Объектом исследования является: структура социально-политических ориентаций постоянного населения города Севастополя.
Цель работ по теме: 1) определение основных компонент структуры социально-политических ориентаций постоянного населения города, 2) оценка удовлетворенности деятельностью местных органов власти, 3) создание информационной базы предвыборной кампании, определение социально-статистических оснований к формированию агитационной стратегии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. СВОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО НАСЕЛЕНИЮ СЕВАСТОПОЛЯ В ЦЕЛОМ 8
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ЗОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ 21
4. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ ЗОНЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ 49
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
1. ВВЕДЕНИЕ
Зондажное исследование общественного мнения по вопросам отношения населения г. Севастополя к приближающимся предварительным (праймериз) и основным очередным выборам депутатов Государственной Думы проводилось с 02 марта по 27 марта 2016 года. Главная цель опроса определялась как диагностика уровня и характера политической активности основных групп и категорий местного населения на примере отношения к ведущим политическим силам в стране и городе. Прочие цели сводились к совершенствованию организационно-методической базы подобных исследований, - верификации выборочной совокупности и организационного плана работ применительно к задачам исследования и к отработке методических принципов организации возможных в перспективе последующих этапов программы.
Общим условием проведения работ по данному этапу явилось жесткое ограничение сроков подготовки методической базы и программы стандартизованного интервью, проведения фронтального опроса и обработки его результатов. С целью компенсации неизбежных в таких условиях информационных потерь и в соответствии с принятой для данной работы гипотезой организационный план исследования готовился с учетом специфических особенностей сложившейся в городе социально-экономической среды, рассматриваемой как фактор формирования и социально-политического позиционирования социальных групп. Этот же подход использовался и при определении базовых характеристик выборочной совокупности, главной из которых является контрастность состава характеристик качества жизни на ограниченной селибельной территории.
В административном отношении территория, подведомственная Севастопольскому городскому Совету, делится на четыре района: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский и Нахимовский, управляемые соответствующими районными органами власти. Город Инкерман входит в состав Балаклавского административного района г. Севастополя, поселок городского типа Кача - в состав Нахимовского административного района. Жители поселков сельского типа, входящих в состав пригородных совхозов, - "Золотая балка" (Первомайка, Оборонное, Хмельницкое, Черноречье), "Севастопольский" (Сахарная Головка), имени Софьи Перовской (Любимовка), - согласно справке Управления статистики в г. Севастополе, считаются жителями пригородной зоны и статистически отнесены к населению соответствующих административных районов городской зоны.
В состав выборки для настоящего исследования включены все перечисленные территориальные подразделения города. Районирование выборки осуществлялось на основе базовой гипотезы, принятой для данного исследования, т.е. с учетом выявленных различий в значениях показателя качества жизни по конкретным социальным группам населения. В соответствии с этим посылом, общий массив селибельной зоны в черте городской застройки при подготовке к проведению исследований разделяется на 52 подрайона (территориальных блока), группировка и классификация которых проводится по основаниям как численности постоянного населения, так и сложившегося уровня качества жизни . Расчеты характеристик выборочной совокупности при этом осуществляются по двухступенчатой схеме: на первом этапе производится отбор территориальных блоков каждого данного типа пропорционально их доле в общем объеме жилищного фонда, а на втором - формирование итоговой выборки на основе материалов анализа социальной структуры населения каждого из включенных в ее состав территориальных блоков.
В соответствии с изложенным, организационный план исследований по данной теме формировался с преимущественным акцентом на опрос населения следующих микрорайонов и территориальных блоков городской зоны:
А) В Балаклавском административном районе: собственно Балаклава и Инкерман.
Б) В Гагаринском административном районе: восточный берег Карантинной бухты; район Стрелецкой бухты (от остановки "Улица Меншикова" до Херсонеса и ул. Ефремова); район проспекта Октябрьской революции и улицы Героев Сталинграда; район ул. Шевченко; район Казачьей бухты.
В) В Ленинском административном районе: район центрального городского кольца; район проспекта Генерала Острякова; район горы Матюшенко (от площади Восставших до ул. Руднева и ул. Пугачева); район ул. Выгонной.
Г) В Нахимовском административном районе: районы Северной и Радиогорки; район ул. Горпищенко; район проспекта Победы; район Красной горки и ул. Охотской.
