Колунов Константин Владимирович : другие произведения.

Лабиринты Дон Жуана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Лабиринты Дон-Жуана.
   Пьеса - дневник
   Первая часть
   Сцена 1.
   Психиатрическая клиника. Кабинет врача.
   Врач
   Вы называете себя Дон Жуаном?
   Пациент
   Да, Дон Жуаном. В чем проблема?
   Вы думали он умер? Нет,
   Он- я.
   Врач
   А где же донна Анна?
   Пациент
   Какая к черту, Донна Анна!
   Еще скажите: командор
   Их не было. Они - слова,
   Они - фантазия поэтов.
   Конечно, кто-то подсказал,
   Помог увидеть и создать
   Их образы. Но образ - мысль,
   А каждый мысли понимает
   По - своему. Я понял так,
   Вы по-другому. Я болею,
   А вы здоровы. Я слабак,
   А вы сильнее. Вы - спаситель,
   А я - кого должны спасти.
   (Пауза)
   Мой бред в истории болезни
   записан?
   Врач
   Жалобы - не бред.
   (Пауза)
   Пациент
   Я удивляюсь парадоксу:
   Ведь вы же умный человек,
   И говорите не с кретином,
   Но речь, звучащая, как стих
   Пугает вас и беспокоит.
   Назвал себя я Дон Жуаном,
   А что плохого- не пойму?
   А если был бы я Иваном,
   Меня б вы бросили в тюрьму?
   Какая разница, скажите?
   "Что в имени тебе моем?"
   Что от меня сейчас хотите?
   Хотите, на двоих споем?
   Ха-ха. Вы испугались? Шутка!
   Я не для песен на земле.
   Врач
   А для чего?
   Пациент
   Не знаю, честно.
   Давайте мы найдем ответ.
   Врач
   А почему же Дон Жуаном
   Себя назвали?
   Пациент
   Просто он
   Как я искал живого счастья,
   Большой, без путаниц любви,
   Но был обманут, сам заврался;
   И умер странно, от руки.
   А я-то вроде бы и спасся,
   Судьбу - злодейку обхитрив.
   Но только истину увидел -
   Меня забрали; и я тут.
   (Пауза)
   Лечите, доктор. Но сначала,
   Болезнь поймите. Помогу
   Скрывать мне нечего. И глупо
   Вредить молчанием себе.
   Врач
   На прозу перейдем?
   Пациент
   Не надо.
   Нет, надо. Перейдем, Но я
   Подумать должен. Можно, завтра
   Поговорим? А эту ночь
   Потрачу я, чтоб научится
   Обычной речи без стихов.
   До завтра, доктор. До свиданья.
   Всего хорошего.
   Врач
   И Вам.
   Сцена 2
   Ординаторская. Разговор между врачами.
  
   2-ой врач: Я слышал ваш разговор с "Дон Жуаном". Своеобразно, очень своеобразно.
   1-й врач: В чем именно своеобразие, на ваш взгляд?
   2-й врач: Он говорит стихами, ритмично. И вы попадаете в его размер почти точно. Оригинальный прием для психиатра, новый, сложный. Обязательно напишите статью.
   1-й врач: Честно говоря, я не специально. Тем более, у меня нет опыта в стихосложении.
   2-й врач: (не слушая коллегу). И название я уже придумал: "Поэзия в психиатрии" - красиво?
   1-й врач: Красиво, но не серьезно. Сейчас важно решить, как помочь человеку.
   2-й врач: Игорь Александрович, ничего решать не надо. Все просто. Ваш "Дон Жуан" явный шизофреник, склонный к навязчивым идеям, депрессиям, даже к галлюцинациям. Расспросите его хорошенько, поговорите с родственниками и назначьте обычное лечение. (Обращается более доверительно). Я понимаю, вы молодой специалист, и вам жалко людей. Но не вы вызываете у них болезни, вы их только лечите. Поэтому действуйте решительнее, радикальнее. Вам только "спасибо" за это скажут.
   1-й врач: Я с вами не согласен, Илья Сергеевич. Он в общем-то нормально ориентируется и в месте, и во времени. Как таковых галлюцинаций у него нет. Он философствующий поэт - неудачник. Он - человек, потерявший веру в любовь, в себя, в свою способность любить. Он же образно называет себя Дон Жуаном. Он сравнивает себя с литературным героем, но не более того.
   2-ой врач: Его профессия?
   1-й врач: Музыкант.
   2-ой врач: Да, эти господа все ненормальные. Однако стихами большинство из них не говорит; прозвищ, даже литературных, они себе не выдумывают, спят по ночам спокойно, в обнимку с женами. А вашего "товарища", если судить по истории болезни, задержали в городском парке в два часа ночи.
   1-й врач: И я гуляю по ночам.
   2-ой врач: Но, если вас спросят, имя свое вы назовете правильно. А не представитесь Дон Жуаном, или Сильвером, или каким-то там Колобком. Еще раз вам советую: назначьте обычное лечение, и не занимайтесь мистикой, психоанализом по Фрейду. Вы врач, а не болтун.
   1-й врач: Я все-таки побеседую с ним. Тем более, родственники принесли мне его дневник. Там, наверняка, найдутся ответы на многие вопросы. (Уходя) Здесь особенный случай.
   2-ой врач: (Вслед) Как знаете Игорь Александрович. Вот молодые - лишь бы поспорить, лишь бы пооригинальничать. Нафантазируют, напридумывают, а потом приходят - как непослушные дети: мол, ничего не получилось, вы были правы, извините. Ладно, хочет - пусть голову ломает. Его голова будет болеть, не моя.
   Сцена 3
   Кабинет врача, как и в первой сцене.
  
