Неизвестные страницы древнейшей истории Севастополя
В течении почти всего лета 1827 года на территории Херсонесского городища шли первые в его истории археологические раскопки, которые начались по инициативе тогдашнего командующего Черноморским флотом адмирала Грейга и велись большой группой матросов во главе с лейтенантом Крузе, создавшими на территории городища первый в истории города археологический лагерь. С этого периода и началась история Севастопольской археологии, которая на настоящий момент, то есть 2015 год насчитывает 188 лет или почти два столетия.
Несмотря на столь почтенный возраст и достигнутые научные результаты история севастопольских древностей до сих пор насчитывает не мало до сих пор ещё не прочтенных страниц.
К сожалению, нужно отметить, что главной причиной этого являются не объективные трудности научного познания или недостаточной финансирование, а то что именуется в современной психологии - "мозговые блоки".
Одним из примеров этого стал разговор, автора данных строк летом 1997 года, когда отмечалось 170 - летие начала археологических раскопок Херсонеса, с тогдашним директором Херсонесского музея Марченко, который четко заявил, что научные интересы его музея четко обозначены двумя историческими событиями - основанием Херсонеса и прекращением его существования как поселения городского типа.
Впрочем, о том, что это не просто слова, свидетельствовала и сама структура научных отделов данного музея, в которой напрочь отсутствовали отделы посвященные истории на территории нынешнего Севастополя каменного века (палеолит, неолит и энеолит, бронзового и эпохи раннего железа (истории киммерийцев, скифов и тавров). Аналогичная ситуация продолжает иметь место быть и в настоящее время спустя три года после того как в 2012 году Марченко покинул свой пост генерального директора Хероснесского историко - археологического музея - заповедника.
А в результате современная археология в Севастополе по своим научным достижениям в сфере исторических выводов и обобщений, в своём развитие остановилось на уровне 1939 года. И, это не шутка. Автору данных строк довелось листать путеводитель по Херсонесскому музею 1939 года выпуска и путеводитель 2001 года, и обнаружить особых различий в изложенных в них материалах не удалось..
Наиболее интересной из этих страниц является вопрос об истории неолитической цивилизации на территории нашего города, поскольку именно в эпоху неолита и появились первые цивилизации, наиболее известными из которых для многих по курсу школьных учебников являются Древний Египет и Месопотамия.
Возникли неолитические цивилизации сначала в Северной Африке а затем распространились и на другие континенты. Основной причиной их появления, стал переход проживавших на территории Северной Африки человеческих племён, в эпоху мезолита (среднекаменный век) в период между 10 и 6 тысячелетием до нашей эры, от охоты и собирания природной растительности и плодов к земледелию.
В результате началось перепроизводство продуктов питания и бурный рост численности населения тогдашней Северной Африки, возникновение социального неравенства, перераспределения продуктов труда в пользу правящей племенной верхушки расслоения общества на классы и на этой основе возникновение первых государств.
Однако, хищнические способы ведения тогдашнего первоначального земледелия за несколько сот лет превратили тогдашнюю Северную Африку в нынешнюю пустыню Сахара.
Опустынивание Северной Африки вместе с продолжавшимся бурным ростом численности населения привели проживавшие там племена, сначала к истребительным междоусобным войнам за землю и воду, а затем заставили искать для себя новых территорий для проживания.
В результате, часть из этих племён отправились из Сахары на юг в экваториальную зону, где спустя несколько тысяч лет они превратились в нынешние негритянские племена (банту).
Другая часть североафриканцев, завоевав Ближний Восток, двинулись дальше не восток и завоевали территорию от нынешнего Ирака и до Курильских островов. По этому поводу в 2000 году этнографы и генетики из университета в итальянском городе Падуя опубликовали результаты своих исследований о том, что у современных жителей Экваториальной и Южной Африки, арабов, народов Индии в древности были общие предки, жившие в Африке.
Наконец еще один поток жителей Северной Африки устремился в Европу по трем направлениям: через Ближний Восток - Малую Азию и затем Балканы, через Гибралтарский пролив в нынешнюю Испанию и Португалию, а также через Сицилию в нынешнюю Италию.
