Кондрашов Владимир Александрович : другие произведения.

Повышение гуманитарного стандарта образования - региональная специфика Юфу в контексте мирового опыта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   В.А.Кондрашов
  Повышение гуманитарного стандарта образования - региональная специфика ЮФУ в контексте мирового опыта
  
   Актуальность заявленной для разработки тематики определяется необходимостью самоопределения России перед лицом современных вызовов - выявления направления дальнейшего развития важнейшей сферы жизни общества - образования, определения его возможностей, ресурсов и роли высшего образования, а также определения места Южного федерального университета в процессах модернизации образования. Современное состояние российского образования чаще всего определяется как переходное и кризисное, под которыми понимается преодоление и отмирание старых форм культивирования образовательных функций и внедрение новых инновационных организационных, технологических и технических оснований образовательного процесса с целью существенного повышения его эффективности и достижения максимального модернизационного эффекта. Проблемный характер решения этой задачи состоит, прежде всего, в том, что отсутствует единство в понимании направления модернизации высшего образования, его целей, форм и способов осуществления. Единый подход заключается, пожалуй, только в признании кризисного состояния высшего образования и декларативном заверении о том, что в модернизации общества роль образования приоритетна. В дальнейшем видение путей модернизации расходится - от представления о жестком централизованном менеджменте под авторитетным государственным контролем через бюрократический аппарат до реформирования образования снизу через создание свободных экспертных сообществ и демократические формы самоорганизации образования и науки. Целью настоящего исследования является анализ поставленных вопросов в их общем и глобальном виде для выработки практических предложений по осуществлению модернизации образовательного процесса в более узкой области - а именно, определения роли и задач регионального лидера высшего профессионального образования - ЮФУ в сфере гуманитарной подготовки студентов. Именно социально-гуманитарная составляющая образования позволяет человеку осознавать себя гражданином своей страны, видеть перспективы и смысл своей деятельности по возвращению страны в число лидеров современного мира.
   Необходимость реформирования и модернизации высшего образования. Мировой опыт цивилизационного развития наиболее передовых стран мира в XX веке показал решающую роль образовательной сферы в становлении всего социокультурного комплекса - модернизации производства, совершенствования общественных отношений, науки и культуры, обеспечивающих устойчивое развитие общества, вхождение индустриальных стран в стадию постиндустриального информационного общества. В XXI веке роль образования для всех стран еще более возрастает, выступая решающим фактором конкурентоспособности страны на мировой арене. В нашей стране образование также всегда считалось важнейшей сферой культуры и фактором опережающего развития, позволившего Советскому Союзу в исторически короткие сроки догнать и перегнать передовые страны. Ему всегда уделялось огромное внимание и ресурсное обеспечение. Однако советской высшей школе были присущи такие характеристики, как идеологизированность, централизация, прямое директивное администрирование, оторванность высшей школы от мирового опыта и практики образования, большой разрыв между фундаментальным характером науки и образования и использованием их достижений для решения практических задач. Советская система высшего образования была нацелена на производство функционально ориентированного специалиста, мировоззренческая и культурологическая подготовка которого отдавалась в компетенцию обществоведческих дисциплин с их жесткими идеологическими и методологическими установками на приоритет политических классовых ценностей, на социальное противостояние и изоляционизм. Такая подготовка соответствовала общественной модели, в которой человек рассматривался как работник, прежде всего приспособленный к активному послушанию в условиях функционирования централизованной государственной системы управления всей жизнью общества. Исполнительное послушание в таких условиях доминировала над остальными способностями человека и зачастую мешала их формированию, даже подавляла их. В результате и профессиональная подготовка, и личностные характеристики человека по своим динамическим и творческим измерениям не соответствовала потребностям современного общественного развития, когда главным его условием становятся творческие способности человека. Господствовавшая установка на доминирование идеологических ценностей, единая централизованная и унифицированная система подготовки специалистов, косность