   Врач: Я вижу, вы сегодня не очень хотите разговаривать?
   "Дон Жуан": (в подавленном настроении): Говорить, лучше, чем молчать. В молчании - смерть, в слове - жизнь.
   Врач: Разумно. Итак, прежде всего, как вас зовут?
   "Дон Жуан": Борисов Антон Николаевич, бывший музыкант.
   Врач: Почему бывший?
   "Дон Жуан": Потому что в искусстве нельзя быть посредственностью. Надо быть или Моцартом, или никем.
   Врач: Все "Моцартами" быть не могут, кто-то должен выполнять рутинную работу.
   "Дон Жуан": Во всяком случае, не я. Мне хочется быстро, ярко, событийно жить, а не однообразно и серо.
   Врач: А зачем? Неужели, вы думаете, что если каждый день ваш будет наполнен, даже набит событиями, то жизнь ваша изменится, приобретет особую ценность и интерес в глазах других людей, и в ваших собственных глазах?
   "Дон Жуан": Да, я так думаю
   Врач: Не правда. Только живя внутри себя, мы делаем свое существование осмысленным. Надо заполнять пустоту не вокруг себя, а внутри себя. В этом задача каждого человека. А так получается, что любой курьер, бегающий из одного конца города в другой, нужнее любого ученого, или, скажем, писателя.
   "Дон Жуан": Поймите, доктор, очень страшно, когда ничего не происходит.
   Врач: А что должно происходить?
   "Дон Жуан": Не знаю. Но в любом случае человек должен много двигаться.
   Врач: Вы не правы. Перемещение в пространстве еще не жизнь, а только подобие жизни. Спросите у любого суетящегося: что он сделал за день? Он ответит только одно: устал.
   "Дон Жуан": Но я еще больше устаю от ничегонеделания.
   Врач: Отдых внутри вас, так же как и работа, как и весь остальной мир.
   "Дон Жуан": Нет, доктор, чем больше в человека поступает извне, тем больше в нем остается. А я пустой, ведь у меня в жизни ничего не было.
   Врач: Как же не было, Антон Николаевич? Вот, ваш дневник, он весьма объемный.
   "Дон Жуан": Вы читали?
   Врач: Не могу без вашего разрешения.
   "Дон Жуан":
   Так почитайте. Мало там
   Событий важных, интересных.
   А я, уставший Дон Жуан,
   Прочту статьи в газетах местных.
   Мне все равно. Я так устал,
   Я жив не сердцем, а стихами.
   Я ночью прозу вспоминал,
   Но вспомнил только лишь местами.
   Не говорите, доктор, мне
   Про смысл жизни. Вы моложе,
   Не вы сидите здесь, в тюрьме.
   Я шизофреник, ну и что же?
   Я до последнего любил
   Свою профессию и время,
   И смысл тоже находил
   В себе, как в божеском творенье.
   Но легкий в черепе щелчок,
   И все -мозги уже другие.
   По всем канонам дурачок,
   А струны дурости тугие.
   Их просто так нельзя порвать
   Уколом, дремой на диване.
   (Указывает на дневник)
   Читайте. Надо открывать,
   Что есть и было в Дон Жуане.
  
   Врач: Опять вы перешли на стихи?
   "Дон Жуан": А как без них. Я не могу...
   (Врач останавливает его жестом)
   "Дон Жуан" (через силу): Не могу сразу переключиться на обычную речь. Я сам не знаю: откуда в моей голове берутся рифмы.
   Врач: Вы писали раньше стихи?
   "Дон Жуан": В юности, как все.
   Врач: Тренируйтесь. Как только появится желание заговорить стихами - останавливайте себя. Иначе, я буду вынужден назначить серьезные лекарства. И насчет имени...
   "Дон Жуан": (перебивая) Вы сначала мой дневник прочтите.
   Врач: Я догадываюсь о причинах, по которым вы называете себя Дон Жуаном. Но вы же не считаете себя действительно тем старинным героем?
   "Дон Жуан": Нет. Да. Не знаю. Я привык.
   Врач: Надо отвыкать. В какой-то степени мы все "Дон Жуаны". Но прежде всего у нас есть имя, данное нам при рождении. Работайте над собой, хорошо?
   "Дон Жуан": Хорошо. ( Несколько раздраженно и устало). Я могу идти?
   Врач: Конечно. Завтра побеседуем?
   "Дон Жуан": Не знаю.
   Сцена 4
   "Дон Жуан" в больничном саду.
  
   "Дон Жуан": Я никогда не видел особой разницы, между нормальным человеком и ненормальным, как не вижу особой разницы между нотой и буквой. Все условно, все кем - то придумано, все что-то означает. Звук воспринимается ухом, но только первоначально. Дальше он превращается в мысль, а мысль уже выражается словами, состоящими из букв. И наоборот.
   В каждом нормальном человеке периодически происходит переход к ненормальности. Если переход затягивается, то некто считается больным, и его помещают сюда, в "психушку". Но ведь наши врачи отличаются от нас только тем, что могут управлять в своей голове переходом из одного состояния, в другое, а мы, сумасшедшие, этого не можем. Но нам это и не к чему.
   Из Дон Жуана я потом,
   От их таблеток и уколов,
   На время стану (пытается вспомнить) Да. Антон
   Борисов, или нет, Ермолов?
   Нет, нет, Борисов я. Забыл
   Свою фамилию родную.
   Я музыкантом вроде был?
   На чем играл? Куда-то дую...
   Нет. Помню был в руке смычок,
   Конечно! Я в оркестре - скрипка,
   И дирижер наш, старичок,
   Мне руку жал ладошкой хлипкой.
   Я весь оркестр вел игрой
   На слабой, темной деревяшке.
   Я был с цветами, как герой,
   Во фраке с бабочкой, в рубашке.
   Опять стихами говорю,
   Точнее, мыслю? Да. Стихами.
   (Поднимая глаза, обращаясь к небу)
   "За все тебя благодарю"
   Своей надеждой и грехами.
   (Обхватывает голову, как бы пытаясь избавится от стихов).
   Нет... Нет... Ведь врач мне запретил.
  