Перечень населенных пунктов сельской зоны г. Севастополя согласован с заказчиком работ по данной теме.
Учитывая опыт ранее проведенных исследований, при подготовке рабочего инструментария (бланков стандартизованного интервью, инструкций для интервьюеров и бригадиров) была учтена также некоторая инерционность в восприятии респондентами терминологических новаций нового времени. Так, большинство респондентов, относящихся к старшим возрастным группам, слабо ориентируется в таких понятиях, как "уровень аккредитации учебного заведения", затрудняется определить разницу между понятиями "бакалавр", "специалист", "магистр" и т.п., в силу чего соответствующие позиции в опросных листах формулировались в более доступной форме: "среднее специальное образование", "неполное высшее образование" и т.д.
Группировка материалов исследования проводилась по следующим основаниям:
1. Работники государственного сектора экономики - работники органов государственного управления (аппаратов городской и районных администраций, городского и районных Советов, прокуратуры, судов и т.д.), бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура, наука и т.д.), отраслей, предприятий, организаций и учреждений государственной собственности (железнодорожный транспорт и пр.).
2. Личный состав срочной и контрактной службы МО, МВД и др.
3. Работники негосударственного сектора экономики - предприниматели и наемные работники, занятые трудом в сферах, не относящихся к государственной собственности.
4. Не работающие - пенсионеры, учащиеся (студенты), домохозяйки, а также лица, занимающиеся индивидуальной хозяйственной деятельностью вне статуса предпринимательства.
В процессе сбора эмпирической информации производилась также фиксация мотивов, в силу которых респонденты выбирали конкретный вариант ответа на предложенные вопросы. Наиболее типичные (статистически значимые) суждения респондентов приведены в соответствующих разделах отчета.
Предел погрешности располагается в интервале от 0,12% в части исполнения расчетных характеристик выборки до 1,2% в части интерпретации результата. По итогам работ по данному этапу темы практическое отклонение от расчетной выборки составило 0,75%, что укладывается в предел погрешности.
Следует указать, что, параллельно с настоящим исследованием, в Севастополе проходили еще минимум два телефонных опроса, проводившиеся неустановленными организациями (операторы отказывались отвечать на вопрос об организации, проводящей опрос, и его целях, и отключали связь). Один из этих опросов (по мобильной сети), судя по входящему номеру, проводила некая компания из Краснодарского края, другой (по городской стационарной сети), судя по ряду косвенных признаков, осуществлялся компанией, подведомственной Департаменту внутренней политики города Севастополя. В структуре обоих опросов упоминалась фамилия С.А.Лисейцева, в силу чего респонденты оказались подготовленными к восприятию этой фамилии в определенном контексте.
О факте одновременного проведения нескольких исследований по сходной тематике на общем электоральном поле оперативно был оповещен представитель Заказчика.
2. СВОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО НАСЕЛЕНИЮ СЕВАСТОПОЛЯ В ЦЕЛОМ
Настоящий раздел представляет собой свод статистических описаний общих результатов настоящего исследования, представленных в масштабе города в целом, включая сельскую зону.
Демографическая структура населения городской зоны Севастополя в части, соответствующей избирательному цензу, представлена на следующей таблице:
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
(без учета численности воинских гарнизонов).
ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ ОТ 18 ЛЕТ И СТАРШЕ
в % к общей численности
Возрастные
группы Мужчины Женщины Всего
1. 18-30 лет 12,1% 10,1% 22,2%
2. 31-45 лет 13,0% 12,5% 25,5%
3. 46-60 лет 11,0% 14,6% 25,6%
4.Св. 60 лет 8,5% 18,2% 26,7%
ВСЕГО: 44,6% 55,4% 100,0%
Распределение постоянного населения на группы по основаниям занятости представлены на рис. 1.
Прекращение функции Севастополя как главной базы Черноморского военно-морского флота СССР, являвшейся здесь главным градообразующим фактором, которая на протяжении более чем двухсот лет определяла как характер и условия жизнедеятельности местного населения, так и соответствующий его менталитет, привело к существенному изменению статуса города в социально-хозяйственном комплексе страны. Под воздействием этих и производных от них процессов среди населения города возникла социальная напряженность, сохраняющаяся и до сих пор, поскольку свертывание или даже полное прекращение деятельности ряда ведущих предприятий, прежде обеспечивавших и объем, и характер, и гарантии занятости основной части трудоспособного населения, породило ряд соответствующих проблем (утрата профессии в связи с невозможностью трудоустройства по специальности на новом месте, развитие процессов трудовой миграции и т.п.).
