Комаровский Алексей Валентинович : другие произведения.

Ряженые черти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Накануне наполеоновского вторжения в Россию поручик лейбгусарского полка Петр Воронцов наставляет рога придворному французскому шпиону и изгоняется со службы. С помощью случайно выигранного в карты крепостного театра гусар восстанавливает свой статус-кво, разоблачает заговор и спасает Россию".

  НАТ. ПОМЕЩИЧЬЯ УСАДЬБА - ДЕНЬ
   Тиры: Ноябрь 1834 года. Имение Воронцовка. Россия.
   Осенняя погода. К крыльцу помещичьей усадьбы подъезжает коляска, запряженная гнедой лошадью, которой правит пожилой кучер. В коляске сидит молодой человек лет двадцати с тонкими усиками по имени МИШЕЛЬ. На нем форма корнета лейб-гвардии гусарского полка.
  
   МИШЕЛЬ выскакивает из коляски и стремительной походкой взбегает по ступеням украшенного колоннами парадного входа.
  
   ИНТ. ПОМЕЩИЧЬЯ УСАДЬБА - ДЕНЬ
   МИШЕЛЬ проходит в дом и громко сообщает о своем прибытии.
  
   МИШЕЛЬ
   Дядюшка! Я приехал!
  
   Навстречу МИШЕЛЮ выходит его дядя Петр ВОРОНЦОВ, мужчина сорока с небольшим лет, одетый в домашний халат. У него слегка тронутая сединой шевелюра и густые гусарские усы. ВОРОНЦОВ раскрывает объятия.
  
   ВОРОНЦОВ
   (иронично)
   Бонжур, дорогой племянник! Прибыл похвастаться новым мундиром?
  
   МИШЕЛЬ
   (радостно улыбаясь)
   Корнет лейб-гвардии гусарского полка собственной персоной!
  
   ВОРОНЦОВ
   Нашего полку прибыло? Похвально, сударь, похвально!
  
   ВОРОНЦОВ одобрительно хлопает племянника по плечу, а затем поворачивается и кричит в комнаты.
  
   ВОРОНЦОВ
   Аграфена Евлампиевна! Маменька! Идите скорее сюда, Мишель приехал!
  
   Появляются жена ВОРОНЦОВА, АГРАФЕНА Евлампиевна, одетая в домашнее платье, и его МАМЕНЬКА в чепце. Увидев МИШЕЛЯ, они радостно устремляются к нему.
  
   МАМЕНЬКА
   Мишенька, дорогой! Как же я рада тебя видеть!
  
   АГРАФЕНА
   Вы только взгляните, каков красавец?
   (мужу)
   Просто вылитый ты в молодости.
  
   ВОРОНЦОВ
   Ну, ладно, ладно. Будет вам. Еще налюбуетесь. Аграфена Евлампиевна, потрудитесь распорядиться, чтобы Яшка приготовил к обеду что-нибудь эдакое, как он умеет!
   (племяннику)
   А пока, молодой человек, предлагаю пройти в кабинет, пропустить по стаканчику перед обедом.
  
   ИНТ. КАБИНЕТ ВОРОНЦОВА - ДЕНЬ
  
   На стене висит большой портрет ВОРОНЦОВА в молодости в точно таком же мундире, как на племяннике. Стены кабинета украшены звериными шкурами, персидскими коврами и оружием. ВОРОНЦОВ и МИШЕЛЬ сидят с фужерами в руках за небольшим столиком, на котором стоит початая бутылка французского коньяка. ВОРОНЦОВ, вальяжно развалившись, курит трубку с длинным мундштуком.
  
   ВОРОНЦОВ
   Ну, и как тебе служба, Мишель? Вирши писать еще не бросил? Или твой пегас не так резв под гусарским седлом?
  
   МИШЕЛЬ
   Да нет, отнюдь. Пегас мой бодр и бьёт копытом.
  
   Лицо МИШЕЛЯ приобретает серьезное выражение.
  
   МИШЕЛЬ
   Задумал я давеча сочинить поэму о войне двенадцатого года. А поскольку ты её участник, мне понадобится твоя помощь.
  
   ВОРОНЦОВ
   Славная затея! И чем же тебе сможет помочь твой старый дядюшка?
  
   МИШЕЛЬ
   Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва спаленная пожаром была французам отдана? И отчего она вдруг загорелась?
  
   (После этих слов зритель должен догадаться, что МИШЕЛЬ - это юный Михаил Лермонтов, который действительно в ноябре 1834 года получил чин корнета Лейб-гвардии гусарского полка)
  
   ВОРОНЦОВ внимательно смотрит на племянника.
  
   ВОРОНЦОВ
   Из-за чего загорелась Москва? Не хотел никому про это рассказывать. Но, так и быть, тебе сознаюсь.
  
   На лице ВОРОНЦОВА появляется таинственное выражение.
  
   ВОРОНЦОВ
   Так вышло, что Москва загорелась из-за меня...
  
   Видя удивление на лице МИШЕЛЯ, ВОРОНЦОВ улыбается.
  
   ВОРОНЦОВ
   Но началась вся эта история не в Москве, а в далёком Париже....
  
   ИНТ. КАБИНЕТ НАПОЛЕОНА - ДЕНЬ.
  
   Титры: Февраль 1811 года. Париж. Франция.
  
   Рука БРАДОБРЕЯ намыливает лицо НАПОЛЕОНА Бонапарта. НАПОЛЕОН Бонапарт сидит около письменного стола. На столе расстелена карта восточного полушария. Перед столом стоит граф ЛОРИСТОН, одетый в мундир дивизионного генерала.
  
   НАПОЛЕОН
   Послушайте, Лористон, я решил назначить вас посланником в Россию. Ваша задача - склонить императора Александра принять моё предложение о совместном походе в Индию.
  
   БРАДОБРЕЙ проводит бритвой по намыленной щеке Наполеона. Не обращая на него внимания, Наполеон протягивает руку к карте. Палец НАПОЛЕОНА утыкается в центр полуострова Индостан.
  
   НАПОЛЕОН
   Я планировал осуществить эту кампанию ещё с его покойным батюшкой. Но проклятые англичане нашли способ помешать моим планам, убив императора Павла. Чужими руками, конечно.
  
   Наполовину выбритый НАПОЛЕОН пристально смотрит на ЛОРИСТОНА.
  
   НАПОЛЕОН
   Вы же знаете этих пожирателей пудинга?
  
   ЛОРИСТОН
   О да, мой император. Эти пожиратели пудинга способны на любую гнусность!
  
   Открывается боковая дверь. БРАДОБРЕЙ, НАПОЛЕОН и ЛОРИСТОН поворачивают головы. В кабинет заглядывает ЖОЗЕФИНА. Она подмигивает НАПОЛЕОНУ.
  
   ЖОЗЕФИНА
   (игриво)
   Боня! твоя Жужу скучает...
  
   НАПОЛЕОН смущенно смотрит на ЛОРИСТОНА. БРАДОБРЕЙ невозмутимо продолжает свою работу.
  
   НАПОЛЕОН
   (ЖОЗЕФИНЕ)
   Миль пардон, мон ами! Твой император слегка занят государственными делами.
  
   ЖОЗЕФИНА
   (недовольно)
   Но, Боня...
  
   Наполовину выбритый НАПОЛЕОН с еще намыленным лицом отстраняет БРАДОБРЕЯ, встает со стула, подходит к двери и пытается закрыть её перед носом ЖОЗЕФИНЫ. ЖОЗЕФИНА упирается.
  
   НАПОЛЕОН
   Дорогая, никаких "но"!
  
   НАПОЛЕОН с усилием захлопывает дверь. ЖОЗЕФИНА взвизгивает, будто ей что-то прищемили. НАПОЛЕОН возвращается на свое место.
  
   НАПОЛЕОН
   Итак, Лористон, я желаю вам удачи в России. Франция рассчитывает на вас.
  
   ЛОРИСТОН
   (предано)
   Мой император, я сделаю всё!
  
   НАПОЛЕОН
   Кстати, в Петербурге вы будете не одиноки. Вам будет помогать наш тамошний придворный шпион.
  
   БРАДОБРЕЙ всё так же невозмутимо продолжает свою работу.
  
   НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
  
   Титры: Июнь 1812 года. Петербург. Россия.
  
   По улице быстро едет богато украшенная карета. Прохожие в испуге жмутся к стенам домов.
  
   ИНТ. КАРЕТА - ДЕНЬ
  
   В карете едут ЛОРИСТОН и князь ТЩЕСЛАВСКИЙ, пожилой вельможа, одетый в роскошный придворный мундир.
  
   ЛОРИСТОН
   (раздраженно)
   Ваш царь абсолютно не желает слушать голос разума. Целый год я уговаривал его принять наши условия, но всё впустую. Поэтому мой император решил силой принудить вашего присоединится к его плану.
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ внимательно слушает каждое слово ЛОРИСТОНА.
  
   ЛОРИСТОН
   Россия должна проиграть эту войну, заключить мир и вместе с Францией выступить в поход на Индию. А вы, мсье, должны приложить все усилия, чтобы убедить Александра поскорее согласиться на наши условия.
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   (подобострастно)
   Не извольте беспокоиться, мсье! Я постараюсь...
  
