Верхняя Кудьма вытекает из Кол озера и впадает в Кудьмозеро.
Нижняя Кудьма вытекает из Кудьмозера и впадает в Белое море.
На реке и озере найдено несколько поселений (не стоянок!!!) возраст которых оценивается 4-5 тысячами лет.
Одно из них является крупнейшим поселением эпохи позднего неолита и бронзы на всем северо-западе Европы.
Интересно что, в поселении применялись инструменты для обработки дерева (дома, корабли и др.):
http://rusnord.ru/2004/1/5567
"... Основная задача экспедиции заключалась в том, чтобы наиболее точно определить границы крупнейшего поселения эпохи позднего неолита и бронзы на всем северо-западе Европы.
- Где проходили исследования?
- Поселение, относящееся к первой половине 2 тыс. до н.э., расположено у Кудьмозера, в 6 км от Северодвинска. Его общая протяженность по береговой линии - почти 1,5 км.
Данный исторический период характеризуется высокой техникой обработки камня. Новшеством этого времени на Севере стало появление долота и топора. - "
Что удалось узнать после проведенных исследований?
- Комплексное поселение "Металлург" известно с 1995 года. За это время удалось обнаружить около 120 (уже 128) жилищных впадин.
1. Сбор информации о древнем ИЕ слове КУДЬМА
в ближнем окружении:
Версия финологов: Из Кабинина:
КуДЬМА, р. - КуДЬМОЗЕРО, оз. / истор. КУДМО ОЗЕРО (Прим., Кудьмозеро).
Саам. Похожие гидронимы известны,с одной стороны, в Карелии (Кудомлампи, Кудамгуба, Кудома [АРК, с. 87, 99]), с другой стороны - в волжском регионе (р. Кудьма [Вершинин, с. 9]).
Тем самым для основы Куд(ь)м- возможны разные языки-источники, однако в Архангельском Поморье она достаточно определенно связывается с саамскими данными.
Прежде всего, поморские названия Кудьма и Кудьмозеро возможно соотнести с собственно саамскими названиями озер Kuddţemmeş-ja ˙ шŗ(e) и Kuttemes Njahtshjaur - эти топонимы записаны Т. Итконеном на Кольском п-ове [KKLS, с. 984].
Они содержат лишительный суффикс -tem- при основе со значением "хороший" (саам. сонг. kodd , kudd , нотоз. kodtA, кильд. kundt(A) [Там же, с. 866, 138]), т. е. в целом дают отрицательную характеристику объекта.
Более точное значение этих лексем выявляется по зафиксированному в сонгельском диалекте устойчивому выражению kòdd(A)ţemmeş-ja ˙ шŗe "бедное рыбой озеро";
со знаком вопроса Т. Итконен приводит в своем словаре и отдельную лексему kuttemes "безрыбный" [Там же, с. 886, 184].
Для поморских Кудьмы / Кудьмозера эта этимология представляется весьма достоверной ..."
Из сайта рыбаков: http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=219&t=9455
"...на Кудьме ... там у меня дача была и я с местными деревенскими рыбаками общался там, там был рыболовецкий колхоз, рыбу они черпали хорошо, там же раньше кумжа была, пока ее не вычерпали в 1982 году, об этом даже Северный рабочий писал..."
... 19 дек 2007, " насчет ряпушки: как то по последнему льду поймали с отцом на пару 81 штуку, на следующий день я один поймал 21 штуку, до сих пор спорим, кто это был- подвид озерного сига или всё таки ряпушка. по всем источникам, старинным и современным, ряпушка не может быть более 12 см, а у нас были экзы до 200гр.
- кто бы это ни был - вкуснее ел только в Нарьян-маре ЗЕЛЬДЬ и очень красивые рыбки."
и т.д.
Otkupschikov_-_Iz_istorii_indoevropeyskogo_slovoobrazovania с. 144
Д.-рус. чоу-до 'чудо', 'удивление' и соответствующие слова из других славянских языков представляют собой перегласовку (?) к *коу-до (-> кудесъникъ).
Фасмер возводит чоудо к ст.-сл. чо\ти 'знать, узнавать', сопоставляя его с лат. caveo 'остерегаюсь', д.-инд. kavis 'мудрец', 'прорицатель', 'поэт' и др.
Тот же суффикс, что и у славянских слов, засвидетельствован у д.-греч. kudoz 'слава' (Vas., Ill, 351-352, 361).
лит. Kuodupis, Kuodupys (LUEV, 83), Kuodzii j km. , Kuodifikii} km. (LATS, 773);
лтш. Kuodeqi , Kuodajas (Endz. , 191)№,
ср. Кудепь, см: Фасмер. SBPAW, 1934, 362-363; м. 6., Kod(e)nianka в басс.
