Аннотация: Рассказы о праздновании Красной Горки и Радоницы при СССР и чуть позже. О душевном-духовном состоянии
Красная горка
8 мая 2021
Красная Горка, Антипасха. Празднуется в первое воскресение после праздника Пасхи.
Православие.
После Православной Пасхи, у нас ещё - Антипасха, в народе почему-то называют - "красная горка" .
Покойные матушка, бабушка, готовились к Антипасхе как к Пасхе. Обязательно красили яйца
"Главный краситель" у нас - луковая шелуха. В кастрюлю кладёшь шелухи побольше, ложку соли, и на слабом огне, с открытой крышкой, часа 2 варишь. Оставляешь в этой воде пока она не остынет до состояния - "рука терпит". Берёшь тряпочки. Одну пропитанную постным маслом, одну сухую. Счищая прилипшую шелуху руками и протирая поочерёдно горячие яйца масляной тряпочкой. Потом сухой. Яйца, остывая, начинают блестеть как покрытые лаком.
Пасху делали, последнее время - две. Одну простую, одну шоколадную, Когда в творог натираешь немного, по вкусу - шоколад. Это была главная еда , настолько вкусно, не остановишься "махать ложкой в рот".
Ещё, покойная матушка, всегда старалась поминать усопших . Посему, на праздничном столе у нас всегда была кутья. С грустинкой, матушка говорила : Царство вам Небесное мама, папа...(перечисляла усопших) Потом приговаривала : садитесь с нами за стол.
От творожной пасхи и кутьи, шёл нежный, приятный, сладковато-кисловатый запах ванили. Пахло - "праздником", возбуждая аппетит.
Кутью и пасху, яйца, матушка носила "святить" в ближайшую кладбищенскую церковь, по возможности. Начиная с субботы, у церкви дежурила милиция.
Церковь, расположена на кладбище. В ночь на Пасху, её старались окружить максимальным кольцом милиции и дружинников. Атеизм, во всей своей какой-то нечеловеческой злобе, требовал от людей не ходить даже к церковке. Пацаны, рвались через ограду кладбища к церкви ближе ( что там будет?), за ними гонялись дружинники. Чем мешали верующие советским безбожникам ? Те времена, очень хорошо описывает покойный пр. Дмитрий Дудко. В перестройку становилось всё проще.
Разница в ощущении праздников - Пасхи и Антипасхи, пожалуй такова.
Пасха, это какой-то душевный, духовный восторг. Одна старушка, прислуживавшая в том храме, уже в 00ые гг говорила мне .
"Вот, смотри, смотри, у некоторых людей на лицах жёлтые пятнышки, отблески"....
Сначала , мне ничего не виделось, хотя ещё кто-то подсказывал - "вот-вот"... А потом, как-то неожиданно - точно ! Вот, вот у кого-то... Ещё... Что это, мне непонятно, да и не интересуюсь. Но потом, бывая на утренней службе в церкви, на Пасху, замечал сам.
А Антипасха, она уже - с грустинкой. Как писал В.С.Высоцкий
"Вроде всё как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,..."
В.С.Высоцкий(Он не вернулся из боя).
Детство
На столе на "красную горку"(да и на многие другие), опять пасха, яйца, кутья. Обязательно - щи наваристые, лучше из мяса двух сортов - свинины и говядины. На второе были : картошка, закуски, салаты, компоты и кисель. Покушав утром, еду убирали, кроме кутьи, пасхи и яиц. Их ставили в холодильник только к вечеру. А ещё в это воскресение, ездили на кладбище. На могилку покойной бабушки. Радиница приходится на рабочий день, поэтому родители ехали помянуть предков в первое воскресение, на Антипасху.
Покойная матушка тихонько плакала у могилки, приговаривая:" с праздником мама, вот и Пасха пришла..."
Да, пора и мне пойти готовиться к "красной горке". Антипасхе.
Христос воскресе. Воистину воскрес!
После Пасхи - Радоница
Очень большой день для помина всех усопших, ушедших от нас в разные века, годы, по разному.
Мои деды погибли в ВОВ. Как их не помянуть... Тем более сейчас, когда на Родину вновь напали и внутри и снаружи. Внутри, те кто жил в большинстве очень хорошо и не видел, не хотел видеть ничего, кроме своего удовольствия. Снаружи, напали те кто веками считает всех вокруг теми, кто должен быть им рабами. Кто хочет использовать и ресурсы, и людей - использовать-пользовать. Украинцы сейчас согласились забыть свою Веру. В России веками борются за право быть такими какими хотят. За это нам с запада и достаётся.
Радоница. Помянем усопших родителей, бабушек-дедушек, у кого умерли как у меня. Они голодали, работали сверх сил с детского возраста ради того, чтобы мы - их дети-внуки-правнуки, жили без войны. В достатке. Не всё получилось. Многие живые старики и пожилые, живут хуже чем в СССР 70-80ых.
Нельзя забывать родные могилки, все там будем. Есть могила неизвестного, как сейчас говорят - спонсора вероятно, как сейчас принято говорить. Камень, с выбитыми словами и датами на нём.
Под камнем покоится прах человека заслужившего слова - "Друг бедных".
Многие, вроде верующие, не подадут даже записку об упокоении на этот день. Хорошо если дома вспомнят, помянут как умеют. А матушка, по возможности в этот день, ездила в церковь, собирала еду, ехали на кладбища. Там немного прибирались и поминали, покушав как правило в первую очередь - крашенные уже на Антипасху яички, блины.
Потом дома, обязательно накрывала на стол. зажигала свечу. Отдельно ставились тарелка, стакан, ложка для усопших. Традиция. К концу жизни она уже не всплакивала по родителям, братьям-сёстрам. Лицо становилось сильно-грустным. Изредка вытерала слезу.
Боль потери не забывается, она словно земля - зарастает суетой, любовью, делами... Как обгоревшая земля со временем зарастает травкой, деревьями, но долго ещё под травой, если копнуть, находишь обгорелые остатки пожарища и былого здесь.
Так и наша душа, ощущает потерю словно заросший шрам.
К старости болят старые переломы. Пока тело не уйдёт туда, куда все уходят.