   ЛОРИСТОН
   Конечно, постараетесь. В противном случае, царь Александр узнает, кому вы служите на самом деле. Надеюсь, не нужно объяснять, где вы тогда окажетесь?
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ отрицательно кивает головой.
  
   ЛОРИСТОН
   Поэтому выбирайте: или Индия, или Сибирь.
  
   НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
  
   По улице среди прохожих идет парень лет 25-30-ти. Это ЯШКА, камердинер ВОРОНЦОВА. У него густая темная шевелюра, небольшая бородка и тонкий нос с горбинкой (если постричь и побрить - похож на Наполеона). В руках он несет корзину с продуктами, из которой свешивается большой пучок зелени и куриные ноги.
  
   Карета с ЛОРИСТОНОМ и ТЩЕСЛАВСКИМ на полном ходу проскакивает по большой луже мимо ЯШКИ, обдав его грязью.
  
   ЯШКА вытирает густо забрызганное лицо и с сожалением смотрит на залитую грязью корзину.
  
   ЯШКА
   (вслед карете)
   Экая сволочь! Все продукты загадил...
   (к прохожему)
   Не знаете, любезный, кто был этот невежа?
  
   ПРОХОЖИЙ
   Это карета их сиятельства князя Тщеславского. Камергера Его Императорского Величества Александра Палыча!
  
   ЯШКА зло сплевывает в след уехавшей карете.
  
   НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
   Карета ТЩЕСЛАВСКОГО останавливается на Дворцовой набережной, недалеко от французского посольства. Из нее выходит ЛОРИСТОН и прощается с ТЩЕСЛАВСКИМ.
  
   ЛОРИСТОН
   Оревуар, мсье Тщеславски. И помните: или Индия, или Сибирь.
  
   Карета ТЩЕСЛАВСКОГО трогается с места.
  
   НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
  
   Карета подъезжает к роскошному особняку. Из кареты выходит ТЩЕСЛАВСКИЙ и заходит внутрь.
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - ДЕНЬ
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ проходит анфиладу комнат, подходит к закрытой двери спальни и распахивает её.
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Дорогая, я дома!
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - СПАЛЬНЯ - ДЕНЬ
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ теряет дар речи. Перед его взором предстает широкая кровать в стиле ампир.
   На кровати в изумлении застыла его супруга - княгиня ТЩЕСЛАВСКАЯ, красивая пышногрудая дама лет 30-35-ти, и молодой 25-ти летний ВОРОНЦОВ. Оба в неглиже.
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   (мужу)
   О, мон шер, вы так внезапны!
  
   ВОРОНЦОВ
   (княгине)
   Прости, Зизи. Мне, кажется, пора!
  
   ВОРОНЦОВ вскакивает с постели, сгребает в охапку лежащие на полу лейб-гусарский мундир, кивер, саблю и выпрыгивает в распахнутое окно.
  
   Побагровевший от гнева ТЩЕСЛАВСКИЙ бросается к окну.
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Стоять! Догнать! Схватить мерзавца!
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ хватает висящее на стене ружье, целится вслед убегающему ВОРОНЦОВУ, но вдруг начинает хватать воздух ртом, хватается за сердце и грузно оседает на пол.
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   (хрипло)
   Воды...
  
   ИНТ. КВАРТИРА ВОРОНЦОВА - КУХНЯ - ДЕНЬ
  
   Полная кастрюля воды. Руки ЯШКИ ставят её на плиту. Рядом на плите кипит еще одна кастрюля.
  
   Одетый в поварской колпак ЯШКА открывает крышку кипящей кастрюли и достает оттуда лягушачью лапку. Придав своему лицу торжественное выражение, он осторожно подносит её ко рту.
  
   Внезапно раздается стук входной двери. ЯШКА бросает лапку назад в кастрюлю и испугано поворачивается. Входит растрепанный ВОРОНЦОВ.
  
   ВОРОНЦОВ
   (морщась)
   Яшка! Что у тебя так воняет, подлец? Опять дурью маешься? Опять мне французскую кухню устраиваешь?
  
   ЯШКА
   (оправдываясь)
   Я, это, барин... не извольте беспокоиться. Все будет шарман. Потом пальчики облизывать будете.
  
   ВОРОНЦОВ
   (продолжая принюхиваться)
   Так... снова хочешь меня улитками накормить? Да что ж у тебя так воняет?!
  
   ВОРОНЦОВ снимает крышку кастрюли и зажимает нос.
  
   ЯШКА
   Ну, что вы, барин, какие улитки? На этот раз никаких улиток....
  
   ВОРОНЦОВ, не разжимая нос, кивает на содержимое кастрюли.
  
   ВОРОНЦОВ
   Что это?!
  
   ЯШКА
   (смущенно)
   Французский деликатес. Лягушачьи лапки. Сам ловил...
  
   ВОРОНЦОВ
   Лягушачьи? Фу! Идиот, немедленно выкинь эту дрянь!
  
   ЯШКА
   Я так понимаю, барин, мой французский сыр вам тоже не понравится...
  
   ЯШКА достает блюдо, на котором лежит почерневшая и мохнатая от плесени головка сыра.
  
   ЯШКА
   (гордо)
   Вот, месяц готовил!
  
   ВОРОНЦОВ нюхает воздух, меняется в лице и вдруг, не говоря ни слова и сдерживая приступ тошноты, выхватывает блюдо из рук ЯШКИ и выбрасывает сыр в открытое окно.
  
   Слышно, как за окном кто-то начинает отчаянно чертыхаться и сыпать проклятиями.
  
   ВОРОНЦОВ
   (с сарказмом)
   Ну, спасибо тебе, Яшка. Уж накормил, так накормил. Молчи, подлец!
  
   ВОРОНЦОВ берется за ручку двери.
  
   ВОРОНЦОВ
   Я поужинаю в полку. И проветри здесь всё, кулинар!
  
   ИНТ. ПОЛКОВОЙ КЛУБ - ВЕЧЕР
  
   Просторное помещение, уставленное карточными столами, за которыми ведут игру гусарские офицеры. Один гусар играет на гитаре. Другие гусары слушают гитару или непринужденно общаются с рюмками в руках.
  
   За карточным столом сидит ВОРОНЦОВ и еще двое офицеров. Вдруг сидящий напротив ВОРОНЦОВА корнет ЖОРЖ Тщеславский, племянник камергера ТЩЕСЛАВСКОГО, в сердцах бросает карты на пол. Весь пол устлан ковром из брошенных карт.
  
   ЖОРЖ
   Воронцов, с вами играть, что с самим дьяволом! Вам просто чертовски везёт в картах!
  
   ВОРОНЦОВ, довольно улыбаясь, придвигает к себе ворох выигранных купюр.
  
   ВОРОНЦОВ
   Не расстраивайтесь, Тщеславский, возможно сегодня просто не ваш день. Не везет в картах - повезет в любви!
  
   ЖОРЖ
   (с досадой)
   Ах, если бы, Воронцов! Но за вами и здесь невозможно угнаться!
  
   Сидящий рядом ротмистр БЕССТЫЖЕВ утешительно обнимает за плечи расстроенного ЖОРЖА.
  
   БЕССТЫЖЕВ
   (саркастически)
   Что поделать, дорогой Жорж? Нашему поручику чертовски везет не только в картах, но также и в делах амурных. Во всяком случае, пока.
  
   ЖОРЖ
   (ВОРОНЦОВУ)
   А вы не боитесь, поручик, что эти амурные дела однажды заведут вас прямо под венец? А тогда - прощай гусарское счастье.
  
   ВОРОНЦОВ
   (довольно улыбаясь)
   Не боюсь, господа! Как-то еще в детстве цыганка нагадала мне смерть от злой жены. С тех пор я испытываю непреодолимое отвращение к женитьбе.
  
   ВОРОНЦОВ обводит взглядом сидящих за столом и хитро прищуривается.
  
   ВОРОНЦОВ
   Хотя интуиция мне подсказывает, что однажды это предсказание всё-таки сбудется. Но, по крайней мере, я стараюсь сделать всё, чтобы оно сбылось как можно позже.
  
   БЕССТЫЖЕВ
   М-да, весь Петербург только и сплетничает про эти ваши "старания".
  
   ВОРОНЦОВ
   (самодовольно)
   Однако, господа, пока эти "старания" не доставили мне никаких неприятностей. Наоборот, одни сплошные приятности. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!
  
   Внезапно раздается тревожный звук трубы. В клуб вбегает запыхавшийся УНТЕР-ОФИЦЕР.
  
   УНТЕР-ОФИЦЕР
   Господа-гусары! Срочное построение!
  
   НАТ. ПЛАЦ - ВЕЧЕР
   Хмурое вечернее небо. Гремит гром. На плацу выстроен лейб-гвардии гусарский полк. Среди гусар находится и ВОРОНЦОВ. Командир полка - седой ГЕНЕРАЛ-МАЙОР держит в руках развернутый свиток. Но не читает, а говорит от себя.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Указом Его Императорского Величества за оскорбление чести и достоинства Его Сиятельства князя Тщеславского...
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР делает паузу и обводит взглядом строй гусар, застывших в тревожном ожидании. Удовлетворившись драматическим эффектом, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР продолжает.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Поручика лейб-гусарского полка Петра Воронцова велено разжаловать в корнеты, отчислить из полка и отправить в бессрочную ссылку.
  
