|
|
||
В этом эссе разъяснены некоторые аспекты связанные с идеей Великого Делания. Я ответил на вопросы, которые неизбежно должны были возникнуть, и на которые я сам себе в свое время обязан был ответить. |
www.koncheev.narod.ru - сайт Кончеева на Народе Ответы Кончеева на вопросы о Великом Делании Если все существа, это одно и то же существо, то почему же слияние какого-нибудь одного существа с богом не приводит к спасению и всего мира? Может быть, все-таки, как это и признается всеми мудрецами, Великое Делание должно совершаться каждым индивидуально и действенно потому может быть только индивидуальное спасение?
В принципе Великое Делание в каком-то смысле тоже является индивидуальным спасением и освобождением. Только оно по своему характеру будет совсем иное, чем то, что производилось всегда до этого. Подразумевается, что тот, кто осознал себя брахманом, тем самым и освободился. И действительно, если он брахман, чего еще желать, куда стремиться? Остается исчерпать карму и навсегда слиться с началом начал. В таком представлении есть скрытое противоречие. Практически всякий адепт, Бодхисаттва, Будда, естественным образом сочувствует непросветленному миру и желает его просветления и освобождения не меньше, чем некогда желал его себе самому. Однако, каждый в этом мире отвечает сам за себя, и потому индивидуальный труд никто ни за кого сделать не может. И вот Высший Адепт завершает свой путь и становится Брахманом. Казалось бы, будучи всесильным Брахманом, первое, что он должен сделать, так это осуществить то, чего он больше всего хотел, находясь еще в этом мире. То есть взять и спасти весь мир, раз и навсегда. Но он этого почему-то не делает. Почему? Вопрос этот редко кто так прямо формулирует, но отвечают на него постоянно. Собственно, любая солидная философская, религиозная или мистическая концепция обязательно содержит ту или иную теорию, объясняющую это недоразумение. Всякому разумному человеку ясно, что понятия о добре и зле относительны. Зло в одном каком-то отношении в другом добро. Мир потому не добр и не зол и спасаться никому и не от чего не надо. Естественно потому, что и все рассуждения на эту тему просто пустопорожний треп.
Это не вопрос, а точка зрения. Вопрос, из нее вытекающий, мог бы быть таким: не дурак ли тот, кто занимается такими пустыми вопросами? Да, никому нельзя избежать в жизни тех или иных неприятностей, но стоит ли так все драматизировать и вообще разводить такой пессимизм? Я не верю ни в какое спасение, а нагнетание пессимизмом всяких мраков отравляет мое непосредственное здесь и сейчас, которое не всегда так уж плохо. Вообще диапазон состояний, переживаемых субъектом, колеблется от величайшего блаженства и экстаза до самого глубокого мрака и невообразимого страдания. Вам хорошо сейчас потому, что вы находитесь в крепости вашей конкретной для данного момента индивидуальности. И естественно вы хотите пребывать в таком, благоприятном положении вечно. Но ничто не вечно под луной. Те же люди, которые попадают в менее благоприятные состояния, чем ваше, начинают искать выход. Мейстер Экхарт сказал: 'Быстрейший конь, несущий нас к совершенству, есть страдание'. У него это звучит как бы даже в похвалу страданию. И некоторые Учителя даже призывают искать страдания, чтобы побыстрее прогрессировать. Что ж в этом есть и рациональное зерно, но у этой медали есть и обратная сторона. В результате духовного развития, у человека развивается и способность сострадать. Те продвинутые Адепты, которые похваляются своим бесстрастием и неподвластностью никаким страданиям, в сущности, расписываются в том, что у них уже начался процесс деградации. Сначала такой Адепт становится по ту сторону добра и зла, потом становится крутым магом, которому проблемы простых смертных по барабану, потом черным магом, потом голодным духом, потом человеком, которому, в общем-то, пока не плохо, а хорошо бы, чтобы было хорошо всегда. Это нормальное и естественное желание. И Великое Делание, собственно, желание это и удовлетворит. Главное, оно устранит для бессмертного духа какую-либо возможность попадания в отрицательные состояния и возможность пребывания в них. Из того факта, что все люди одно и то же существо следует, что