ИЕ этимология кентумной основы "БЕЛ", совпадает с ИЕ сатемной славянской основой "БЕЛ" и обозначает "БЕЛЫЙ ЦВЕТ"
ИЕ этимология "р. Белая" - "БЕЛАЯ РЕКА"
ИЕ этимология " ОЗЁРА БЕЛЫЕ" - "БЕЛЫЕ ОЗЁРА"
р. Белая - приток Большой Урзуги, протекает рядом с о. Белое.
В районе р. ЛАИ, имеются три БЕЛЫХ ОЗЁРА, одно в верховьях, другое в низовьях, третье посередине и река БЕЛАЯ. (ещё одно БЕЛОЕ ОЗЁРО в верховьях р. КУДЬМА, есть БЕЛОЕ ОЗЁРО рядом с Кородским оз. и в районе р. СОЛЗЫ.
Особенностью всех БЕЛЫХ ОЗЁР является их расположение на возвышеннных местах - на водоразделах, с высокими берегами, с красивыми окрестностями, пригодными для проведения ритуалов и праздников. В ИЕ известно множество положительных - белых богов.
"ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КЕЛЬТСКИХ ТЕОНИМОВ" В. П. Калыгин
1. Чаще всего с именем Аполлона связывали кельтского бога Белена. Его культ существовал в древнем кельтском царстве Норика (в Восточных Альпах), где, согласно сообщению Тертуллиана (III в. н. э. ), Белен был главным богом. Живший примерно в то же время греческий историк Геродиан утверждал, что Белена особенно почитали в Аквилее (Северная Италия), выдавая за Аполлона. Культ этого бога прослеживается также в Южной Галлии и Британии.
Имя бога напоминает название ирландского праздника Бельтайна, отмечавшегося 1 мая. Вторая часть этого названия представляет собой слово, обозначающее "огонь", а первая, "бель", вероятно, означает "сияющий, светящийся".
Эта этимология, действительно, ведет нас к солнечному богу, который может быть отождествлен с Аполлоном.
В то же время существует точка зрения, что имена Бель или Белен могут быть прозвищами Луга, поскольку Луг - солнечный бог, а его имя означает "светящийся". На солнечную природу Луга указывает его прозвище Ламфада ("с длинной рукой"), которое истолковывают как "луч солнца". Своеобразным подтверждением того, что Бель (Белен) был ипостасью Луга, может служить такой факт: в диалекте современного французского языка "белин" означает "колдун, волшебник", а магия была одним из основных качеств Луга. На этом примере мы еще раз можем убедиться, что грань, отделяющая кельтских богов друг от друга, является очень зыбкой и в основе мужского пантеона действительно может лежать образ единого великого бога.
Культ Белена в основном состоял из сакральных ритуалов,
2. Brigantia ґ общекельтская богиня, в Ирландии Brigit. Покровительница поэтов, кузнецов (ремесленников) и скотоводства; обеспечивала плодородие, охраняла рожениц и детей. Ассоциируется со светом и белым цветом, а также с возвышенностями и поэзией. Эпоним племени Briganfi (в Ирландии Ui Brigdi). Восходит к пракельт. *brgnfi < и.ґе. *bhrghnti 'высокая/белая'. Briganfi (в Ирландии Ui Brigdi). Ш Olm. 358, 373, 420; Ross№232, 359; [Королев 1993; Калыгин 1998, 53ґ56].
3. Brigit ґ ирландская богиня. См. Brigantia.
...
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВЕРСИЯМИ:
1. В саамской и финской версиях, этимология для "РЕКА БЕЛАЯ, ОЗЁРА БЕЛЫЕ" отсутствует.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. "Б" нехарактерна для финских языков - она оглушается до "П"
2. Основа "БЕЛ-" служит маркером отсутствия саамо-финских языков.