   Вновь гремит гром. Гусары поражены услышанным. ВОРОНЦОВ меняется в лице. Соседи ВОРОНЦОВА по строю сочувствующе косятся на него. Стоящий рядом ЖОРЖ, чьего родственника оскорбил ВОРОНЦОВ, цедит сквозь зубы:
  
   ЖОРЖ
   Вот вы, кажется, и сглазили своё счастье.
  
   ВОРОНЦОВ
   (сквозь зубы, глядя прямо перед собой)
   Молчите, сударь, или нам придётся стреляться.
  
   ЖОРЖ
   Вы задели честь моего дядюшки, а значит и мою...
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР перебивает ЖОРЖА.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Бывший поручик Воронцов, выйти из строя!
  
   ВОРОНЦОВ стоит рядом с ГЕНЕРАЛ-МАЙОРОМ.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Вот, полюбуйтесь господа, каков молодец! Тильзит ему в дышло!
  
   Старый служака-генерал использует в качестве ругательств географические названия битв и перемирий того времени.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Весь Петербург только и судачит, как он, понимаешь, из окна княжеской спальни сигал да через весь город без рейтуз драпал.
   (ВОРОНЦОВУ)
   Так было, Аустерлиц тебе в гриву?!
  
   ВОРОНЦОВ, потупив взор, молча, кивает.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   (отвечая себе)
   Так. И хотя, сказать по правде, господа, все мы тут не святые...
  
   По рядам гусар проносится одобрительный ропот.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Но голова ж нам дана не только на то, чтоб было на чём кивер носить, да усы отращивать. Вы же думайте ею хоть изредка!
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР обводит взглядом выстроенных гусар.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Особенно перед тем, как в чужие постели скакать. Это же надо, наставить рога самому камергеру Его Величества!
  
   ФЛЕШ-БЭК
  
   ИНТ. КАБИНЕТ - ДЕНЬ
   Кабинет императора АЛЕКСАНДРА. Стены украшены охотничьими трофеями.
   Император сидит за письменным столом и рассматривает нарисованный на листе бумаги проект нового гусарского мундира. Входит ТЩЕСЛАВСКИЙ и начинает что-то говорить, бурно жестикулируя.
   Глазами АЛЕКСАНДРА. ТЩЕСЛАВСКИЙ, выпучив глаза, что-то возмущенно говорит. Сзади на уровне его головы виднеются ветвистые рога, висящие на стене.
   Продолжающий жестикулировать ТЩЕСЛАВСКИЙ кладет перед АЛЕКСАНДРОМ заготовленный им проект указа. АЛЕКСАНДР вздыхает, нехотя откладывает рисунок и подвигает проект к себе. Пробегает документ глазами, остановившись на словах "выслать в Сибирь". Обмакивает перо в чернильницу, зачеркивает слова "в Сибирь", пишет вместо них "в имение" и подписывает: "Александр".
  
   КОНЕЦ ФЛЕШ-БЭКА
  
   НАТ. ПЛАЦ - ВЕЧЕР
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   (ВОРОНЦОВУ)
   Петька, черти тебя задери! Что же ты натворил, Фридланд тебе в печень?!
  
   ВОРОНЦОВ, молча, ковыряет землю носком гусарского ботика.
   Внезапно к плацу подскакивает всадник на взмыленном коне в форме кавалергарда. Всадник спрыгивает с коня, подходит к ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ и протягивает ему пакет.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   (распечатывая пакет)
   Ну, Воронцов, молись, чтобы это было помилование...
  
   ПОЛКОВНИК достает из пакета письмо, пробегает глазами по строкам и меняется в лице.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Братцы, война...
  
   Раздается оглушительный раскат грома. Начинается ливень.
  
   НАТ. ПЛАЦ - ВЕЧЕР
  
   Ливень, как из ведра. ГЕНЕРАЛ-МАЙОР спешит с опустевшего плаца в штаб. За ним почти бежит обескураженный и расстроенный ВОРОНЦОВ.
  
   ВОРОНЦОВ
   Ваше Высокопревосходительство! Да как же так? Куда же мне без полка?
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   (не глядя на Воронцова)
   Вы, господин бывший поручик, слышали государеву волю? Извольте исполнять.
  
   ВОРОНЦОВ
   Ваше высокопревосходительство...
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР резко останавливается и поворачивается к ВОРОНЦОВУ.
  
   ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
   Отставить разговоры, Трафальгар тебе за воротник! Кругом марш!
  
   ВОРОНЦОВ
   Так точно!
  
   ВОРОНЦОВ поворачивается кругом. Капли дождя на его лице напоминают слезы. Раздается очередной удар грома.
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - КОРИДОР - ВЕЧЕР
  
   Удар грома из предыдущего эпизода перерастает в стук кулака ТЩЕСЛАВСКОГО по запертой двери спальни.
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Ваше сиятельство, немедленно откройте дверь!
  
   Из-за двери раздается раздраженный голос княгини ТЩЕСЛАВСКОЙ
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Подите прочь! Я не хочу вас видеть!
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   (умоляюще)
   Душа моя, отворите! Ну, простите мне мою несдержанность... Я больше не буду...
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - СПАЛЬНЯ - ВЕЧЕР
  
   В спальне на постели сидит расстроенная княгиня ТЩЕСЛАВСКАЯ.
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   (мужу)
   Вы негодяй, мон шер! Вы посмели подозревать меня, Бог знает в чем!
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - КОРИДОР - ВЕЧЕР
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   (недоуменно)
   Как это - "Бог знает в чем"? Я застал в вашей постели этого мерзавца-гусара!
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - СПАЛЬНЯ - ВЕЧЕР
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Не смейте так о нем! Это вы - подлец и мерзавец! Вы убили во мне женщину, а он её воскресил! Он меня любит!
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - КОРИДОР - ВЕЧЕР
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Но я тоже люблю вас. Я же все-таки ваш муж!
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - СПАЛЬНЯ - ВЕЧЕР
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Вы любите на меня, а деньги моего папА! Вы и женились не на мне, а на моем приданом! А ему нужна только я!
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - КОРИДОР - ВЕЧЕР
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   (злорадно)
   Там, куда его сослали, боюсь, ему будет не до вас!
  
   Дверь спальни резко распахивается перед носом ТЩЕСЛАВСКОГО. В дверях стоит встревоженная княгиня ТЩЕСЛАВСКАЯ.
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Как это его "сослали"? Куда?
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Известно куда. В Сибирь. Медведей считать!
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Но, Боже мой, их же там столько... он же и за целый год не управится!
  
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Какой еще год, сударыня? Бессрочная ссылка! Всё, адью, господин гусар. Будет знать, как по чужим спальням шастать!
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Это вы всё подстроили?! Сударь, вы низкий человек, я вас ненавижу!
  
   Княгиня захлопывает дверь перед носом мужа.
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - СПАЛЬНЯ - ВЕЧЕР
  
   Княгиня со слезами бросается на постель и достает из-под подушки золотой медальон на цепочке. Княгиня раскрывает медальон. Оттуда смотрит нахально улыбающееся лицо ВОРОНЦОВА.
  
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   (плача)
   Петенька, родной, как же ты теперь?
  
   ИНТ. КВАРТИРА ВОРОНЦОВА - УТРО
  
   ЯШКА в комнате чистит хозяйские сапоги. Внезапно раздается грохот падающих ведер в сенях. В комнату вваливается пьяный в хлам ВОРОНЦОВ.
  
   ЯШКА
   (изумленно)
   Барин! Где ж это вы так нарезались?
  
   ВОРОНЦОВ
   (заплетающимся языком)
   Молчать, болван! Налей мне рому! Гусары, вперёд! В атаку рысью, марш!
  
   ВОРОНЦОВ взмахивает невидимой саблей, теряет равновесие, падает на пол и начинает храпеть.
  
   ЯШКА поднимает бесчувственное тело ВОРОНЦОВА с пола и перетаскивает на постель. Голова ВОРОНЦОВА болтается по сторонам, как голова свежезарезанного гуся. ЯШКА бросает своего барина на постель и начинает стаскивать с него сапоги.
  
   ЯШКА
   (сам себе)
   Опять в клубе своем всю ночь пьянствовать изволили. Мундир весь запачкали, рейтузы порвали, а Яшка - чисть да чини. Вот не выдержу, и все вашей маменьке отпишу про ваши, барин, художества!
  
   ЯШКА в сердцах резко сдергивает второй сапог. От рывка ВОРОНЦОВ просыпается. Он обводит комнату осоловелыми глазами и фокусирует взгляд на ЯШКЕ.
  
   ВОРОНЦОВ
   Яшка, ты не понимаешь! Беда пришла великая. Напали супостаты на наше отечество. А меня в такой момент из армии турнули, представляешь?
  
   В голосе ВОРОНЦОВА появляются пьяные слёзы.
  
   ВОРОНЦОВ
   Некому теперь послужить матушке-России. Некому постоять за землю русскую!
  
   ЯШКА
   Что вы такое говорите, барин? Какие супостаты?
  
   ВОРОНЦОВ
   Французишки твои, любимые. Теперь тебе в Париж ехать без надобности. Теперь они тебя своей кулинарии прямо здесь научат.
  
   ЯШКА
   Прямо здесь? А как это? Не уразумею.
  
