Кондрашов Владимир Александрович : другие произведения.

Методика преподавания культурологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

С О Д Е Р Ж А Н И Е

   Пояснительная записка к спецкурсу "Методика преподавания культурологии"
   Программа курса. Тематический план
   Содержание программы
   Планы семинарских занятий
   Литература к курсу
   Вопросы к экзамену
  
  

Пояснительная записка к курсу

  
   Цели и задачи курса. Место в учебном процессе. Спецкурс "Методика преподавания культурологических дисциплин" завершает собой весь цикл культурологического образования по специальности "культурология", выступая его прикладной стороной - научая студентов не только учиться и овладевать знаниями, но и умению преподнести полученные знания наиболее оптимальным и научно-обоснованным образом. Такие умения и знания необходимы культурологу для проведения просветительской работы на разных уровнях и в разном качестве.
   В ходе его изучения студенты призваны ознакомиться с культурой труда педагога, нормативными основаниями образовательного процесса и его практической организацией, основами методики преподавания, видами и формами учебной деятельности - лекциями, семинарами, самостоятельной работой, формами отчетности, учебно-исследовательской работой, практиками и методической работой на кафедре.
   Теоретические занятия по освоению материала спецкурса дополняются практическими семинарскими занятиями, в ходе которых студенты представляют методические разработки лекций и уроков по предметам культурологического цикла, выступают с их изложением и проводят коллективные обсуждения представленного материала, что позволяет скорректировать и улучшить собственное педагогическое мастерство.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Программа курса
   "Методика преподавания культурологических дисциплин"
   (80 часов)
   Тематический план курса (лекции - 40 часов, семинаров - 40 часов)
  
   Тема 1. Общие принципы культуры умственного труда. Культура труда
   педагога - 2 часа
   Тема 2. Проблемы модернизации, гуманизации и гуманитаризации
   образования. Нормативные основания образовательного процесса - 4 часа
   Тема 3. Понятие методической работы и методики преподавания.
   Предмет, содержание и функции методики преподавания
   культурологии - 4 часа
   Тема 4. Методологические, логические и психологические основы
   методики преподавания культурологии - 2 часа
   Тема 5. Учебно-методический комплекс дисциплины - структура и
   содержание- 4 часа
   Тема 6. Формы преподавания - лекция. Разновидности лекций и их специфика. Методика подготовки и чтения лекции - 2 часа
   Тема 7. Формы преподавания - семинар. Разновидности семинарских занятий
   и их методическое обеспечение - 2 часа
   Тема 8. Другие виды аудиторной работы преподавателя и их обеспечение - 2 часа
   Тема 9. Организация самостоятельной работы студентов - 2 часа
   Тема 10. Руководство УИРС-НИРС (учебно-исследовательской и
   научно-исследовательской работой студента) - 4 часа
   Тема 11. Экзамен и его роль в учебном процессе- 4 часа
   Тема 12. Средства преподавания - 2 часа
   Тема 13. Учебная, научно-методическая и воспитательная работа
   на кафедре - 4 часа
   Тема 14. Анализ и обсуждение методических разработок занятий-2 часа
  
  
  
  
  
  
  
  
   Содержание программы
   Тема 1. Общие принципы культуры умственного труда.
   Культура труда педагога.
   Интеллектуальные ценности культуры. Понятие умственного труда, его особенности - самоценность, осмысленность, творческий характер, продуктивность. Основные принципы культуры умственного труда - отношение к авторитетам с позиции "почтительной независимости", уважение чужого труда и достижений, самостоятельность и самокритичность, системность и диалектичность, уважение к "вечным" вопросам жизни, уважительность к тем, к кому обращены результаты этого труда.
  

Тема 2. Проблемы модернизации, гуманизации и гуманитаризации образования. Нормативные основания образовательного процесса

   Необходимость модернизации российского образования. Болонский процесс.
   Понятия гуманизации и гуманитаризации образования.
   Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе - Закон об образовании, Государственный образовательный стандарт специальности, учебный план специальности, рабочий план, программа курса и рабочая программа курса, учебно-методический комплекс дисциплины. Расписание занятий.
  

