Глава 1. Разложение первобытных обществ, формирование товарно-денежных отношений и возник-новение торгово-денежного капитала.
Глава 2. Денежно - торговый капитал и возникновение империй Древнего Востока.
Часть 1. Экономическая основа возникновения империй Древнего Востока.
Часть 2. Денежно - торговый капитал и образование политической и интеллектуальной элиты древневосточных империй.
Часть 3. Египет - первая империя Древнего Востока.
Часть 4. Империи Месопотамии (Междуречья).
Часть 5. Персидская империя - гигантский рынок от Греции до Индии.
Часть 6. Карфаген - первая торговая империя Средиземноморья.
Часть 7. Денежно-торговый капитал Древнего Китая.
Глава 3. Денежно - торговый капитал в истории греко-римского мира.
Часть 1. Возникновение государств в Древней Греции в процессе развития денежно - торгового ка-питала.
Часть 2. Имперское движение в греческом мире в 4 веке до нашей эры.
Часть 3. Влияние развития античного денежно - торгового капитала на рост и деградацию античной культуры.
Часть 4. Роль финансового капитала в возникновении Римской империи.
Часть 5. Роль финансового капитала в гибели Римской империи и конце античной эпохи.
Глава 4. Феодализм - общественно - экономическая формация или состояние катастрофического общественно - экономического упадка?
Глава 5. Возрождение и развитие денежно - торгового капитала в Европе и европейские государства в 9 - 15 веках.
Часть 1. Процессы возрождения денежно - торгового капитала в Европе и развитие европейских государств в 9 - 13 веках.
Часть 2. Организация европейским денежно - торговым капиталом колониальной экспансии на Восток в 9 - 14 веках.
Часть 3. 15 век - переломный этап в судьбах европейского капитализма.
Часть 4. Восстановление в 11 - 15 веках европейским капиталом для своих нужд интеллектуальной элиты, учреждений для её подготовки и новых средств накопления, хранения и передачи информа-ции.
Глава 6. Денежно - торговый капитал; и возникновение и развитие Русского государства в 9 - 15 веках.
Часть 1. Возникновение Древнерусского государства как торговой империи в 9 - 13 веках.
Часть 2. Экономическое и политическое развитие Древней Руси в 11 - 13 веках.
Часть 3. Денежно - торговый капитал и возникновение Московского княжества в 14 - 15 веках - на-чало создания нового единого Русского государства.
Глава 7. Европейский финансовый капитал и его определяющее влияние на ход европейской и мировой истории в 16 - 18 веках.
Часть 1. Возникновение и развитие южно-германского финансового капитала и его попытка соз-дать в первой четверти 16 века "Европейскую империю".
Часть 2. Борьба северо-итальянского и южно-германского капиталов за господство в Европе. Ев-ропейские войны, Реформация и крах Германской империи в 1517 - 1648 годах.
Часть 3. Европейский финансовый капитал и буржуазные революции в Англии и Франции в 17 веке.
Часть 4. Развитие европейского финансового капитала в 16 - 18 веках.
Часть 5. Европейский финансовый капитал и политическая история Европы во второй половине 17 - 18 веках.
Часть 6. Французская революция 1789 года.
Часть 7. Формирование новых идеологических систем, выражающих интересы европейского фи-нансового капитала в 16-18 в.в.
Глава 8. Отечественный и зарубежный финансовый капитал в событиях русской истории в 16 - 18 веков.
Часть 1. Развитие русского денежно - торгового капитала и история России в 16 веке.
Часть 2. Отечественный торгово-денежный и европейский финансовый капитал в событиях рос-сийской истории 17 века.
Часть 3. Реформы Петра Великого и влияние на их проведение русского и европейского капиталов.
Часть 4. Экономическое и политическое развитие России в 1726 - 1801 годах.
Введение.
Осознание решающей роли материальных факторов и, прежде всего денег, в жизни человеческого общества, возникло как минимум ещё во времена ранней античности. Так, в сти-хах поэта - аристократа Феогнида из древнегреческого города Мегары (6 век до нашей эры), хорошо показаны процессы разложения родоплеменного общества и его аристократии, под влиянием развития товарно-денежных отношений:
"Город наш, всё ещё город... но уж люди другие.
Кто ни законов досель, ни правосудия не знал,
Кто одевал себе тело изношенным мехом козлиным
И за стеной городской пасся, как дикий олень, -
Сделался знатным отныне. А люди, что знатными были
Низкими стали. Ну, кто б всё это вытерпеть мог?
Выбираем себе лошадей и баранов доброй породы,
Следим, чтоб давали приплод лучший пары
А замуж, ничуть не колеблется лучший,
Низкую женщину брать, только б с деньгами была!
Женщина также охотно выходит за низкого мужа
Был бы богат! Для неё это важнее всего!"
Позднее, в Древнем Риме, внимание роли материального фактора в истории человече-ского фактора в истории человеческого общества, уделил в своей поэме "О природе вещей" поэт, историк и философ Лукреций Кар.
Падение Римской империи в Европе, более, чем на тысячу лет прервало поступатель-ное развитие человеческой мысли, в том числе и в области общественных наук. Первым в Ев-ропе вернулся к рассмотрению деятельности человеческого общества, с точки зрения опреде-ляющего влияния материального производства и процессов обмена и распределения, получен-ных в его ходе продуктов, выдающейся русский ученый обществовед Семён Ефимович Дес-ницкий. В своём фундаментальном труде, посвящённом этому вопросу. " Юридические рассуж-дения, о разных понятиях, какие имеют народы о собственности в различных состояниях обще-жития", написанном в 1781 году, он показал, что человеческое общество постоянно изменяется, путём смены одним форм общественной жизни другими. Причём, эта смена, определяется разви-тием и совершенствованием отношений собственности. По его мнению, основной причиной об-щественного развития и прогресса, является постоянно развивающаяся и совершенствующаяся экономическая деятельность людей.
На основании этого, Десницкий, первым в мире, дал научную периодизацию человече-ской истории: 1) "первобытный период", когда люди живут за счёт охоты и собирательства
2) "пастушеский" 3) "земледельческий" и, наконец, 4) "коммерческое состояние" - об-щество, основанное на товарном производстве, то есть, на продаже продуктами человеческого труда (торговле), что приводит к возникновению частной собственности, как экономического фундамента данного уровня общественных отношений.