   ВОРОНЦОВ
   Да ты, понимаешь, нам Бонапартий войну объявил!
  
   ЯШКА
   Ну, а вы чего причитаете? Война - это же для гусара первое дело. Прославитесь, звание новое получите или орден какой.
  
   ВОРОНЦОВ
   Да говорю же тебе, болван ты эдакий! Меня со службы выперли и в ссылку отправили.
  
   ЯШКА
   Как это "выперли"? Кто выпер? За что, барин?
  
   ВОРОНЦОВ
   Это всё из-за одного придворного хлыща, князя Тщеславского!
  
   ЯШКА
   (вспомнив случай с каретой)
   Тщеславского?
  
   ФЛЕШ-БЭК
  
   НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
   Карета ТЩЕСЛАВСКОГО проносится мимо ЯШКИ, обдав его жидкой грязью.
   КОНЕЦ ФЛЕШ-БЭКА
  
   ИНТ. КВАРТИРА ВОРОНЦОВА - УТРО
  
   ВОРОНЦОВ
   Его самого. Вернее из-за евойной жены. Я тут, намедни, с ней шуры-муры закрутил, а он нас застукал и государю кляузу подал. А тот, не разобравшись, меня со службы - долой! В ссылку отправил.
  
   ЯШКА
   (всплеснув руками)
   Вас в ссылку?! Из-за бабы?! Да что ж это на свете делается? А куда ж вас хоть высылают? Неужто в Сибирь?
  
   ВОРОНЦОВ
   Типун тебе на язык! К маменьке в имение, слава Богу.
  
   ЯШКА
   Как же так? Мы ж вам только-только в мае новый мундир справили. Одного английского сукна пять аршин потратили. Куда ж его теперь?
  
   ВОРОНЦОВ
   (огорченно)
   Куда? Пугало у маменьки в огороде нарядим. Всё-таки польза!
  
   Внезапно ВОРОНЦОВ преображается, трезвеет и решительно вскакивает с постели.
  
   ВОРОНЦОВ
   Всё! Собирайся! Поедем исполнять государеву волю.
  
   НАТ. УЛИЦА - УТРО
  
   По улице верхом марширует полк ВОРОНЦОВА. Сам ВОРОНЦОВ грустно провожает глазами своих бывших сослуживцев, сидя с ЯШКОЙ в коляске, запряженной одной лошадью.
  
   Мимо коляски проходит шеренга конных гусар, в которой едут ЖОРЖ и БЕССТЫЖЕВ.
  
   ЖОРЖ
   (насмешливо)
   Счастливо оставаться, Воронцов! Вот вам достойная награда за постельные подвиги!
  
   БЕССТЫЖЕВ
   Что же это получается? Мы будем за вас кровь проливать, а вы - дома за печкой отсиживаться? Не комильфо!
  
   ВОРОНЦОВ
   Острота вашего языка, сударь, может поспорить с остротой моей сабли, которой я вам его когда-нибудь отрежу!
  
   Жnbsp;
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&
&ОРЖ
   Успокойтесь, Воронцов! Разжалованным штафиркам сабля не полагается! И это вы еще легко отделались за оскорбление чести моего дядюшки! В Сибири вам было бы самое место!
  
   ЖОРЖ и БЕССТЫЖЕВ злорадно смеются и проезжают мимо. ВОРОНЦОВ вспыхивает от обиды.
  
   ВОРОНЦОВ
   (вслед)
   Клянусь честью, милостивые государи, я отыщу способ вернуться в полк! И тогда вы пожалеете о своих словах!
  
   ВОРОНЦОВ с тоской смотрит вслед уходящему полку.
  
   ВОРОНЦОВ
   Яшка, я должен, во что бы то ни стало, заслужить прощение императора.
  
   ЯШКА
   Так императору, барин, сейчас, поди, не до вас будет!
  
   ВОРОНЦОВ
   Замолчи, болван! Дай срок, я придумаю, как вернуться на службу!
  
   Внезапно ВОРОНЦОВА окликает мужской голос. Это голос Дениса ДАВЫДОВА, его друга детства.
  
   ДАВЫДОВ
   Воронцов! Петька! Ты ли это?
  
   ВОРОНЦОВ оборачивается и видит ДАВЫДОВА в форме Ахтырского гусарского полка, сидящего на коне.
  
   ВОРОНЦОВ
   Денис?! Давыдов, чертяка!
  
   ДАВЫДОВ спрыгивает с коня. Друзья бросаются в объятия. ЯШКА с любопытством смотрит на низкорослого проворного ДАВЫДОВА.
  
   ВОРОНЦОВ
   Яшка, ты помнишь нашего соседа господина Давыдова? Их имение Бородино лежит неподалеку от нашей Воронцовки.
  
   ЯШКА кивает в ответ. ВОРОНЦОВ отпускает ДАВЫДОВА из объятий.
  
   ВОРОНЦОВ
   Ну, рассказывай, дружище, где ты? Как ты? Помнишь, как мы славно погуляли в том трактире? Вот это был пир!
  
   ДАВЫДОВ
   (отвечает стихами)
   Помню, но гулять не время! По коням, брат, и ногу в стремя, Саблю вон - и в сечу! Вот! Пир иной нам Бог дает!
  
   ВОРОНЦОВ
   Да, друг Давыдов, поэт из тебя знатный. Ты даже если кого в сердцах обложишь трехэтажным, то только исключительно ямбом или хореем! Как ты там сказал: Жизнь летит, не осрамися, не проспи ее полЕт. Пей, люби да веселися?
  
   ДАВЫДОВ
   (завершая стих)
   Вот мой дружеский совет!
  
   (Слово "полет" у Давыдова написано через "е". а не через "ё" для рифмы со словом "совет". Хотя здесь был бы более уместен другой стих Давыдова: "О рыцарь! Идол усачей! Гордись пороками своими! Чаруй с гусарами лихими и очаровывай блядей!". Но цензура, наверное, не одобрит.)
  
   Гусары весело смеются. Лицо ДАВЫДОВА становится серьезным.
  
   ДАВЫДОВ
   Но сейчас, боюсь, нам будет не до веселья. Говорят, если мы проиграем эту войну, придется идти в Индию сражаться за французов!
  
   ВОРОНЦОВ
   Вот это да! А ты хотел бы побывать в Индии?
  
   ДАВЫДОВ
   Нет, тамошний климат как-то не по мне. Если должно непременно погибнуть, то лучше я лягу здесь!
  
   ВОРОНЦОВ
   Ответ достойный воина. Но куда ты теперь? Я слыхал, ты состоишь в адъютантах при князе Багратионе?
  
   ДАВЫДОВ
   Да. Но нынче я отправляюсь на архиважное задание. Князь поручил мне сформировать партизанский отряд. Будем громить французиков в их тылу. Не дадим канальям спуску ни днем, ни ночью!
  
   ВОРОНЦОВ
   Вот это дело! Знатная затея!
  
   ДАВЫДОВ
   А почему ТЫ здесь, братец? Я видел, твой полк уже выступил.
  
   ВОРОНЦОВ смущается. Ему неловко признаваться ДАВЫДОВУ, что его выгнали из армии.
  
   ВОРОНЦОВ
   Я... видишь ли, друг Давыдов, мне тоже поручили архиважное задание. Но оно настолько секретное, что даже тебе не могу рассказать. Прости.
  
   ДАВЫДОВ
   Ладно, не говори. Я тебе верю.
  
   ДАВЫДОВ протягивает ВОРОНЦОВУ ладонь.
  
   ДАВЫДОВ
   А сейчас давай прощаться. Мне нужно ехать. Встретимся где-нибудь после победы. Предлагаю в Париже.
  
   ВОРОНЦОВ
   Предложение принято!
  
   ДАВЫДОВ
   Тогда прощай! До встречи на Монмартре!
  
   ДАВЫДОВ уезжает. ВОРОНЦОВ грустно смотрит ему вслед. ЯШКА подает голос.
  
   ЯШКА
   (мечтательно)
   Да, Париж - это хорошо...
  
   ВОРОНЦОВ удивленно смотрит на ЯШКУ.
  
   ВОРОНЦОВ
   Что ты можешь знать о Париже, бестолочь?
  
   ЯШКА
   (важно)
   Париж - это храм вкуса, законодательное сословие моды, средоточие всех изобретений. Там жизнь исчисляется не годами, но числом наслаждений. Так мне сказал один опытный человек.
  
   ЯШКА улыбается, довольный эффектом, который произвела его речь на шокированного ВОРОНЦОВА. И пока барин не опомнился, высказывает свою заветную просьбу.
  
   ЯШКА
   Барин, а возьмите меня с собой в Париж? Больно уж охота там побывать.
  
   ВОРОНЦОВ
   (снисходительно)
   Куда тебе, сиволапому, в Париж? Хотя, клянусь честью, если сумею возвратить свое положение в армии, то, так и быть, возьму тебя в Париж. От этого никому худо не будет.
   (хитро прищурившись)
   Кроме Парижа, конечно!
  
   Лицо ВОРОНЦОВА становится серьезным.
  
   ВОРОНЦОВ
   Ну, а пока поехали в ссылку. Алле, мсье Жак!
  
   ЯШКА
   (недоуменно)
   Чего?
  
   ВОРОНЦОВ
   Трогай, Яшка!
  
   Коляска с ВОРОНЦОВЫМ трогается с места.
  