Тема 3. Понятие методической работы и методики преподавания.

Предмет, содержание и функции методики преподавания культурологии.

   Понятие методической работы и методики преподавания - ее роль в учебном процессе.
   Связь методики преподавания с педагогикой и дидактикой.
   Основные принципы педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека - научность, логичность, доказательность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность обучения, наглядность, ясность и живость изложения, учет особенностей аудитории.
   Предмет методики преподавания - закономерности преподавания и изучения какой-либо науки, формы и методы, приемы и средства преподавания.
   Функции методики преподавания культурологии.
  

Тема 4. Методологические, логические и психологические основы

методики преподавания культурологии.

   Методика преподавания как система знаний - знаний коренных положений и содержания преподаваемой науки и знаний наиболее эффективных способов их раскрытия.
   Методологическое значение целостного, концептуального видения содержания культурологии для раскрытия и изложения разделов и тем науки.
   Методологическое значение знаний культурологии для формирования мировоззрения и научного способа осмысления проблем общественной жизни. Связь культурологических знаний с практикой человека.
   Логические основы методики преподавания - принципы научности, доказательности, проверяемости, сочетания логического и исторического подходов, анализа и синтеза, дедукции и индукции. Роль примеров и аналогий.
   Психологические основы методики преподавания - учет психологической атмосферы в аудитории, умение установить контакт и взаимопонимание с нею, наиболее эффективные формы взаимодействия с обучаемыми, психологические качества преподавателя. Внешние приемы, влияющие на образовательный процесс - голос, интонации, жесты, стиль ведения занятия.
   Основные ошибки и нарушения требований методики преподавания.
  
   Тема 5. Учебно-методический комплекс дисциплины
   Учебно-методический комплекс дисциплины как важнейшая составляющая образовательной программы специальности, средство повышения качества учебного процесса. Состав учебно-методического комплекса дисциплины и его содержание.
  

Тема 6. Формы преподавания - лекция. Разновидности лекций и их специфика. Методика подготовки и чтения лекции.

   Место и роль лекции в учебном процессе. Преимущества и ограниченности лекционного курса.
   Функции лекции - информационная, общеобразовательная, мировоззренческая, логико-методологическая и методическая.
   Виды лекций - учебно-программная, проблемная, обзорная, установочная. Разновидности лекций, связанные с характером изложения материала - лекция-сообщение, лекция-размышление, лекция-импровизация.
   Факторы, повышающие эффективность лекционного курса.
   Методика подготовки и чтения лекции. Этапы работы - сбор материала, составление плана и структуры, анализ и отбор материала, составление текста, подборка дополнительных приемов. Стиль изложения материала.
  

Тема 7. Формы преподавания - семинар. Разновидности семинарских

занятий и их методическое обеспечение.

   Место и роль семинара в учебном процессе. Назначение и функции семинарского занятия
   Разновидности и функции семинарских занятий - развернутая беседа по плану; доклады и их обсуждение; семинар-опрос; обсуждение письменных работ, заранее написанных и прочитанных; теоретическая конференция; письменная контрольная работа; ролевая игра, "семинар-пресс-конференция".
   Подготовка семинарам преподавателя - выбор тем, выносимых на семинары, разработка заданий - планов семинарских занятий, литературу для изучения
   материала, методических советов, составление методической разработки проведения семинара, изучение студенческой группы и отдельных студентов.
   Вступительное и заключительное слово, приемы активизации работы обучаемых на семинаре.

Тема 8. Другие виды аудиторной работы преподавателя.