В этой связи представляется интересным реакция населения на вопрос об их отношении к религии: вопрос о вере у многих респондентов вызывал настороженность, однако большинство из них отвечали, что веруют - но со следующей мотивировкой этого заявления: "Не политикам же верить!"
Вопрос No 5: Верите ли Вы в бога?
NoNo
п/п Варианты ответа Избранный вариант,
%
5.1 Да 67,4
5.2 Нет 32,6
ИТОГО: 100,0 %
Вопрос No 6: Кто из следующих политических лидеров и хозяйственных руководителей страны вызывает у Вас лично больше доверия и симпатий:
NoNo
п/п Варианты ответа Избранный вариант,
%
6.1 Глазьев Сергей Юрьевич 1,1
6.2 Жириновский Владимир Вольфович 7,7
6.3 Журавлев Алексей Александрович 0,2
6.4 Зюганов Геннадий Андреевич 8,7
6.5 Медведев Дмитрий Анатольевич 1,8
6.6 Миронов Сергей Михайлович 2,0
6.7 Путин Владимир Владимирович 54,9
6.8 Рогозин Дмитрий Олегович 1,3
6.9 Шойгу Сергей Кужугетович 9,0
6.10 Другой ( кто именно? ) 0,0
6.11 Затрудняюсь ответить (не хочу отвечать) 13,3
ИТОГО: 100,0 %
Вопрос No 7: Как Вы относитесь к воссоединению Севастополя с Россией, - событию, вошедшему в историю под названием "Русской весны"?
NoNo п/п Варианты ответа Избранный вариант,
%
7.1 Положительно 83,2
7.2 Отрицательно 6,1
7.3 Затрудняюсь ответить 10,7
ИТОГО: 100,0%
Вопрос No 8: Знаете ли Вы о роли общественной организации "Русичи" в событиях "Русской весны"?
NoNo п/п Варианты ответа Избранный вариант, %
8.1 Знаю и отношусь положительно 20,6
8.2 Знаю и отношусь отрицательно 3,0
8.3 Затрудняюсь ответить 76,3
ИТОГО: 100,0%
Вопрос No 9: Как, по Вашему мнению, изменилась ситуация в городе за время, прошедшее после "Русской весны"?
NoNo
п/п Варианты
ответа Избранный вариант, %
9.1 В лучшую сторону 29,6
9.2 Существенно не изменилась 37,2
9.3 В худшую сторону 18,8
9.4 Затрудняюсь ответить 14,4
ИТОГО: 100,0%
Вопрос No 10: По какому пути должно пойти развитие Севастополя после воссоединения с Россией:
NoNo
п/п Варианты ответа Избранный вариант,
%
Март
2013 г. Март
2016 г.
10.1 Город должен развиваться как центр туризма и отдыха 48,0 23,4
10.2 Как город - порт 10,0 16,4
10.3 Как центр наукоемких производств 18,0 13,4
10.4 Как промышленный центр 14,0 13,5
10.5 Как город преимущественного развития малого бизнеса 6,0 10,7
10.6 Как военно-морская база 4,0 22,5
10.7 Другой вариант (какой именно?) 48,0 0,0
ИТОГО: 100,0% 100,0%
Судя по отчетам интервьюеров, более чем пятикратное увеличение интереса респондентов к возможности возрождения военно-морской базы объясняется их заинтересованностью не столько в восстановлении роли флота в социально-экономической жизни города (ибо эта задача немыслима без воссоздания здесь соответствующей промышленно-производственной инфраструктуры, понимание невозможности чего подтверждается соответствующим снижением показателей по п.п. 10.3-10.4,), сколько в том, что введение соответствующего (закрытого) режима позволит снизить или даже прекратить бесконтрольное увеличение численности населения в Севастополе.
Вопрос No 11: Как и все, Вы получаете основную информацию о деятельности городских органов власти из сообщений газет, радио, телевидения, Интернет, общения с близкими. Каким из этих источников Вы доверяете?
