Тайга в начале мая начинает оживать. Стройные и величавые сосны, скинув снежные шапки, шумят своими зелеными кронами. Радостно щебечут птицы, купаясь в теплых солнечных лучах. Сходит снег, и на лесных проталинах желтеют поляны подснежников. Посреди желтой поляны встав на задние лапки удивленно озирается заяц-беляк, никак не может понять, менять шубу ему или нет, в оврагах и на болоте еще лежит снег, а здесь уже тепло и сухо. Возникает непреодолимое желание бросить все, скинуть с себя спецовку, завалиться рядом с зайцем в подснежники и вздремнуть на припекающем солнышке... Эх, мечты, мечты... но надо работать.
Спустившись с пригорка ГАЗ-66 встал перед очередной преградой, поперек дороги бурлил водный поток. Талой водой смыло с лежневой дороги песок, и под метровым слоем воды виднелись лежащие поперек дороги толстые стволы деревьев. Природа никак не хотела мириться с творением рук человеческих, вносившим в глухоманный образ жизни шум и суету.
- Ну что, Фаниль, разворачиваем? - повернулся к седовласому мужчине, сидящему на пассажирском сиденье, молодой усатый водитель.
- Ты что, Володь, первый день за рулем? Или ручеек для тебя проблема? - насмешливо спросил Фаниль.
- Встрянем тут, а до поселка десять верст, и в этот угол сегодня вряд ли кто заедет. Будем топать пешком. Как тебе такая перспектива? - весело ответил водитель.
- Надо, Вова, надо, - посерьезнев, сказал Фаниль, - Василич велел обязательно проверить скважину 6430. Ночью пришел нулевой замер, похоже ремонт намечается.
- Да какой ремонт? Тут подземники со своим хозяйством до июня не проедут. Всю лежневку смыло.
- Ты что перегрелся на весеннем солнышке? Или уши утром не мыл? Я тебе уже должен два раза повторять? Сказал: "Надо", значит надо, - прервал рассуждения водителя Фаниль.
- Ну, раз надо, так надо. Тогда выгружайся.
- Это зачем?
- Зачем, зачем... вброд пойдешь. Сказал - выгружайся, значит - выгружайся, - буркнул Володя и, распахнув дверцу, спрыгнул на дорогу.
Грузный Фаниль, проследив удивленным взглядом за легкими движениями водителя, начал медленно выбираться из кабины.
Водитель поднял кабину машины и, достав рожковые ключи, полез ковыряться с двигателем. Через пять минут он извлек из-под кабины тонкий резиновый ремень, поставил на место кабину и скомандовал: "Грузись! Поехали!".
- Ты зачем ремень-то с вентилятора снял? - спросил уже в кабине Фаниль.
- Да если вентилятор хватанет воды, то может радиатор пробить. Тогда точно домой пешком пойдем.
- Ну, пешком, положим, ты меня идти не заставишь - придумаешь чего-нибудь. И не из таких передряг мы с тобой выбирались. Помню, даже как-то с развалившимся диском сцепления ехали.
- Вспомнил тоже. Тогда мороз был градусов сорок, если бы не додумались диск гвоздями заклинить, то замерзли бы насмерть. А нынче теплынь... красота... топай, да топай...
- Старый я уже пешком топать... бери правее, там мельче.
- Ага, за ягодами и грибами по десять километров отмахивать не старый, а тут вдруг старый стал... а правее комли лежат, там трясти будет больше, да и свою сторону я чувствую лучше, - ответил Володя, и, включив пониженную передачу, стал медленно форсировать водную преграду.
Степенно переваливаясь через бревна оголенной от песка лежневки, машина стала медленно погружаться в бурный поток. В самом глубоком месте вода дошла до кабины. Фаниль задрал ноги, сквозь дверную щель начала набираться вода.
- Я ж тебе всю зиму говорил: "Заделай щели, а то меня продувает", а ты: "Герметично... герметично...". Какой герметично, если вода в кабину заливается фонтаном, - возмутился Фаниль.
- Лишь бы трамблер не залило, слава богу, свечи и провода военные герметичные, - ответил водитель, хлюпая педалями по воде.
- Ну вот, а ты боялась... Выгружайся - ремень буду ставить, - весело сказал Володя.