вообще есть только одно существо, т. е. - солипсизм. Значит, для меня есть только я, а для вас есть только вы и так далее. Так, как же может совершить Великое Делание кто-то еще кроме меня, если кроме меня никого больше нет? Каждый может его совершить только для себя, а значит только индивидуально. Вот, я вас и опроверг. В чем же опровержение? Я же не говорю, что Великое Делание совершится само собой, хотя и это можно было бы предположить. Правда, такое предположение не выдерживает критики. Мир уже давно закончился бы навсегда сам собой, если бы это было возможно. Он ведь бесконечен во времени. Но Великое Делание будет совершать Высший Адепт, а он, по сути, такая же монада, как и любой другой. Понимаете, солипсизм не говорит, как мне кажется, что кроме меня никого нет. То есть можно его понять и так, но можно и не понимать, и второе нам и ближе, и естественнее почему-то. То есть, навязывающееся солипсисту представление о множественности подобных ему индивидуальностей имеет какой-то смысл и какую-то реальность. Собственно, если вы станете на точку зрения строгого солипсиста и совершите Великое Делание, действительно совершите его, а не индивидуальное освобождение, то это будет так. Все же остальные, если они все-таки реальны, освободятся вместе с вами. Если же кроме вас никого нет, а мы все только ваша иллюзия, то все равно спасти вас может только Великое Делание, потому что простое слияние с Абсолютом, то есть с самим собой, в сущности, просто вернет вас в то статус кво, в котором вы сейчас и пребываете. Совершение же Великого Делание кем бы то ни было другим помимо вас самих, будет выглядеть для вас, как строгого солипсиста, просто окончанием мирового процесса и освобождением как бы происшедшим само собой. Правда, после Великого Делания вы станете брахманом, абсолютом, а потому будете обладать всеведением, а, значит, точно знать один вы были на свете или мы тоже присутствовали. Меня больше всего в ваших теориях смущает то, что Великое Делание никто не совершил до сих пор. Такого просто не может быть, если оно вообще возможно. Значит, надо сделать вывод, что оно невозможно и не произойдет никогда и ни при каких условиях.
Первое время этот вопрос смущал и меня самого. Сама идея Великого Делания и происходящего в результате него спасения всего мира, как результат просветления Первоначала представлялась и представляется мне совершенно несомненной. Не потому, что она философски безупречна. Нет. Я прекрасно вижу все те возражения, которые ей может предъявить философия. Но. Идея эта, во-первых, полностью устраняет все нелепости понимания бытия мира, вроде свободной воли творить зло, злодея-бога, или доброго бога, сотворяющего абсолютное зло - дьявола и т. п., во-вторых, подтверждается общим направлением всей деятельности, происходящей в мире, и, в-третьих, она открылась мне в результате трансфизического опыта неимоверной глубины. Я, собственно, и осознал-то ее далеко не сразу, а вначале постепенно, потом же увидев ее сразу в мгновенном озарении. Хорошо, скажете вы, и будете совершенно правы, какое кому дело до ваших трансфизических озарений? Мало ли у кого как крыша подъезжает? Но я-то знаю, что я совершенно нормален, а, кроме того, я Высший Адепт, а потому могу разобраться в том, что во мне происходит и почему, и по той же причине я не могу врать или мне незачем это делать. В конце концов, я же не настаиваю на том, чтобы мне хоть кто-нибудь верил. 001 Привожу прекрасное размышление на эту тему Эдгара Бартенева, изложенное в письме ко мне по поводу приведенной мною в "Великом Делании" цитаты из Скота Эриугены: "Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое "что"". "Замечание по поводу Эриугены: Знать что-то, значит, быть отличным от самого себя, который это что-то знает. Разница тут такая же, как между я и не-я. Знание как таковое не присуще априори тому, кто знает - этим и обосновывается возможность знания. Поэтому бог Эриугены ничего не знает - потому что в тот момент, когда он начинает знать что-то, он перестает быть первосущностью.
www.koncheev.narod.ru - сайт Кончеева на Народе Copyright Џ Кончеев (e-mail: falter51@hotmail.com), 2003 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"