В Европе, о влиянии материальных факторов на ход человеческой истории, первыми стали упоминать в 30-е г.г. 19 в. французские историки Гизо, Тъер и ряд других. Они же ввели и первые понятия о делении человеческой истории на общественно-экономические формации, введя в оборот понятие "феодализм", показав процесс его возникновения и исторического разви-тия со времени падения Западной Римской империи и до Французской революции 1789 года и, указав, что эта революция, означала смену одной общественно-экономической формации дру-гой (феодализма капитализмом). Эти взгляды, восприняли и развили затем в своих трудах, в ви-де теории исторического материализма и политэкономии Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Имен-но в их работах было развито заложенное Гизо и Тъером, понятие общественно-экономических формаций, как чётко определённых факторов, через которые неизбежно проходит исторический путь, как всего человечества, так и отдельных стран и народов. Рабовладение, феодализм, капи-тализм, а затем социализм и коммунизм - вот те этапы, которые, по их мнению, человечество прошло или находится на них и через которые ему ещё предстоит пройти.
В целом, эта теория и закреплённые ею понятия о делении человеческой истории и предстоящего пути развития человечества, на чётко определенные общественно-экономические формации, благодаря победе социалистической революции в России и затем в других странах, стала определяющей, как в исторических взглядах коммунистической идеологии, так и у многих буржуазных историков.
Но, несмотря на это, у неё вскоре появились критики даже среди историков, называв-ших себя марксистами и признаваемых таковыми.
Наиболее известным среди них, стал видный русский, а затем советский историк По-кровский Михаил Николаевич(1862-1932). Он высказал мнение, что человеческая история состо-ит из трёх основных этапов: докапиталистического (первобытнообщинный строй, с производст-вом для собственного потребления); капиталистического (все ступени человеческой истории, экономической основой которых было производство на продажу, с целью получения прибыли, то есть товарное производство) и, соответственно далее социалистического и коммунистического этапов (производство для удовлетворения общественных потребностей).
То, что его предшественники называли "рабовладением" и "феодализмом", он именовал "торговым капитализмом" в отличие от капитализма промышленного, то есть того, что считали собственно капитализмом Маркс и Энгельс.
Свои взгляды по данной проблеме, М.Н. Покровский раскрывал в той или иной степени во многих своих работах, но, наиболее полно и последовательно, в своей фундаментальной мо-нографии "Русская история в самом сжатом очерке" (1920), получившей высокую оценку со сто-роны В.И.Ленина.
Впрочем, и сам В.И.Ленин, во многом склонялся к концепции Покровского. Так, говоря о России 17 века, которая в советской историографии, вплоть до её исчезновения в 1991 году, считалась феодальной, В.И.Ленин говорил о развитии в ней капитализма, в подтверждение этого, указывая на процесс формирования в ней внутреннего рынка, который он характеризовал, как "Действительно фактическое слияние всех областей и земель, княжеств, в одно целое. Слияние это было вызвано усиливающемся обменом между областями, постепенно растущем товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями этих процессов были капиталисты - купцы, то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданием связей буржуазных".
Далее Ленин развивал это положение следующим утверждением: "Степень развития внутреннего рынка есть степень развития капитализма в нашей стране. Ставить вопрос о преде-лах внутреннего рынка отдельно от вопроса от степени развития капитализма, неправильно".
Впрочем, Ленин шёл и дальше, он увидел империализм ещё в эпоху рабовладения. Го-воря о войнах между Карфагеном и Римом за господство Средиземноморьем Ленин указывал: "Империалистические войны тоже бывали и на почве рабства (война Рима с Карфагеном была с обеих сторон империалистической войной) и в средние века, и в эпоху торгового капитализма".
К сожалению, историческая концепция Покровского, всего на два года пережила своего создателя. Во многом, причиной этому были, как стремление самого Покровского объяснить влиянием торгового капитала, любые, даже самые мелкие исторические события, а с другой, что, пожалуй, самое важное, то, что он говорил о "торговом капитале", тогда, как надо было говорить о "денежно-торговом капитале", как предшественника нынешнего финансового капитала, по-скольку именно деньги являются основным инструментом и целью товарного производства и связанного с ним процесса торговли. Именно владельцы денег, как разновидности капитала, кон-тролируют и определяют, в конечном счёте, процессы товарного производства, торговли его продуктами, а значит и повседневную жизнь человеческого общества.
Причина такого определяющего влияния торгово-денежного, а затем и финансового ка-питала на процессы развития человеческого общества и его историю, заключается в том, что по-явление товарного производства и вместе с ним денег, как основного средства его функциониро-вания и удобного выражения накопленного богатства привели к тому, что деньги, моментально стали показателем могущества того или иного человека или группы людей. Эти люди для защи-ты своих денежных интересов создали государство. Государство, в сущности, голая власть, а деньги источник власти, её концентрация. Имеющий деньги имеет власть, в прямом или скры-том виде. Чем больше денег, тем больше власти. Таким образом, реальными обладателями вла-сти, как внутри государства, так и в региональном, а в настоящее время и в мировом масштабе, являются обладатели денежного капитала.
Вот, что по этому поводу отмечали некоторые из американских президентов: Джеймс Гарфилд - "кто управляет объемом денег в любой стране, тот является полновластным хозяином всей торговли и промышленности", Томас Джеферсон - "На каждом поколении лежит обязан-ность выплачивать свои собственные долги по мере их образования - принцип, который если бы он выполнялся, предотвратил половину всех войн в мире".
Таким образом, нет никаких отдельных общественных формаций: рабовладение, феода-лизм, капитализм, а есть различные формы проявления капиталистического способа производст-ва, которые сосуществуют рядом друг с другом на протяжении тысячелетий и в зависимости от уровня развития производительных сил в ту или иную историческую эпоху, доминируют в эко-номическом базисе общества. Возьмем, к примеру, рабовладение. В своей классической форме, оно господствовало на сравнительно небольшой территории тогдашнего мира: в Древней Гре-ции и Риме. И в то же самое время, как сейчас установлено, оно не являлось основой экономики в странах Древнего Востока, в результате чего Марксу срочно понадобилось придумывать тер-мин "азиатский способ производства". К примеру, египетские пирамиды, были вовсе не продук-тами рабского труда, как это считалось еще недавно. На их сооружении трудились, главным об-разом вольнонаемные рабочие. Но дело, собственно не в этих частностях, дело в том, какова ос-новная цель того или иного способа производства. Как сообщает учебник "История Древнего мира" - М. Просвещение, 1982 - часть 2 - с. 266: "Рабовладельческое хозяйство, было направлено на получение большей прибавочной стоимости." Если это так, то возникает вопрос, а какая тогда разница в основной цели производства между рабовладельческим обществом и промышленным капитализмом последних лет двадцатого столетия?
Другой солидный источник в лице "Большой Советской энциклопедии", сообщает сле-дующее "Зачатки банковского дела существовали в рабовладельческом и феодальном обществе. Лица, которым деньги в виде драгоценных металлов, давались на хранение, а также менялы, от-давали их в ссуду под проценты. Денежный капитал, исторически был одной из первой форм ка-питала. Банки возникают в обществе на основе товарно-денежных отношений. Социально - эко-номическая роль банков, определяется специфическим характером соответствующих общест-венных формаций". Учебник по истории СССР признает : "Товарное производство, денежное обращение, купеческий и ростовщический капитал, существовали с отдаленных времен разло-жения первобытнообщинного строя".