- Выгружайся, загружайся. Ты меня сегодня целый день гонять будешь? - пробурчал Фаниль.
- Не целый день, но на обратном пути придется повторить.
Установка ремня заняла времени чуть больше, чем процедура снятия. Но вот все водружено на место, и машина запылила по песку лежневки.
Качалка на скважине 6430 размерено покачивала головкой балансира вверх - вниз. При визуальном осмотре каких-либо неисправностей выявить не удалось. Все работает, а нефти нет.
Володя, надев рукавицы, обошел станок-качалку и, взобравшись на площадку, занялся проверкой работы станции управления и ручного тормоза. Переключив управление на ручное, он остановил качалку в нужном положении и крикнул: "Готово!".
С Фанилем в паре Володя работал уже три года. Даже в вахтовом общежитии жили в одной комнате. Вообще то принято так, что операторы живут отдельно, в общежитии ЦДНГ, а водители отдельно, в общежитии для подрядчиков, но руководство пошло навстречу пожеланиям старого опытного работника и выделило операторам по исследованию скважин отдельную комнату, а так как комната на двоих, то и водителю исследовательской машины разрешили поселиться там же. Как говориться, и работали вместе и пайку делили на двоих, поэтому понимали друг друга с полуслова, и технология проведения исследования у них была отработана до автоматизма. Невзирая на то, что Фаниль был старше Володи почти вдвое, общались они как равные, не только потому, что пятнадцать дней в месяц они проводили вместе, но и еще потому, что оба были мастера своего дела. Каждый знал, что он должен делать, и был уверен, что товарищ его не подведет.
Фаниль закрепил прибор на подвеске штанг, отошел в сторону и скомандовал: "Пуск". Володя ослабил тормоз и нажал кнопку запуска. Механизм пришел в движение, и головка балансира поползла вверх. Электродвигатель натужно гудел, вытаскивая из земных недр многотонную, больше километра длиной, колонну стальных штанг. Пять секунд, пол-оборота, и колонна штанг пошла вниз, пять секунд, пол-оборота, и колонна штанг пошла вверх. И так, качая туда-сюда колонну штанг, качалка приводит в движение насос, спущенный на полтора километра в глубь земли, который и откачивает из земных недр драгоценную жидкость - нефть. А нефть - это тепло, это свет, это движение, то есть бензин и асфальтовые дороги, авиационный керосин и соляра для морских лайнеров... да вообще, нефть - это жизнь...
Из прибора полилась мелодия детской песенки "Голубой вагон", это прибор сигнализировал об окончании записи динамограммы.
- Тормози, - крикнул Фаниль. Демонтировав прибор, он начал колдовать над кнопками изучая экран.
- Все понятно, обрыв штанг, - резюмировал Фаниль, - отключай и ставь на тормоз. Поехали домой Василича порадуем, пусть думают, как через эту промоину подземников сюда затаскивать.
- Учись, студент, а то так и будешь всю жизнь баранку крутить, - всю обратную дорогу Фаниль поучал водителя. Он был в приподнятом настроении, дневное задание было выполнено в полном объеме. За день они успели объехать семь кустовых площадок, провести необходимые исследования на заявленных скважинах. Впереди их ожидал сытный ужин и заслуженный отдых. Первый день вахты прошел без проблем.
Володя крутил баранку и молча выслушивал поучения Фаниля.
- Есть такая профессия - нефть добывать. А нефть - это кровь всей промышленности страны. Будет нефть - будет промышленность и благосостояние. Не будет нефти - будет тьма, холод и голод. А оператор по исследованию скважин - это глаза и уши нефтедобычи. Мы добываем информации о состоянии продуктивных пластов и запасах в них нефти, по нашей информации определяют сколько нефти будет давать скважина и, соответственно, какой насос в нее спускать, опять же мы определяем в каком режиме работают скважины и насосы, и что с ними надо сделать, что бы больше добывать нефти. Короче говоря, кто самый важный на нефтепромысле? Оператор!!! А среди операторов самый важный - оператор по исследованию скважин!!!
Володя резко тормознул перед уже знакомой промоиной на дороге.
- Выгружайся, император тайги. Ремень снимать буду.