   Формы работы, активизирующие самостоятельную работу студентов - консультации, коллоквиумы, контрольные и самостоятельные работы.
   Консультации и их организация - групповые и индивидуальные, предварительные, текущие, итоговые (предэкзаменационные).
   Коллоквиумы - групповые и индивидуальные. Коллоквиумы по темам, выносимым на самостоятельное изучение и коллоквиумы для обсуждения отдельных наиболее сложных проблем и разделов науки. Коллоквиумы- собеседования с задолжниками и отстающими студентами.
   Зачеты как элемент педагогического процесса и форма контроля усвоения материала. Виды и формы проведения зачетов. Отличие зачетов от экзаменов.
   Экзамен - завершающий этап изучения курса, придающий всему материалу курса целостность и завершенность. Подготовка к экзамену преподавателя. Организация и проведение экзаменов. Психологическая обстановка на экзамене.
   Дифференцированный подход к студентам на экзамене с учетом их текущей работы и успеваемости. Определение и критерии оценки.
  

Тема 9. Организация самостоятельной работы студентов

   Самостоятельная работа студента в широком и узком смысле слова.
   Самостоятельная работа студента на лекции - как слушать и записывать лекцию.
   Самостоятельная работа при подготовке к семинарскому занятию - как собрать материал, обработать его, как читать и конспектировать литературу, как составить конспект выступления на занятии.
   Самостоятельная работа как отдельный, наряду с лекциями и семинарами, жанр, форма усвоения материала, её методическое обеспечение.
   Работа студентов над написанием курсовых и дипломных работ - этапы работы, содержание, итоги.
  
   Тема 10. Руководство УИРС-НИРС
   Принципы организации и проведения НИРС - научно-образовательных кружков, секций, рабочих групп по исследованию определенных проблем - "проблемных групп". Методика подготовки научного доклада на конференции. Методика подготовки работы к публикации.
   Руководство курсовыми и дипломными работами - проблема выбора темы, планирования этапов работы, характеристика этапов работы, завершение и оценка.
   Процедура защиты дипломной работы как завершения одного этапа и вступления в следующий этап образования.
  

Тема 11. Экзамен и его роль в учебном процессе.

   Экзамен - завершающий этап в изучении материала курса. Значение экзамена для систематизации всего учебного материала и его целостного усвоения.
   Виды экзаменов - вступительные и квалификационные (итоговые).
   Формы экзамена - письменные или устные, по билета, без билетов, с подготовкой одного из вопросов заранее, с использованием конспектов, без всяких вспомогательных средств. Применение рейтинговой методики оценки знаний. Тестирование - бумажное, компьютерное, централизованное on-line.
   Подготовка к экзамену преподавателя - составление основных и дополнительных вопросов, билетов, проведение консультации, объявление процедуры экзамена.
   Нравственно-психологическая обстановка вокруг экзамена и на нем.
   Дифференцированный подход к студентам на экзамене с учетом их текущей работы и успеваемости.
   Проблема определения оценки, её критерии. Факторы вынесения оценки - полнота и всесторонность ответа, фактическая верность, демонстрация понимания, знания, умения - и её степень.
   Дополнительные уточняющие вопросы.
   Методика проведения переэкзаменовки.
  
   Тема 12. Средства преподавания.
   Основные и вспомогательные средства в преподавании культурологических дисциплин.
   Библиотечные фонды и информационные технологии, Интернет-ресурсы в преподавании культурологии.
   Вспомогательные технические средства обучения и их роль в учебном процессе - иллюстративные материалы и средства наглядности, плакаты, открытки, репродукции, фотографии, каталоги музеев, слайды.
   Использование телевидения, видеофильмов, аудиозаписей в учебном процессе. Использование художественной литературы и произведений искусства в преподавании культурологических дисциплин.
  

Тема 13. Учебная, научно-методическая и воспитательная работа на кафедре.

   Основные направления работы кафедры как учебно-научного структурного подразделения вуза. Штатный состав и распределение работы на кафедре.
   Основная методическая документация на кафедре, обеспечивающая образовательный процесс - перечень и содержательный анализ.
   Работа учебно-методических комиссий, секций, объединений, лабораторий при кафедре.
   Воспитательная работа со студентами на кафедре. Научное руководство студентами, рекомендации и характеристики студента или учащегося.
  