Что касается рабства, как экономической категории, то есть принудительного труда, то оно вовсе не исчезло с падением Римской империи, а продолжало в значительных размерах су-ществовать и в эпоху промышленного капитализма. Так, например, в Северной Америке сущест-вовало около 200 лет с середины 17 до середины 19 века и стало одной из причин кровопролит-ной гражданской войны 1861 - 1865 годов в США. В английских колониях рабство было отмене-но в 30 - е г.г. 19 в., во французских в 1848 г. Последним примером массового использования рабского труда в условиях промышленного капитализма 20 века служит гитлеровская Германия 1941 - 1945 г.г. Причем источники пополнения рабской рабочей силы у нее оказались порази-тельно схожими с античной Грецией и Римом: военнопленные и гражданское население, насиль-ственно вывезенное с оккупированных территорий.
А какова ситуация сейчас, накануне третьего тысячелетия нашей эры ? По данным меж-дународной организации труда, на начало 1998 г., рабским трудом в мире было занято 250 мил-лионов человек. Это что- то около 7 % всего трудоспособного населения мира. То есть рабский труд и в настоящее время является весьма заметной составляющей экономической деятельности в современном мире.
То же самое касается и феодализма. Заметная феодализация, наблюдалась, например, в Римской империи в последние 150 лет ее существования. Но этот процесс, был вовсе не вызре-ванием новой общественно - экономической формацией в недрах старой, а следствием упадка экономики империи из - за ее паразитической эксплуатации со стороны финансового капитала. Классический же феодализм Западной Европы с его характерными чертами: натуральным замк-нутым хозяйством, минимальным продуктообменом, еле теплящейся денежной системой, кото-рый существовал в Европе после разгрома Западной Римской империи, в период 5 - 10 в. в н.э., являлся вовсе не какой - то особой общественно - экономической формацией, а следствием не-бывалого экономического упадка в Европе после краха империи и продолжавшейся вплоть до конца 8 в. вторжением и перемещением различных варварских племен по Западной Европе, ко-торые окончательно уничтожили материальную базу производительных сил, существовавших в Западной Римской империи, накануне ее падения.
Концом классического феодализма, как продукта экономического краха, стала так на-зываемая "феодальная раздробленность", когда громадные феодальные королевства, рассыпа-лись из-за формирования местных рынков, на базе которых стали возникать более мелкие госу-дарственные образования. Чуть позже (10-11 в.в.) стали возникать и чисто капиталистические города - государства в Северной Италии и Германии, в которых в 11 в. возрождаются исчезнув-шие вместе с Римской империей банки и денежный капитал. Наконец свидетельством возрож-дения денежно-торгового капитала в Европе, становится создание централизованных государств в Европе с сильной королевской властью. Эта сильная королевская власть, требовалась денеж-но-торговому капиталу европейских государств, для окончательной ликвидации элементов фео-дальной анархии, мешавшей его экономической деятельности. Дальнейшее усиление денежно-торгового капитала и начала соединения его с промышленным, привело к созданию во второй половине 17- первой половине 18 в.в., в ряде европейский стран (Франция, Австрия, Пруссия, Россия) режима абсолютных монархий, а в Англии и Голландии буржуазных республик.
Поэтому, несостоятельны утверждения, что капитализм в европейских странах начал развиваться, только после буржуазных революций, которые якобы для того и производились, чтобы, свергнув феодализм, открыть дорогу буржуазным отношениям в экономике. На самом же деле, буржуазные революции против монархий, производились торгово-денежным капиталом, тогда, когда монархия, как форма политической власти переставала выражать его интересы и становилась тормозом на пути его дальнейшего развития. Так было в Голландии в конце 16 ве-ка, когда испанская монархия перестала учитывать интересы голландского капитала. То же са-мое происходило и в Англии в период 1640-1688 г.г. Во Франции, в 1720-1780 г.г. объем внеш-ней торговли, увеличился в 4 раза и к 1789 г. половина национального богатства страна, принад-лежала буржуазии. О каком же свержении феодализма тут может идти речь? Очевидно, что данные буржуазные революции были направлены не на свержение существующего обществен-ного строя, а на изменение формы политической власти, которая перестала выражать интересы буржуазии.
Занимались серьезно историей экономической основы человеческого общества, невоз-можно не признать, что товарно-денежные отношения могут порождать только капитализм, ко-торый в зависимости от преобладания в нем тех или иных элементов и уровня развития произ-водительных сил, может приобретать различные формы. Это периодически вынужден был при-знавать, хотя со многими оговорками, Маркс в своем "Капитале": "Денежное и товарное обра-щение могут опосредовать сферы производства самой разнообразной организации, сферы, кото-рые по своей внутренней структуре все еще направлены, главным образом, на производство по-требительской стоимости", "Капитал, приносящий проценты или ростовщический капитал, вместе со своим близнецом, купеческим капиталом, принадлежит к формам капитала, предшест-вующим капиталистическому способу производства и наблюдается в самых различных общест-венно-экономических формациях. Развитие ростовщического капитала тесно связано с развити-ем купеческого капитала. В Древнем Риме со времени последних лет существования республики, денежно-торговый и ростовщический капитал достигали высшего пункта развития", "Ростов-щический капитал эпохи античности и средневековья эксплуатирует земельных собственников, крупных и мелких (знать и крестьянство). Ростовщичество подрывает и разрушает античную и феодальную собственность. Ростовщичество централизует денежное имущество, там, где средст-ва производства распылены. Ростовщический капитал, обладает способами эксплуатации, харак-терными для капитала, без характерного для него способа производства. Ростовщичество исто-рически важно тем, что оно само есть процесс возникновения капитала". По мнению Маркса, отличие античного капитала, от современного ему, заключалось в том, что античный капитал был денежно-торговым, а современный - промышленный: "Начало существования промышлен-ного капитала было положено в средние века, в трех областях: судоходстве, горной промышлен-ности, текстильной промышленности. Судоходство в тех размерах, в которых оно велось италь-янскими и ганзейскими приморскими республиками, невозможно без матросов, то есть наемных рабочих. Добыча руды так же велась силами наемных рабочих".
