Кондрашов Константин Сергеевич : другие произведения.

Раздел

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Психолог (рассказ-миниатюра)

  
   1. Как-то поздним вечером я возвращался домой с работы. Проходя мимо здания Федерального Казначейства, я увидел объявление:

"В комнате N 1786 открыта приёмная

ВРАЧА ПЕДИАТРА-ПСИХОЛОГА

Виталия Феофилактовича Якобинецкого,

к. м-х н., почётного доктора Консерватории им. Римского-Корсакова

Время приёма: с 6-00 до 20-00 ежедневно, кроме сб. и вс.

Первая консультация бесплатна".

   Естественно я не мог пройти мимо такого объявления: любопытство взяло своё. К тому же я хотел проконсультироваться с каким-нибудь специалистом по поводу поведения моего младшего сына. Со старшим всё было в порядке: он заканчивал в то время Государственный Институт Белков и Мостов. За него я был, образно говоря, спокоен. Но младший вёл себя просто вызывающе, а точнее отказывался есть кашу по утрам, часто скандалил и требовал купить ему пневматический пистолет. Конечно, узнав о том, что сам почётный доктор Консерватории имени Римского-Корсакого ведёт приём в столь удобное для меня время, да ещё и даёт первую бесплатную консультацию, я не мог поступить иначе, чем поступил.
   Я отворил дьявольски тяжёлую дверь Казначейства и наткнулся тут же на человека в форме охранника. По правде сказать, лицо мне его показалось немногим отличающимся от лиц тех, от кого по долгу службы он должен был охранять здание. Человек этот развалился в кресле, в одной руке удерживая бинокль, а в другой - тяжёлую дубинку.
   -Мужик, ёптвою, тебе куда, - вежливо обратился он ко мне.
   -В комнату семнадцать восемьдесят шесть, - ответил я.
   -Пропуск есть, бля?
   -Нет.
   -Иди по этому вот коридору, короче, налево. Там увидишь бюро пропусков...
   В окошечке сидела молодая симпатичная женщина, читавшая детектив Н. Калининой "Охота на покойника".
   -Ходят, - проворчала она.- Делать нечего, вот и ходят.
   -Хм, я, собственно, за пропуском.
   -Фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, - она уже отложила детектив и смотрела на меня.
   -Бронштейн Лев Давидович, - не сплоховал и я, - тысяча девятьсот шестьдесят восьмой, улица Зодчего Росси, 94.
   Женщина что-то проворчала про пронырливых евреев и выдала мне фирменный листок с печатью, на котором была написана вся эта ахинея. Его я показал охраннику, который тут же меня пропустил и даже проводил до лифта. Этот юный страж рассказал мне к тому же, на какой этаж мне надо подняться и как добраться до комнаты.
   -Теперь совсем другое дело, Лёва,- говорил он мне, когда я нажимал кнопку.
   2. Вопреки моим ожиданиям, у кабинета врача очереди не было. До конца приёма оставался почти час. Неуверенно я постучался в дверь и, не дожидаясь ответа, отворил её. Картина открылась мне необычная.
   Среди голых стен под лампочкой, болтающейся где-то наверху, за столом сидел представительный человек, скажем, средних лет, в сером свитере и абсолютно лысый. Он считал что-то на логарифмической линейке, движок функционировал у этой линейке неважно, поэтому установить число было непросто. На столе также лежало несколько листов бумаги формата А 4, чёрная гелевая ручка и калькулятор, а рядом стоял обшарпанный стул, такой, какой найдёшь не в каждой школе. Через окно открывался вид на соседнюю многоэтажку. Больше здесь ничего не было.
   Педиатр не сразу обратил на меня внимание. На улице уже густел осенний вечер. Врач прочитал число на шкале D линейки "Ленинград", сверил его с результатом, который получил на калькуляторе, и остался доволен. Потом он сделал пометку на листе бумаги и только тогда поднял глаза на меня, не знавшего как о себе доложить.
   Надо сказать, что я в своём костюме, отутюженных брюках и при галстуке чувствовал себя привокзальным бичом по сравнению с этим неряшливо одетым человеком. И даже не из-за его взгляда. А из-за чего на самом деле, этого я понять не мог.
   -Добро пожаловать, - спокойно произнёс человек в сером свитере. - С чем вы ко мне пришли?