   Как мне надоели стихи и как хорошо с ними. Но с чего я начал? С чего? Да. Из Дон Жуана они хотят превратить меня в посредственного музыканта. Им так нужно: так они проявляют свою нормальность. Ну и ладно, не буду им мешать. Мне, по большому счету, все равно, кем быть.
  
   Сцена 5
   Врач у себя в кабинете читает дневник "Дон Жуана"
  
   Врач: (читает) "Моя жизнь. Некоторые сцены". Хорошее название для дневника. Посмотрим (листает тетрадь): "Эпизод первый. Юность". Очень интересно, дневник в виде пьесок. Даже великие люди, великие литераторы вели свои записи обычно, без театральности. А мой "Дон Жуан" всех обошел. Может он действительно, серьезно болен, но, во всяком случае, он оригинален. И где грань между гениальностью и психической патологией? Почему одни люди становятся достоянием человечества, а тысячи других попадают в больницу? Вероятно, закон естественного отбора действует и на, так сказать, душевном уровне: выживает сильнейший, наиболее приспособленный к своей необычности. Остальные погибают, точнее, сходят с ума.
   Ладно, почитаем, Итак, "Эпизод первый. Юность". Только почему все написано от третьего лица?
  
   Вторая часть
   Эпизод I "Юность"
   1-е явление
   Борисов Антон находится в библиотеке консерватории. В читальный зал, где он сидит и что-то пишет, заходит Татьяна - девушка, которую он любит. И Антону, и Татьяне по восемнадцать лет; и он и она - студенты консерватории.
   Татьяна: Антон, что ты пишешь? Опять стихи?
   Антон: Ты же знаешь.
   Татьяна: О чем?
   Антон: О тебе и для тебя.
   Татьяна: Как интересно. Можно почитать?
   Антон без слов кладет перед ней тетрадь. Татьяна читает. Татьяна (после прочтения стихов): Антон, я же просила: не надо, не надо меня любить! Пожайлуста! Я не могу тебе ответить тем же. Ты хороший, ты прекрасный, ты замечательный человек, но сейчас я не могу сказать тебе тех слов, которые ты мне говоришь и пишешь почти полгода.
   Антон: Ты любишь Армена.
   Татьяна: Причем тут Армен? Я была с ним несколько раз в театре. Мы дружим. Ты представляешь себе дружбу между мужчиной и женщиной?
   Антон: Нет.
   Татьяна: Я так и думала. Господи, как тяжело. Как тебе все объяснить, Антон? Ведь после моих неприятностей, я в принципе не хочу ничего большего, чем просто приятельских отношений.
   Антон: Армен был у тебя в гостях.
   Татьяна: И ты приходи ко мне в гости. (Пауза) Ты о чем думаешь? Какое право ты имеешь так думать? Кто дал тебе право ревновать ко мне?
   Антон: А на ревность нужно разрешение?
   Татьяна: Нужно. Для ревности нужна любовь двух людей, а я пока просто хорошо к тебе отношусь.
   (Пауза)
   Ты живешь в мире, выдуманном тобой самим. Ты сочиняешь для меня стихи, письма; ты обижаешься на меня; ты ревнуешь меня ко всем. Остановись! Оглянись! Вернись в реальность! Все не так, как ты придумал. Все по-другому. Я живой человек, и имею право чувствовать или не чувствовать.
   Антон: Я хочу, чтобы ты меня любила.
   Татьяна: Глупости. Я не могу себя переделать. Я не могу себе приказать. Мне нужно для любви время. Антоша, дорогой, милый, не злись. Дай мне месяц, два, может год, и я стану твоей. Ты мне очень дорог. Таких как ты - больше нет. Я хочу быть твоей, только не сразу.
   Антон: Я не верю тебе.
   Татьяна: Если ты меня любишь, то ты должен, даже обязан мне верить. Приходи сегодня вечером в гости. Я буду ждать тебя.
   Антон: А твоя соседка?
   Татьяна: Оля то? Ее постоянно нет дома. Приходи. Я буду ждать.
   (Целует Антона в щеку. Уходит).
   2-е явление.
   В этот же день Антон пришел в гости к Татьяне, с цветами, как положено. Он очень волновался, и поэтому не стал сразу нажимать кнопку звонка. Вдруг из-за двери он услышал голоса.
   1-й голос (мужской): Таня, я ни как не могу запомнить, где тут, в коридоре выключатель: хочу еще принести шампанского.
   2-ой голос (женский): Вот он, Армен, справа.
   3-й голос (женский): А во сколько Антон придет?
   2-ой голос: Тише, Оля. Он обещал придти в шесть.
   3-й голос: Но у нас же Армен и Виталик.
   2-ой голос: Ничего страшного: выключим свет, сделаем музыку потише. А когда Антон позвонит, я не откроем. Я ему как-нибудь потом все объясню.
   3-й голос: Некрасиво.
   2-й голос: Красиво. Пойдем, ребята ждут.
   Антон долго звонит в дверной звонок. В квартире Татьяны резко наступает тишина. Антон присаживается на ступеньки лестницы. Некоторое время неподвижно сидит. Потом убирает цветы в пакет, ломая их стебли, обрывая бутоны. Затем медленно уходит.
  