   НАТ. ВОРОТА ПОЛКА - ДЕНЬ
   Пожилой ДВОРНИК подметает около полковых ворот. Его окликает княгиня ТЩЕСЛАВСКАЯ.
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Скажите, милейший, а вы, случайно, не знаете поручика Воронцова?
   ДВОРНИК
   Ну, кто же в Петербурге не знает поручика Воронцова?
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   А вы не могли бы его позвать? Мне срочно его увидеть?
   ДВОРНИК
   А вы кто ему будете, мадам? Наверное, матушка?
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Какое твое дело? Где он? Позови!
   ДВОРНИК
   Так нету никого. Полк еще с утра выступил.
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Куда выступил?
   ДВОРНИК
   Известно куда: Бонапартия бить. Только вашего сыночка там не было.
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   Какой он мне сыночек? Как это не было? Почему?
   ДВОРНИК
   А, говорят, его сам царь из гусар выгнал. За то, что он с чужой женой без спросу кувыркался. Хотя, я вам так скажу: ежели всех за такое выгонять - Россия совсем без армии останется.
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   (сама себе)
   Так, значит, это правда...
   ДВОРНИК
   Правда-правда. Я наших гусар хорошо знаю. Оттого и не женюсь. А то - мало ли что!
   ТЩЕСЛАВСКАЯ
   (не обращая внимания на ДВОРНИКА)
   Ну, ваше сиятельство, вы еще пожалеете!
   НАТ. ДОРОГА - ДЕНЬ
   Титры: Несколько дней спустя. Где-то в России...
   Между широких полей вьется проселочная дорога. По дороге едет коляска, запряженная лошадью. В коляске сидят ВОРОНЦОВ и ЯШКА. ВОРОНЦОВ продолжает давний разговор.
   ВОРОНЦОВ
   Вот скажи, ну куда тебе в Париж? Посмотри на себя! Ты почему не бреешься, черт косматый?
   ЯШКА
   А я, барин, бритвы страсть как боюсь. Ножи там, сабли, топоры и даже иголки - это мне нипочем. А как представлю лезвие бритвы около горла - сразу больным делаюсь. Оттого бороду не брею, а только стригу. И то не часто.
   ВОРОНЦОВ
   Эх, нету на тебя царя Петра Алексеевича! Уж он бы тебе твою бородёнку живо отчекрыжил! И радуйся, что не вместе с головой!
   ЯШКА не реагирует на последние слова ВОРОНЦОВА, поскольку что-то впереди привлекло его внимание.
   ЯШКА
   (тревожно)
   Что это, барин?
   Коляска подъезжает к перекрестку. Дорогу ВОРОНЦОВУ пересекает поток людей, везущих и несущих домашний скарб. ВОРОНЦОВ окликает СТАРИКА, правящего тяжело груженой повозкой, запряженной двумя лошадьми.
   ВОРОНЦОВ
   Пардон, сударь, вы не скажете, что происходит? Откуда и куда вы все направляетесь?
   СТАРИК
   Известно откуда! От Бонапартия спасаемся. Чтоб он провалился, злодей! Н-но!
   СТАРИК трогает поводья, подгоняя своих лошадей, и проезжает мимо ВОРОНЦОВА. ВОРОНЦОВ смотри на поток людей, о чем-то размышляя. ЯШКА решает его приободрить.
   ЯШКА
   Ничего, барин. Через пару дней будете дома. Авось, Бонапартий нас там не достанет!
   Слова ЯШКИ выводят ВОРОНЦОВА из раздумий.
   ВОРОНЦОВ
   Что? В такое время дома отсиживаться? Как же я смогу вернуть себе звание? Нет, решено! Поворачивай!
   ЯШКА
   Куда поворачивать? К Бонапартию в зубы? Вы в своем уме, барин?
   ВОРОНЦОВ
   Поговори у меня! Поворачивай, я сказал!
   ЯШКА горько вздыхает и дергает поводья. Коляска поворачивает и едет туда, откуда движется поток беженцев.
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - КАБИНЕТ - ВЕЧЕР
   В кабинете находятся ТЩЕСЛАВСКИЙ. Открывается дверь, и входят ЖОРЖ и БЕССТЫЖЕВ.
   ЖОРЖ
   Что случилось, дядюшка? Почему нас отозвали назад?
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Случилось, случилось. Я сказал вашему командиру, что вы мне нужны здесь.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ кивает на БЕССТЫЖЕВА.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Это надежный человек, о котором я тебя просил?
   ЖОРЖ открывает рот, но БЕССТЫЖЕВ его перебивает.
   БЕССТЫЖЕВ
   Так точно! Разрешите отрекомендоваться: ротмистр Бесстыжев к вашим услугам!
   БЕССТЫЖЕВ вытягивается по стойке "смирно" и щелкает каблуками. Слышно как звенят его шпоры. ТЩЕСЛАВСКИЙ скептически окидывает взглядом долговязую фигуру БЕССТЫЖЕВА, затем поворачивается к племяннику.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Так вышло, что из-за чрезмерной доброты нашего императора известный вам поручик слишком легко отделался.
   ЖОРЖ одобрительно кивает головой.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Ссылка в имение - недостаточная расплата за оскорбление нашей чести. Мы, Тщеславские всегда были щепетильны в подобных вопросах, и наши обидчики за всё платили кровью.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ внимательно смотрит в глаза племяннику.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Поэтому он не должен доехать до дому живым. Ты меня понял, Жорж?
   ЖОРЖ сглатывает комок волнения.
   ЖОРЖ
   Да, ваше сиятельство, но...
   БЕССТЫЖЕВ
   Грохнуть, что ли?
   ТЩЕСЛАВСКИЙ морщится от бесцеремонности БЕССТЫЖЕВА, оправдывающего свою фамилию.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Вызовите его на дуэль, подарите разбойникам, отдайте французам, наконец!
   ЖОРЖ
   (испуганно)
   Но, дядюшка, видели бы вы, как он владеет саблей. А в мастерстве стрельбы ему не было равных во всем полку!
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   (раздражаясь)
   Но вас же будет двое! В конце концов, дорогой племянник, пора уже доказать, что вы способны не только проматывать мои деньги, но и постоять за родовую честь!
   ЖОРЖ
   Ваше сиятельство, не извольте сомневаться! Мы сделаем все, что в наших силах. Будьте покойны.
   БЕССТЫЖЕВ
   Ага. Шлёпнем за милую душу. Но нам понадобится сумма на расходы. Дело ведь не простое, ваше сиятельство.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ смотрит на БЕССТЫЖЕВА презрительным взглядом, подходит к стене и открывает сейф, спрятанный за портретом императора. Сейф оказывается пустым, а на его дне лежит письмо. Пораженный увиденным ТЩЕСЛАВСКИЙ издает возглас удивления.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Что это?!
   Встревоженный вскриком ТЩЕСЛАВСКОГО ЖОРЖ и БЕССТЫЖЕВ вскакивают. ТЩЕСЛАВСКИЙ читает письмо.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   "Ваше сиятельство! Жизнь с вами, но без него стала для меня невыносимой. Поэтому я уезжаю за ним. Прощайте, когда-то ваша Зизи. Постскриптум: деньги и шкатулку с драгоценностями из этого сейфа я забираю себе, ведь они скорее мои, чем ваши..."
   ТЩЕСЛАВСКИЙ обводит растерянным взглядом присутствующих.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Бумаги! Здесь были мои бумаги!
   ТЩЕСЛАВСКИЙ начинает шарить по пустому сейфу, затем отступает от него и обессилено опускается в кресло. ЖОРЖ бросается к нему.
   ЖОРЖ
   Дядюшка, что с вами?
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   (слабым голосом)
   Она унесла мои бумаги. Секретную переписку...
   Внезапно ТЩЕСЛАВСКИЙ преображается. Он вскакивает с горящими глазами и начинает кричать.
   ТЩЕСЛАВСКИЙ
   Догнать! Перехватить! Княгиню и бумаги вернуть! Поручика - в расход! Идите!
   ЖОРЖ и БЕССТЫЖЕВ пулей вылетают из кабинета.
  
   ИНТ. ОСОБНЯК ТЩЕСЛАВСКОГО - КОРИДОР - ВЕЧЕР
   Озадаченные ЖОРЖ и БЕССТЫЖЕВ у дверей кабинета ТЩЕСЛАВСКОГО.
   БЕССТЫЖЕВ
   Зачем ему сдалась эта княгиня? Ну, сбежала и сбежала. Как говорится: "баба с возу...".
   ЖОРЖ прижимает палец к губам.
   ЖОРЖ
   Тс-с... ты всего не знаешь. Дядюшка по уши в долгах. Ему нужно тетушкино состояние и её имения. Поэтому мы и должны её вернуть. Что будем делать?
   БЕССТЫЖЕВ кладет руку ЖОРЖУ на плечо.
   БЕССТЫЖЕВ
   А поехали, брат, для начала напьёмся?
   ЖОРЖ смотрит на своего беззаботно улыбающегося приятеля и обреченно вздыхает.
  