всей системы и жесткий административный контроль на ней, направленность подготовки на решение локальных задач препятствовали усвоению знаний как элемента целостной общественной культуры и становления личности как субъекта свободной творческой жизнедеятельности. Всё это привело советскую систему образования на обочину мирового процесса, потребовало проведения реформ как в обществе, так в системе образования. Однако опыт девяностых годов и современная ситуация в области высшего профессионального образования также характеризуются противоречивостью и неопределенностью. С одной стороны российской высшее образование всегда опиралось на мощные традиции советской высшей школы, отличавшейся фундаментальностью подготовки и его высоким теоретическим уровнем, признанным во всем мире. Многие его недостатки, приведенные выше, были частично преодолены, - был устранен идеологический диктат и контроль, появились негосударственные вузы, новые специальности, новые курсы, новые учебники и учебные пособия, открылись возможности обучения за рубежом. Общий подход к высшему образованию в девяностые годы опирался на идею гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Этот поворот к человеку как цели образования подкреплялся целым рядом установленных законом принципов государственной политики в области образования, позволяющих говорить о гуманизации всего образовательного процесса, заключающейся в создании благоприятной для развития человека объективной среды получения образования. Это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступность, светский характер образования, свобода и плюрализм, демократичный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. Были предприняты существенные шаги в деле гуманитаризации образования, под которой понимается содержательная переориентация всего образовательного процесса на потребности и цели человека. На возможность овладевать достижениями мировой и отечественной культуры, свободно определять свои мировоззренческие позиции и духовные ценности, развивать творческие способности. Однако, с другой стороны, - ситуация характеризуется значительным ослаблением в девяностые годы всей системы высшего образования. Систематическое недофинансирование, отсутствие внятной государственной политики в области образования, слабость организации и управления, перекосы в структуре подготовки специалистов и непрочность научно-методических оснований образовательного процесса - вот некоторые слагаемые кризиса. Сохранился экстенсивный характер образования, застывшая косная система обучения, перегруженность программ и курсов, ориентация на запоминание и воспроизведение информации, а не её самостоятельный поиск, творческое усвоение и использование, несопоставимость с зарубежным образованием. Заметно снизилось качество подготовки специалистов в результате оттока преподавательских кадров, снижения контроля за образовательным процессом со стороны государственных органов, когда более чем вдвое увеличилось количество высших учебных заведений, вдруг превратившихся в "академии" и "университеты", и вузы стали "зарабатывать" на контрактниках. Все это, безусловно, препятствовало вхождению страны в мировое образовательное пространство, тормозило развитие научно-технического и культурного потенциала страны. Поэтому совершенно логичной выглядела начавшаяся еще в начале двухтысячных годов разработка концепции модернизации российского образования, включающая изменение приоритетов государственной политики, придание образованию первостепенного значения, осуществление структурной перестройки, изменение организации и управления всем образовательным процессом, в том числе ориентацию всей подготовки на потребности рынка труда. Концепция модернизации высшего образования стала ответом на вызов времени: необходимость модернизации общества, его экономики, социальной структуры, политических институтов, духовной культуры. Безусловно, само понятия модернизации предполагала смену сценария государственной политики в области образования, переход к инновационному сценарию, опирающемуся на внесение существенных изменений в систему образования:
  - в цели, в формы организации и систему управления, в методы и технологии учебной деятельности, в систему финансирования;
  - в государственные образовательные стандарты, основные образовательные программы и учебные планы;
  - в систему контроля и оценивания уровня образования;
  - в учебно-методическое обеспечение;
  - в характер деятельности преподавателей и обучаемых.
   В основание концепции были заложены принципы приоритетности образования, его непрерывности и ступенчатости, то есть выработки организационных механизмов систематического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста и соответствия образования потребностям развития общества, сравнимости с уровнем образования в мире и его конкурентоспособностью.