   3-е явление.
   На следующий день Антон как бы не замечает Татьяну. Но разговор между ними все-таки происходит.
   Татьяна: Почему ты со мной сегодня даже не поздоровался?
   (Антон не отвечает)
   Татьяна: Ты не хочешь говорить? Но все-таки ответь мне, ведь еще вчера ты признавался мне в любви.
   Антон: Почему ты не открыла дверь?
   (Татьяна делает удивленное лицо)
   Татьяна: Ты приходил?! Извини пожайлуста, но меня не было дома. Я ездила к хозяйке квартиры: отдала ей деньги за месяц. А Ольга задержалась на репетиции.
   Антон: Странно. Но за твоей дверью я слышал голоса и музыку.
   Татьяна: Это у соседей. У них всегда очень громко звучит радио.
   Антон: И всегда разговаривают?
   Татьяна: Я не поняла: почему такой тон? Опять взялся за вчерашнее? Опять начал выдумывать, ревновать?
   Антон: У тебя был Армен... ты с ним спишь. И не надо меня обманывать.
   Татьяна: Как?! Как ты сказал?! Да за такие слова я сейчас дам тебе пощечину.
   Антон: Ударь, если наглости хватит.
   Татьяна: Ты мне надоел. С тобой невозможно общаться. Ты не веришь ни одному моему слову. Я доказываю тебе очевидные вещи.
   Антон: Не надо мне ничего доказывать - у меня есть глаза и уши.
   Татьяна: Вот и смотри на мир правильно, а не фантазируй. Тем более, не оскорбляй меня.
   (Антон молчит)
   Татьяна: Опять молчишь? Ладно, думай как хочешь. Кстати, ты мне новых стихов не принес?
   Антон: Таня, я никогда больше не принесу тебе свои стихи. Ты издеваешься над моей любовью. Я тебе не нужен. Ты держишь меня возле себя из тщеславия. Ты...
   (Татьяна театрально закрывает уши)
   Татьяна: Все. Не хочу больше слышать твой бред.
   (Уходит)
   Антон: А я не хочу больше бредить тобой.
  
   4-е явление
   Через несколько месяцев Татьяна подошла к Антону с папкой каких-то бумаг.
   Татьяна (зло): Возьми свои бумажки. Предатель! Бабник! Сплетник! Какой любвеобильный мужчина: спит со всеми девушками курса и еще каждой про меня рассказывает.
   Антон: Спасибо. (Указывая на бумаги) Я как раз хотел забрать их у тебя.
   (Пауза. Антон и Татьяна смотрят с неприязнью друг на друга.)
   Татьяна: Как ты быстро меня разлюбил. Значит я была права: твоя любовь - просто фантазия. Я ненавижу тебя.
   Антон (издевательски): Все? Можно идти? Или концерт продолжается?
   (Татьяна бьет его по щеке)
   Татьяна: Подонок!
   (Уходит)
   Антон (вздыхая): Вот и закончилась моя юность. Браво.
  
   Эпизод II "Возвращение"
   Антону Борисову 25-26 лет. Второй месяц он живет в браке с девушкой старше себя на несколько лет. Девушку зовут Елена.
  
   1-е явление.
   Зимний вечер. Комната Елены. Антон и Елена сидят недалеко друг от друга на диване. Они ссорятся. Ссора происходит уже не первый раз.
   Антон: Мы должны расстаться.
   Елена: Поживи у меня до лета и уходи.
   Антон: А почему я не могу уйти сейчас?
   Елена: Не можешь! Я так хочу!... Мне стыдно перед родителями.
   Антон: А когда от тебя ушел первый муж, тебе не было стыдно?
   Елена: Во-первых, он не ушел, а я его выгнала. Во-вторых, мы прожили с ним шесть лет. Понятно?! Шесть лет!! С тобой же мы познакомились только полгода назад.
   Антон: Какая разница: полгода или шесть лет, если мы оказались совершенно разными людьми? Пожайлуста, дай мне уйти.
   Елена: Нет! Я сказала: нет.
   Антон встает с дивана. Резко ходит по комнате, подыскивая
   аргументы для спора.
   Елена: Поиграй мне.
   Антон: (не слушая ее): Лена, я люблю выпить.
   Елена: Много не выпьешь.
   Антон: У меня две любовницы.
   Елена смотрит на него насмешливо, с презрением.
   Елена: А может десять?
   Антон: Отпусти меня, ради бога, отпусти.
   Елена: Налей мне немного ликеру. И себе тоже. Ведь ты, кажется, любишь выпить?
   Антон наливает Елене большую рюмку ликера, но не дает ее.
   Антон: Сама возьмешь.
   Елена: Не будь таким грубым: ты же музыкант, а не дворник.
   Антон с ненавистью передает ей ликер. Она почти сразу выпивает рюмку.
   Елена: (примирительно) Видишь, и я не против алкоголя. Может напьемся сегодня, а потом сделаем друг другу приятно?
   Антон: Лена, кому нужна такая канитель: до весны, до лета, до осени?
   Елена: Никому. Собирай вещи. Только уйдешь ночью, когда родители уснут. И дай мне еще выпить.
   Антон ставит на столик возле дивана бутылку. Достает сумку из шифоньера. Начинает укладывать в нее свои вещи. Елена пьет, наблюдая за ним.
   Елена: Ничего не забудь, дорогой, а то вернешься.
   Антон: Не забуду.
   Елена: Какие теперь мужики пошли: сначала тащат в постель, потом объясняются в любви; потом, в виде одолжения, женятся. Женившись, продолжают холостяцкую жизнь. Но при этом требуют к себе уважения, требуют ухода за собой, требуют... Да просто всегда, постоянно требуют, требуют, требуют.
   Елена запьянела. У нее начинается истерика.
   А взамен - ничего! Денег у них нет; общественного положения еще не заслужили; любовь по какой-то причине резко закончилась. Зато началось хамство, пьянство, вечеринки с девочками на работе.
   Антон продолжает собирать вещи.
   Елена: Скрипку свою идиотскую возьми. Или сейчас выброшу в окно.
   Антон молча берет футляр, где лежит скрипка. Кладет его
   к остальным, уже собранным вещам.
   Елена (зло): Сядь рядом со мной.
   Антон садится.
   Елена: Доволен? Сейчас к бабам пойдешь?
   Бросает рюмку, бутылку на пол.
   Елена: Ненавижу, ненавижу тебя! Всех вас, мужиков, ненавижу.
   Антон пытается успокоить ее.
   Елена (отбиваясь): Не трогай, не трогай меня! Проваливай отсюда! Бездарность! Нищий!
   Истерично рыдает. Антон гладит ее, обнимает. Она несколько раз пытается
   вырваться. Потом сжимается "калачиком" в углу дивана и тихо плачет.
   Елена (сквозь слезы): Пойми, я люблю тебя. Я поверила тебе, ты ведь так красиво говорил и ухаживал. Мне же не восемнадцать лет. Мне так тяжело было начать все заново. Но ты убедил меня. Ты...Ты.. (плачет). Не уходи. Хоть сегодня не уходи. Иначе я выброшусь из окна или повешусь.
   Антон: Я никуда не ухожу, Лена. (Пауза). Тебе лучше уснуть.
   Елена: Только ты ляг рядом. Обними. Поцелуй, как тогда, осенью. Любимый...
   (Гаснет свет)
  