   ИНТ. ТРАКТИР - НОМЕР - ВЕЧЕР
   Дешевый номер придорожной гостиницы. В номере на постели лежит в сапогах ВОРОНЦОВ. Он неподвижно смотрит в потолок.
   Перед постелью на стуле сидит ЯШКА.
   ЯШКА
   Барин! Ну и сколько вы собираетесь вот так лежать? Мы уже неделю торчим в этой гостинице. Может, поедем к маменьке, а?
   ВОРОНЦОВ
   Отстань, Яшка. У меня хандра. Не могу никак придумать способ отличиться, чтобы вернуться в полк героем. Да и что я скажу маменьке? Здравствуйте, вашего любимого сына выгнали из армии? Она не переживет такого позора!
   ЯШКА
   Так вы поэтому домой не хотите? А то: подвиг-подвиг...
   ВОРОНЦОВ
   Замолчи! Без тебя тошно!
   ЯШКА
   Так вы бы сходили, развеялись. Может, какую мамзельку бы встретили.
   ВОРОНЦОВ
   Какую "мамзельку"? Тут на сто верст кругом ни одного благородного лица не увидишь. Придется и дальше твоей физиономией любоваться!
   Внезапно раздается стук в дверь. Дверь открывается и в номер заглядывает ТРАКТИРЩИК.
   ТРАКТИРЩИК
   Барин, там внизу господа приглашают вас перекинуться в картишки-с. Не желаете?
   ВОРОНЦОВ
   Какие господа?
   ТРАКТИРЩИК
   Да здешний помещик, граф Шереметев и с ним еще двое.
   ВОРОНЦОВ преображается. Он живо вскакивает с постели.
   ВОРОНЦОВ
   В картишки - это замечательно!
   ЯШКА не разделяет энтузиазма своего барина.
   ЯШКА
   Бросьте вы это дело, барин. Вы же этих господ совсем не знаете. Обдерут они вас как липку. Что мы потом будем делать?
   ВОРОНЦОВ
   Не боись, Яшка, где наша не пропадала!
   (ТРАКТИРЩИКУ)
   Пойдем, милейший, поглядим, что там за господа.
   ИНТ. ТРАКТИР - ЗАЛ - ВЕЧЕР
   На первом этаже трактира за столом сидят трое мужчин. Граф ШЕРЕМЕТЕВ, польский шляхтич пан ПСЯКРЕВСКИЙ и здоровенный поп-расстрига ПАФНУТИЙ. На столе перед каждым лежит начатая колода карт. В центре стола свалены отыгранные карты и деньги и стоят несколько бутылок. В зале играет на скрипке цыган ИЛЮШКА.
   ОТЕЦ ПАФНУТИЙ
   Ну, что, пан шляхтич? Как я вашего туза притузил?
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   Холера ясна! Это оттого что вышло налево туз, а направо валет червей. А ежели бы направо восьмерка, а налево валет червей, тогда я совсем бы отыгрался.
   ШЕРЕМЕТЕВ замечает спускающегося ВОРОНЦОВА.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Здравия желаю, господин гусар! Мы как узнали, что в нашей глухомани остановился столичный гость, так сразу подумали, а не угодно ли-с вам будет перекинуться в картишки?
   ВОРОНЦОВ
   Авек плезир, господа! Карты в нашей жизни и есть сама жизнь!
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Золотые слова, господин гусар! Как говориться, силь ву пле к нашему столу!
   ШЕРЕМЕТЕВ показывает на свободный стул. ВОРОНЦОВ садится. ШЕРЕМЕТЕВ окликает ТРАКТИРЩИКА
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Эй, Сенька, подай еще коньяку. Да принеси чистый фужер для господина гусара!
   ТРАКТИРЩИК проворно ставит на стол бутылку и бокал и исчезает.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Разрешите представиться, граф Шереметев. Мое поместье в десяти верстах отсюда. Вы охотой интересуетесь?
   ВОРОНЦОВ кивает.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Как-нибудь заедем ко мне, я покажу вам свою псарню. А покамест разрешите представить эту почтеннейшую публику.
   ШЕРЕМЕТЕВ показывает на ПСЯКРЕВСКОГО.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Наш гость из Польши, вельможный шляхтич пан Псякревский.
   ПСЯКРЕВСКИЙ, напустивший при появлении ВОРОНЦОВА на себя важный вид и занятый рассматриванием своих холеных ногтей, чопорно кивает и высокомерно поправляет ШЕРЕМЕТЕВА.
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   ЯСНОвельможный...
   ШЕРЕМЕТЕВ
   А это - батюшка Пафнутий. Правда, бывший батюшка. Расстрига-с!
   ПАФНУТИЙ
   Богу было угодно, чтобы я расстался с саном. Картишки, знаете ли, довели. Теперь только ими и промышляю.
   (заводится)
   Я как пойду карты гнуть, так у меня всякий банк затрещит!
   ШЕРЕМЕТЕВ останавливает разошедшегося ПАФНУТИЯ.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Ну, будет, будет тебе, несвятой отец! Знаем мы твое мастерство.
   (ВОРОНЦОВУ)
   А вас как величать, господин гусар?
   ВОРОНЦОВ по выработавшейся армейской привычке вскакивает со стула, вытягивается в струнку и щелкает каблуками.
   ВОРОНЦОВ
   Лейб-гусарского полка отставной поручик Воронцов. К вашим услугам!
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Тогда предлагаю партийку в штос. Желаете банковать или понтировать?
   ВОРОНЦОВ
   (кивая на стол)
   Я вижу, вы еще не закончили. Доигрывайте, господа, а затем раскинем банк на четверых.
   ПАФНУТИЙ, который играет роль банкомета, показывая последнюю пару карт. Из-под девятки пик выглядывает край короля бубен.
   ПАФНУТИЙ
   Да нам тут совсем-с немного осталось. Направо - девятка пик, налево - король бубен. Пан шляхтич, понтируйте!
   ПСЯКРЕВСКИЙ показывает свою первую карту. Это девятка червей. Совпадение в пользу банкомета. Псякревский издает краткое ругательство.
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   Дябел!
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Что, пан Псякревский? Убил батюшка вашу девятку?
   ПАФНУТИЙ
   А что у вас, ваше сиятельство?
   ШЕРЕМЕТЕВ открывает свою карту. Это шестерка пик. Несовпадение. ПАФНУТИЙ напряженно следит за ШЕРЕМЕТЕВЫМ. Тот медленно переворачивает последнюю карту в своем штосе. Король треф.
   ПАФНУТИЙ расстроено всплескивает руками.
   ПАФНУТИЙ
   Ишь ты, господин граф! Угадал соника.
   Довольный ШЕРЕМЕТЕВ сгребает выигранные деньги и обращается к ВОРОНЦОВУ.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Ну, что, господин Воронцов? Партию?
   (ТРАКТИРЩИКУ)
   Эй, Сенька, тащи новые колоды!
   ТРАКТИРЩИК раскладывает перед каждым из игроков по новой запечатанной колоде карт. Скрипач ИЛЮШКА перемещается со своей скрипкой поближе к игральному столу.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Моя очередь метать. Или может вы, поручик, на правах вновь прибывшего?
   ВОРОНЦОВ
   Извольте, ваше сиятельство. Мне понтировка более по душе.
   ШЕРЕМЕТЕВ на секунду переглядывается с ПАФНУТИЕМ и берет колоду.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   (тасуя колоду)
   Тогда извольте объявить ваш куш.
   ВОРОНЦОВ вынимает из колоды ШЕРЕМЕТЕВА наугад карту и, не показывая никому, кладет ее на центр стола. Сверху на карту небрежно бросает ассигнацию.
   ВОРОНЦОВ
   Предлагаю, для начала по сто целковых.
   ПАФНУТИЙ удивлённо присвистывает. ПСЯКРЕВСКИЙ важно оттопыривает нижнюю губу.
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   Однако пан-офицер не мелочится...
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Господа, не скаредничайте! Это разве ставка? Вот у матушки царицы Екатерины была ставка. Она, выдумщица, играла по-простому - на бриллианты. Ставка - один карат! А тут - всего-то сто рублей. Согласен!
   ШЕРЕМЕТЕВ кладет на стол сторублевую ассигнацию. ПСЯКРЕВСКИЙ с брезгливой гримасой бросает еще одну. ПАФНУТИЙ, кряхтя, лезет за бумажником и начинает отслюнявливать замусоленные десятки и пятерки. Собрав сто рублей, он кладет их неровной стопкой к остальным.
   ШЕРЕМЕТЕВ протягивает ВОРОНЦОВУ колоду.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Подрезайте!
   ВОРОНЦОВ берет лежащую на столе карту и колоду банкомета-ШЕРЕМЕТЕВА и разделяет картой колоду пополам, "подрезая" её, меняет части колоды местами и возвращает ШЕРЕМЕТЕВУ.
   Шереметев переворачивает колоду и сдвигает верхнюю карту тройку треф (лоб) влево, демонстрируя край находящейся под ней второй карты (соник). Это туз червей.
   ВОРОНЦОВ медленно переворачивает выбранную карту. Это туз пик.
   ПАФНУТИЙ
   Соник выиграл. Отпустили туза, ваше сиятельство!
   ШЕРЕМЕТЕВ
   С почином вас, ваше благородие.
   Игра продолжается. ИЛЮШКА играет на своей скрипке. Игроки волнуются, демонстрируют карты, восклицают, смеются, нервничают. Наконец, ШЕРЕМЕТЕВ, самодовольно улыбаясь, сгребает все деньги с центра стола к себе. ВОРОНЦОВ, нервничая от проигрыша, подергивает себя за ус. ПСЯКРЕВСКИЙ злорадно смотрит на ВОРОНЦОВА. ПАФНУТИЙ изображает фальшивое сочувствие.
   ПАФНУТИЙ
   Что, не повезло вам, ваше благородие? Ну, так тут все в руках всевышнего. Как боженька рассудит, так все и выйдет.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Признайтесь, поручик, никакая игра не доставляет столь живых разнообразных впечатлений, как карточная. Во время самых больших неудач надеешься на еще больший успех. И даже при величайшем проигрыше остается надежда на вероятность выигрыша.
   ВОРОНЦОВ залпом выпивает фужер коньяка.
   ВОРОНЦОВ
   Вы правы, любезный. Карты, дамы и пиры - среди всех земных удовольствий мы, гусары, превыше всего ценим именно эти три. А вершиной этих удовольствий является радость от твоей победы. Я покину вас на минуту, а затем я имею твердое намерение отыграться.
   ВОРОНЦОВ встает из-за стола и возвращается к себе.
   Игроки провожают его взглядами.
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   Куда это он?
   ПАФНУТИЙ
   За деньгами, куда ж еще? Сейчас последние из сундука выгребет и отыгрываться прибежит.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   (злорадно)
   А как вы думаете, у него получится?
   Вся компания дружно хохочет.
  