В связи с этим, последним, из приведенных высказываний Маркса, возникает вопрос: если в средневековье во времена северо-итальянских и северо-германских (ганзейских) городов республик, то есть в 12 - 15 веках, к существовавшему со времени античности денежно - торго-вому капиталу, добавился еще и промышленный капитал, (и все это за 300-400 лет до первых буржуазных революций в Голландии и Англии), то, о каком тогда феодализме в этот историче-ский период может идти речь? Кроме того, промышленный капитал не есть изобретение средне-вековья, он в принципе существовал и в Афинах и еще больше в Риме, в виде многочисленных судостроительных верфей, десятков тысяч торговых судов, на которых помимо рабов - гребцов, было значительное число вольнонаемных членов команд. Кроме того, массовое производство керамики, а в Риме еще и строительная индустрия, выполнявшая гигантские объемы работ по строительству дорог, акведуков, каналов, жилых и общественных зданий, также была развита горнометаллургическая промышленность. То есть в античную эпоху существовал и значитель-ный капитал мануфактурного типа. Но его отличие от современного заключалось почти в пол-ном отсутствии самодвижущихся механизмов, то есть все существовавшие тогда механические устройства приводились в движение силой людей и животных, отчего, кстати, бурное развитие промышленности и требовало рабского труда в невиданных до того масштабах. Первый меха-низм, приводимый в движение природной силой - водяная мельница была изобретена в Риме и стала распространяться, незадолго до падения Римской империи.
Таким образом, современный капитал, отличается от римского только своим техно-тронным характером и отличие это возникло только в 16- 18 веках, когда в Европе, в промыш-ленности массовое развитие получили водяные двигатели и окончательно закрепилось в середи-не 19 века, когда в производстве началось массовое применение паровых двигателей.
Глава 1. Разложение первобытных обществ, формирование то-варно-денежных отношений и возникновение торгово-денежного капитала.
В процессе эволюции человека, как биологического существа, у него, как и у других био-логических видов, неизбежно возникают ситуации, когда его интенсивное размножение в благо-приятных условиях приводит к закономерному истощению его кормовой базы. Чем больше ста-новилось людей в первобытных охотничьих сообществах, тем интенсивнее велась или охота, тем меньше становилось пищи. Благодаря разуму, человек отвечал на сокращение пищевой базы усовершенствованием орудий и приемов охоты. Это ускоряло техническую эволюцию и разви-тие экономической деятельности первобытных человеческих сообществ.
Примерно в период 20 тысячелетия до нашей эры произошло коренное обновление камен-ных орудий труда. Этот процесс произошел за тысячу лет, по сравнению с десятками и сотнями тысяч лет, которые аналогичные процессы занимали ранее, то есть процесс техноэволюции ус-корился примерно в 100 раз.
На рубеже неолита (10 -12 тысяч лет до нашей эры), исчезли мамонты и ряд других круп-ных животных. Таким образом, человечество столкнулось с первым в своей истории кризисом развития. Но благодаря разуму человечество, потеряв в результате техноэволюций прежнюю кормовую базу не погибло, а стремительно изменило ее, перейдя к земледелию и скотоводству, создав тем самым то, что собственно является экономикой. Это событие получило название "неолитической революции" . Ее плодами человечество пользуется до сих пор, поскольку и в конце 20 века основным источником пищи продолжают оставаться поля и пастбища. Так же как и во времена "неолитической революции", в настоящее время производством продуктов питания занят в среднем каждый трудоспособный житель.
"Неолитическая революция" стремительно ускорила не только технико-экономическое, но и общественное развитие человеческих племен. В период, предшествовавший "неолитической революции", человечество вовсе не было угнетено природой, как это представляется сейчас. Длительность палеолита, обеспечивалась наличием достаточной кормовой базы, которая не тре-бовала настоятельной необходимости изобретать что -то принципиально новое в плане орудий труда. Это определяло и общественную организацию тогдашнего человечества - родообщину. В ней все было давно и четко выверено и установлено, обычаями и традициями, которые надежно гасили внутренние конфликты. Всякий твердо знал свое место, что и как надо делать и как надо себя вести. Внутри общины все более менее равны. Человек является частицей спаянного кол-лектива, был уверен в себе и тем самым имел духовный комфорт. Именно в смутных воспомина-ниях об этом времени и лежат источники легенд о "золотом веке" в истории человечества, имевшихся у многих народов в разных концах мира. А в Европе просуществовавшее до позднего средневековья. Экономический рост порожденный неолитической революцией, первоначально не вызывал заметных внешних изменений в человеческих сообществах. Внешне община сохра-няется, но из родовой она постепенно становится территориальной. К. Маркс в своем наброске ответа на письмо В. Засулич, описывал этот процесс следующим образом: "Историю разложения первобытных общин еще предстоит написать. Во всяком случае, исследование продвинулось достаточно далеко, что можно утверждать, что причины их распада вытекают из экономических данных. Постепенное накопление движимого имущества, все более и более значительная роль, которую движимое имущество играет в самом земледелии, порождает в недрах самой общины столкновения интересов, которые влекут за собой превращение пахотной земли в частную соб-ственность, и кончается частным присвоением лесов, пастбищ, уже ставшими общинными при-датками частной собственности. Земледельческая община, последняя фаза общинной формации, то есть уход от общества, основанного на общинной собственности."
Именно территориальные (соседские) земледельческие общины в процессе развития в них товарно-денежных отношений порождали классы и становились основой первых государств: "с ростом деревень, те, кто руководил производством и дележом излишков, становились сбор-щиками излишков, то есть сборщиками налогов. Самые ранние империи представляли собой земледельческие общества, расположенные оп берегам крупных рек. Целью образования госу-дарства было распоряжение излишками и контроль за использованием воды в ирригационных системах. " По мнению финского исследователя П. Кууси активный процесс развития товарно-денежных отношений раньше всего начался в земледельческих общинах на территории Ближне-го Востока, начиная с 8 тысячелетия до нашей эры, став экономическим фундаментом для обра-зования государств: "В период небольших государств взаимные связи и торговля, получили, куда большее развитие, чем было принято считать. Коллекция мелких предметов из обожженной гли-ны, найденных тысячами при раскопках в 19 веке на Ближнем Востоке, являлись средствами учета товарных запасов. Полагают, что эта система действовала с 8000 до 2000 года до нашей эры, достигая расцвета в эпоху появления первых империй в середине 4 тысячелетия до нашей эры. Глиняные предметы различной формы условно обозначали различные товары и величины, используемые при торговых операциях. Подобная система информация использовалась до появ-ления письменности"
Таким образом, формирование и развитие товарного производства происходило задолго до появления государств в рамках территориальных (соседских) общин.
Появление государства тесно связано с выработкой общего мерила стоимости товаров - денег и появления класса посредников между производителями и потребителями. То есть это означало появление торгово-денежного капитала. Появление этого капитала потребовало появ-ление государства: "Купцам нужна была такая власть, которая могла бы обеспечить свободу и безопасность торговых путей на как можно большей территории, установить единую денежную систему, единую систему мер и весов". С другой стороны и сама по себе повседневная деятель-ность даже первоначального, зачаточного торгово-денежного капитала еще в условиях общин-но-племенного деления человечества, создавала объективные предпосылки для появления буду-щих государств, когда торговый обмен стирал границы как между общинами внутри одного племени, так и между несколькими племенами.