   2-е явление.
   (Между первым и вторым явлением проходит три недели)
   Антону не спится, хотя в доме все уже давно спят. Он сидит в гостиной. Перед ним лежит партитура концерта для скрипки с оркестром E-moll Ф. Мендельсона. Рядом с Антоном спит кошка. Антону очень грустно.
   Антон (глядя на кошку): Эх, кошка, кошка. Проживешь ты свои десять- пятнадцать лет, так и не разобравшись: кто ты была и была ли вообще. Но ты - кошка, тебе легче. Я же буду всю жизнь думать и мучаться, мучаться и думать. А потом тоже умру, так ничего и не поняв.
   Антон встает, наливает себе немного коньяку, потом опять садится.
   Антон: Сегодня я видел, как какой-то человек бежал, стараясь успеть на автобус. Он тяжело дышал, толкал прохожих, кричал издалека на всю улицу: "Эй! Скажите ему, водителю, пусть меня подождет". Но автобус уехал. А тот человек совсем не расстроился: "Я, - говорит, - не спешу. Могу и на следующем." Да кошка, люди такие: бегут куда-то, зачем-то, хотя им ничего не нужно. А жизнь уходит, и уходит именно на такие пустяки: на погони за автобусами, на чтение газет, на еду, на сон, на ругань.
   Антон задумывается. Вспоминает о своих отношениях с Леной.
   Люди, как же мы мучаем друг друга. Нам надо объединяться, и всем вместе бороться со смертью. А мы, наоборот, разъединяемся, и умираем по одиночке, как волки.
   Листает партитуру скрипичного концерта.
   Удивительно: кто-то суетится, а кто-то пишет музыку. И какую!
   Звучит начало E-moll-ного концерта.
   Антон: Прекрасная музыка. Ее создал человек; он наполнил ее мыслями, чувствами, красотой. Но чтоб донести до людей такое чудо нужны интриги. Нужны мы, музыканты, которые обижаются друг на друга по пустякам; которые соревнуются друг с другом; часто ненавидят друг друга. (Пауза). Ведь на самом деле обидно: я, допустим, первая скрипка, а некто солист. Ужасно быть первым, но все-таки вторым. Солиста слышат все, а меня слышит только дирижер.
   Антон листает партитуру. Продолжает звучать музыка
   скрипичного концерта.
   Антон задумывается. Потом закрывает ноты. Музыка прекращается.
   Антон: Любовь во многом похожа на искусство. В своей основной идее, она прекрасна. Но внутри нее боль, переживания, конфликты и те же самые интриги, те же самые нелепые, глупые обиды, то же соперничество, такая же двойственность.
   Ведь как я любил Лену! Я был уверен, что жизнь простила меня за прошлое и вернула мне умение чувствовать. Нет, это было возвращение на пожарище, снаружи прикрытое травами, цветами, а внутри с пеплом и сажей.
   Антон задумывается. Встает. Что-то ищет в книжном шкафу. Находит
   нужную ему книгу. Листает ее.
   Антон: А, вот, нашел:
   "... И сердце в нас подкидышем бывает
   И так же плачется и так же изнывает..."
   Кто же подкинул нам такое сердце? И зачем?
  
   Эпизод III "Пустота"
   Действие происходит спустя несколько лет, после развода с Еленой.
   1-е явление.
   Антон лежит со своей любовницей Катей. Она замужем, но ее муж в гостях у родственников, живущих где-то в Крыму. На соседнем диване спит Артем - двухлетний сын Кати. Уже начинает светать.
   Катя: (Гладя Антона по голове). Какой ты у меня хороший и красивый.
   Антон: В темноте.
   Катя (тихо смеясь): Не правда. Ты на самом деле очень красивый. У тебя такие необыкновенные глаза и руки.
   Антон: С кривыми пальцами.
   Катя: Не кривыми, а музыкальными. Дай я их поцелую.
   Целует пальцы Антона. В это время просыпается Артем, и сразу плачет.
   Катя бежит к нему. Антон закрывается одеялом.
   Катя: Тише, тише, Темочка. Не плачь, мама рядом. Ну что ты? Спи, малыш, еще очень рано.
   Антон: Уснул?
   Катя: Тсс.
   Катя опять возвращается к Антону.
   Катя (тихо): Он часто просыпается ночью и сразу меня ищет. Антоша, ты бы хоть часов до семи подремал. И я бы с тобой, ведь мы еще никогда не спали, точнее, не ночевали вместе.
   Антон: Мне надо идти.
   Катя (ласкаясь): Пожайлуста, не уходи.
   Антон встает с постели. Одевается.
   Катя: (вздыхая) Ну, ладно. Можно хоть тебя завтраком накормить?
   Антон (настойчиво): Не надо, Артема разбудим.
   Антон выходит в коридор. Катя выходит за ним. Обнимает его, целует.
   Катя: Как я тебя люблю. А ты любишь меня?
   Антон: Да.
   Катя: Правда?
   Антон: Правда.
   Катя: тогда не изменяй мне. Не будешь?
   Антон: Нет.
   Катя: Хочу еще тебя поцеловать.
   Целует Антона. Он мягко отстраняет ее: подходит к двери.
   Катя: Пока. Я тебя люблю.
   Антон: Пока.
   (Уходит)
  