   ИНТ. ТРАКТИР - НОМЕР - ВЕЧЕР
   ВОРОНЦОВ заходит в номер. Его встречает взволнованный ЯШКА.
   ЯШКА
   Много проиграли, барин?
   ВОРОНЦОВ
   Твоё какое дело? С чего ты взял, что я проиграл?
   ЯШКА
   Потому что у этих господ ещё никто не выигрывал. Я у полового всё про них разузнал.
   ЯШКА оглядывается на дверь и переходит на полушепот.
   ЯШКА
   Этот граф никакой не граф, а просто здешний помещик. У него, говорят, две страсти: карты да театр. И шляхтич не шляхтич, а так, чёрт знает что. Только расстрига взаправдашний. Они тут каждое воскресенье да на праздники проезжих простаков на игру заманивают и до нитки раздевают. Тем и живут.
   ВОРОНЦОВ
   А что, трактирщик, выходит, в доле?
   ЯШКА
   Выходит, что так. Карты он приносил?
   ВОРОНЦОВ
   Ах, он мошенник! Ну, я устрою им сейчас гусарский преферанс!
   ВОРОНЦОВ прячет за пояс пистолет.
   ВОРОНЦОВ
   Яшка, спускайся вниз за мной и, если что, будь поблизости.
   ИНТ. ТРАКТИР - ЗАЛ - ВЕЧЕР
   ВОРОНЦОВ возвращается к столу. ЯШКА садится в уголке, не спуская глаз со стола.
   ВОРОНЦОВ
   Извольте, господа. Я готов.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Сенька, карты!
   ТРАКТИРЩИК приносит новые колоды. ВОРОНЦОВ, опережая ШЕРЕМЕТЕВА, забирает их себе.
   ВОРОНЦОВ
   Вы позволите мне, как человеку новому, удостоверится, что с картами все в порядке?
   ШЕРЕМЕТЕВ
   (волнуясь)
   Право, в этом нет никакой нужды.
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   Уж не считаете ли вы нас шулерами? Это оскорбительно!
   ВОРОНЦОВ
   Сейчас всё станет ясно. А если кто-либо сочтет себя оскорбленным, я готов представить каждому из вас мои пистолетные или сабельные извинения.
   ВОРОНЦОВ достает из-за пояса пистолет и кладет его перед собой. Шулера с опаской косятся на черное отверстие ствола. ВОРОНЦОВ вскрывает колоду и начинает рассматривать карты. Внезапно он издает торжествующий крик.
   ВОРОНЦОВ
   Вот оно что!
   ВОРОНЦОВ демонстрирует присутствующим карту. Она искусно склеена по диагонали из двух карт так, что на ее разных концах находятся разные обозначения: король треф и семерка.
   ВОРОНЦОВ
   А вот еще! И еще!
   ВОРОНЦОВ выкладывает на стол фальшивые карты и холодно обводит взглядом присутствующих.
   ВОРОНЦОВ
   Ну-с. Что вы на это скажете?
   ПАФНУТИЙ
   Эдакий конфуз... Это всё Сенька виноват!
   (ПСЯКРЕВСКОМУ)
   Да?
   ПСЯКРЕВСКИЙ усердно кивает в знак согласия. ШЕРЕМЕТЕВ изображает благородный гнев.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Сенька! Ты что нам подсунул, негодяй?
   ТРАКТИРЩИК
   (падая на колени)
   Не губите, ваши благородия! Всё сделал, как вы приказывали...
   ВОРОНЦОВ
   Ах, приказывали?!
   ВОРОНЦОВ угрожающе поднимает пистолет.
   ВОРОНЦОВ
   Кто сейчас же пойдет со мной стреляться? Поскольку вас трое, а я один, даю вам право выбрать, кто это будет.
   Горе-шулера замирают от страха. ПАФНУТИЙ падает перед ВОРОНЦОВЫМ на колени рядом с ТРАКТИРЩИКОМ.
   ПАФНУТИЙ
   Прости нас, ваше благородие, бес попутал!
   ШЕРЕМЕТЕВ с ПСЯКРЕВСКИМ пытаются сохранять невозмутимость, но видно, что им это плохо удается. Внезапно ВОРОНЦОВ улыбается.
   ВОРОНЦОВ
   Ладно, господа. Я имел намерение сыграть и от своего намерения отступать не желаю. Сыграем в преферанс. Но только, чур, моими картами.
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   А где гарантии, что они у вас чистые?
   ВОРОНЦОВ
   Что? Вы хотите оскорбить меня подозрением? Нет, нам всё-таки придется стреляться!
   ПАФНУТИЙ
   Что ты, голубчик, это он не подумавши!
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Хорошо, мы согласны на ваши условия. Но все равно, хотелось бы удостовериться, что с вашими картами все в порядке.
   ВОРОНЦОВ
   Извольте! Яшка, колоду!
   ЯШКА приносит колоду. ВОРОНЦОВ бросает ее на стол. ШЕРЕМЕТЕВ вскрывает её и начинает придирчиво осматривать каждую карту.
   ВОРОНЦОВ
   (иронично)
   Раздавайте, граф! Сенька еще коньяка!
   ТРАКТИРЩИК приносит новые бутылки. ШЕРЕМЕТЕВ начинает тасовать и метать карты. Его тонкие гибкие пальцы профессионального картежника так и мелькают. ВОРОНЦОВ внимательно следит за движениями ШЕРЕМЕТЕВА.
   ВОРОНЦОВ
   Сударь, остановитесь!
   ШЕРЕМЕТЕВ прекращает раздавать карты и удивленно смотрит на ВОРОНЦОВА.
   ВОРОНЦОВ
   Давайте сразу оставим ваши штучки.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   (с притворным удивлением)
   Но, помилуйте, какие "штучки"?
   ВОРОНЦОВ
   (показывая на розданные карты)
   Вот эти самые. Один из признаков работы шулера состоит в том, что он тасует карты по одной, а раздает по две или более. Честный же игрок тасует карты пачками, а раздает по одной.
   ПАФНУТИЙ с ПСЯКРЕВСКИМ многозначительно переглядываются.
   ШЕРЕМЕТЕВ вздыхает и раздает карты по новой.
   ЯШКА довольно улыбается.
  