На том рубеже, который в условиях товарного производства отделял земледельческие об-щины от перехода в государства, вслед за развивающимся торговым капиталом начинает возни-кать денежный капитал, то есть торговля деньгами. Возникновение денег, как абстрактного вы-ражения товара означало, что неизбежно вслед за торговлей товарами должна была возникнуть торговля деньгами: "Капиталисту приходится платить деньги многим лицам и постоянно полу-чать деньги в уплату от многих лиц. Это чисто техническая операция уплаты и получения денег уже сама составляет труд, который делает необходимым проведения баланса платежей, взаим-ных расчетов. Этот труд выполняет особое подразделение капиталистов для всего остального класса капиталистов. Постоянное движение части капитала, существующее в виде денег, вызы-вает особый труд. Разделение труда приводит к тому, что эти технические операции выполняют-ся для всего класса капиталистов особым подразделением капиталистов. Появляется особая - де-нежная отрасль предпринимательской деятельности. В качестве отрасли обслуживающей денеж-ный механизм всего класса капиталистов, она концентрируется и ведется в крупном масштабе." Другой причиной возникновения денежного капитала, было то, что торговые связи с момента возникновения, приводили к интенсивным, сначала межплеменным, а затем и межгосударствен-ным связям: "Торговля деньгами развивается из международных отношений. При существовании особых монет в различных странах, купцы, производящие закупки в чужих странах, должны об-менивать монеты своей страны на местные монеты или же обменивать на слитки чистого серебра или золота, как мировые деньги. Отсюда возникает меняльное дело. Из него развиваются обмен-ные банки, где серебро (золото) функционирует, как мировые деньги, в настоящее время, как банковские деньги или торговые деньги. Поскольку вексельное дело сводилось к выдаче путеше-ственнику менялой, какой - нибудь страны платежного требования на менялу другой страны, оно развилось уже в Греции и Риме".
С возникновением и развитием товарно-денежных отношений, а затем и денежного капи-тала, связано такое общественно-политическое явление как войны. До начала процесса разложе-ния первобытнообщинного общества, война как явление общественной жизни не была известна человечеству, хотя конечно имели место кратковременные стычки между различными племена-ми. Разложение родовой общины и переход к общине территориальной сразу же породило дли-тельные, кровопролитные войны, в результате чего гражданскими правами в племени стала об-ладать та часть мужского населения, которая участвовала в боевых действиях. Теперь только она, а не взрослые члены племени избирают его руководящий состав. Поэтому этот период чело-веческой истории называют "военной демократией".
Данную особенность этого периода человеческой истории хорошо описал Д.И. Писарев в работе "Очерки из истории труда": "С воинами купцы жили в самых дружеских отношениях. Воины были самыми лучшими покупателями. Они сбывали купцам пленников и ту часть добы-чи, которая оставалась от их личного потребления. Тем же путем уходила значительная часть дани, которая собиралась с порабощенных народов и со своих трудящихся. Война и торговля, как два главных вида присвоения, возникают чрезвычайно рано в обществе людей".
Глава 2. Денежно - торговый капитал и возникновение империй Древнего Востока.
Часть 1. Экономическая основа возникновения империй Древнего Вос-тока.
Торговля деньгами, появившееся, уже в период разложения первобытного общества, не-избежно должна была покорить различные формы развитого денежного и торгового капитала в условиях первоначальных государств, которые впервые появились в Северной Африке (Египет) и на соседнем Ближнем Востоке. Известный исследователь финансовых институтов человечест-ва, прежде всего банков и бирж профессор Э. Роде (из бывшей ГДР), отмечал: "Возникновение и развитие банковского дела было тесно связано с капиталом, приносящим проценты. Этому предшествовал ростовщический капитал, который уже существовал в период разложения перво-бытнообщинного строя. Представители богатой верхушки получили возможность давать деньги нуждающимся. С возникновением и развитием ростовщического капитала тесно связано возник-новение банковского дела. Основополагающей и изначальной функцией банков было посредни-чество в платежах. В результате такого посредничества, банки превращали свободный денежный капитал в функционирующий, приносящий проценты. Они собирали денежные средства из все-возможных источников и представляли их в кредит под всевозможные проценты. Они собирали денежные средства из всевозможных источников и представляли их в кредит под всевозможные проценты. Банки и подобные институты существовали еще в древности. В Египте, банковские операции осуществлялись еще в 2700 г. до н.э. Многочисленные документы из Вавилона и Асси-рии, например сборник законов Хамураппи (1704-1662 г.г. до н. э), показывают существование уже тогда своего рода векселей и чеков, законодательное регулирование ссудных операций и форм хранения средств. В те времена ссуды представлялись не только в виде денег, но и в виде партий товаров: зерна, фиников, шерсти, семян, масла, скота. При натуральных ссудах, также исчислялись проценты. При этом хранилищами денег и товаров служили храмы, так как в них обеспечивалась наибольшая безопасность. Как в Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии, так и в Греции, храмы, как места хранения товарного и денежного капитала, играли роль банков. Геро-страт в 346 г. до н. э сжег храм не для того, чтобы "войти в историю", а чтобы с помощью пожара скрыть следы ограбления. Храмы играли роль банков некоторое время и в Риме, до тех пор, ко-гда к концу 4 в. до н.э. в нем появились "чистые банкиры" ("публиканы")". Далее Э. Роде, отме-чает, что: "Учреждения, аналогичные биржам, функционировали еще в Древнем Египте, Вавило-не и Финикии".
Потребность денежно-торгового капитала в обширном централизованном государстве, еще на первоначальном этапе его развития, хорошо раскрыл Д.И. Писарев в своей работе "Очерки из истории труда", в которой он отмечал следующее: "Там, где между производителем и потреби-телем нет препятствий, там не нужно посредников, там роль купца равна нулю. Когда появляют-ся расстояния и препятствия, тогда возрастает роль купца".