Вислы (HW, 324).
ИЕ основа Кудь- "переводиться" как "славный, удивительный ":
"ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ИМЕННОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" Э. Бенвенист с.41-
Гр. kudroz (kudi- в сложении) предполагает 'kudar
(ср. kudal - imoz ) наряду с kudainw. прославлять", kudanw, хвалить(ся)". Дублет на -es- в kudoz
Э. Бенвенист с.70
"Однако эти авторы не вышли за пределы констатации фактов и не возвели чередований к их первоисточнику. Чтобы достичь этого, необходимо добавить к производным на -al/eo; другие сложные формы на -аl.-,а именно -αλ-ιμος (гомер. ε"Μ).(μος .прекрасной внешности",
(kud-alimoz славный", πΐοκάλιμ; "обдуманный" и т. п.; "
"Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков" 1938 г. Антуан Мейе с.295
"Когда первая часть сложения - прилагательное, то, какой бы ни был суффикс прилагательного, он может заменяться через-i-; так, гр. κΰδι-άνειρα "прославляющая мужей", при κυδρό; "славный","
Примечание:
возможна другая ИЕ этимология основы Куд- из: "бить", "рубить", "ковать"
"Введение в сравнительное языкознание" О. Семереньи с.148
-"Из смычных для этих целей чаще всего используются дентальные; ср. лат. pecto 'расчесываю1,
cudo 'кую', "
ГИ с.715
"К числу подобных диалектных терминов кузнечного дела можно отнести форму *khaHu-: лат. cüdö "бью", "колочу", "кую, обрабатываю металл",
др.-англ. heawan "ударять", "высекать" (англ. hew),
др.-исл. haggua "бить", "сечь",
ст.- слав. kovQ "кую",
лит. käuju "бью", "рублю", "убиваю";
сюда же, возможно, относятся тох. A kovo тох. В kau- "убивать", ср. тох. А kost- "бить", "наносить удар""
Анализ слова Кудьма по частям даёт две основы:
Кудь- и -ма
ИЕ основа -ма : "переводиться" как "земля - долина реки - река"
Смотри: "3_Исследования ИЕ слова Земля." Рядом реки с -ма-:" Ширшима, Челма, Пележма )
ИЕ основа Куд- "переводиться" как "славный, удивительный"
Этимология слова Кудьма "славная, удивительная земля, долина реки, река" или Славное племя Кудинов - Куди. (Чуди)
После 1 славянской палатизации, с переходом -К- в -Ч-, часть названий с основой Куд- стала писаться с основами на Чуд- (Кудесники - удивительные, Чудеса и т.п.)
ИТАК:
1. Основа Куд- имеет обще-ИЕ распространение.
2. Сохранившиеся гидронимы приблизительно очерчивают в России громадную древнюю территорию кудинов: Нижегородская обл. р. Кудьма - Белое море - Кольский п.-о., Карелия - Прибалтика - Пруссия, р. Кудепь в Псковской обл. и огромное количество названий, после палатизации, из Куд- в Чуд-: Чудово-Новг., Чудское оз. и т. п.
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВЕРСИЯМИ:
1. В саамской версии, этимология для р. " Кудьма " представляется весьма не достоверной ..."
2. В финской версии, этимология для р. " Кудьма " отсутствует
Местоположение: р. Кудьма, в 12 км от г. Северодвинск. Вытекает река Кудьма (Ниж. Кудьма)
Площадь водоёма (км2): 11
Водосборная площадь (км2): 327
ИЕ ОСНОВА КУДЬ- "ПЕРЕВОДИТЬСЯ" КАК "СЛАВНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ ":
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА КУДЬМОЗЕРО " ОЗЕРО КУДИНОВ"
Примечание:
В те далёкие времена человек ещё не очень, мешал сёмге подниматься с моря в озеро на нерест и её вполне хватало для хорошего питания найденных древнейших поселений.
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВЕРСИЯМИ:
1. В саамской версии, этимология для о. " КУДЬМОЗЕРО " представляется весьма сомнительной ..."
2. В финской версии, этимология для о. " КУДЬМОЗЕРО" отсутствует
ЧЕЛМА - ИСТОК КУДЬМЫ.
Исток Кудьмы начинается с речки Челма (Келма) и Челмозера.
Анализ слова ЧЕЛМА по частям даёт две основы:
Кел- и -ма
ИЕ основа Кел- "переводиться" как ""'возвышенность, холм, верхний, высокий и т.п.' - Кел- в результате первой палатизации дало написание Чел-, в результате второй палатизации дало написание Цел-,
Смотри в главе 7: "Целица /Челица, и Цельнаволок
ИЕ основа -ма : "переводиться" как "земля - долина реки - река"
Смотри.: "3_Исследования ИЕ слова Земля." Рядом реки с -ма-:" Ширшима, Кудьма, Пележма.