Через 500 - 600 лет североафриканцы завоевали всю Западную Европу и большую часть Восточной Европы. Жившие там немногочисленные и рассеянные по охотничьим угодьям племена белых охотников, не имевшие военного опыта, не могли эффективно сопротивляться хорошо организованным и многочисленным североафриканцам, имевшим давно опробованную во многих междоусобных войнах тактику боя фаланг копейщиков и в результате прекратили своё существование
К началу 5 тысячелетия до н.э. дальнейшее продвижение североафриканцев и их потомков на восток по территории Европы, судя по наличию археологических памятников эпохи неолита остановилось. на границе проходившей по Волге от Астрахани и до Самары. Затем сворачивала и шла по северу по линии Самара - Москва - Тверь-Петрозаводск. Эта линия отделяла от потомков североафриканцев остатки белых охотников, укрывшихся в тогдашних таежных дебрях к северу от этой линии и до побережья Баренцева и Белого морей.
На восток от Волги до нижнего течения реки Енесей проживали белые кочевники скотоводы, известные современной архелогии под наименованием "ямной культуры"
В результате всех этих процессов Великого переселения народов эпохи мезолита, вскоре после его завершения, в Европейской части бывшего СССР возникла цела россыпь неолитических цивилизаций. Среди которых ближайшими к Крыму и Севастополю, стали Усатовская (Одесская, Николаевская и Херсонская области), Днепро - Донецкая, Майкопская (Северный Кавказ - нижнее течение реки Дон - Северо - Восточное Приазовье) и Куро-аракская (территория Закавказья) археологические культуры.
Однако основным полигоном для изучения особенностей возникновения и дальнейшей истории этих неолитических цивилизаций стала Трипольская культура, открытая сначала на территории Румынии в 1884 году (культура Кукутени), а затем в 1893 - 1894 годах на территории Киева и в дальнейшем на большей части Украины
Самой последней из неолитических цивилизаций в Европейской части бывшего СССР стала открытая в Крыму 1957 году Кеми - обинская археологическая культура.
Первооткрывателем Кеми-обинской культуры в Крыму стал Аскольд Александрович Щепинский (16 октября 1926 года, Симферополь - 21 мая 1997 года, там же),
человек удивительной судьбы, биография которого позволяет с полным правом назвать его "Крымским Шлиманом", поскольку своё выдающееся открытие, он совершил в возрасте 31 - го года не имея не только никакого высшего, но и даже полного среднего образования, а только 11 лет участия в различных археологических экспедициях на территории Крыма.
Только в 1964 году, в возрасте 38 лет Аскольд Александрович завершил среднее образование, а затем 1971 году, в 45 лет закоичил исторический факультет Крымского педагогического института, и через четыре года, 49 - летним защитил кандидатскую диссертацию.
Но вернёмся к открытию Кеми - обинской археологической культуры в Крым. В ходе подготовки к строительству Северокрымского канала, тогдашним правительством СССР были выделены большие средства на проведение архелогических раскопок вдоль предполагаемых трасс его проведения. В результате, в 1957 году, при раскопках руководимой Щепинским экспедиции кургана Кеми-оба у села Дозорное Белогорского района, и в результате последующих исследований исследования захоронений, ученый выделил новую археологическую неолитическую культуру, получившую название Кеми-Обинская археологическая культура.
Проведя в течении последующих двадцати лет археологические исследования неолитической Кеми - обинской культуры почти по всему Крыму, Щепинский обнаружил, тот факт, что на территории Севастополя, подобные исследования совершенно не проводятся и попытался своими силами стереть данное "белое пятно на археологической карте Крымского полуострова. С этой целью, он в 1978 году, провел археологические исследования в Байдарской долине Севастополя, где на территории села Родниковское (прежнее название Скели) находятся знаменитые Скельские менгиры.