Другой экономической причиной образования первых в истории человечества империй на Древнем Востоке, была та, что бурный рост производства сдерживался узостью внутренних рын-ков, как еще существовавших территориальных общин, так и возникшими на их основе неболь-ших городов-государств: "Для товаров уже не находилось достаточного числа покупателей на городских рынках. Надо было вести товары за море, но в каждой гавани, где корабельщики оста-навливались, с них брали пошлину, даже если они не разгружали корабль. Всюду были таможни и заставы. В чужом городе даже самый богатый и именитый человек из другой страны был бес-правным чужеземцем. Он не мог купить себе дом землю. Он должен был искать себе покровите-лей среди местных жителей, чтобы защитить свои права, свою собственность. Среди купцов бы-ло много таких, которые вели торговлю со многими странами, и отправляли в плавание целые флотилии кораблей. Им было невыгодно то, что у каждого маленького города были свои тамож-ни, свои деньги, свои законы. Для того чтобы расширять дела, этим богатым купцам нужно было государство, границы которого охватывали бы множество городов. Того же хотели и ростовщи-ки, дававшие купцам деньги и владельцы больших мастерских, где производились товары не только для своего рынка, но и для рынков других городов. Завоевания нужны были не только для обеспечения торговли, но и для того, чтобы получать рабочую силу и сырье в покоренных стра-нах. Для завоеваний, для создания больших стран нужна сильная власть. Господствующие клас-сы создают монархию".
Мнение о том, что империи Древнего Востока создавались денежно-торговым капиталом для защиты своих интересов, разделяет и финский историк П. Кууси: "Для успешной торговли требуется наличие стабильной системы собственности и законов. И в Египте и в Вавилоне во времена древних империй уже существовали сложные законы. Поддержание и охрана права соб-ственности, была важной функцией государства. В Вавилоне в период правления Хамураппи, купцы и ростовщики обладали властью, уступающей лишь власти жрецов и военночальников". А поскольку, как известно жречество империй Древнего Востока так же активно занимались тор-говлей товарами и деньгами, то можно с полной уверенностью говорить, что денежно-торговый капитал обладал в древневосточных империях всей полнотой власти.
Часть 2. Денежно - торговый капитал и образование политической и интеллектуальной элиты древневосточных империй.
Процесс постоянного функционирования денежно-торгового капитала резко усилил издавно существовавшую у человечества потребность в накоплении, передаче и сохранению информа-ции, знаний и опыта. Эти функции практически с самого начала выполнялись представителями правящего класса. Сначала это было исключительно привилегией жречества, которое включи-лось в деятельность денежно-торгового капитала с самого начала его возникновения и практиче-ски являлось его составной частью. Затем, по мере развития государства, к этим функциям под-ключилась бюрократия, и стало возникать нечто вроде интеллигенции. Но, тем не менее, до са-мого конца существования древневосточных империй, грамотность в них, была привилегией незначительного числа населения из числа представителей господствующих классов и их детей, и то не всех, а только сыновей.
Школьное образование на Древнем Востоке помимо детей жречества и купечества, получа-ли сыновья управляющих имениями и мастерскими, военных и гражданских чиновников, капи-танов кораблей и других лиц из числа обслуживающих господствующие классы в управленче-ском и интеллектуальном отношении.
Привилегия знаний и занятий умственной деятельности, обеспечивались также особенно-стями древневосточной письменности, основанной на различных системах иероглифической и клинописной письменности, при которой только для овладения элементарными навыками чтения и письма, требовалось несколько лет интенсивных занятий.
Только в самом конце эпохи древневосточных цивилизаций у финикийцев появилась алфа-витная письменность, которую затем заимствовали и усовершенствовали греки, от которых она затем через этрусков перешла к римлянам.
Возникновение алфавитного письма, опять таки способствовал дальнейший бурный рост средиземноморской торговли, когда количество кораблей и соответственно их капитанов и нави-гаторов достигло нескольких десятков тысяч и письменность должна была бать приспособлена для того, чтобы ей могли обучаться и в дальнейшем без затруднений пользоваться большое ко-личество людей.
Таким образом, еще в период империй Древнего Востока понятие интеллигенции, либо пол-ностью совпадало с понятием господствующего класса (на ранних ступенях развития товарно-денежных отношений), либо означало полное обслуживание интересов господствующего класса, тем слоем общества, который занят умственным трудом и пополняется представителями различ-ных общественных слоев в условиях бурного экономического и технологического развития.
То есть уже история Древнего Востока опровергает миф о том, что интеллигенция или, го-воря более широко люди умственного труда и творческих профессий, якобы служат всему наро-ду или обществу в целом. Они служат тому или тем, кто им платит.
Часть 3. Египет - первая империя Древнего Востока.
Возникновение Египта, как первой древневосточной империи, происходило на основе тех экономических закономерностей, о которых говорилось в первой части данной главы. На первых порах на территории Египта образовалось несколько десятков государств, возникших на основе прежних территориальных общин. Этим и объяснялись их небольшие размеры. Каждое из этих государств представляло из себя небольшой город с окрестными селениями и полями. Стоявший во главе такого города-государства правитель, постепенно превращался из вождя племени в на-стоящего царька.
Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и усиление торгово-денежного капита-ла привело к тому, что усиливающаяся знать начинала стремиться к созданию более сильного государства.
На базе нескольких десятков городов-государств, сперва возникают два крупных государст-ва: Верхний Египет (на юге Египта) и Нижний Египет (на севере Египта). Верхний Египет ока-зался более сильным и прочным государственным образованием, и его цари постепенно сумели захватить север (Нижний Египет) и тем самым получили выход к Средиземному морю и сухо-путным путям, ведущих в Азию. Тем самым расширялся внутренний рынок, и открывались тор-говые пути к рынкам стран Средиземноморья и Ближнего Востока.
Окончательное объединение Египта в единое государство произошло около 3000 г. до н.э. Этот ранний период существования Египта, как древневосточной империи, получил наименова-ние "Раннего царства"(3000 -2800 г. до н.э.).
О том, что Египет, как первая древневосточная империя возник в интересах местного де-нежно-торгового капитала, свидетельствует то, что в период "Раннего царства" его правители начинают совершать регулярные военные экспедиции на Синайский полуостров с целью уста-новления контроля над находившимися там месторождениями медной руды. Кроме того, Си-найский полуостров является перекрестком сухопутных торговых путей, ведших в Малую Азию, Междуречье, Аравийский полуостров и далее в Индию.
После "Раннего царства" в Египте наступил период "Древнего царства" (2800-2250 г. до н. э.). Этот период характеризуется еще большим усилением государственной централизации. В Египте восточная деспотия приняла наиболее четкую форму. Фараон управлял страной с помо-щью огромного бюрократического аппарата, возглавляемого первым министром. Первый ми-нистр контролировал государственные учреждения и храмы, ведал набором в армию, был вер-ховным судьей. Фараон владел формально всей землей государства, но фактически ему принад-лежало ее около половины. В полном распоряжении находились рудники и каменоломни. Он же руководил внешней торговлей. Таким образом, экономической основой "Древнего царства" был своеобразный государственный капитализм.
В этот же период продолжается расширение внешнеэкономических связей Египта и, прежде всего с соседними странами Эфиопии и Финикии. Из Эфиопии ввозится черное дерево и слоно-вая кость. Из Финикии ценные хозяйственные породы древесины (кедр и сосну).
