Само слово Рундале переводится с немецкого, как "Долина спокойствия".
Первое упоминание о нём датируется 1505 годом. В 200 метрах от нынешнего дворца находился замок немецкого барона Гротхуса. Но крупные долги вынудили потомков барона в 1681 году продать строение и земельный надел. В 1735 году за 42 тысячи таллеров собственность перекупил Эрнест Иоганн Бирон. И через год был заложен фундамент Рундальского дворца.
Строительство дворца в стиле барокко и проектирование парка было доверено Франческо Бартоломео Растрелли, архитектору итальянского происхождения, со временем ставшему академиком архитектуры Императорской Академии художеств.
При строительстве здания использовались специальные кирпичи очень большого размера, которые производились на местном заводе. Часть кирпичей, оставшаяся после строительства, была переправлена в Петербург для возведения Стрельнинского дворца. Крышу дворца покрыли луженой жестью, которая напоминала серебряные листы и вызывала полный восторг у очевидцев тех событий.
Строительные работы проходили в очень быстром темпе, что на качестве никак не сказалось. На стройплощадке находилось почти 1500 мастеров.
Когда в 1737 году, то есть через год после начала строительства, дворец был возведён под крышу, в помещениях тут же начались отделочные работы. Почти все художники, мебельщики и мастеровые были привезены из Петербурга. Лепной декор стен и потолков выполнила бригада петербургских мастеров из артели Петра Ефремова. Чугунные украшения для фасада создали литейщики из Тулы. Расписные изразцовые печи сложили воронежские мастера из бригады Ивана Ушакова.
Но для отдельных категорий работ приглашались иностранные специалисты. В создании интерьеров принимали участие итальянские художники Франческо Мартини и Карло Цукки. Скульптурой занимался немецкий мастер Михаэль Граф. Роспись плафонов для потолка сделал Бартоломео Тарсиа. А печи с позолотой создали специалисты из Австрии.
На двух этажах замка находятся 138 помещений. Большая галерея соединяет Тронный и Танцевальный залы, находящиеся в восточном крыле. Роскошно обставленные комнаты южной части здания использовалась как парадные апартаменты. А комнаты, выходящие на север, предназначались для бытовых нужд и проживания. Это была территория герцога. А герцогине принадлежало западное крыло здания.
Во дворе красным полукругом располагаются каменные конюшни.
Отдельного упоминания заслуживает французский сад! Он проектировался одновременно с дворцом и составляет с ним единую композицию с грамотной симметрией и выверенными пропорциями. В саду есть и модный по тем временам боскет - это элемент ландшафтного дизайна, при котором деревья или кустарники высаживаются группами и подвергаются декоративной стрижке, для придания им схожести с архитектурными элементами, арками или зелёными стенами. Согласно документам в парке было высажено 328 185 лип, 45 005 каштанов и 1 885 дубов. Количество гортензий и лилий никто не считал. Но для роз был организован отдельный сад площадью в 1 гектар. При том, что общая площадь всего французского сада - 10 гектаров. Было привезено 160 саженцев роз разных сортов, среди которых были французские, дамасские и английские сорта. Кстати, за садом расположен ещё и охотничий парк в 34 гектара.
Кроме зелёных посадок в парке много аллей, беседок, пергол. Есть лабиринт, амфитеатр, два бассейна, фонтан. По периметру сада вырыт канал, который заполняется водой из искусственного пруда.
Конечно, время внесло свои коррективы, но следует признать, что исторические потрясения хоть и коснулись этого места, но сильно облик здания не изменили. Дворец был разграблен союзниками Наполеона в 1812 году. Пережил осквернение вандалами армии Бермонта в 1919 году. В помещениях дворца в разные годы были и лазарет, и школа, и зернохранилище.
В настоящее время дворец почти полностью отреставрирован. В нём открыт музей. Проходят выставки и приёмы президентом Латвии высокопоставленных зарубежных гостей. В "Зелёном театре" французского сада была поставлена опера Генделя "Ринальдо". Любители музыки ценят хорошую акустику залов дворца во время регулярных фестивалей старинной музыки. Эстеты получают массу удовольствия от летнего "Праздника сада" и от прогулок по регулярному парку и саду роз.
Все желающие могут заказать во дворце, возведённом великим Растрелли, свадебную церемонию или костюмированный бал. Память будет на всю жизнь.
Кстати, о памяти. Стиль барокко, в котором работал Растрелли, после смерти Елизаветы Петровны, российской императрицы, стал выходить из моды. На смену ему пришёл ранний классицизм с Антонио Ринальди. И великий Растрелли постепенно канул в лету. Даже могила не сохранилась. Как и замок барона Гротхуса, с которого всё началось. В память о Франческо Бартоломео Растрелли остались десятки дворцов и соборов. Его именем названа площадь в Санкт- Петербурге. В Царском Селе ему установлен памятник. Одна из галерей в Зимнем Дворце носит его имя.
От мастера остались дела и репутация.
А это не так уж и мало.