NoNo
п/п Наименование СМИ Вариант выбора,
%
Региональные газеты
11.1 Адмирал 9,8
11.2 Вести 3,5
11.3 Русичи 5,7
11.4 Севастопольская газета 7,5
11.5 Севастопольские известия 3,2
11.6 Севастопольская правда 6,3
11.7 Слава Севастополя 18,2
11.8 Флаг Родины 6,0
11.9 Другие (какие именно?) 0,0
11.10 Не читаю газет 39,8
ИТОГО (в % к общей читательской аудитории): 100,0%
ИТОГО (в % к общей аудитории регионального ТВ): 100,0%
Радиостанции и Интернет-ресурсы
11.16 Проводное радио 4,3
11.17 Севньюс 2,8
11.18 Не слушаю радиопередач 43,7
11.19 Информер 8,6
11.20 Форпост 22,3
11.21 Молот Севастополя 2,2
11.22 Доверяю лишь информации, полученной от родных и близких 16,0
ИТОГО (в % к численности пользователей данными СМИ): 100,0%
Интервьюеры отмечают снижение уровня доверительности в отношении к сообщениям СМИ среди всех категорий респондентов: более половины опрошенных заявили, что из всего спектра предлагаемых различными каналами телевизионных программ предпочитают программы развлекательного характера.
Снижение объемов подписки на периодические издания в сельской местности, по словам респондентов, объясняется тем, что в газетах практически не освещаются реалии сельской жизни.
Вопрос No 12: Как Вы оцениваете работу местных органов власти в настоящее время?
NoNo
п/п Органы власти В целом, положительно, % В целом, отрицательно, % Затрудняюсь ответить,
%
12.1 Законодательного Собрания г. Севастополя 17,0 37,7 45,3
12.2 Правительства г. Севастополя 14,6 47,2 38,3
12.3 Департамента Балаклавского района 5,9 21,3 72,9
12.4 Совета Балаклавского муниципального округа г. Севастополя 6,1 20,9 73,1
12.5 Департамента Гагаринского района 5,3 20,4 74,3
12.6 Совета Гагаринского муниципального округа г. Севастополя 5,0 21,5 73,5
12.7 Департамента Ленинского района 6,5 27,4 66,1
12.8 Совета Ленинского муниципального округа г. Севастополя 5,9 22,5 71,7
12.9 Департамента Нахимовского района 6,3 23,7 70,0
12.10 Совета Нахимовского муниципального округа г. Севастополя 6,7 23,1 70,2
Интервьюеры, комментируя в своих отчетах реакции респондентов на вопрос No 12, отмечают явно недостаточную осведомленность опрошенных о деятельности городского и - особенно - районного звена управления социально-хозяйственным комплексом г. Севастополя. Руководители районных органов власти почти не выступают в СМИ, в силу чего общественность слабо информирована об их повседневной деятельности.
Тем не менее деятельность губернатора Севастополя С.И.Меняйло две трети респондентов оценили в крайне резких выражениях.
По мнению интервьюеров, оценка респондентами деятельности районных администраций непосредственно обусловлена удовлетворенностью работой соответствующих РЭП, управляющих компаний и других коммунальных служб.
Наиболее распространенные комментарии респондентов к вопросу No 12:
- "От депутатов помощи нет, мы их не знаем и фамилий не помним".
- "Районные депутаты только обещают помочь, но реально ничем не помогают. Крышу так и не починили".
- "Уже привыкли рассчитывать на себя, а не на помощь депутатов и прочих властей. Мы писали множество обращений, и все безрезультатно".
- "О деятельности депутатов ничего не знаю".
Соответственно основным пожеланием респондентов (во всех административных районах города и в сельской зоне) в данной части является восстановление мажоритарной системы выборов и - в любом случае - установление на постоянной основе контактов между хозяйственными руководителями (включая депутатский корпус) и жителями соответствующих районов города (уличными комитетами).
Кроме того, респонденты полагают, что в СМИ должны регулярно появляться аналитические материалы по вопросам формирования и расходования городского бюджета, обоснования производимых затрат из бюджетных средств и т.п.
Отрицательное отношение к участию в выборах наиболее часто встречалось в беседах с респондентами в возрасте до 30 лет.
