В этот день Ученик был явно не в себе - он то и дело забегал к себе в комнату, что-то делал там, а потом опять возвращался в общую мастерскую. Но его дела как-то не клеились - инструменты выпадали из рук, он всё время смотрел на часы или вообще впадал в прострацию.
В пять часов вечера он в очередной раз пошёл к себе. Учитель, не понимая, что творится с его лучшим учеником, решил спросить его, чего он ждёт.
Но этого не понадобилось. Ученик, выбежав из комнаты, сам подбежал к Учителю и, кое-как справившись с волнением, сказал:
- Учитель, я сделал это! - Ученик, словно впав в детство, скакал и прыгал вокруг своего наставника.
- Что ты сделал? - медленно спросил Учитель, давая время Ученику успокоиться. - Что?
- Машину...
- Машину? - удивлённо спросил Учитель. - Зачем она тебе? Ведь ими не пользуются уже около двухсот лет.
- Учитель, не обычную машину, нет! Я создал машину времени! - словно маленький ребёнок, закричал Ученик.
- Что? - в мгновение ока лицо Учителя потеряло былую живость, взгляд словно разрывал Ученика на миллион частиц, будто наставник возненавидел его всем своим сердцем, каждой клеточкой своего тела. Его лицо потеряло былую живость, казалось, в эту минуту он даже стал старее. - Что ты создал?
- Машину времени! - радость Ученика быстро сходила на нет. Он никак не мог понять, почему Учитель стал таким злым, ведь он создал такую вещь.
- А знаешь ли ты, что их создание и уж тем более использование запрещено ещё в 143 году со дня Великого Исхода?
- Но, Учитель, это же открытие века! Вы что, не понимаете? Я проверил, всё работает!
- Это тюрьма, Ученик! - строго ответил наставник.
- Нет, Учитель. Вы не понимаете... С помощью машины времени мы сможем переместиться в прошлое и изменить ход событий...
- Что ты хочешь менять? - спросил Учитель, перебив Ученика.
- Войны. Ведь можно сделать так, чтобы их не было. Не будет Войны Трёх, Ужасной Мясорубки, террористической деятельности на Рауле! Не будет Исхода...
- Пройдём со мной, - сказал Учитель и повёл Ученика в свой кабинет. Там он закрылся изнутри, сел за стол напротив Ученика и сказал: - С чего ведётся наше летоисчисление, Ученик?
- С Великого Исхода, Учитель.
- Правильно. А что такое Великий Исход?
- Ядерная война, уничтожившая почти всех обитателей Земли. Мы - потомки выживших, -Ученик не понимал, к чему клонит Учитель, ведь о таких вещах знал даже младенец.
- А знаешь, какова причина начала той войны?
- Ну да, одна из держав, существовавших в то время, объявила войну одному, потом другому государству. Очень скоро разгорелась мировая война. Именно тогда было изобретено ядерное оружие, причём почти всеми странами одновременно. Держава, начавшая войну, не заставила себя долго ждать и пустила в ход оружие невиданной доселе мощности. Противники тоже были не глупыми, сразу ответили тем же оружием. Вот, примерно так.
- Это написано в учебниках, Ученик. А знаешь ли ты, что было на самом деле?
- Нет, - удивлённо ответил Ученик. Он почему-то никогда не задумывался над правдивостью того, что написано в учебниках истории.
- Тебе рассказать?
- Да.
- Эта война на самом деле закончилась не ядерной войной. Атомную, а затем и ядерную бомбу люди изобрели позже. После этой войны человечество ещё существовало примерно двести лет. Пока не появился изобретатель, который изобрёл машину времени.
- И что же было дальше, Учитель?
- Несомненно, он тут же решил её испытать. Он был таким же наивным, как и ты. Он решил остановить ту войну. И у него это получилось - он не допустил её начала и вернулся в своё время, которое застал совершенно другим. Война не была предотвращена, она была отложена. За это время было создано ядерное оружие. А тот изобретатель, поняв свою ошибку, оказался вместо своего времени в 143 году с Великого Исхода. Он сразу же пошёл к властям и покаялся. Его простили, понимая, что каждый человек совершает в своей жизни ошибки...
Учитель замолчал, и они с Учеником сидели в кабинете молча. Наконец, Учитель сказал:
- Можешь идти, Ученик. Я не собираюсь тебя наказывать, не собираюсь уничтожать твоё изобретение - ты волен делать с ним всё, что захочешь, поскольку право выбора - вот главное право человека. Но я прошу тебя, подумай над тем, что я тебе сейчас сказал.
Ученик вышел из кабинета Учителя совершенно ошеломлённый. Он не мог поверить, что то, что он создал, то, на что он потратил целый год, настолько опасно.
Он зашёл к себе в комнату и посмотрел на своё изобретение стоявшее в углу - машину времени. Он смотрел и никак не мог поверить...
Прошло минут пятнадцать, а Ученик всё смотрел. Но тут он не выдержал, достал из шкафа молоток и подошёл к своему изобретению.
Со слезами на глазах он ударил машину молотком, потом ещё раз, ещё... Минуты через две от неё осталась лишь груда обломков. Машину времени больше нельзя было восстановить.
Ученик, выпустив молоток из рук, упал на кровать. Он долго не спал, думая о том, как оказывается иногда бывает страшна правда. Как опасно вмешиваться в то, о чём ты практически ничего не знаешь.
Сон пришёл незаметно...
Во сне Учитель и какой-то незнакомый седой человек пожимали ему руку и говорили, что он всё сделал правильно...