   ИНТ. ТРАКТИР - ЗАЛ - НОЧЬ
   Игра в самом разгаре. Игроки снова нервничают, волнуются, бросают карты и деньги, но уже более правдоподобно, чем ранее.
   ИЛЮШКА со своей скрипкой играет около стола, обходя игроков по кругу.
   На столе уже огромная гора смятых купюр разного достоинства.
   ПСЯКРЕВСКИЙ неосторожным движением роняет десятирублевку на пол. Купюра планирует в полете и залетает куда-то под стол.
   ПСЯКРЕВСКИЙ наклоняется и начинает ее искать.
   ВОРОНЦОВ
   Оставьте её, пан!
   ПСЯКРЕВСКИЙ недоуменно выглядывает из-под стола и вопросительно смотрит на ВОРОНЦОВА. ШЕРЕМЕТЕВ поясняет.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Поручик прав. Упавшую под стол купюру дворянин поднимать не должен. Это законная добыча лакеев.
   ПСЯКРЕВСКИЙ смущается, но по его лицу видно, что ему жалко упавших денег и он опять лезет под стол.
   ВОРОНЦОВ небрежно поджигает от свечки сторублёвую купюру и опускает вниз под стол.
   ВОРОНЦОВ
   (насмешливо)
   Ясновельможный пан, давайте я вам подсвечу!
   ПСЯКРЕВСКИЙ вылезает из-под стола с найденной десяткой красный как рак от стыда.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Браво, поручик! Уели вы польский гонор!
   Игра продолжается. ПСЯКРЕВСКОМУ и ПАФНУТИЮ не везет. Они проигрывают.
   ПАФНУТИЙ
   Ну, семёрочка-голубушка, вывези!
   ВОРОНЦОВ бьет карту ПАФНУТИЯ. ПАФНУТИЙ бросает карты на стол.
   ПАФНУТИЙ
   Я - пас!
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   Пас!
   Расстроенные ПСЯКРЕВСКИЙ и ПАФНУТИЙ отодвигают от себя последние деньги на центр стола.
   ВОРОНЦОВ
   Ну, что граф? Мы остались с вами визави?
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Выходит так. И пусть фортуна нас рассудит.
   ВОРОНЦОВ смотрит свои карты. Цыган ИЛЮШКА со своей скрипкой оказывается позади него и начинает наигрывать новую мелодию.
   ВОРОНЦОВ разворачивается, хватает ИЛЮШКУ за грудки, наклоняет и притягивает испуганного цыгана к своему лицу.
   ВОРОНЦОВ
   Ах ты, шельмец! А ну, пшёл вон, в тот угол! Там играй.
   ВОРОНЦОВ толкает перепуганного цыгана в угол. Все удивлены поступком ВОРОНЦОВА. ВОРОНЦОВ обращается к ШЕРЕМЕТЕВУ.
   ВОРОНЦОВ
   Мне эти штуки, граф, хорошо знакомы. Цыган в мои карты заглядывает и вам музыкой условные сигналы подает. Так это?
   ШЕРЕМЕТЕВ сконфужен. ПСЯКРЕВСКИЙ и ПАФНУТИЙ возмущены.
   ПСЯКРЕВСКИЙ
   Так вот почему Илюшка всегда около нас крутился!
   ПАФНУТИЙ
   Из-за этого мы никогда графа промеж собой обыграть не могли! Такие деньжищи ему спускали! Ну, я тебе ужо!
   ПАФНУТИЙ бросается бить ШЕРЕМЕТЕВА. ВОРОНЦОВ его останавливает.
   ВОРОНЦОВ
   Успеется! Мы еще не закончили.
   Снова мелькают карты, шелестят купюры, нервничают игроки. ПАФНУТИЙ, ЯШКА и ПСЯКРЕВСКИЙ увлеченно следят за действиями ВОРОНЦОВА и ШЕРЕМЕТЕВА.
   ВОРОНЦОВ
   Повышаю вдвое!
   ШЕРЕМЕТЕВ, кусая губы, смотрит на свои карты.
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Эх! Была, ни была! Ставлю самое дорогое, что у меня есть. Мой театр против вашей ставки, поручик.
   ВОРОНЦОВ
   Необычное предложение. А как же имение? Угодья? Псарня, наконец?
   ШЕРЕМЕТЕВ
   (смущенно)
   Это все как бы уже не моё. Всё принадлежит за долги дворянскому банку, и я не властен этим распоряжаться.
   ВОРОНЦОВ
   Хорошо, пусть будет театр. Вскрываемся?
   Несколько минут спустя.
   Опустевший зал. ШЕРЕМЕТЕВ лежит лицом на столе. Его плеча касается рука ВОРОНЦОВА.
   ВОРОНЦОВ
   Ну, будет вам, граф! Хватит трагедии разыгрывать. Поехали выигрыш смотреть.
  
   НАТ. УСАДЬБА ШЕРЕМЕТЕВА - НОЧЬ
  
   ВОРОНЦОВ, ШЕРЕМЕТЕВ и ЯШКА возле запертого на огромный замок амбара.
  
   ВОРОНЦОВ
   Что ж это вы, граф, своих актеров в амбаре держите?
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   А иначе никак нельзя. Я их тут запираю на недельку на хлеб и воду. Пока всю пиесу не выучат и, как следует, не отрепетируют. Народец-то крестьянский. Грамоте не шибко обученный.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ достает ключ и начинает отпирать замок.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Поначалу вообще беда была. Ни одной роли запомнить не могли. А как дашь десяток-другой плетей на конюшне - мигом все мизансцены усваивают.
   Тяжелый замок со скрежетом отпирается и падает на землю. ШЕРЕМЕТЕВ распахивает двери амбара.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Зато теперь играют любо-дорого, залюбуешься.
   (кричит вглубь амбара)
   Эй, вы, жертвы Мельпомены! Выходи строиться!
  
   ВОРОНЦОВ и ЯШКА заинтересованно смотрят на двери амбара. Оттуда появляется странное сборище: испанский король и королева в полном парадном облачении; какой-то седой мужчина в берете и старинном камзоле; два конкистадора в блестящих стальных латах. Девушка с арфой и крыльями за спиной и, наконец, трое индейцев в перьях и с разукрашенными лицами.
  
   Видя изумление на лицах ВОРОНЦОВА и ЯШКИ, ШЕРЕМЕТЕВ поясняет.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Это они у меня новую аллегорию репетируют. "Открытие Америки".
  
   Один из конкистадоров, здоровенный бородатый мужик ПАХОМ недовольно бурчит.
  
   ПАХОМ
   Открытие-открытие... пора бы уже закрыть эту чертову Америку...
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Поговори у меня! Вот, знакомьтесь, это у нас Колумб...
  
   Мужчина в берете по имени ПОРФИРИЙ кивает и называет свое настоящее имя.
  
   ПОРФИРИЙ
   Порфирий Иваныч.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Это - королева Изабелла Испанская.
  
   Женщина лет сорока по имени ПЕЛАГЕЯ приседает в поклоне.
  
   ПЕЛАГЕЯ
   Пелагея Никифоровна...
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Это король Фердинанд...
  
   Мужик в костюме короля по имени ГЕРАСИМ представляется.
  
   ГЕРАСИМ
   Герасим я...
  
   ШЕРЕМЕТЕВ показывает на ПАХОМА, другого конкистадора и индейцев.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Это у нас Пахом, это Кузьма. Это Селиван, Фрол и Васька.
   Очередь доходит до девушки с крыльями.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   А это - моя любимица, Грушенька. От сердца её отрываю. Но карточный долг - это святое.
  
   ВОРОНЦОВ заинтересовано рассматривает Грушеньку, которая оказывается его будущей супругой АГРАФЕНОЙ в молодости.
  
   ВОРОНЦОВ
   А почему она с крыльями.
  
   ГРУША
   (театрально)
   Я - божественное провидение, которое ведёт благородного Христофора Колумба через бушующий океан навстречу неведомым землям...
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   (довольно)
   Ай, умница моя! Выучила-таки?
  
   ПОРФИРИЙ
   Да, намаялся я с ней, пока тексту научил.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Порфирий у нас пиит и автор сей пиесы. Человек он весьма талановитый, только к поклонению Бахусу весьма пристрастен. А в пьяном виде он к творчеству совершенно не способен. Так я его, бывало, запру на голубятне на недельку для трезвости. Он первые пару деньков там повоет, а потом таких пасторалей насочиняет - только успевай репетировать. Так вы с ним, поручик, будьте в этом смысле построже.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ обращается к актерам.
  
   ШЕРЕМЕТЕВ
   Всё, соколы мои ясные! Были вы моей единственной душевной отрадой, а теперь принадлежите вот этому господину! Плачу я от такого горя, а ничего поделать не могу. Не мои вы боле. Поэтому ступайте немедленно с глаз долой! Всё. Пошли вон отсюда, чтоб и духу вашего здесь больше не было!
   (ВОРОНЦОВУ)
   Это я в фигуральном смысле.
  
   ВОРОНЦОВ
   Я понимаю...
  
   НАТ. ПРОСЕЛОЧНАЯ ДОРОГА - ПЕРЕКРЕСТОК - НОЧЬ
  
  ВОРОНЦОВ с ЯШКОЙ сидят в своей коляске. Всё театральное воинство в доспехах и перьях толпится перед ними. ВОРОНЦОВ встает в коляске в полный рост.
  
   ВОРОНЦОВ
   Поскольку я к театру никакой наклонности не имею, а выиграл вас только из одного желания наказать вашего бывшего господина, объявляю вам своё решение. Отныне вы все являетесь ничем мне не обязанными и можете идти, куда вздумается. Всё.
  
   ВОРОНЦОВ обводит взглядом обескураженную его словами толпу.
  
   ВОРОНЦОВ
   Всем спасибо! Все свободны!
  
   ВОРОНЦОВ поворачивается к ЯШКЕ.
  
   ВОРОНЦОВ
   В трактир!
  
   Яшка дергает поводья. Коляска срывается с места. Не удержавшийся на ногах ВОРОНЦОВ падает на сиденье.
  
   Актеры, молча, провожают глазами удаляющуюся от них коляску.
  
   ИНТ. ТРАКТИР - НОМЕР - УТРО
  
   ЯШКА тормошит за плечо спящего ВОРОНЦОВА.
  
   ЯШКА
   Барин! Вставайте! Там к вам пришли!
  
   ЯШКА показывает рукой в сторону распахнутого окна. Заспанный ВОРОНЦОВ в одной рубашке подходит к открытому окну, потягивается, смотрит во двор и замирает.
  
   НАТ. ТРАКТИР - ДВОР - УТРО.
  
   Посреди двора в доспехах и перьях, молча, стоят выигранные им вчера актеры и преданно смотрят на ВОРОНЦОВА.
   Дворовые собаки отчаянно лают на неведомых людей.
  
   Проходящая через двор старушка испуганно крестится.
  
   СТАРУШКА
   Тьфу на вас! Черти ряженые...
   КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИnbsp;

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"