Представляется интересным и небесполезным сравнить приведенные материалы анализа ответов на предыдущий вопрос с некоторыми результатами подобного же исследования, проведенного в Севастополе в марте 2013 года:
Вопрос No 13: Как Вы оцениваете работу местных органов власти в настоящее время?
NoNo
п/п Варианты
ответа Избранный вариант
В целом, положительно В целом, отрицательно Затрудняюсь
ответить Всего
13.1 Городской администрации 26,1 32,0 41,9 100,0%
13.2 Городского Совета 23,7 32,6 43,7 100,0%
13.3 Районных администраций 19,2 29,4 51,4 100,0%
13.4 Районных Советов 18,8 28,8 52,4 100,0%
13.5 Депутатского корпуса города 14,5 31,4 54,1 100,0%
13.6 Депутатского корпуса района 16,2 28,2 55,6 100,0%
Сопоставление оценок удовлетворенности деятельностью городских органов управления, проставленных респондентами в 2013 и 2016 годах, позволяет с достаточной степенью вероятности объяснить причины зафиксированного интервьюерами уровня политической усталости респондентов как вызванного отсутствием существенных положительных изменений в жизни города за последние годы (см. распределение ответов на вопрос о политических и хозяйственных руководителях нашего города, пользующихся доверием и симпатией у населения города).
Вопрос No 13: Как Вы, вероятно, знаете, С.А.Лисейцев является генеральным директором СТК "Добрострой". Как Вы оцениваете его деятельность в следующих направлениях:
NoNo
п/п Направления деятельности Положительно Отрицательно Затрудняюсь ответить Всего, %
13.1 Создание более 500 рабочих мест в СТК "Добрострой" и др. 39,3 2,8 57,9 100,0%
13.2 Проведение ремонта инфекционной больницы, детской поликлиники No 2, психиатрической больницы 42,9 2,2 54,9 100,0%
13.3 Постройка и содержание православной школы-гимназии "Мариамполь" 35,0 3,2 61,8 100,0%
13.4 Оказание спонсорской помощи ПФК "Севастополь", федерациям плавания, самбо и дзюдо, Дворцу детского и юношеского творчества 39,7 2,0 58,3 100,0%
13.5 Оказание гуманитарной помощи жителям Донбасса на постоянной основе 41,5 3,8 54,7 100,0%
13.6 Создание Центра защиты семьи и детства "Русичи" и одноименной газеты 35,0 2,6 62,4 100,0%
Среди респондентов, исповедующих как православие, так и христианство иных конфессий, а также мусульман, отмечается неоднозначное отношение к газете "Русичи": по мнению многих из них, в период, предшествующий "Русской весне", эта газета, распространявшаяся преимущественно среди прихожан православных храмов, имела не столько религиозный (православный), сколько патриотический характер; после воссоединения с Россией эта функция утратила актуальность, а жесткая позиция издателей газеты воспринимается теперь едва ли не как шовинистическая, поскольку не отвечает главной цели православия как религии многонациональной: объединять народы, призывать верующих "жить в мире и с миром".
Неоднозначно отношение и к школе-гимназии "Мариамполь", воспринимаемой многими из респондентов как "школа для детей олигархов".
На Северной стороне зафиксированы претензии к С.А.Лисейцеву как участнику неправомерного освоения участков под застройку.
Положительную оценку получили действия С.А.Лисейцева в период кризиса, поскольку в сложный период он не допустил сокращения кадров в ТСК "Добрострой".
Вопрос No 14: Какое влияние оказывает на развитие ситуации в Севастополе непосредственная деятельность следующих политических и хозяйственных руководителей:
NoNo п/п Персоналии Позитивное Негативное Затрудняюсь ответить Всего,
%
14.1. Белик Дмитрий Анатольевич 16,0 13,4 70,6 100,0%
14.2. Жбанков Юрий Александрович 0,8 8,3 90,9 100,0%
14.3. Затулин Константин Федорович 9,3 13,6 77,1 100,0%
14.4 Лисейцев Сергей Александрович 16,6 6,1 77,3 100,0%
14.5 Шкаплеров Антон Николаевич 7,9 6,7 85,4 100,0%
14.6 Ярусов Алексей Юрьевич 1,2 7,2 91,6 100,0%
Вопрос No 15: Кто из следующих политических лидеров и хозяйственных руководителей нашего города вызывает у Вас лично больше доверия и симпатий: