Колонтаев Константин Владимирович : другие произведения.

Севастополь: возможности и перспективы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Константин Колонтаев "Севастополь: возможности и перспективы"
  
  Сейчас, как это уже не раз бывало в его истории, наш город вновь стоит на перепутье своего дальнейшего развития, испытывая трудности роста и пытаясь отыскать перспективы.
  
  В основном сегодня сформировались две основные альтернативы будущего развития города: промышленно-транспортный узел или центр различных видов туристской деятельности. Имеются в виду прежде всего историко - культурный, спортивный, охотничий туризм. А кроме этого, городскую территорию и окрестности можно использовать в режиме круглогодичной съемочной площадки. Плюс небольшие вкрапления курортного бизнеса.
  
  Точка зрения сторонников промышленно-транспортного развития Севастополя базируется на том, что до распада СССР он был достаточно мощным производственным и научным центром. И поэтому, опираясь на такой фундамент, можно гарантировать уже поступающие и возможные инвестиции, необходимость в высококвалифицированных кадров инженеров, рабочих и управленческого персонала, практически любой специальности. Кроме этого, приверженцы этого пути развития указывают на очень выгодное географическое положение Севастополя, находящегося практически в центре Черного моря. Это дает, по их мнению, возможность сделать его одним из крупнейших центров по перевалке различных грузов с моря на сушу и обратно.
  
  В целом же по их взглядам дальнейшая судьба города состоит в максимальном развитии различных видов портовых терминалов, высокотехнологичных отраслей промышленности, в использовании накопленного потенциала существующих научных центров.
  
  Но с точки зрения их оппонентов, даже весьма поверхностное рассмотрение пунктов этой программы вызывает очень много вопросов и сомнений. Они считают, что сторонники дальнейшей "индустриализации" Севастополя не замечают целый ряд весьма существенных факторов, препятствующих реализации их планов. Ведь за прошедшие с момента распада СССР почти 17 лет произошло очень много негативных и во многом труднообратимых перемен.
  
  Что касается упомянутых кадров, то они понесли почти непоправимый урон во время экономического хаоса, царившего на Украине и в Севастополе в 90-е годы прошлого века. Значительная часть из них в поисках работы и лучшей жизни покинула город, оказавшись в дальнем и ближьем зарубежье. Другие, сменив род деятельности, за прошедшие полтора десятилетия утратили прежние навыки и квалификацию.
  
  Относительно высококвалифицированных рабочих Севастополя по состоянию на 1991 год, можно отметить, что сейчас они на 70-80% находятся в пенсионном и предпенсионном возрасте. Причина - в том, что при формальном сохранении прежнего числа учебных заведений система профессионально- технического образования настолько пострадала внутренне, что почти не способна готовить рабочих и младший технический персонал нужной квалификации. Даже если начать процесс ее восстановления немедленно, для этого при самых напряженных усилиях потребуется не меньше 10, а то и больше лет, и еще как минимум столько же, чтобы она заработала и начала насыщать промышленность необходимыми ей кадрами.
  
  Что касается транспортных возможностей Севастополя и прежде всего перевалки грузов, то они резко ограничены условиями окружающей его местности. В результате даже такое в принципе не очень сложное мероприятие, как прокладка второго пути на железнодорожной трассе Севастополь - Симферополь постоянно откладывается из-за очень высокой стоимости предварительных работ по изменению рельефа местности и расширения существующих туннелей. В результате железная дорога сейчас примерно в том же пропускном состоянии и с одной колеей, как это было к моменту ее постройки в 1875 году.
  
  При этом ее нельзя увеличить более чем на 2 колеи, из-за существующего рельефа местности. А такое увеличение в принципе ничего не даст в плане коренного увеличения количества грузов. Двухколейная железная дорога до Симферополя значительно улучшит только пассажирское сообщение: можно будет перевозить больше пассажиров и увеличить скорость движения пассажирских поездов. Это очень хорошо для туризма, но не для города-порта.
  
  Таким образом, возрождение промышленного потенциала Севастополя хотя бы на уровне 1991 года - это длительный, требующий больших затрат и инвестиций процесс. А городу и его жителям нужно жить сейчас, решая многочисленные проблемы повседневного бытия.
  
  Поэтому начавшееся в последние 7 - 8 лет стихийный процесс возрождения Севастополя в качестве одно из своих опор нашел выход в туризме, основой которого стал культурно-исторический потенциал, накопленный более чем за двухвековую бурную историю города.
  
  Многие считают, что это направление городской экономики может при умелом руководстве и поддержке городских властей стать одним из приоритетных для города, и позволит преодолеть тот системный кризис, в котором он находится последние 15 лет.
  В свою очередь противники туристического будущего Севастополя утверждают, что в нынешний момент эта отрасль экономики приносит крайне незначительные доходы в городской бюджет, и поэтому не может возместить поступления от других сфер городского хозяйства, и прежде всего, промышленной. Для подтверждения этого довода часто приводят цифры: только несколько процентов (от 1 до 7) общей суммы бюджета Севастополя в последние годы составляли доходы, получаемые от всех видов туристической деятельности.
  
  В ответ их оппоненты называют эти показатели "лукавыми" цифрами. Они говорят, что эти немногие проценты, получаемые в виде налогов с туристических фирм - лишь небольшая доля городских доходов от туризма. По их мнению, плата туриста фирме за организацию своего пребывания в Севастополе и прилегающих к нему территориях составляет в целом не очень большую долю его расходов. Турист ест, пьет, тратит деньги на городской общественный и частный транспорт, платит за жилье, покупает карты, буклеты, сувениры, посещает кинотеатры и другие зрелищные мероприятия. В общем, и т.д. и т.п. и все эти расходы в нашем городе в виде налогов вливаются в городскую казну. Так что реальное количество денег, оставляемых в нашем городе его гостями, намного превышает даже самый оптимистичный формальный показатель в виде 7% городского бюджета.
  
  В связи с этим возникает другой вопрос - а удается ли городской администрации консолидировать реальные доходы от туризма в городскую казну? Вопрос, который упирается в эффективность городской налоговой политики, собственно, определяет и эффективность туризма для сегодняшнего Севастополя.
  Сами налоговики говорят по этому поводу следующее: "Нельзя стремиться в Европу и при этом отрицать основы европейской налоговой системы. Жить по-европейски - это честно платить налоги".
  
  Так что вопреки утверждениям противников туристических приоритетов, их сторонники доказывают, что уже сейчас туризм обеспечивает весомый вклад в благополучие городской экономики и повседневной жизни севастопольцев. Этот вклад может быть намного большим, если те уже сейчас немалые деньги. Которые туристы оставляют в городе, начнут в полном объеме доходить до городской казны в виде налоговых платежей.
  
  К этому можно добавить, что кроме туризма, в последние годы в Севастополе и его окрестностях начал развиваться кинобизнес. Количество ежегодно снимаемых у нас картин за последние 3 - 4 года выросло в геометрической прогрессии, столь же стремительно растут бюджеты кинокартин, создаваемых на территории нашего города. Здесь нужно не очень много усилий, денег и интеллекта, чтобы эта нынешняя киношная стихия превратилась в управляемый процесс на благо города.
  
  Написано в 2008 году.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"