   -Здравствуйте неуверенно произнёс я. Понимаете, увидел, так сказать, объявление. Вот. И решил зайти проконсультироваться по поводу поведения моего младшего сына. Ему, знаете ли, четыре года, он странно себя ведёт.
   -Я не смогу вам помочь.
   -Как же?- изумился я.- Там же написано: "Врач. Педиатр".
   -Они ошиблись,- невозмутимо ответил человек.- Я не лечу детей. Я не лечу детей, но лечу детские болезни.
   -Детскими болезняим обычно и болеют дети,-попытался я поиронизировать. Не вышло, это вам не бюро пропусков.
   -Да, если это касается болезней тела. Я же врач-психолог. Разве там не написано?
   Этот сукин сын не пытался меня подколоть, но мне стало очень неловко. Он казалось, не обратил на это внимание и продолжал свою речь.
   -Психология же изучает болезни и расстройства рассудка. Разумеется,-добавил он,- всё не так просто, но для простого обывателя можно обозначить предмет изучения психологии так.
   Простой обыватель молчал. Он собирался с мыслями, но не одно здравое суждение не шло ему в голову. Он не понимал зачем сюда пришёл, если этот врач не может ничего сказать о его сыне. Простой обыватель не мог понять, чем же этот врач занимается. Наконец, он нашёл подходящие слова.
   -Но вы можете всё-таки дать мне консультацию?
   -Конечно. По какому вопросу?
   Этот гад был невозмутим. А я чувствовал, что начинаю сходить с ума и несу полную чушь.
   -А... по моему сыну. Он, как вы помните, не совсем в порядке.
   -Я не лечу детей,- снова проговорил он.- Но я могу помочь вам. В объявление, несомненно, вкралась ошибка, поскольку повесивший его человек, как и вы не знал, что я лечу болезни взрослых людей, которые сам называю детскими. Тот человек решил, что я врач-педиатр, введя в заблуждение всех, прочитавших его объявление. Конечно, я могу помочь, если не вашему ребёнку, то лично Вам.
   3. Наконец после этих слов в моих мыслях воцарился какой никакой порядок. Я созрел для следующего этапа разговора.
   -Любопытно,- произнёс я,- что вы имеете в виду. И что вы называете детскими болезнями. Что это всё, чёрт побери, означает?
   -Для простого обывателя это означает то, что в детстве почти все люди сталкиваются с некими психологическими, а нередко и психическими,- небрежно добавил педиатр,- проблемами, болезнями, расстройствами. Это возрастные изменения, обусловленные комплексом социологических, физиологических, психосоматических и иных факторов, на этом мы не будем останавливаться. Но в результате воздействия этих факторов на сознание ребёнка, происходит деформация его психики. Разум ребёнка наполняется множеством иллюзий и фобий, и он становится неспособным воспринимать окружающий мир так, как мог бы в своём возрасте. Об этих так называемых болезнях я и говорил.
   Говорил этот врачуга неторопливо, с большими паузами, но не очень громко. Создавалось ощущение, если закрыть глаза, что тебе читают лекцию то ли на медицинском, то ли ещё на каком факультете. Ты сидишь где-то наверху, а внизу стоит возле кафедры молодой профессор и толкает речь, разъясняя парадигму своей любимой науки.
   -Но эти расстройства не покидают человека при его взрослении. Достоверно установлено, что не все эти расстройства человек может преодолеть тем более, что он сам от них не стремится избавиться, поскольку данные нарушения осознаются им с ранних лет как привычные. Незначительную часть детских фобий таких, как панический страх темноты и страх перед одиночеством, и иллюзий, как то: слепая вера в непогрешимость взрослых людей, разные легенды,- ребёнок на определённом этапе преодолевает почти всегда. Многие из таких расстройств трансформируются и становятся достоянием взрослого человека. Но эти трансформированные иллюзии уже не имеют отношения к детским болезням. В редких случаях эти болезни играют роль прививки, спасающей человека от развития болезни впоследствии. Я же занимаюсь исключительно теми случаями, когда детскими психическими заболеваниями страдают люди, вышедшие из подросткового возраста. Собственно подростки не относятся к сфере моих научных интересов.
