсы культурологической и гуманитарной направленности, читаемые кафедрой. Преподавательский состав кафедры разработал учебные пособия для студентов высших учебных заведений, получившие гриф Министерства образования РФ: "Культурология", "Учебный курс по культурологии", "История мировой культуры (мировых цивилизаций)", "Этика и эстетика" В. А. Кондрашова и Е. А. Чичиной. Первое из этих учебных пособий вскоре может, по-видимому, претендовать на место в книге рекордов Гиннеса - в коммерческом издательстве работа с 1995 года по настоящее время выдержала 18 изданий! Небезосновательной в этой связи служит шутка, прозвучавшая из уст представителя Санкт-Петербургской культурологической школы на одном из культурологических конгрессов - "ростовчане заполонили культурологическое образовательное пространство своими учебниками, которых вполне хватит, чтобы замостить дорогу из Петербурга в Москву!" Задолго до включения в концепцию модернизации образования принципов непрерывности и ступенчатости "образования через всю жизнь" на факультете была создана системы профориентационной работы "школа-вуз" и подготовки кадров "специалитет-аспирантура-докторантура". На факультете был открыт и успешно действует специализированный Совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций (Д.212.208.11) по специальности "теория и история культуры". В настоящее время осуществляется переход на систему непрерывного образования "бакалавриат-магистратура-аспирантура-докторантура". В 1998 году состоялся первый выпуск дипломированных специалистов- культурологов, многие из которых продолжили образование в аспирантуре. В связи с огромным вкладом в развитие культурологии в 1998 году факультет был переименован в факультет философии и культурологии, а из состава кафедры теории культуры, этики и эстетики выделена кафедра исторической культурологии, которую возглавил О.М.Штомпель. В 2010 году осуществлен первый выпуск магистров по программе "Теория и практика межкультурных коммуникаций" (рук. Г.В.Драч). Открыта подготовка по второй магистерской программе "Культурология XX и ХХI века" (рук. М.В.Заковоротная). Наряду с индивидуальными научными проектами, развиваемыми в качестве кандидатских и докторских диссертаций, преподавателями кафедр осуществлялись научные исследования по следующим темам: "Общекультурная и гуманитарная подготовка студентов как направление гуманизации высшего образования", "Культурологическая подготовка студентов в ВУЗах различного профиля", "Направления, формы и условия гуманизации высшего образования", "Подготовка специалистов-культурологов в условиях многоуровневой системы образования", "Культурология как система знаний". В настоящее время в соответствии с задачами страны преподавателями отделения культурологии разрабатывается научное направление "Стратегии социокультурной инновации - европейский контекст и региональная специфика". Обе кафедры за последнее десятилетие значительно обновились, пополнились специалистами, подготовленными в аспирантуре и успешно работающими в области культурологии. На кафедру теории культуры, этики и эстетики пришли кандидаты наук О.С. Карнаухова, А.С.Волошина, Е.Н. Хмелевская. На кафедру исторической культурологии - кандидат наук М.А. Дидык. Заведующим кафедрой теории культуры, этики и эстетики избран доцент Кондрашов В.А., а кафедрой исторической культурологии переизбран проф. Штомпель О.М. В настоящее время факультет переходит на многоуровневую ("бакалавр-магистр") систему подготовки по направлению "культурология" в соответствии Государственными образовательными стандартами третьего поколения. Переход предусматривает разработку научно-методического обеспечения учебного процесса с учетом его перевода на модульно-рейтинговую технологию, на использование индивидуальных учебных траекторий и широкого применения электронных образовательных ресурсов. Правомочным и обоснованным, поэтому, выглядит вывод о том, что ЮФУ (РГУ) стоял у истоков культурологии как науки и учебной дисциплины в стране. В настоящее время факультет в лице культурологических кафедр получил признание как один из ведущих центров культурологических исследований научного и учебно-методического характера и подготовки высококвалифицированных специалистов-культурологов в России.