Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в подмосковной деревне Кирилловке, где и воспитывался у бабушки и деда. В десятилетнем возрасте после смерти деда мать взяла его в Москву. В июне 1941 года он окончил семь классов средней школы.
Началась война. Для того чтобы попасть в действующую армию, Владимир Осипович прибавил себе два года, с тех пор во всех документах годом рождения стало 3 июля 1924 года. С 15 лет на фронте. Был рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, - в конце войны исполнял должность командира роты.
Богомолов воевал на Украине, в Белоруссии, Польше, Германии и Маньчжурии. После окончания Великой Отечественной войны служил в армии: на Дальнем Востоке и снова в Германии.
На фронте Владимир Осипович был ранен, дважды контужен, имеет боевые награды. Служил в армии до 1952 года.
В 50-х годах Богомолов экстерном окончил десятилетку и интенсивно занимался самообразованием, много читал, собирал, классифицировал, сопоставлял и анализировал тематическую литературу: как говорил Владимир Осипович - "массировал компетенцию". В 1955 году был Богомоловым выпущен сборник детских стихов. Повесть "Иван", опубликованная в журнале "Знамя" в 1957 году, сразу принесла автору известность, она переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз. На ее основе режиссером А.Тарковским создан в 1962 году фильм "Иваново детство".
В 1963 году были написаны повесть "Зося" и рассказы "Кладбище под Белостоком", "Сердца моего боль", "Второй сорт", "Кругом люди", "Сосед по палате", "Участковый", "Сосед по квартире".
Кинорежиссер Андрей Смирнов, друживший с В.О. Богомоловым, писал: "Это был человек невероятной чистоты. Он ушел на войну в 15 лет, прибавив себе два года, о чем, как рассказывал потом, имел возможность пожалеть, поскольку попадал в такие кровавые переделки... Он хорошо узнал Россию. Был человеком высокой культуры, хотя не имел специального образования. Просто он не уставал заниматься самообразованием. У него всегда на письменном столе можно было увидеть гору книг. К слову относился так же тщательно, как солдат, отправляющийся в разведку, к своему оружию и снаряжению. Главное - чтобы не подвело, не дало осечку. И был он сильным и храбрым до конца. Я мало кого так уважаю, как Владимира Осиповича".
С 1965 года по 1973 год Богомолов писал свой самый знаменитый знаковый роман "Момент истины" ("В августе сорок четвертого..."), который впервые был опубликован в журнале "Новый мир" в 1974 году. В этом же журнале в 1993 году была напечатана повесть "В кригер".
В последние годы писатель работал над публицистической книгой "Срам смут и живые, и мертвые, и Россия...", где вел полемику с новейшими сочинениями о Великой Отечественной войне.
Тридцать лет Владимир Осипович работал над огромным автобиографическим романом, доведенным до семидесятого года. По слухам, книга была давно закончена - Богомолов ее правил, переписывал и доводил до совершенства. Никаких распоряжений о ней он не оставил, умер внезапно, рассчитывал жить долго. Опубликовал в "Новой газете" единственную главу.
В 2001 году В.О.Богомолов стал лауреатом премии имени А.Д. Синявского "За достойное поведение в литературе": получил деревянную скульптуру Абрама Терца (от денежной части премии автор отказался, передал её вдове - Марье Васильевне Розановой).
В 2003 году писатель награждён дипломом ЮНЕСКО "За выдающийся вклад в мировую литературу". Почетный диплом ему привезли за три недели до кончины. Он отказался от двух Государственных премий, от гонораров за фильмы, от орденов.
Он никогда не подлаживался под начальство, не стремился к чинам и наградам, даже в Союз писателей не вступал, хотя кто, как не Богомолов, имел право на звание писателя. Он сам был союзом одного писателя.
Умер Владимир Осипович Богомолов 30 декабря 2003 года в Москве. Известного писателя похоронили на Ваганьковском кладбище.
Почти все книги Владимира Богомолова посвящены Великой Отечественной войне.
3.Тематика. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий.
"Момент истины" - самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны. Это так и не так. Не так, потому что это роман не столько о контрразведке и розыскниках, сколько о человеческом разуме и человеческой душе.
Владимир Богомолов занял прочное место в современной литературе. Вместе с тем можно сказать, что Богомолов - писатель одновременно известный и еще малознакомый. Не зная его биографии, его жизненного опыта, иные читатели полагают, например, что в романе "Момент истины" он пишет о себе самом, что это произведение едва ли не документально-автобиографическое...
Это не совсем так. Собственный путь Владимира Богомолова далеко не во всем похож на путь, скажем, Евгения Таманцева или Андрея Блинова.
В романе героя-рассказчика нет, и отношение писателя к происходящему выясняется не так-то просто. Но, вдумываясь в события романа, понимаешь, какой ценностью - и человеческой, и литературной - являются для Богомолова прямота, искренность, правда...
Герои Богомолова таскают в карманах удостоверения военной контрразведки СМЕРШ, просуществовавшей всего три года - с 1943-го по 1946-й. Но имя ее до сих пор будоражит умы - даже одним своим шипяще-шелестящим названием. С одной стороны - тысячи реальных немецких шпионов и диверсантов, с другой стороны - угрюмая судьба военнопленных и надзор за неблагонадежностью. Все сплавлено вместе - вот в чем момент истины.
Можно сказать поэтому, что "Момент истины" - в немалой мере роман о драме взаимонепонимания людей разных профессий, занятых общим делом.
Когда читаешь роман в первый раз, чувствуешь, как неудержимо втягивает в себя "приключенческий" сюжет - история розыска вражеской агентуры. Круги этого сюжета расходятся все шире, захватывая все уровни войны, вплоть до Ставки ВГК, сжимаясь в обратном направлении, кольца сюжета заставляют все напряженнее действовать трех розыскников, группу капитана Алехина.
4. Проблематика произведения и его идейная нравственность. Жанровое своеобразие.
Читая этот роман, можно подумать, что на самом деле он о том, как поймали шпионов в Шиловичском лесу 19 августа 1944 года. Но главный "момент истины", главная тема - это как "жить не по лжи" - в честном и добросовестном исполнении профессионального долга. И все.
Эта книга похожа на многослойный пирог. В ней есть детектив, есть множество историй, крохотных внутренних романов со своими героями, сотни деталей, пресловутые документы. То есть те самые шифрограммы и донесения, из-за которых Богомолова вызывали серьезные строгие люди в штатском и интересовались, откуда он их взял. И тот отвечал, что придумал эти справки и приказы от начала до конца.
Знаменитый роман очень интересно написан, он говорит разными голосами, время в нем убыстряется, раскручивается, а под конец летит камнем. Из четырехсот страниц четверть - рассказ о том, что проходит за полчаса на лесной поляне.
Глядя со стороны, из другого времени и другой страны, начинаешь понимать, в чем тут дело. Общество, которое описывал Богомолов, было обществом военным и военных, оно не было приспособлено для мирной жизни.
Константин Симонов говорил, что "Момент истины" - роман не о контрразведке, а о советской государственной машине и типичных людях того времени.
Мы говорим о безумно популярном романе, переизданном сто раз и переведенном не то на тридцать, не то на сорок языков, романе, из которого по уже нашему языку разбрелись и "момент истины", и "качание маятника", и "стрельба по-македонски".
|