   Вы можете спросить, почему происходит так, что психологические заболевания раннего возраста остаются с человеком. Это происходит, потому что вся система современного воспитания, складывающаяся из семьи и друзей человека, образовательных и других учреждений, воздействия средств массовой информации выполняют образовательную, но не лечебную в этом смысле функцию. Человеку не помогают справиться с расстройствами, а скорее помогают им развиваться напрямую или косвенно: поддерживая предрассудки и заблуждения и не развивая его мыслительный аппарат в большей степени, чем это необходимо для включенния человека в производственный процесс. При подобном однобоком развитии оказываются ненужными многие заложенные способности, которые бы сами по себе помогли человеку преодолеть детские заболевания в духовной и мыслительной сфере.
   Любопытно, подумал я, чем же он занимается в конце концов. Всё равно я ничего не понял. Какими детскими психическими и, упаси бог, физиологическими расстройствами может болеть взрослый человек?! Энурезом, разве... Я, например, чем могу страдать? Какая чушь.
   -Я знаю,- проговорил Якобинецкий,- о чём вы сейчас думаете.
   На его лице впервые появилось нечто человеческое - подобие ядовитой саркастической, что ли, улыбки.
   4. -Я знаю о чём вы думаете,- повторил Якобинецкий. И опять-таки впервые он сказал лишние слова. Я на всякий пожарный промолчал, подумав не телепат ли мой собеседник.
   -Да,- продолжал Виталий Феофилактович.- Я могу сказать чем страдаете именно Вы. Безусловно, я не обладаю телепатическими возможностями, но у меня есть определённый опыт подобной практики и определёные способности анализатора. Поговорив с человеком, в частности с Вами, можно определить его психические отклонения, оставшиеся с ранних лет жизни, тем более что они обычно стандартны для установленных Юнгом архетипов. Выложите для начала на стол вещи из ваших карманов.
   Я начал доставать сигареты, мобильный телефон, перочинный нож, бумажник с деньгами и укладывать их на стол кандидата м-х наук.
   -Курите.
   -Да.
   -Почему вы курите? Вам никогда не хотелось бросить?
   -Насчёт первого не могу ответить точно, а бросить, конечно, уже давно не против. Да сила воли у меня слабоватая, плюс обстоятельства. Ну, понимаете, всякие там обстоятельства.
   -Понимаю. Вы выходите из кабинета, как предыдущий мой пациент из-за станка, а все вокруг уже с сигаретами в зубах. Вам неловко отрываться от коллег по работе, выделяться. Вы привыкли со школьной скамьи к тому, что поводом к общению служит папироса на крыльце, и не в силах отказаться на подсознательном уровне от навязанного стереотипа. Ещё одна причина состоит в том, что курят - взрослые. Вы знали это, когда ходили в детский сад, и долгое время ассоциировали признаки взросления с алкоголем и курением. Сегодня вы лишь слепо следуете программе, которую заложило в вас детское восприятие жизни. Я думаю, вы не совсем не взирая на количество прожитых лет ощущаете себя взрослым, и эта иллюзия помогает вам чувствовать себя тем, кем вы хотите. Прочие корни проблемы в привычке, социальных и общественных факторах. Вам не хочется брать в рот сигарету, но вам не хочется и менять стереотипы общения и восприятия вашей личности посторонними людьми.
   -Совершенно согласен, доктор!- воскликнул я, когда он закончил.- Так бы и зашвырнул эту дрянь к такой-то матери, но тут выходит Лапошников и клянчит сигарету, я ему даю, и он тут же закуривает, гад. И я не могу удержаться, а потом болтаем о бабах и костюмах. Кстати,- хлопнул я себя по лбу,- ваш костюм, я всё думаю...
   -Да,- улыбнулся Виталий Фиофилактович,- я перешёл на следующую ступень, на которой костюм роли не играет. Когда люди "выбиваются в люди", они тут же одевают дорогой, как им кажется, костюм для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость, не осознавая того, что престижность их костюма достаточно относительна. Когда люди достигают истинной высоты, они надевают рваные джинсы и свитер, и никому не приходит в голову усомниться в их значимости.
   Так я и думал. Добился, значит, истинной высоты.
   5. Я продолжал хранить молчание. Тогда Якобинецкий взял инициативу в свои руки и начал меня шерстить направо и налево.