Наиболее важным периодом в системе развития Египта, как империи, является период "Среднего царства" (2050-1750 г. г. до н.э.). Прежние эпизодические военно-торговые экспеди-ции в страны Средиземноморья, сменяются постоянными торговыми отношениями. Исчезает натуральное мерило стоимости в виде определенного количества зерна и появляется денежная единица "дебен" в виде слитка золота весом 91 грамм. Из азиатских стран в Египет начинает вво-зиться все большее количество серебра. Бурное экономическое развитие Египта в период "Среднего царства", привело к тому, что наряду с прежней денежно-торговой знатью, в Египте появляются слои, которые можно назвать "средней буржуазией". Это были разбогатевшие ре-месленники и крестьяне. В Египте их называли "сильные простолюдины". Именно на эту новую общественную прослойку пытаются опираться фараоны, с тем, чтобы уменьшить свою зависи-мость от старой знати и жречества.
Если старая знать и жречество, выражали интересы денежно-торгового капитала, то "силь-ные простолюдины", в лице разбогатевших ремесленников и земледельцев, которые применяли как наемный, так и в небольших размерах рабский труд, стали тем, что можно назвать "промыш-ленная и сельскохозяйственная буржуазия".
После двухсотлетнего упадка, связанного с вторжением и продолжительным господством в Египте союза арийских племен, известных под названием "гиксосы", положивших конец "Сред-нему царству" в 1750 г. до н. э, в Египте после изгнания гиксосов начинается период "Нового царства" (1580-1085 г.г. до н.э.). Внешняя и внутренняя политика страны вновь ведется исклю-чительно в интересах денежно-торгового капитала. Вновь увеличивается количество торгово-исследовательских морских экспедиций в дальние страны. Одна из таких экспедиций во время правления царицы Хатшепсут, была направлена в страну Пунт (нынешнее Сомали). Корабли этой экспедиции вернулись нагруженные золотом, слоновой костью, душистыми смолами и са-женцами и саженцами смолистых деревьев. Вслед за торговыми экспедициями, начинались во-енные походы египетских войск. Во время правления фараона Тутмоса 1, египетские войска до-ходят до берегов Евфрата на Ближнем Востоке и до третьего, порога Нила в Африке. Новым свидетельством роста влияния денежно-торгового капитала в Египте в этот период, стал факт полной замены денежными платежами различных форм натурального обмена.
Наибольшего расцвета, внешняя торговля Египта, достигает в последний период его суще-ствования, как независимого государства - период так называемой "Саисской династии" (664 - 525 г.г. до н.э.). В этот период Египет становится центром морской торговли Восточного Среди-земноморья. Усиливаются старые связи с финикийскими торговыми городами-государствами и устанавливаются новые с греческими городами-государствами. На побережье Египта появляются греческие торговые города-колонии, крупнейшим из которых стал город Навкратис.
Египетское государство начинает действовать не только в интересах собственного египет-ского денежно-торгового капитала, но и в интересах финикийского. Так, фараоном Нехо была организована экспедиция большой группы финикийских кораблей вокруг Африки. В период правления фараона Яхмоса 2 (Амасиса) (569-526 г.г. до н.э.) египетскими войсками, доставлен-ными на финикийских кораблях был завоеван остров Кипр - важнейший перекресток морских торговых путей в Восточном Средиземноморье.
История Египта, как первой из древневосточной империй и просто как независимого госу-дарства прекратилась в 525 г. до н.э., когда он был завоеван персидскими войсками.
Часть 4. Империи Месопотамии (Междуречья).
Процесс возникновения и развития в Месопотамии товарно-денежных отношений и проис-ходившего затем на их основе государственного строительства был таким же, как и в Египте.
Как уже установлено историками первые государственные образования стали появляться в Месопотамии в период "урукской" археологической культуры (4 тысячелетие до н.э.), когда то-варно-денежные отношения стали проявляться уже вполне отчетливо. Так, например, известно массовое производство керамической посуды с помощью гончарного круга, предназначенной на обмен.
Первые государственные образования в Месопотамии начинают появляться в конце 4 нача-ле 3 тысячелетия до н.э. Довольно долгое время они сохраняли сильные родоплеменные тради-ции. Правитель во многом походит на племенного вождя. Для решения важнейших вопросов он созывает совет старейшин и народное собрание, участниками которого были все мужчины, спо-собные носить оружие. Как и в Египте на территории Междуречья было несколько десятков го-родов-государств. Каждый из этих городов представлял из себя несколько бывших сельских об-щин, образовавших самоуправляющие кварталы. Городу подчинялось несколько окрестных се-лений. Правитель города-государства "энси", сочетал функции военноначальника и верховного жреца. Когда какой-нибудь город усиливался и подчинял себе несколько других городов, его правитель принимал титул "лугаль" ("великий").
Аналогичные процессы происходили и на территориях, прилегающих к Месопотамии. Так, в середине 3 тысячелетия до н.э. на территории нынешней Сирии, восточнее города Алеппо воз-никло торговое город-государство Эбла. Находясь на перекрестке торговых путей между Егип-том и Месопотамией - этот город - государство окрепло настолько, что пыталось установить контроль над всей территорией нынешней Сирии. Таким образом, усиление экономического могущества даже сравнительного "молодого" государственного образования, практически сразу пробуждали в его политике имперские тенденции.
Как и в Египте, в Междуречье по мере развития денежно-торгового капитала усиливается потребность в едином большом рынке сбыта и обостряется борьба за гегемонию в деле объеди-нения объединения региона между расположенными на его территории городами-государствами. К концу 3 тысячелетия до н.э. на территории Месопотамии образуются два крупных централь-ных государства. На севере Аккад и на юге Шумер. Вскоре, в период правления царя Саргона, Аккад полностью подчинил себе Шумер (конец 24 в. до н.э.). Образовалось единое централизо-ванное государство с ярко выраженными чертами империи: многочисленный бюрократический аппарат (5400 чиновников), постоянная армия, энергичная завоевательная политика, в отноше-нии богатых сырьем соседних регионов.
Еще более характерными чертами империи, выражающей интересы денежно-торгового ка-питала, стало, возникшее в 2109 г. до н.э. на месте Аккадской державы, государство 3 династии Ура. Его правители претендовали уже на всемирное господство, называя себя "царями четырех стран света". Продолжается активная завоевательная политика и рост внешней и внутренней тор-говли, которой руководили специальные правительственные чиновники "тамкары". Кроме тор-говли, правительство также контролировало сельское хозяйство и ремесло. До настоящего вре-мени дошли сотни тысяч деловых документов той эпохи в виде глиняных табличек. Это списки персонала, работающего в крупных поместьях и ремесленных мастерских, отчеты о выполнен-ной работе, нормах выработке, количестве произведенной продукции. В сельском хозяйстве и промышленности принудительный труд сочетался с вольнонаемным.