   2-е явление.
   Тот же день. Приблизительно шесть-семь часов вечера. Антон сидит на лавочке во дворе дома с девушкой. Ее зовут Ольга. Она всего два дня в оркестре. Антон ухаживает за ней, конечно, не испытывая никаких особенных чувств. Антон старше Ольги на семь лет.
   Ольга: Как хорошо летом: можно всю ночь гулять, и не замерзнешь.
   Антон: (указывая на фасад дома) Твой дом?
   Ольга: Нет, я живу чуть дальше. Просто здесь моя любимая лавочка. Поэтому я тебя сюда привела.
   Антон: Ольга, какая ты необыкновенная. Я давно уже не встречал таких людей.
   Ольга: Каких?
   Антон: Романтичных, умных, талантливых.
   Ольга: А мне кажется -я скучная.
   Антон: Нет. С тобой очень интересно и легко.
   (Пауза)
   Ольга: Антон, ты был женат?
   Антон делает неопределенное движение головой.
   Ольга: А девушка у тебя есть?
   Антон: Если ты согласишься быть со мной, то тогда есть.
   Ольга: Я согласна.
   Антон обнимает ее и целует. После чего Ольга берет его под
   руку и кладет ему голову на плечо.
   Ольга: Я так счастлива.
   Антон: Может пройдемся?
   Ольга: Знаешь, мне надо ненадолго домой. Давай встретимся часов в девять.
   Антон (немного задержавшись с ответом): Я сегодня не могу: еду в
   аэропорт родственника встречать.
   Ольга: Тогда завтра.
   Антон: Договорились.
   Встают. Уходят, держась за руки.
  
   3-е явление.
   Тот же день. Девять часов вечера. Антон ужинает в летнем кафе.
   Антон (раздраженно): Какое мерзкое мясо: жесткое, безвкусное, политое не соусом, а черт знает чем. И жизнь у меня такая же противная. Но мясо испортил повар, а кто испортил меня?
   Отодвигает тарелку. С ненавистью смотрит на людей
   за соседними столиками.
   Антон: Говорят, все люди братья. Неужели вон те, гогочущие, нахальные, пьяные, прокуренные мужики - мои братья? Они думают, что они едят жизнь, а на самом деле - их ест жизнь и время. Каждый день, каждый час, каждая секунда откусывают от человека по кусочку, пока совсем не обглодают его. Но мало кто чувствует, видит, понимает, наблюдает за своим постепенным исчезновением. (Пауза). Господи, как ужасно стареть! Старость делает молодость бессмысленной. Мне тридцать два года, а я уже только вспоминаю. А между воспоминаниями делаю гадости и вру. Да что там говорить, мое вранье как раз и является самой большой гадостью. Я обманываю тех, кто любит меня. (Пауза). Когда я полюбил первый раз, меня тоже обманули. Кто виноват в этом? Я! Я полюбил женщину, не стоящую любви. Как теперь любят меня - человека, тоже не стоящего любви. Замкнутый круг. Круговорот вранья в природе.
   Смотрит на часы.
   Половина десятого. Надо идти к Вике. Она, наверное ждет.
  
   4-е явление.
   Тот же день. Двенадцатый час ночи. Антон и Вика сидят за столом, на котором только фрукты, неполная бутылка вина и два бокала.
   Антон: Вика, может мне на тебе женится?
   Вика: (усмехаясь) Не надо нам такого счастья.
   Антон: Я серьезно.
   Вика: И что мы с тобой будем делать?
   Антон: Жить, воспитывать твою Юлю. Потом еще одного ребенка родишь.
   Вика (глядя в сторону): Мне Юли вполне хватает. (Переводит взгляд на Антона). Тем более, Антон, ты ненадежный человек. Можешь позвонить, можешь и не позвонить. Можешь придти, а можешь и не придти. Можешь придти пьяным. Мне то все равно, а вот каково будет смотреть ребенку на пьяного отца? Нет, Антон. Я ничего от тебя не хочу. Меня устраивают наши с тобой отношения. И, пожайлуста, не говори больше о женитьбе. И так грустно.
   Антон: Я устал от неопределенности.
   Вика: Определись, кто тебе мешает? Неужели у вас в оркестре мало симпатичных девочек? Будете вместе, дуэтом пиликать.
   Антон: Музицировать.
   Вика: Хорошо, музицировать.
   Антон: Вика, но ты мне очень нравишься.
   Вика: Я многим нравлюсь, и мне многие нравятся. Тем не менее, жить лучше одной - меньше проблем.
   Антон: Давай выпьем за нас.
   Вика: Лучше за тебя. За твою удачу.
   Антон: Спасибо.
   Пьют. Антон выходит. Через некоторое время появляется
   с маленькой коробочкой в руке.
   Антон (передавая коробочку Вике): Вот. Тебе.
   Вика берет коробочку. Открывает ее. Достает оттуда кулончик в виде
   сердечка на цепочки. Примеряет украшение перед зеркалом.
   Вика: Боже. В честь чего такая щедрость?
   Антон: Просто хотелось тебя порадовать.
   Вика: Разрешите вас поцеловать.
   Целует Антона. Он притягивает ее к себе.
   Антон: Вика....
   Она чуть-чуть отстраняется от него.
   Вика: Замуж за тебя все равно не пойду.
   Целуются.
  
  
  
  
   Эпизод IV "Гибель"
   Действие происходит через год после последних событий.
  