По результатам своих исследований, он пришел к выводу, что эти менгиры имели, как астрономическое так и культовое значение, и отнёс их появление ко III-II тысячелетия до н. э. По мнению Щепинского менгиры имели культовое значение. Анализируя взаимное положение камней, Щепинский отмечает: "Памятники стоят на одной линии, почти строго с севера на юг и обращены уплощенными сторонами к востоку и западу. Очевидно, такая ориентация их и взаиморасположение, подчеркивающие четыре стороны света, не случайны и связаны с определенными религиозными представлениями".
Скельские менгиры возвышаются на ровной площадке у здания Родниковского сельского клуба. Один из них - Большой менгир с наземной высотой около 2,6-2,8 метра, в поперечнике до 1 метра. Другой Малый менгир (высота 0,85 м, ширина 0,55-0,8 м.). Памятник изучен далеко не полностью. В 1989 году обнаружен четвертый, поваленный менгир, высотой около 2,4 метра и шириной до 0,8 метров.
Вес наиболее крупного из менгиров - около шести тонн. Поблизости нет ничего похожего на каменоломню - менгир доставлен с гор и, видимо, издалека. Представьте себе, каких усилий потребовала транспортировка менгира и установка его в вертикальное положение.
Другим крупным памятником эпохи неолита в Байдарской долине является скопление дольменов (каменных погребальных ящиков) в окрестностях села Новобобровка (прежнее название Бага) Когда археологи добрались до них, а это было первый раз в 1907 году, а во - второй в 1984, захоронения были уже давно разграблены. Единственными находками были бусы, медные бляшки и осколки керамики. Все остальное, если оно и существовало когда-то, растащили еще в далеком прошлом предприимчивые местные жители. Чтобы добраться до содержимого, они не поленились снять с них перекрывавшие каждый ящик известняковые блоки - крышки. Каждая такая крышка имела размеры 1,6х 1м и толщину 40 см., а весила до 1,5 тонн. Сейчас ни одной крышки на ящиках нет.
Однако самым большой комплекс севастопольских дольменов находится близ Второго кордона Мекензивых гор (хутор Мекензи). Находящиеся там дольмены гораздо большего размера чем возле Новобобровки и имеют большое сходство с дольменами Кавказа.
Поскольку дольмены это каменные гробницы, то их столь большое скопление в данном районе указывает на то что поблизости от них должно находиться крупное неолитическое поселение городского типа.
К сожалению после 1978 года, Щепинский, так и не смог продолжить дальнейшие исследования наличия памятников Кеми - обинской культуры ни в Байдарской долине, ни в остальных локациях территории Севастополя. Причины не известны но скорее всего, крымскому археологу не дали возможности проводить исследования на севастопольской земле завистливые и местнически настроенные коллеги из тогдашнего Херсонесского историко - археологического музея - заповедника.
Дальнейший процесс открытия неолитических памятников Севастополя, после исследований Щепинского в 1978 году происходил и происходит в ходе археологических раскопок проводимых либо самим Херсонесским историко - археологическим музеем заповедником, либо археологами из других стран проводящих раскопки под его эгидой. В результате сознательного нежелания севастопольских археологов заниматься исследованием археологических объектов эпохи неолита, все их раскопки проводятся как археологические исследования объектов эпохи античности и средневековья.
Тем не менее, в ходе этих раскопок обнаруживаются де факто и города эпохи неолита, либо в чистом виде как Страбонов Херсонес на мысе Херсонес, либо как населенные пункты городского типа, которые бли разрушены в период гибели кеми - обинской археологической культуры а затем использовались в качестве поселений в эпоху античности и средневековья. К таковым кроме Страбонова Херсонеса, можно отнести остатки поселения городского типа на западном берегу Стрелецкой бухты, вблизи её начала и городище в балке Бермана.
Подводя итог данному краткому очерку, можно отметить, что для того чтобы сделать на севастопольской земле грандиозные открытия сопоставимые с теми, которые в Крыму сделал "Крымский Шлиман" - Щепинский, нужен либо разрыв шаблона у севастопольских археологов из Херсонесского музея, что крайне маловероятно, либо привлечение на севастопольскую землю экспедиций археологов специализирующихся на раскопках неолитических памятников, что гораздо более реально, если на это будет желание у городских властей.
Константин Колонтаев
Данная статья была написана 21 - 22 января 2015 года.