Тема 14. Анализ и обсуждение методических разработок занятий, сделанных студентами по курсу культурологии

   Место и роль данной темы в рамках своего курса, значение темы, на каком материале раскрывается тема, основная структура и разделы рассматриваемой темы, план проведения занятий, обоснование его логики и последовательности раскрытия темы, основная идея, способы ее обоснования выводы.
   Литература, используемая для методической разработки и литература, рекомендуемая студентам.

П Л А Н Ы

семинарских занятий по методике преподавания

культурологических дисциплин (40 часов)

Занятие первое (4 часа)

       1. Логико-методологический анализ темы "Предмет и задачи культурологии
       2. Анализ темы "Структура и состав культурологического знания"
   Занятие второе (4 часа)
       1. Анализ темы " Методы культурологических исследований"
       2. Анализ темы " Сущность, структура и функции культуры"

Занятие третье (4 часа)

       1. Анализ темы " Сущность, структура и функции культуры"
   (продолжение)
       2. Анализ темы "Основные понятия культурологии"

Занятие четвертое (4 часа)

   1. Анализ темы " Проблемы исторической динамики культуры"
   2. Анализ темы "Проблемы исторической динамики культуры" (продолжение)

Занятие пятое (4 часа)

       1. Анализ темы "Типология культуры"
       2. Анализ темы "Основные типы культуры"

Занятие шестое (4 часа)

       1. Анализ темы "Проблема начала культуры"
       2. Анализ темы " Культура древневосточных цивилизаций"

Занятие седьмое (4 часа)

       1. Анализ темы "Античная культура"
       2. Анализ темы "Возникновение христианства и его значение для культуры"

Занятие восьмое (4 часа)

       1. Анализ темы "Культура эпохи Возрождения и Реформации
       2. Анализ темы "Новоевропейская культура 17-18 веков"

Занятие девятое (4 часа)

       1. Анализ темы "Место и роль России к мировой культуре"
       2. Анализ темы "Советская и постсоветская культура"

Занятие десятое (4 часа)

       1. Анализ темы "Культура ХХ века и глобальные проблемы современности"
       2. Подведение итогов занятий

   Литература к курсу:
         1. История мировой культуры (мировых цивилизаций), - Ростов-на-Дону, 2005
         2. Культурология (под ред. Г.В.Драча) - Ростов-на-Дону, 2005
         3. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам, - Ростов-на-Дону, 2004
         4. Методика преподавания этики в высшей школе (под ред. С.Ф.Анисимова), - М.: 1980
         5. Методика преподавания эстетики в высшей школе, - М.: 1984
         6. Методика семинара по философии, - М.: 1975
         7. Основы методики преподавания философии,- М.: 1971
         8. Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История мировой культуры, - Ростов-на-Дону, 2005
         9. Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История религий, - Ростов-на-Дону, 2004
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вопросы к экзамену (зачету):
  
  
           1. Проблемы модернизации российского образования
           2. Культура педагогического труда
           3. Нормативные основания и принципы организации образовательного процесса.
           4. Предмет, содержание и функции методики преподавания
           5. Методологические, логические и психологические основы МПК
           6. Государственный образовательный стандарт (ГОС) и профессионально-образовательная программа (ПрОП) по специальности "культурология"
           7. Учебный план специальности "культурология" и рабочий план факультета.
           8. Учебно-методический комплекс дисциплины, его роль в образовательном процессе
           9. Формы учебной работы в образовательном процессе, их характеристика
           10. Лекции, их виды и функции. Методика подготовки и чтения лекции
           11. Семинары, их разновидности и методическое обеспечение
           12. Разновидности аудиторной работы в вузе.
           13. Формы отчетности в учебном процессе
           14. Экзамен и его роль в образовательном процессе
           15. Организация самостоятельной работы студентов
           16. Организация и руководство УИРС-НИРС
           17. Организация и проведение практик по культурологии в вузе
           18. Учебная, научно-методическая и воспитательная работа на кафедре
           19. Учебная характеристика и рекомендация студента или учащегося
           20. Основные и дополнительные средства преподавания. Использование информационных технологий в учебном процессе
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
       Ваша оценка:

      Связаться с программистом сайта.

      Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
      О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

      Как попасть в этoт список

      Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"