   Роль и характер участия ЮФУ и факультета философии и культурологии в процессах модернизации высшего образования. Важнейшей приоритетной задачей стратегического развития Южного федерального университета, превращения его в ведущий вуз региона, является совершенствование социально-гуманитарного научно-образовательного комплекса ЮФУ и повышение общекультурного и гуманитарного стандарта образования. Поиск разумных вариантов возрождения гуманитарного и общекультурного образования, его развития и совершенствования, способов его реализации может стать одним из важнейших направлений инновационной деятельности ЮФУ. Один из возможных вариантов этой работы предлагается автором настоящего исследовании, являющегося участником рабочей группы по разработке концепции развития социально-гуманитарного комплекса ЮФУ. В 2013 году проводилась масштабная работа по реализации этих задач - создана рабочая группа по разработке концепции социально-гуманитарного научно-образовательного комплекса ЮФУ (СГНОК), представлен проект концепции (Озеров А.А.), проведен ряд совещаний и обсуждений и подготовлены предложения деканов по содержательному наполнению этой концепции (Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Апрыщенко В.Ю.). Выделенные в обсуждаемых материалах направления могут служить реализации поставленных задач и одновременно позволить каждому из социально-гуманитарных подразделений внести свой вклад в их решение. Проводится практическая работа по реорганизации прежде раздробленных и разрозненных направлений научно-образовательной деятельности в соответствии с профилем факультетов - так на факультет философии и культурологии переводятся кафедра философии, религиоведения и теологии, кафедра философии и социологии архитектуры и искусства. Это ставит перед философским факультетом задачу - определить свое место в процессе реформирования социально-гуманитарного комплекса ЮФУ и внести в него наиболее эффективный вклад. На наш взгляд следует условно разделить поставленную университетом задачу на компоненты: организационно-управленческий и содержательный. Первый изложен в проекте концепции А.А.Озерова, а второй рассматривается в предложениях деканов в материалах И.В.Абакумовой, В.Ю.Апрыщенко. Основным инновационным элементом концепции развития СГНОК является создание на базе социальных и гуманитарных факультетов университета Социально-гуманитарной академии (СГА). Она призвана интегрировать усилия всего социально-гуманитарного научно-образовательного комплекса ЮФУ, выработать новые формы соединения науки и образования в рамках не административного, а академического сообщества, позволяет выделить уровни подготовки студентов и аспирантов и установить распределение ответственности в этой сфере. На академию возлагается задача выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, расширение перечня направлений подготовки, систематическое их обновление на базе магистерской и аспирантской подготовки, следование принципам динамизма и вариативности образовательных программ в соответствии с потребностями региона. (Более подробно направления деятельности академии прописаны в проекте А.А.Озерова). Как представляется, такое объединение факультетов в рамках академии позволит ректорату ЮФУ передать часть ей полномочий, оказывая стратегическое воздействие на её деятельность и оставляя простор для инициативы и самостоятельности академии. Предложенная организационная структура академии, её функции открывает совершенно новые возможности для её деятельности: 1. Президиум академии и ученый совет, в составе которых входит президент академии, представители всех факультетов, институтов и резидентных структур, образующих экспертные комиссии для определения и реализации главных задач академии. 2. Совокупность так называемых Высших школ как основных структурных элементов академии, призванных вести научно-исследовательскую работу, грантовую деятельность, хоздоговорные работы, а также осуществлять аспирантскую и магистерскую подготовку по образовательным программам ЮФУ. ППС ВШ формируется из числа штатных сотрудников факультетов, кафедр, ученых НИИ, лабораторий и специалистов практической деятельности. ВШ представляет собой некий аналог научным направлениям и школам, которые не являются закрытыми жесткими образованиями. Состав ВШ набирается научным руководителем ВШ, которым является признанный лидер в определенной отрасли науки или социально-производственной практики. ВШ представляет собой некий творческий научно-образовательный коллектив, набираемый руководителем под выполнение определенной конкретной задачи - выполнения аспирантских и магистерских образовательных программ, проведение научно-исследовательских работ, внедрение результатов разработок в практику. Это подвижный "летучий" отряд наиболее компетентных и продвинутых представителей ППС, научно-образовательная элита, отобранная научным руководителем по реальным, а не формальным основаниям. Научные руководители ВШ несут персональную ответственность за реализацию под их руководством научных программ и проектов, подготовки аспирантов и реализацию магистерских программ и отчитываются перед Ученым советом академии и Президиумом. Представляется, что должности президента, руководителей экспертных комиссий и научных руководителей ВШ будут штатными. [В случае неприятия деканами инновационного подразделения ВШ, можно оставить за ними название "научных школ", а должность научного руководителя ВШ изменить на "научный руководитель научно-образовательной школы". На наш взгляд, предложенный Озеровым вариант выглядит более благозвучным]. 