Этимология слова ЧЕЛМА "верхняя земля, долина верхней реки, верхняя река"
Этимология слова ЧЕЛМОЗЕРО "верхнее озеро, долина - бассейн верхнего озера"
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
КЕЛДА, р. / КёЛ(Ь)ДА - КеЛДОЗЕРО, оз. / ТёЛДОЗЕРО (Мез., басс. р. Кулой). - "верхняя земля, долина верхней реки, верхняя река"
ЧУДСКИЕ ОЗЁРА и река ЧУДА.
Расположены в нескольких километрах юго-западнее Челмозера.
Река ЧУДА вытекает из ЧУДСКИХ озёр и впадает в реку Солзу.
ИЕ основа Куд- "переводиться" как "славный, удивительный ":
После 1 славянской палатизации, с переходом -К- в -Ч-, часть названий с основой Куд- стала писаться в основами на Чуд- (примеры: Кудесники (удивительные), Чудеса и т.п.)
Этимология слова ЧУДСКИЕ ОЗЁРА: " озёра Кудинов"
Этимология слова река ЧУДА: " река Кудинов"
Письменные Источники о народе "Чуди -Куди"
Е.А.МЕЛЬНИКОВА, В.Я.ПЕТРУХИН
РУСЬ И ЧУДЬ
В космографическом введении к Начальной русской летописи список народов, помещенных в "Иафетовой части",открывается наименованиями русь и чудь: орусь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь..."
Ниже они повторяются, замыкая перечни "прибалтийских"
("Ляхове же и пруси, чюдь приседять к морю Варяжьскому") и скандинавских ("варязи, свей, урмане, готе, русь") народов1.
В этом перечне обращают на себя внимание три момента.
Первый-это двукратность упоминания обоих названий в отличие от остальных, которые приводятся лишь в одном месте списка.
Второй-противопоставление наименований русь и чудь другим этнонимам: они вынесены за рамки общего перечня-"русь и чудь и вси языци".
Третий момент-это соединение среди многих других именно этих двух наименований, которое прослеживается и в последующем тексте ПВЛ: в перечне народов, "иже дань дают Руси", и в легенде о призвании варягов.
...
На политическую арену чудь выводится в связи с рассказом о призвании варягов: наряду со словенами, мерей и кривичами она платит дань приходящим из-за моря варягам, а затем участвует в призвании князей: "идоша за море к варягом, к руси... Реша русь, чюдь, словени, кривичи и вси: "Земля наша велика и обилна"" и т.д.(ПВЛ,с.18).
...
Иное дело, что НПЛ (Новгородская Первая Летопись) ставит чудь в несколько особое положение по сравнению с "новгородскими людьми" -словенами, кривичами и мерей: она не причисляется к новгородской конфедерациии "владеет своим родом" (НПЛ, с.106).
Кроме того, согласно ПВЛ, чудь принимает участие в призвании князей, но не входит в число племен, которыми "обладаша Рюрик".
В последующих сообщениях чудь упоминается исключительно в связи с военно-политическими акциями древнерусских князей, которые опираются на новгородскую конфедерацию.
"Варяги, чюдь, словени, меря и все кривичи" составляют войско Олега, идущего из Новгорода в Киев: варяги занимают в этом списке место руси, так как далее сказано, что русью после захвата Киева прозвались варяги и словене (ПВЛ,с.20);
те же племена входят в войско Олега, набранное для похода на Византию в 907г. (там же,с.23).
Далее, "варяги и словене, чюдь и кривичи" принимают участие в походе Владимира на Полоцк, осуществленном из Новгорода в 980г. (там же,с.54).
Наконец, Владимир "нарубает" лучших мужей для заселения крепостей по Стугне и Суле "от словен, и от кривич, и от чюди, и от вятич" (там же,с.83).
В то же время чудь не упомянута в числе племен (словене, кривичи, меря), плативших дань варягам по "уставу" Олега (там же, с.20), т.е. не была связана с формирующимся древнерусским государством данническими отношениями.
Это дало основание А.В. Кузе высказать предположение о том, что существовал "древний союз руси и чуди", восходящий к эпохе призвания варягов3.
ПРИМЕЧАНИЕ:
- В источниках упоминаются ТРИ разные ЧУДИ, расположенные географически по соседству:
1. Восточнее Новгорода - заволочьская чюдь (поселение Волок близко от Новгорода )
2. Вокруг Новгорода - чудь, которая опирается на новгородскую конфедерацию
3. Западнее Новгорода - чудь - эстонцы и др. народы.