Держава 3 династии Ура распалась в начале 2 тысячелетия до н.э. под натиском кочевых племен. Спустя двести лет на ее основе в Междуречье возникает новая империя - Старовавилон-ское царство. Наибольшего могущества оно достигает в период правления царя Хамураппи (1792 -1750 г. г до н.э.). В этой новой империи, экономическая и политическая власть денежно-торгового капитала в его высшей стадии развития, получает законченное оформление. В эконо-мике это окончательный перевод денежной системы из показателей на основе натуральных про-дуктов в драгоценные металлы. Денежными единицами становятся слитки серебра: "сикль" - 8 граммов, "мина" - 500 граммов и "талант" - 30 килограммов. В политической области - это по-явление системы письменного права, так называемые "Законы Хамураппи". Законы Хамураппи были направлены на ограничение старых ростовщических форм денежного капитала, которые своими методами долгового рабства провоцировали социальную напряженность и мешали раз-витию новых форм денежного капитала в виде кредитно-банковской системы. Аналогичные ре-формы, связанные с ограничением ростовщического капитала и порожденного им долгового рабства проводил в Древней Греции Солон (начало 6 в. до н.э.) и аналогичные реформы в Древ-нем Риме в виде законов народных трибунов Лициния и Секстия 367 г.г. до н.э. и законов 326 г. до н.э.
Следующей державой в Междуречье, ставшей затем империей в классическом смысле этого слова, стала Ассирия. Первоначально (конец 3 - начало 2 тысячелетий до н.э.) это было малое торговое государство на севере Междуречье, формой правления, в которой была олигархическая республика. В силу своего первоначального, незначительного военного потенциала, она без со-противления переходила под власть сменявших друг друга держав Месопотамии. Используя близость к важнейшим торговым путям, ассирийские купцы и ростовщики при активной под-держке государства проникали в Малую Азию, основывали среди проживающих там племен торговые колонии. Основой ассирийской торговли в Малой Азии был обмен промышленных из-делий из Междуречья на добываемые в горах Малой Азии серебро, медь, свинец, и другие ме-таллы. В дальнейшем после крушения Старовавилонского царства под натиском кочевых пле-мен, начинается постепенный рост могущества Ассирии. Переломным моментом в процессе на-чала превращения Ассирии из небольшой торговой олигархической республики в империю стал 1350 г. до н.э., когда Ассирия стала полностью независимой и начала расширяться за счет осла-бевших соседей.
К началу 13 в.в до н.э. Ассирия подчиняет себе Митанию и начинает серию войн по подчи-нению Вавилоноии. В 12 в. до н.э. ассирийские войска выходят к побережью Черного моря в Малой Азии на севере. На западе, захватив Северную Финикию, выходят к Средиземному морю. Однако на этом ассирийская экспансия почти на два столетия прекращается, так как в течении 11 в. до н.э. само существование Ассирии, как государства оказалось под вопросом в результате вторжения арамейских кочевых племен, после чего весь 10 в. до н.э.страна находилась в глубо-ком упадке.
В последние десятилетия 10 в. до н.э. Ассирия восстановила свое экономическое могущест-во и в начале 9 в. до н.э. возобновила широкую завоевательную политику. В этот период она окончательно становится империей. Важным признаком этого, стало появление многочисленной регулярной армии со сложной внутренней структурой. Помимо пехоты и кавалерии, в ассирий-ской армии впервые появляются специальные саперные и осадные части. Ассирийцы первыми в истории стали применять для взятия крепостей специально предназначенные для этого механиз-мы: балисты, катапульты, тараны. Саперы наводили понтонные мосты из бурдюков, надутых воздухом, поверх которых укладывался деревянный настил. Большое изумление вызывало у со-временников правильное построение боевых порядков ассирийского войска и его дисциплина.
Благодаря высокому экономическому потенциалу страны, численность ассирийской армии иногда доходила до 120 тысяч, цифра небывалая для тех времен. Для сравнения можно сказать, что в 1721 г. н.э. в Российской империи численность регулярной армии составляла 160 тысяч че-ловек.
Не смотря на то, постоянные войны с соседями невероятно повысили роль армии и импера-тора, как ее главнокомандующего, тем не менее, деспотическая по форме видимая власть асси-рийских владык имела свои четкие пределы и кончалась там, где начинались интересы ассирий-ского торгово-денежного капитала. Очень легко эту особенность взаимоотношений ассирийских правителей и владельцев денежных состояний проявилась в судьбе правителя Салмансара 5, ко-торый в 722 г. до н.э. попытался обложить налогами деловой центр Ассирии город Ашшур, ко-торый их ранее не платил, то он вскоре стал жертвой заговора, организованного его ближайшими сторонниками. Новым правителем стал Саргон 2, который освободил от налогов не только асси-рийские, но и вавилонские торговые города.
После захвата в 671 г. до н.э. Египта Ассирийская империя достигла вершины своего могу-щества. И, если ранее, предшествовавшие ей державы Ближнего Востока, были просто империя-ми, то в этот период Ассирия стала классической империей. Под ее контролем находился прак-тически весь Ближний Восток, за исключением Аравийского полуострова, значительную часть Малой Азии и Египет. Впервые был создан гигантский рынок, на котором господствовали асси-рийские и вавилонские, а, также, в некоторой степени и финикийские купцы и финансисты.
Но эта империя раздиралась противоречиями между ассирийскими и вавилонскими капита-лами. Вавилоняне были недовольны гегемонией ассирийцев с их жесткой государственной цен-трализацией. Воспользовавшись тем, что на Ассирию усилился нажим скифов и мидян, ассирий-ский наместник Вавилонии Набопаласар в 626 г. до н.э. провозгласил независимость Вавилонии и начал войну с Ассирией. В 612 г. до н.э. после взятия объединенными силами противников ас-сирийского господства, во главе с Вавилоном ассирийской столицы Ниневии, Ассирия была уничтожена. На ее развалинах, на территории Междуречья возникло новое государство "Новова-вилонское царство".
Это государство, просуществовав менее одного столетия (626-539 г.г. до н.э.), но внесло за-метный вклад в историю развития цивилизации не только ближневосточного региона, но и всего человечества.
В Нововавилонском царстве могущество денежно-торгового капитала достигло таких вер-шин, что он счел возможным обходиться без сильной государственной власти. Вместо восточной деспотии в Нововавилонском царстве установился олигархический способ правления, когда пра-витель в своей повседневной деятельности был вынужден считаться с мнением советов старей-шин, которые управляли всеми крупными городами страны, включая столицу.
Эти советы состояли из владельцев крупных денежных состояний, занимавших высшие ад-министративные посты в храмах и передававших их по наследству.