Кончеев : другие произведения.

А. Кончеев "Смерть Мандельштама"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.39*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гений -- удивительный, тончайший и изысканнейший поэт -- попадает в советскую тюрьму, да еще в 30-е годы. Он должен умереть.

Смерть Мандельштама

      Мандельштам умер в лагере. Ходит несколько легенд, но фактов нет. Известно, что Мандельштам был болен физически и психически. Его не надо было истязать следователям НКВД, я думаю, его совсем и не истязали.
      После первого ареста он вышел уже явно полупомешанным и смертельно запуганным. Он даже пытался написать панегирик своему палачу - Сталину. Лучше мог бы сочинить любой пятиклассник того времени. Собственно те стихи о Сталине, за которые он пострадал, тоже далеко не шедевр. На удивление глупые. "Сверкают его голенища", что-то про пальцы, которые сравниваются с сосисками, "усищи", и т. п. Мандельштам сочинял стихи весьма своеобразно, так что эти злосчастные наполненные ненавистью строки, видимо, вылились из него совершенно спонтанно. Обычно у него появлялось только несколько слов будущего стиха, общая мелодия и, вероятно, приблизительный смысл. Дальше появлялось все недостающее и удивительно удачно находило свои места.
      Свои шедевры из сборника "Камень" он создал в благословенное первое десятилетие XX века, ну и в самом начале второго. Пожилой Мандельштам зрелище печальное. Какие-то потуги вписаться в "советскую действительность", арест, безденежье (добрые люди, старые друзья, не давали умереть с голоду) и полная неустроенность бытовой жизни. Последнее, впрочем, было не вина системы, а выражение богемной идеологии того, а отчасти и нашего, времени. Таких "советских" интеллигентов как он и его жена у нас всегда было предостаточно. Немытая посуда, непонятно какая еда, бесконечное курение и болтовня на высокие и не очень темы. Разница только в том, что Мандельштам - великий поэт, редкостный гений.
      Мандельштам не ошибся в своем гениальном поэтическом прозрении. Ему действительно бросился на плечи век-волкодав и не убил его т. к. этот говеный век может убить человека, но не может убить поэта.
      Говорят, что незадолго перед смертью, он дошел до такого одичания и оголодания, что доедал объедки, которые вылавливал на тюремной помойке. Легенда, конечно. Да, и какие объедки на тюремной помойке в те времена? Впрочем, если бы я и сам это увидел, это ничуть не повлияло бы на мое понимание и восприятие этой уникальной личности.
      Сломленный злосчастной судьбой, с больной психикой и нервами, гений его мог быть для него только, наверное, смертельным грузом. Гений - удивительный, тончайший и изящнейший поэт - попадает в советскую тюрьму, да еще в конце 30-х годов. Он должен умереть.
      У него было слабое здоровье, хрупкая конституция, ранимая психика. В ссылке, в Воронеже, да и еще в каких-то других местах, это несчастный, страдающий, не видящий никакого исхода из своей безотрадной ситуации человек. У него любящая и любимая жена. Судьба, любящая повторения и пародии, наградила его, как и еще некоторых русских гениев, преданной половиной - ангелом, посланным, наверное, из высших сфер, но оказавшимся бессильным спасти своего подопечного. Он умер. Где, когда? Есть гипотезы, документы, которым трудно верить. Для окружавших его в его последние дни, это был не гениальный поэт, а тщедушный, никчемный, еврей-интеллигентишка, больной и полусумасшедший, а может и полностью сумасшедший. Последнее мне кажется даже более правдоподобным.
      Я как-то не горюю по поводу его столь страшной судьбы. Плоть сгинула, и бог с ней. Я знаю, что всегда для меня будут сверкать голубые песцы в своей первозданной красе, льющиеся из великой и многострадальной души бессмертного поэта.
      На фотографиях Мандельштам иногда мне кажется похожим на верблюда.

          На длинных, не русских ногах
          Стоит, улыбаясь некстати,
          А шерсть у него на боках,
          Как вата в столетнем халате.

          Должно быть, молясь на восток,
          Кочевники перемудрили,
          В подшерсток втирали песок
          И ржавой колючкой кормили.

          Горбатую царскую плоть,
          Престол нищеты и терпенья,
          Нещедрый пустынник-господь
          Слепил из отходов творенья.

          И в ноздри вложили замок,
          А в душу - печаль и величье,
          И верно с тех пор погремок
          На шее болтается птичьей.

          По Черным и Красным пескам,
          По дикому зною бродяжил,
          К чужим пристрастился тюкам,
          Копейки под старость не нажил.

          Привыкла верблюжья душа
          К пустыне, тюкам и побоям.
          А все-таки жизнь хороша,
          И мы в ней чего-нибудь стоим.

     Почему-то от этих строк Арсения Тарковского у меня возникает образ Мандельштама. Может, он его и имел в виду, когда писал это стихотворение? "Печаль и величье". Отлично сказано: коротко и удивительно точно.

1998-2002

Через несколько лет после написания этого наброска о Мандельштаме, я наткнулся на мнение Набокова о нем и его судьбе. Вот оно.

Набоков о Мандельштаме
(Из интервью для нью-йоркской телепрограммы "TELEVISION 13", 1965 г. [Американский период СС, Санкт-Петербург, 1997, т. 3, с. 559])

      Советская литература... Что ж, в первые годы после большевистской революции, в двадцатые, в начале тридцатых, среди гнусных общих мест советской пропаганды еще различался угасающий голос прежней культуры. Примитивный и банальный умственный склад политики принуждения - собственно, любой политики - способен породить только примитивное и банальное искусство. Это особенно верно в отношении так называемого "социалистического реализма" и "пролетарской" литературы, опекаемой советским полицейским государством. Его воинствующие болваны постепенно истребили по-настоящему талантливых авторов, особую, наделенную хрупким даром разновидность человека. Возможно, одним из самых печальных случаев был случай Осипа Мандельштама - восхитительного поэта, лучшего поэта из пытавшихся выжить в России при Советах, - эта скотская и тупая власть подвергла его гонениям и в конце концов загубила в одном из далеких концентрационных лагерей. Стихи, которые он героически продолжал писать, пока безумие не затмило его ясный дар, - это изумительные образчики того, на что способен человеческий разум в его глубочайших и высших проявлениях. Чтение их усиливает здоровое презрение к советской дикости. Тиранам и палачем никогда не удастся скрыть за космической акробатикой свою комическую спотыкливость. Презрительный смех дело хорошее, но его не хватает, чтобы снять с души камень. И когда я читаю стихи Мандельштама, написанные при мерзостном правлении этих скотов, я испытываю подобие беспомощного стыда за то, что я волен жить, думать, писать и говорить в свободной части мира... Вот те единственные минуты, в которые свобода становится горькой.

 Copyright  © Кончеев (e-mail:  falter@hotmail.com), 2002


Оценка: 4.39*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"