   -Ваш мобильный телефон,- утвердительно произнёс он. Как я утвердительно понял, он любит утверждать.
   -Угу.
   -Явлется признаком наличия детского психологического нарушения - придания ценности ничего не значащим вещам. Скажите откровенно, нужен ли вам этот аппарат. Нельзя отрицать, что есть ряд профессий, представителям которых мобильный телефон необходим для выполнения работы.
   -Откровенно... Вообще, конечно, хорошая штука. Можно позвонить, когда хочешь и куда тебе надо. Правда бесит иногда, когда тебе звонят. А по работе так не сильно нужна, можно и обойтись. Если честно.
   -Я думал об этом. Я пришёл к выводу, что эта страсть к рекламируемым вещам является проявлением желания повышения собственного престижа в глазах других. В своих собственных глазах человек может быть гением. Но люди, окружающие его могут считать иначе. Ради повышения статуса человек покупает вещь, благодаря которой его причисляют к людям, достойным признания, уважения и даже поклонения в чьих-то глазах безотносительно к реальным заслугам. Иностранный автомобиль многие из них преобрести не в состоянии, то же касается некоторых других вещей. Мобильные телефоны в последнее время становятся всё более доступными и разнообразными, поэтому они и являются в наше время предметом, могу сказать, культового поклонения.
   -Ну это слишком,- слегка возмутился я. - Это вы не туда загнули. Всё-таки штука полезная и не самая дешёвая, её из баловства покупать не станут.
   -Взрослые люди - да. А дети многое покупают "из баловства". Этим и объясняется рост продаж мобильных телефонов за последние четыре года людьми в возрасте до тридцати четырёх лет по экспоненте. К молодёжи присоединяются и представители старших поколений. Вы не замечали, что ваш сын иногда просит купить ему какую-нибудь бесполезную с вашей точки зрения вещь, например жевательную резинку, пластмассового монстра? Когда вы отказываете ему, он плачет, устраивает скандал, долго после этого случая ходит обиженный и мрачный.
   -Замечал, я по этому поводу к вам и пришёл.
   -Вот и подумайте,- произнёс загадочно Якобинецкий. Явно цитировал, сам бы он такую фразу придумать просто не смог бы.- То же самое относится к вашему инстинкту потребления. Тут же действует второй основной побудительный мотив.
   Второй основной побудительный мотив. Звучит, как начало названия математического или физического закона. Якобинецкий поправил очки на носу.
   -Люди, - отрешённо начал он описание интересного биологического вида, - думают о счастье, мечтают о нём. Хорошо об этом написано во "Введении в метафизику нравственности" Иммануила Канта. Только дети могут мыслить настолько примитивно, чтобы думать об обретении мечты или счастья путём покупки какого-либо промышденного или иного товара. Этот путь прельщает и многих вышедших из школьного возраста людей. Ответственно заявляю, что сам по себе факт покупки не приносит счастья. Определённый комплекс предметов, сочетающих духовную и материальную составляющую культуры, по мнению многих специалистов, помогают осуществить ряд притязаний, но они не упоминают в этом аспекте о холодильниках, пылесосах, диванах, туалетной бумаге и других предметах материальной культуры, якобы приносящих их владельцам уют, радость и так далее. Радость от покупки существует в течение первых дней или меньше. Но люди не анализируют такой факт и каждый раз, как в первый раз, погружаются в этот омут. (Ничего себе, сказанул доктор, ай да он!) Подобным положением вещей пользуется современная система производства товаров и услуг.
   Данное расстройство человеческого рассудка является пережитком ученика младших классов. В основе "вещизма" лежит жажда укрепления собственного престижа, возвышения в глазах окружающих и надежда на снискание духовных благ путём приобретения новых шторок.
   6. -Ого-го,- пробурчал я. - Профессор, вы меня очень удивили.
   -Про нож я ничего сказать не могу, - будто бы виновато произнёс Якобинецкий.