3. В состав академии, по проекту А.А.Озерова, входят также штатные академические кафедры, осуществляющие научные проекты по своему профилю и ведущие междисциплинарную подготовку аспирантов и магистров по сквозным для всех аспирантских и магистерских образовательных программ дисциплинам - - теории и методологии научных исследований; - истории и философии науки; - информатизации, средств коммуникаций и высоких технологий; - системного анализа и моделирования процессов в социально-гуманитарной сфере. 4. Базовые кафедры - находящиеся в структуре факультетов и обеспечивающие набор, подготовку и выпуск по бакалаврским образовательным программам. Базовые кафедры осуществляют "вертикальную" подготовку по своему направлению подготовки (например, "философия", "культурология", "социология") и ведут "горизонтальную" подготовку - читают профильные для кафедры курсы для бакалавров других направлений. Именно из штатного состава факультетских кафедр научный руководитель ВШ отбирает наиболее способных и компетентных ППС для осуществления аспирантской и магистерской подготовки в рамках творческого академического коллектива ВШ. При этом они остаются в штате кафедр и могут из года в год заменяться другими ППС. Базовые кафедры подчиняются факультету во главе с деканом и ученым советом факультета, которые определяют задачи и направления работы факультета. Деканату факультета передаются полномочия в проведении финансово-хозяйственной деятельности, определению штатного состава кафедр, фонда заработной платы, организации учебного процесса, движения студенческого контингента. 5. Для интеграции образования и науки в рамках академии предлагается включение в состав академии базовых научных учреждений ЮФУ - НИИ, научных центров, лабораторий, НОЦов, ведущих НИР на основе бюджетного финансирования, хоздоговоров, грантов и т.д. 6. Для более тесной интеграции науки, образования и производства в составе академии также входит резидентная структура - совокупность организаций-партнеров, для которых и с участием которых проводится соответствующая практическая подготовка выпускников. На академию также возлагаются задачи подготовки соискателей и докторантов, организация работы специализированных советов, взаимодействия с ВАК, руководство печатными изданиями ЮФУ, входящими в перечень ВАК, издательская деятельность. Образовательный процесс в академии строится на основе новых инновационных учебных технологий и соответствующего им методического обеспечения на базе уже принятых государственных образовательных стандартов и утвержденных ООП системы многоуровневой подготовки, использования модульно-рейтинговых технологий, электронных образовательных ресурсов и мультимедийных технологий. Финансирование структурных подразделений академии осуществляется "по вкладу" в общее дело - Президиум и научные руководители ВШ, академические кафедры - за счет бюджета на подготовку аспирантов и магистров, а базовые кафедры в составе факультетов - за счет бюджета на подготовку бакалавров. Внебюджетные поступления распределяются и используются по решению ученого совета академии. Концепция нацелена на постепенную переориентацию ЮФУ на значительное расширение подготовки магистров, аспирантов и докторантов, что соответствует задачам превращения ЮФУ в ведущий научно-образовательный центр Юга России. Содержательное наполнение образовательного процесса, нацеленного на выполнение задач всестороннего совершенствования гуманитарной культуры выпускника ЮФУ, хорошо разработано в предложениях деканов соответствующих факультетов. Важнейшими её элементами является предложение по гуманитарной переподготовке и профессиональной культуре преподавателей негуманитарных направлений, гуманитаризации образовательного процесса за счет соответствующих дисциплин, необоснованно удаляемых из учебных планов, создания банка курсов и дисциплин по выбору. Гуманитаризация образовательного процесса должна иметь в качестве фундамента гуманизацию самой образовательной среды за счет совершенствования социальной защиты студентов, жилищных условий, культурной, спортивной и досуговой деятельности, развития студенческого самоуправления. Практические рекомендации по результатам работы. В соответствии с изложенной концепцией совершенствования социально-гуманитарного комплекса ЮФУ, являющейся необходимым условием его превращения в университет мирового уровня, факультет мог бы считать необходимым и важным активно участвовать в этом процессе. В рамках движения к созданию академии: 1. образовать Высшую школу философии и культурологии с научным руководителем заслуженным деятелем науки РФ профессором Драчем Г.