   1-е явление.
   Лето, жарко. Антон ждет возле кинотеатра свою недавнюю знакомую
   Антон: Даже не помню как она выглядит. Кажется, она высокого роста и у нее светлые волосы. А вдруг она некрасивая?
   Возле кинотеатра останавливается какая-то девушка.
   Антон: Нет, не она - слишком молодая, на меня не смотрит. Подойти поближе что ли, на всякий случай?
   Подходит поближе, но девушка, кого-то увидев, машет
   тому человеку рукой и убегает.
   Антон: Нельзя, нельзя столько пить. И, тем более, потом знакомится с людьми.
   Смотрит на часы.
   Седьмой час, а мы договорились на шесть. Опаздывает, или совсем не придет.
   Появляется девушка, которую ждет Антон. Он ее не видит, она подходит к нему со спины.
   Виолетта: Здравствуйте.
   Антон резко поворачивается. Поздоровавшаяся с ним девушка очень красива, но она среднего роста, волосы же у нее темные, почти черные.
   Антон: Здравствуйте.
   Виолетта: Извините, я опоздала.
   Антон: Ничего страшного, Света, то есть Виолетта. Простите, я сейчас думал о нашем концертмейстере. Она уже в возрасте и ...
   Виолетта: Я поняла, поняла, бывает.
   (Пауза)
   Вы дочитали книгу?
   Антон: Какую?
   Виолетта: Ту, которую вы читали в метро. По-моему, что-то из классики.
   Антон: А, да. Гете "Эгмонт". Мы играем увертюру Бетховена к "Эгмонту", вот, я решил познакомится, так сказать с литературной основой.
   Виолетта: Замечательно. Вы талантливый человек. И, Антон, давайте с вами познакомимся поближе.
   Антон: В смысле?
   Виолетта: Приходите ко мне домой в воскресенье в пять часов вечера. Сможете?
   Антон: Конечно.
   Виолетта: Только обязательно приходите. Я буду очень, очень вас ждать.
   Антон: Я буду.
   Виолетта: Спасибо.
   (Протягивает ему руку)
   Мне пора, я вас предупредила по телефону о своем графике: у меня очень мало времени. Не обижайтесь.
   Антон (пожимая ее руку): Я не обижаюсь. Вас проводить?
   Виолетта: Не надо. Ну, до встречи.
   Антон: До воскресенья.
   Виолетта уходит.
   Антон: Неужели она влюбилась в меня? После нашего знакомства прошло три недели. И три недели, каждый день она звонит мне. Теперь приглашает в гости. Удивительно: так легко, так красиво, так интеллигентно все получается. (Пауза) Неужели любовь? Не буду загадывать - воскресенье послезавтра. Да
   (цитирует):
   ...Любовь нечаянно нагрянет.
   Когда ее совсем не ждешь...
   Точно. (Задумывается).
  
  
  
  
   2-е явление
   Воскресенье. Антон приходит в гости к Виолетте с цветами, бутылкой вина и коробкой конфет. Она встречает его в прихожей. Осмотрев мельком прихожую, Антон меняется в лице. Он начинает о чем-то догадываться.
   Антон: (глядя на обувь в коридоре) Сколько же человек здесь живет?
   Виолетта: (проследив направление его взгляда) А может быть у меня гости.
   Антон передает ей цветы, вино и конфеты.
   Виолетта: Спасибо за цветы и за все остальное. Только... впрочем, не важно, проходите в комнату.
   Комната. В середине ее стол. На столе стоит тарелка с изюмом и кувшин с непонятным зеленым напитком. Во главе стола сидит молодая сухопарая женщина, со строгим, но очень приятным лицом. С одной стороны стола сидят пожилые мужчина и женщина, по видимости, семейная пара. Рядом с ними -женщина лет тридцати. С другой стороны сидит женщина лет сорока с простецким, совсем обычным лицом. Антон садится рядом с этой женщиной. Виолетта садится напротив женщины со строгим лицом.
   Виолетта (обращаясь к женщине со строгим лицом): Аня, все собрались, можно начинать.
   Анна: Итак, мы начинаем. Каждому из нас нелегко, даже тяжело жить. Иногда мы хотим умереть. Иногда нам грустно. Мы часто болеем. Часто болеют наши родственники. Но однажды к нам в душу заглядывает Небесный Отец. Он говорит: "Очнись от безумия. Оглянись вокруг - мир прекрасен. Поцелуйся с братьями и сестрами. Воскресни!" И мы воскресаем. (Пауза).
   Здесь собрались (указывая на Антона и пожилую семейную пару) те, кто только собирается воскреснуть; (указывает на женщину лет тридцати) кто уже воскрес; (указывает на простоватую женщину), кто воскреснет на наших глазах; (указывает на Виолетту и на себя), кто уже давно окреп в своей вере, в своем воскресении.
   Обращается к простоватой женщине.
   Расскажи, сестра, как все было.
   Простоватая женщина (запинаясь от волнения): Значит.. В общем... Короче у меня умер муж. Потом заболел брат. Потом сына посадили в тюрьму. Я хотела начать суцид.
   Антон (поправляет): Суицид.
   Виолетта смотрит на Антона укоризненно.
   Простоватая женщина: Не знаю. Вот. Я уже начала его...
   Пожилой семейный мужчина: Каким образом?
   Простоватая женщина: Начала и все тут. Но случайно я познакомилась с Анной. Она подарила мне Библию и сказала: "Ты не делаешь добрых дел, потому ты несчастна". Я отдала накопленные деньги в помощь бедным. Научилась молиться. И жизнь наладилась: сына выпустили; брат выздоровел...
   Антон: А муж с того света не вернулся?
   Все, кроме Анны и простоватой женщины тихо засмеялись.
   Простоватая женщина: Нет. Но я нашла любимого человека. Мы все счастливы.
   Садится.
   Антон: Вот как бывает. На наших глазах произошло возрождение человека. А рождение всегда настоящее чудо.
   Пожилой семейный мужчина: И сколько нужно денег для таких чудес?
   Женщина лет тридцати (к этому мужчине): Деньги имеют счет для вас. Для бога любая, добровольно отданная сумма уже искупление части грехов.
   Пожилой семейный мужчина: Понятно - чем больше, тем лучше.
   Анна (к женщине лет тридцати): Да, сестра, ты правильно поняла наше ученье, и ты спасешься.
   Обращается уже ко всем.
   А теперь, давайте восславим Господа.
   Все, кроме пожилого семейного мужчины и Антона встают и начинают петь сектантские псалмы.
   Антон: Виолетта, проводи меня.
   Виолетта (переставая петь): Брат, не уходи. Все мимолетно. Ты видишь во мне женщину, но я твоя сестра. Я помогу тебе.
   Пожилой семейный мужчина: Хороша сестричка.
   Антон: Поможешь, если проводишь.
   Антон и Виолетта выходят в коридор, закрывают за собой дверь.
   Но пение все равно слышно.
   Антон: ты Виолетта, взрослый человек, а занимаешься какими-то глупостями.
   Виолетта: Здесь ничего глупого нет.
   Антон (не слушая ее): Никогда, никогда больше не звони мне.
   Виолетта: Понятно. (Открывает входную дверь) Извините, но мне некогда.
   Почти выталкивает Антона и резко с ударом захлопывает за ним дверь.
   Антон (стоя на лестничной площадке): Пора начать суцид.
  