   -А больше я ничего не достану, - сказал я. - Хватит и этого на сегодня, чего я услышал. Моя жизнь - это сплошное психологическое отклонение. Вы не всё упомянули, но о многом другом я и сам догадаюсь.
   -Я не обо всём упомянул, - гордость педиатра, оказалось, задели мои ничего не значащие слова, - но могу попытаться выполнить свой профессиональный долг.
   К детским заболеваниям наука относит слепое почитание авторитетов, исходящее от веры в непогрешимость взрослых. С течением времени место "большого дяди" занимает очередной демагог, пропаганда определённых целей или ценностей, в общем, что угодно. Также к помутнениям рассудка относится неприязнь к познанию, притом элементарная детская любопытность с развитием этого отклонения пропадает. Неприязнь к получению знаний вызывает и, по-моему, не может не вызывать современная школа. Не касаясь социума класса, взаимосвязей и идущих процессах внутри него, сама система образования изживает свои старые формы и не может найти новое содержание. Впрочем, я не педагог. Но тут же проявляется отсутствие у человека своего мнения и зависимость от постоянно меняющегося коллектива, что ведёт к параное.
   7. Следующие его слова я воспринял плохо, но кое-что даже запомнил. Эти слова то ли лились из уст Якобинецкого, то ли рождались в моём воспалённом сознании, хрен разберёшь эти мысли! Скорее всего Якобинецкий мне что-то объяснял как простому обывателю, а я пытался домысливать его слова, и что-то всплывало из подсознания.
   Вы не осознаёте, что невежду легче обмануть, чем образованного человека. Вы с трудом начинаете искать своё мнение и, обнаружив, что его никогда не было, начинаете в предпенсионном возрасте развивать свой разум, как должны были десятки лет назад. Вы с детской радостью погружаетесь в неприличные удовольствия и пренебрегаете нормальным супружеским сексом, чуждаясь его по инерции, словно ученики младших классов. Вы боитесь смерти, но не боитесь такой жизни. Вы употребляете в речи пустые слова: то нецензурщину, чтобы по-юношески показать свою храбрость, то "умные", чтобы показать силу вашей мысли. Однако пересказать кусок даже из диалектики Гегеля может любой третьеклассник. А думать и высказывать свои мысли уже не так-то просто; перестреливаться цитатами; попытка занять пустоту в голове и душе стяжательством материальных благ не только естественно необходимых; декабрь, среда, 15 минут...
   -...поскольку первая консультация бесплатная, - бухтел врач.
   -А следующие?
   -Это как ваша жизнь сложится, - загадочно произнёс он. - Может случиться так, что вы заплатите большую цену.
   Я всё не мог задать самый мучивший меня вопрос. Но решился.
   -А вы-то, сказать по правде, материальных благ не стяжаете, Виталий Феофилактович? Всё-таки вы тут бухтели о самоограничении, то да се. Вот интересно насчёт зарплаты.
   -Я сам себе устанавливаю плату, мой институт мне помогает.
   -И сколько...
   От этой цифры меня передёрнуло. Без конверта, одними губами произнёс я. Он понял меня и кивнул.
   -Что-то я не верю.
   -Поверьте. Я питаюсь за счёт института и живу в местном общежитии совершенно бесплатно. А заработную плату почти целиком отсылаю бывшей жене и ребёнку. Им вроде хватает.
   -Удивительно. Я так не могу, - нечто в слове "отсылаю" мне не понравилось.
   -Мне примерно столько, сколько и вам. Прикиньте, сколько нам осталось жить. От силы ещё такой же отрезок времени. Зачем мучиться?
   -А вы жестокий человек, - сказал я. - Вы хоть ребёнка навещаете?
   -Жалость, сострадание, любопытство, пренебрежение профессиональным долгом и пустословие я победил давно. Это детские болезни. А всякие жесты тоже ничего не значат, об этом надо помнить. Ребёнок... Он болен церебральным, кажется, параличом. Я его не навещаю.
   -Почему?!
   -Подобные заболевания не входят в сферу моих научных интересов. Я упоминал об этом. Я врач-психолог.
  
   Двигаясь мимо стены, я закутывался в свой плащ. Ветер свистел, капал редкий дождь. Светофор вдали мелькал разными огнями. Лаяли во дворах собаки и шуршали автомобили. Мысли шевелились в дебрях мозговой коры. Никогда больше не пойду к этому жестокому типу.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"