В. 2. начать подготовку к образованию академической кафедры междисциплинарной аспирантской и магистерской подготовки - кафедры методологии научных исследований и философии науки (на базе кафедры философии и методологии науки, ведущей в настоящее время эту работу). Штатный состав кафедры выделяется из состава базовой факультетской кафедры ФМН в соответствии с нагрузкой по ведению междисциплинарных дисциплин аспирантской и магистерской подготовки и индивидуальным рейтингом и компетенциями ППС. 3. Наметить пути оптимизации структуры факультета, исходя из сокращения государственного заказа и задач подготовки бакалавров по трем направлениям "вертикальной" подготовки - философии, культурологии и теологии, а также чтения профильных дисциплин по философии, культурологии и, возможно, теологии в рамках "горизонтальной" подготовки - то есть для бакалавров по направлениям других факультетов университета. В связи с прекращением "вертикальной" подготовки по специальности "философия" и "культурология" специализации по ним отменяются, и утрачивает смысл существование узкоспециализированных кафедр, которые подлежат слиянию в профильные кафедры по направлениям подготовки. Для этого создать три базовые выпускающие кафедры - 1. кафедры философии 2. кафедры теории и истории культуры 3. кафедры философии религии и религиоведения. Объединить в рамках кафедры философии штатный состав ППС кафедры ФМН, (оставшийся после выведения из неё ППС академической кафедры методологии научных исследований) с преподавателями философии с кафедры социальной философии, с кафедры истории философии, с кафедры философии, религиоведения и теологии и с кафедры философии и социологии архитектуры и искусства. В настоящее время преподавание курса философии ведется пятью (!) кафедрами, что противоречит принципам профилизации кафедр. Начать работу по объединению кафедры теории культуры, этики и эстетики с кафедрой исторической культурологии под названием кафедра теории и истории культуры, куда перевести преподавателей культурологии и искусствоведения с кафедры философии и социологии архитектуры и искусства. Соответственно преподавателей религиоведения перевести с кафедры истории философии и религиоведения на кафедру философии религии и религиоведения. В этом случае за профориентационную работу, набор, подготовку бакалавров по направлению "философия", а также за ведение курсов по философии по другим образовательным бакалаврским программам, отвечает базовая кафедра философии. За профориентационную работу, набор, подготовку бакалавров по направлению "культурология", а также за ведение курсов по культурологии по другим образовательным бакалаврским программам, отвечает кафедра теории и истории культуры. За профориентационную работу, набор, подготовку бакалавров по направлению "религиоведение", а также за ведение курсов по религиоведению и теологии по другим образовательным бакалаврским программам, отвечает кафедра философии религии и религиоведения. Наиболее компетентные и подготовленные в научном и методическом отношении ППС всех кафедр участвуют по представлению научного руководителя ВШ проф. Драча Г.В. в аспирантской и магистерской подготовке и научных проектах ВШ. Такая организационная структура в наибольшей степени отвечает структуре набора и распределению ответственности по уровням подготовки и по направлениям подготовки, что значительно повышает качество менеджмента образовательным процессом. Она также позволит значительно более эффективно организовать и наладить сам учебный процесс, его научное и методическое обеспечение. Заключение. Предлагаемые организационные преобразования находятся в русле происходящих процессов укрупнения учебных и научных направлений, соответствуют принципам профилизации кафедр, позволяют преподавательскому составу факультета (и университета) включиться в академическое сообщество через работу в составе Социально-гуманитарной академии, что также находится в русле преодоления разрыва между вузовской и академической наукой. Разумеется, предложенный вариант самоиндентификации университета и факультета в процессе модернизации высшего профессионального образования в части его социально-гуманитарной составляющей представляет собой лишь концептуальный набросок, нуждающийся в обсуждении и дальнейшей разработке. Однако начинать все равно приходится с первого шага, каковым автор и предлагает считать данную работу.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"