   На этом заканчивается дневник Антона Борисова.
  
   Третья часть.
   Сцена 1.
   Тот же кабинет врача, что и в первой сцене первой части.
   "Дон Жуан": Знаете доктор, я сделал одно открытие.
   Врач: Поделитесь.
   "Дон Жуан": Жизнь такая маленькая, что бы не было времени грешить. (Пауза). А человек все равно грешит.
   Врач: И? Какой вывод?
   "Дон Жуан": Никакого. Я всю жизнь грешил, а в итоге заговорил стихами и сошел с ума. Вот и весь вывод.
   Врач: Так просто?
   "Дон Жуан": Может просто, может сложно (Пауза). Вы прочитали мой дневник?
   Врач: Прочитал.
   "Дон Жуан": И вы поняли, почему я называю себя Дон Жуаном?
   Врач: Понял. Если бы моя жизнь складывалась так же, как и ваша, я тоже, наверное, стал бы "Дон Жуаном".
   "Дон Жуан": Имя - фарс, трагикомедия. Просто после случая с сектой, мне стало совсем плохо. Я себя успокаивал: мол, такое происходило не только со мной. А с кем еще? Кто еще так хотел любви и так глупо, безобразно терял ее? Конечно - Дон Жуан. Писатели немножко придумали, а на самом деле он был очень несчастным человеком, по сущности хорошим и порядочным.
   Врач: Все-таки по вашему, Дон Жуан существовал, как личность?
   "Дон Жуан": да.
   Он к людям шел со всей душой,
   Но люди душу только рвали.
   Он так хотел любви большой,
   Ему и маленькой не дали.
   Он виноват. Но перед кем?
   Наверное, только перед богом.
   И, если вдуматься, лишь тем,
   Что сделал смерть любви итогом;
   Что до последнего искал,
   И верил в счастье и удачу,
   Что умирая - презирал...
   А я, как скрипка, нудно плачу.
   Моя судьба - мой командор,
   Моя любовь - его пожатье.
   Мои слова - обычный вздор,
   Как вздор, что есть любовь и счастье.
   Опять я заговорил стихами. Я запутался. Я попал в лабиринт. Но из него должен, должен! быть выход. Вылечите меня, прошу вас.
   Врач: Чтобы вылечить болезнь, нужно установить ее причину. В вашем случае причиной стала вся ваша жизнь. Естественно, я не могу вмешаться в прошлое.
   "Дон Жуан": Ужасно.
   Врач: Скорее не очень хорошо. Однако, в первую очередь, вы живы, вы живете, а потом уже болеете. Оставайтесь пока здесь, в клинике. Я постараюсь помочь вам.
   "Дон Жуан": А стихи?
   Врач: Как вы перешли на стихи - для меня загадка. Тем не менее, надо опять всему учиться. Как некоторые учатся заново ходить, так вам надо учиться заново мыслить.
   "Дон Жуан": Я не смогу.
   Врач: Сможете. Вы уже почти нормально говорите. И наступит время, когда стихи станут для вас просто литературой. Кстати, приходили ваши родственники и принесли кое-что.
   Указывает на футляр, где находится скрипка "Дон Жуана".
   "Дон Жуан": Моя скрипка?!
   Открывает футляр, берет в руки скрипку и смычок.
   "Дон Жуан": Как давно я не играл.
   Врач: Пожайлуста, играйте.
   "Дон Жуан": А вы? Я вам не буду мешать?
   Врач: Нет. Мне ничего не мешает.
   "Дон Жуан": Честно говоря, я немного забыл, как играть.
   Берет несколько нот
   "Дон Жуан": Звук лучше, чем раньше.
   Медленно, тихо, не очень уверенно играет первые такты а-moll-ного каприса Паганини из opus N1. Останавливается.
   "Дон Жуан": как необычно. Паганини в психиатрической больнице.
   Продолжает играть а-мoll kкаприс, но играет уже более уверенно.
   "Дон Жуан": Нет, нельзя забыть того, на что ушла жизнь.
   Заканчивает каприс быстро, резко, эффектно.
   Опускает руки. В одной руке скрипка, в другой смычок. Отворачивается от доктора, становясь боком к зрителям. Плачет, но лицо его спокойно, и на нем, как будто улыбка.
   "Дон Жуан": Наверное, все.
   Доктор задумчиво молчит. Некоторое время на сцене тихо.
   Потом дают занавес.
  
   Занавес
  
  

2005 год.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"